Рекомендации
по Самостоятельной Работе Студентов по Модулю 1 и Модулю 2
В
процессе самостоятельной работы студенты обогащают знания в области риторики,
ораторского искусства, в области делового общения, расширяют межпредметные
связи и овладевают речевой компетенцией для эффективной будущей
профессиональной деятельности, для позитивного взаимодействия с различными
людьми.
При выполнении заданий
творческого характера, студент должен усвоить и закрепить следующие
основные умения:
- овладевать основами
риторической культуры, ее педагогического аспекта;
- грамотно и
культурно общаться,
- понимать
собеседника, умение слушать его,
- учиться
задавать общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко,
- стараться
достигать взаимопонимания с любым человеком,
<
- обращать
внимание на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые паузы, ритм речи,
элементы актерского мастерства,
- налаживать и осуществлять речевую деловую
коммуникацию;
- вести дискуссию-диалог;
- уметь вести
профессионально-ориентированное общение.
Рекомендуемые
вопросы для выступлений, темы докладов:
- Требования к
поведению говорящего.
- Нравственный
долг оратора.
- Риторика и
этика.
- Свойства личности
оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность,
искренность; дружелюбие, обаяние и артистизм; объективность, уверенность.
Способы проявления этих свойств в речи.
- Способы
развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой.
-
Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их
проявления в речи оратора (зрительный контакт, голосовой контакт, устность,
импровизационность речи). Основные приемы управления вниманием аудитории. Принцип
«гармонизирующего диалога» и средства его реализации. Принципы коммуникативного
сотрудничества и формы их проявления.
- Устные
информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая
речь. Специфика учебно-научной информации. Средства активизации внимания
слушателей в процессе публичного выступления.
- Аргументация
как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической
аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как
совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения.
Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и
эмоциональную сферу человека с целью «навязывания» готового мнения адресату.
- Спор,
дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в
этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в
процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.
- Культура
дискуссии, требования к поведению полемистов. Умение выделить предмет спора и
«не потерять» его в процессе дискуссии. Определенность позиций и взглядов
участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно
оперировать понятиями и терминами. Уважительное отношение к оппоненту как
необходимое условие успешной дискуссии.
- Умение
отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов. Нечестные приемы в поведении
полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Речевое поведение
ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы,
позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение,
корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели.
- Цели и
правила использования цитат и изречений в публичной речи. Риторические средства
диалогизации речи.
-
Педагогический диалог в ситуации опроса, повторения и обобщения изученного,
объяснения нового материала. Специфика учебно-педагогического диалога в
различных коммуникативно-речевых ситуациях. Диалогическое единство как
разновидность дискурса. Структура диалогического единства. Типы (виды)
диалогических построений: диалог-сообщение; диалог-побуждение; диалог-расспрос
и др.
-
Объяснительный монолог как речевой жанр. Особенности коммуникативно-речевой
ситуации, в которой реализуется объяснительный монолог. Характер информации в
объяснительной речи. Соотношение информативного и аргументированного
компонентов в содержании объяснительной речи. Требования к отбору материала при
подготовке к объяснению. Требования к речевому поведению педагога в ситуации
объяснения. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для создания
объяснительного монолога
- Средства
установления контакта со слушателями. Средства привлечения внимания; средства
популяризации информации. Средства выделения главного, значимого, интересного,
нового. Цитирование и цифровой материал в докладе. Аргументированный компонент
доклада (сообщения). Средства объективизации информации. Средства выражения
оценки в докладе (сообщении). Выразительность речи докладчика. Требования к
невербальному поведению докладчика.
- Доклад
(сообщение) как разновидность информирующей речи. Разновидности докладов.
Особенности доклада как формы устного и публичного выступления.
Структурно-смысловые части доклада, их функции. Требования к отбору материала для
доклада или сообщения. Средства перехода от одной части к другой. Подготовка к
докладу.
- Обобщающая
речь педагога в ситуации подведения итогов занятия. Специфика учебно-речевой
ситуации подведения итогов. Целевая установка и тематическое содержание обобщающей
речи. Характер коммуникации в ситуации подведения итогов занятия. Логичность
обобщающей речи. Разновидности обобщающей речи: обобщение деятельностного
аспекта занятия; обобщение – формулировка правила, определения; обобщение –
инструктаж, совет, предупреждение трудностей. Структурно-смысловые части
обобщающей речи. Средства связи частей обобщающей речи. Стилевые особенности
обобщающей речи.
-
Характеристика лица как жанр делового общения. Характеристика студента.
Сравнительная характеристика. Групповая характеристика. Стилевые разновидности
индивидуальных характеристик. Авторские характеристики в литературе на
педагогические темы. Риторические приемы создания характеристик.
-
Коммуникативно-речевые умения, необходимые для организации и ведения диалога.
Объяснительный монолог (объяснительная речь) педагога в ситуации изучения
нового материала. Функции объяснительной речи и ее разновидности.
-
Педагогический диалог в ситуации объяснения нового материала. Коммуникативная
задача данной разновидности диалога. Способы предъявления информации в
педагогическом диалоге. Структурно-смысловая целостность диалога. Характер
реплик в диалоге. Характер вопросов, требования к их формулировке. Языковые и
речевые средства оформления диалогического высказывания. Развернутые
монологические реплики педагога в структуре педагогического диалога, их
функции, специфика, особенности оформления.
|