МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент научно-технической политики и образования
Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
института ИММиБ
Н.В.Антонова ________________
«_____» ________________ 2009г.
Рабочая программа
«Тренинг профессионально ориентированных риторик,
дискуссий, общения»
для специальности 110200.68; 110201.68; 110100.68;
120300.68; 080500.68; 110400.68; 080100.68; 110300.68
кафедра Профессиональной
педагогической подготовки
курс магистратура
Красноярск 2009
Рабочая программа составлена на
основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования
110200.68; 110201.68; 110100.68;
120300.68; 080500.68; 110400.68; 080100.68; 110300.68
(номер и название специальности)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Профессиональной
педагогической подготовки «______»________________ 2009 г.
Составитель программы
С.В.Тимофеева
Заведующая кафедрой
Т.В. Терешонок
Одобрена методической комиссией Института ММи Б
«____» 2009 г.
Председатель ___________________________
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
и причины введения учебной дисциплины
В современных
социокультурных российских условиях актуализировались проблемы формирования речевой
культуры специалистов, ориентированных на различные уровни взаимодействия с
людьми, умение говорить публично, овладевать основами риторики как науки об
убедительной и оптимальной речи. Возникает необходимость подготовки
специалистов, грамотных в сфере профессионально-ориентированного общения,
культуры речи, речевого взаимодействия с людьми. Требуется освоение дисциплин
такого рода: овладение основами риторического искусства, делового общения,
развитие компетентности в сфере культуры взаимодействия с людьми, умение вести
дискуссии, деловые переговоры. Это является одним из необходимых условий
успешного социального становления, социализации будущего культурного
специалиста.
Индивидуальная риторическая культура характеризуется такими параметрами как:
грамотная развитая речь, грамотное, к месту употребление понятий, умение
слушать собеседника, понимать его, достигать взаимопонимания с любым человеком,
умение вести профессионально-ориентированное общение. Все это способствует
эффективной жизнедеятельности человека в социуме, повышает уровень его
культурного профессионального становления.
Основные аспекты
этих психолого-культурологических проблем отражены в курсе по выбору - «Тренинг
профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения».
Данная
дисциплина содержит вопросы истории риторики, теоретических основ ораторского
искусства, общих основ и правил риторической культуры, аспектов позитивного
общения в деловом контексте, изучение особенностей спора, дискуссии, основ
полемического мастерства, выстраивания делового, профессионального
сотрудничества на основе морально-этических принципов и норм. Поскольку речевая
практика студента требует умения обобщать, готовности размышлять в научном
контексте («искусство и наука хорошо говорить»), то данный курс имеет важное
практико-прикладное значение для обеспечения культурологической
профессиональной подготовки будущих и начинающих специалистов негуманитарных
специальностей агропромышленного комплекса 110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68;
180500.68; 110400.68 очной формы обучения в контексте повышения их
общего уровня риторической культуры.
Роль и
место курса в структуре учебного плана. Курс «Тренинг профессионально
ориентированных риторик, дискуссий, общения» входит в национально-региональный
(вузовский) компонент специальных дисциплин и рассчитан для студентов
специальности агропромышленного комплекса 110200.68; 110201м; 110100.68;
120300.68; 180500.68; 110400.68 дневной формы обучения.
Цели
и задачи курса:
- овладение
студентами культурой речи, основами
риторической культуры; навыками публичного выступления, элементами ораторского
искусства, умение грамотно, культурно общаться, находить язык общения с каждым,
быть эрудированными культурными специалистами с грамотной развитой речью; уметь
грамотно проводить деловые переговоры, вести дискуссии, полемику; применять
знания ораторского искусства в профессиональной деятельности.
В целом способствовать повышению общего уровня риторической
культуры студента для успешной профессиональной деятельности.
Структура
курса.
Учебный план
данной дисциплины представлен для специальностей:
- 110200.68;
110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 лекционным курсом в объеме
- 18 часов; практическими занятиями в объеме 18 часов, самостоятельной работой
студентов, консультации, зачет - всего 60 часов очной формы.
Особенности
изучаемого учебного курса.
Отличительными
чертами данного курса являются теоретическая и практико-ориентированная
направленность; разделение учебного материала на структурные элементы, которые
позволяют педагогу дать необходимую теоретическую информацию для формирования у
студентов определенных риторических знаний, умений, навыков, организовать
самостоятельную работу студентов и проверочные задания.
При
отборе содержания лекций данного курса учитываются:
-
практическая направленность;
-
соответствие
содержания программы курса «Тренинг профессионально ориентированных риторик,
дискуссий, общения» целям профессионального становления специалиста;
-
возраст
и опыт студентов (дневное). Данные лекции построены таким образом, чтобы
заинтересовать студентов в ценностях культуры речи, риторических знаниях, их
практической реализации, расширяя «поле» общегуманитарной культуры студентов.
Основными функциями курса являются:
- информационная
- изложение системы знаний;
- мотивационная
- формирование познавательного интереса к содержанию дисциплины и
профессионально-культурной речевой мотивации будущего специалиста;
- ориентировочная
- обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала по риторике,
культуре речи;
- воспитательная
- формирование позитивного отношения к процессу взаимодействия, стремление к
самостоятельному изучению аспектов речевых знаний для будущей профессиональной
деятельности, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации
культуры речи студентов, их интеллектуально-речевого потенциала.
Формы
организации учебного процесса. Программой
данной учебной дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических
занятий, самостоятельная работа студентов, зачетные вопросы.
Требования к
знаниям и умениям студентов.
Студент
должен знать:
- основы
риторической культуры, элементы ораторского искусства, быть компетентным в
сфере речевой культуры,
- грамотное проведение деловых переговоров, дискуссий, общения.
- этические
требования, нормы, ценности во взаимоотношениях деловых партнеров;
- понимать сущность процесса речевого общения;
Студент должен уметь:
- овладевать основами
риторической культуры;
- грамотно и
культурно общаться,
- понимать
собеседника, умение слушать его,
- учиться
задавать общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко,
- грамотно
проводить деловые переговоры
- стараться
достигать взаимопонимания с любым человеком,
- обращать внимание
на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые паузы, ритм речи, элементы
актерского мастерства,
- налаживать и осуществлять речевую деловую
коммуникацию;
-
вести дискуссию-диалог;
- уметь вести
профессионально-ориентированное общение,
- применять
полученные знания в личной и профессиональной деятельности.
Объем и сроки изучения. Курс «Тренинг профессионально
ориентированных риторик, дискуссий, общения» представлен для специальностей:
110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 лекционным
курсом в объеме - 18 часов; практическими занятиями в объеме 18 часов,
самостоятельной работой студентов, консультации, зачет - всего 60 часов очной
формы.
Сроки изучения -
в течение одного семестра.
Виды контроля
знаний студентов и их отчетности.
Текущий
контроль: самостоятельная работа студентов.
Итоговый
контроль: зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса по выбору «Тренинг
профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения» для
специальностей 110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68
очной формы.
№
п/п
|
Наименование модулей и тем
учебной дисциплины
|
Количество часов
|
Всего
часов
|
в том
числе аудиторных
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Сам. работа студента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Модуль 1. Из истории риторики и ораторского
искусства.
|
1.1
|
Риторика и ораторское искусство.
|
7
|
2
|
2
|
3
|
1.2
|
Из истории риторики. Персоналии.
|
6
|
2
|
2
|
2
|
1.3
1.4
|
Русская риторика.
Общая и частная риторика.
|
6
7
|
2
2
|
2
2
|
2
3
|
Итого
по 1 модулю
|
26
|
8
|
8
|
10
|
Модуль
2. Второе дыхание риторики. «Обучение красноречию - приобщение к
интеллигентности».
|
2.1
|
Культура речи. Деловая риторика.
|
10
|
3
|
3
|
4
|
2.2
|
Правила
ораторского искусства. А.Ф. Кони - советы лекторам.
|
7
|
2
|
2
|
3
|
2.3
|
Спор,
его цели, приемы, уловки.
|
7
|
2
|
2
|
3
|
2.4
|
Дискуссия
и полемика - виды, типы. Правила краткой риторики.
|
10
|
3
|
3
|
4
|
|
Итого
по 2 модулю
|
34
|
10
|
10
|
14
|
|
Всего
|
60
|
18
|
18
|
24
|
2. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО
КУРСА
Модуль 1 «Из истории
риторики и ораторского искусства».
1.1 Риторика и ораторское
искусство
Риторика как
искусство и наука. Искусство красноречия. Наука убеждать. Ораторское искусство как высшая степень мастерства.
Исторический путь становления риторики. Античный риторический канон. Типы
ораторов. Принципы речевого воздействия. Коммуникационные эффекты.
Тема 1.2 Из истории риторики. Персоналии
Краткий исторический очерк, античная риторика, средние века, новое время,
неориторика. Персоналии. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель. Протагор. Софисты.
Цицерон. Квинтилиан.
Тема 1.3 Русская риторика.
Развитие риторических традиций в России. Первое древнерусское сочинение о
риторике - «Сказание о семи свободных мудростях». Наиболее ранние списки первой
русской «Риторики» - 1620 год. «Риторика» состоит из двух книг: «Об изобретении
дел» и «Об украшении слова». Книгохранилища Москвы и Санкт-Петербурга:
обнаружены 13 списков старообрядческой «Риторики в 5-ти беседах», 15 списков
«Риторики» М. Усачева, 30 списков «Риторики» Софрония Лихуда 1698 года, 19
списков «Риторики» Козьмы Афоноиверского 1710 года и других авторов.
Риторика
М.В. Ломоносова. «Риторика» М.В. Ломоносова- 1743 год- фундаментальный
научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но
и в последующие периоды. «Краткое руководство к красноречию».
Риторика
М.М. Сперанского. 1792 год- М. М. Сперанским написан курс словесности,
читал в Петербургской духовной академии. 1844 год - эти лекции опубликованы под
названием «Правила высшего красноречия». Особое значение придавал эмоциональности
речи. Значительное место в работе отводится описанию экспрессивности
в слове и анализу природы «страстей». Большое внимание
уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории
слога, в чем проявилась самобытность его сочинения.
Риторика
И.С. Рижского. «Риторика» И.С. Рижского- 1796 год- четыре части.
Достоинство риторики И.С. Рижского- непосредственная связь с языковой и
сочинительской практикой деятелей 18 века (поэтов, прозаиков, ученых).
Русская
риторика 19 века. Характерная особенность русской риторики - деление на
общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, частная
описывала прозу, ее виды и разновидности. Во второй половине 19 века центром
внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и
поэтических форм речи.
В системе
образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности».
Русская риторика 20 века.
Тема 1.4 Общая и частная риторика
Традиционный
и нетрадиционный подходы. Красноречие. Пять частей риторики. Раздел - топика.
Довод и коммуникативная установка. Предмет традиционной риторики - прозаическая речь и прозаические
тексты. Предмет и задачи риторики. Подразделения риторики.
Три
функциональных типа речи: совещательная, судебная, торжественная. Риторика
средств массовой информации, политическая, деловая (коммерческая) риторика. Подразделения
риторики: теоретическая, прикладная, тематическая. Части (каноны) риторической
разработки речи. Модусы убедительности: логос, этос, пафос. Риторические места
- топосы. Основные блоки структуры текста, речи. Риторические аргументы.
Риторика и
смежные дисциплины.
Модуль 2
Второе дыхание риторики. «Обучение красноречию - приобщение к
интеллигентности».
Тема 2.1 Культура речи.
Деловая риторика
Речевые формы
общения в деловых отношениях. Основы деловой риторики. Искусство
социально-политической аргументации. Виды общения. С помощью слов
(словесное) и жестов (несловесное). Общение устное и письменное. Общение бытовое и общение официальное. Общение
личное, группповое, массовое. Общение для контакта и обмена мыслями,
информацией (фактическое - нефактическое). Стили речи. Речевая деятельность.
Речевые жанры: скороговорки, личное письмо, поздравление, объявление и т.д.
Основные риторические умения: умение анализировать и оценивать общение и речь,
а именно: взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей и чувств,
уместность своего речевого поведения; точность речи (наличие фактических
ошибок), разнообразие языковых средств, выразительность речи (речевые находки);
особенности речевых жанров.
Умение
общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе,
а именно: умение использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения,
позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу; умение создавать
ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры:
этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.
Проблемы и формы делового общения, коммуникация. Исторический
путь становления риторики. Античный риторический канон. Понятие "деловая риторика". Речевые формы общения в деловых отношениях. Основы
деловой риторики. Типы ораторов. Принципы речевого воздействия. Коммуникационные
эффекты. Искусство социально-политической
аргументации. Деловая риторика.
Тема 2.2 Правила ораторского искусства. Советы А.Ф. Кони.
Как завоевать
внимание аудитории. Искусство как высшая степень ораторского мастерства.
Логика в
ораторской речи. Последовательность в выступлении оратора, роль аргументов.
Даётся толкование логической культуры, как способности определённо изложить
содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность
перехода от одной мысли к другой; доказательное изложение материала. Использование
законов логики обеспечивает вышеперечисленные качества. Указаны требования
логики к различным этапам работы над речью. Намечены целевые установки каждой
части работы оратора над речью, названы основные приёмы, которые он должен
использовать для достижения поставленных целей.
Подчинение
начала и конца речи тезису, к которому относится все приводимые аргументы,
отражает главное правило композиционно - логического строения речи,
сформулированное М.М. Сперанским: «Обозначить свой предмет, раздробить его на
части, слить одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой
выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более
друг на друга отливают света; приметить всё сие и установить их в сем
положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии «. Вопросы на понимание
материала и его самостоятельный разбор с указанием ряда авторов. Культура речи
оратора. Составляющие речи оратора, знание родного языка и личный стиль
оратора.
Даётся
перечень частых ошибок. Например, тавтология, слова - паразиты, неправильное и
неуместное употребление цитат. Богатство речи: литературные средства
выразительности речи, определения основных из них. Перечислен ряд советов для
будущих ораторов. Стили русской речи. Требования к языку публичного
выступления. Языковая норма.
Советы А.Ф.
Кони. Оратор и аудитория. Подчёркивается связь риторики с психологией, этикой и
педагогикой. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения.
Большое место отводится импровизации. Преимущество отдаётся речевым
выступлениям.
Примеры
композиционных средств активизации внимания и интереса аудитории (речевые и
методические). Каналы воздействия оратора на аудиторию. Заостряется внимание и
на учёте особенностей аудитории.
Критерии
оценки аудитории. Приведены основные критерии, на основании которых оратор даёт
предварительную оценку составу слушателей. Признаки аудитории. Мотивы слушания.
Типы слушателей. Уделяется внимание кинемике (науке о жестикуляции),
подчёркивается роль жестов, их искренности.
Как
преодолеть волнение перед началом публичной речи? Вопросы на понимание
материала, список книг для прочтения.
Техника речи.
Физиология, строение речевого аппарата, характеристика голоса: тембр, высота
звучания, темп, чёткость дикции. Оратор должен уметь владеть своим голосом.
Ряд упражнений-
преодоление многочисленных комплексов, улучшить технику говорения на публике. 15
упражнений: развивают полётность голоса и правильность речевого дыхания; расширяют
диапазон голоса; направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации;
предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению окончаний
слов; направлены на самопроверку в нормативности произношений.
Тема 2.3 Спор, его цели, приемы, уловки
Стратегия и тактика спора. Советы по
поводу спора. Причины, по которым подчиненные крайне редко вступают в спор с
руководителями: Чувство собственной безопасности. Статус различий. Прошлый
опыт. Манера руководителя принимать решения. Репутация руководителя. Искусство
ведения спора- «диспут», «дискуссия», полемика». Дискуссия может вестись с
различной остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика,
спор. Спор проявляется в некотором противоречии, которое позволяет
сформулировать проблему.
Цели ведения спора: разделены на две группы:
конструктивные, деструктивные. Техника убеждения в споре. Практические рекомендации по правилам
отстаивания своей точки зрения, по технике убеждения партнера (А. Петренко).
Специальные приемы аргументации: Метод перелицовки.
Метод «Салями». Метод расчленения. Метод положительных ответов. Метод
классической риторики. Метод замедления темпа. Метод двусторонней аргументации.
Критика в споре. Запреты критикующему. «Памятка критикуемому».принципы ведения
спора. Советы Дейла Карнеги.
Приемы и уловки
спора (доказательства, тактические приемы). Эристика-искусство ведения
спора. Эристика- интегральное искусство, возникает на стыке знаний и
умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.
Характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью.
Доказательность - логическое воздействие на оппонента
принудительностью рассуждения. Убедительность - психологическое
воздействие на оппонента, направленное на восприятие той или иной идеи. В
рамках спора приведённые понятия относительно независимы.
Тема 2.4 Дискуссия и полемика - их виды, типы. Правила краткой
риторики.
Дискуссия.
Полемика. Андреев: семь вариантов протекания дискуссии-спора: Эвристический
подход. Логический подход. Софистический подход. Авторитарный подход.
Критикующий подход. Демагогический подход. Прагматический.
Виды и
типы полемики. Полемическое мастерство. Теория полемики. Тема полемики -
система тезисов, отстаиваемых партнерами по диалогу. Арбитраж. Виды
полемики: регламентированные (происходящие в соответствии с процессуальным
кодексом) и хаотичные (процессуальные нормы не соблюдаются): публичные
(приаудиторные - полемика происходит в присутствии третьих лиц) или кулуарные
(уединенные, приватные, когда все присутствующие имеют право участия в полемике
и используют это право).
Типы:
познавательная полемика, деловая полемика, игровой (спортивный) тип полемики. Основные
правила краткой риторики (по Мерзлякову).
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Программа
практических занятий включает основные вопросы, которые выделены в учебной
рабочей программе дисциплины. Место и роль практических занятий курса
«Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения» определяется
тем, что содержание данного курса по выбору постоянно рефлексируется студентом
в процессе его собственной жизнедеятельности, в процессе общения и
взаимодействия с различными людьми, определенным образом «присваивается»
студентом, расширяет «культурное поле», обогащает личностный и профессиональный
опыт молодого специалиста в плане знания основ риторической культуры.
Важным
элементом практических занятий является реализация теоретических знаний в
реальной практической деятельности студента: помогает в грамотном построении
публичного выступления, проведении спора, дискуссий, делового общения;
развивает речевые умения, навыки, способности; ориентирует на умение
воспринимать и выслушивать различные спорные мнения, овладевать полемическим
мастерством.
Занятия
построены таким образом, чтобы заинтересовать студентов в ценностях культуры
речи, риторических знаниях, их практической реализации, расширяя «поле»
общегуманитарной культуры студентов.
Практические
занятия предполагают: систематическое овладение, применение и рефлексию
освоенных на лекционных занятиях знаний. Таким образом, формируются
определенные речевые качества личности.
Цели
и задачи практических занятий:
- овладение
студентами культурой речи, основами
риторической культуры; навыками публичного выступления, элементами ораторского
искусства, умение грамотно, культурно общаться, находить язык общения с каждым,
быть эрудированными культурными специалистами с грамотной развитой речью; уметь
грамотно проводить деловые переговоры, вести дискуссии, полемику; применять
знания ораторского искусства в профессиональной деятельности.
В целом способствовать повышению общего уровня риторической
культуры студента для успешной профессиональной деятельности.
Студент
должен знать: основы риторической культуры, элементы ораторского искусства,
быть компетентным в сфере речевой культуры; грамотное проведение деловых
переговоров, дискуссий, общения; этические требования, нормы, ценности
во взаимоотношениях деловых партнеров; понимать сущность процесса
речевого общения;
Студент
должен уметь: овладевать основами
риторической культуры; грамотно и культурно общаться; понимать собеседника,
умение слушать его, учиться задавать
общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко, грамотно
проводить деловые переговоры; стараться достигать взаимопонимания с любым
человеком; обращать внимание на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые
паузы, ритм речи, элементы актерского мастерства; налаживать и осуществлять
речевую деловую коммуникацию; вести
дискуссию-диалог;
уметь вести профессионально-ориентированное общение; применять полученные
знания в личной и профессиональной деятельности.
Особенности
проведения практических занятий. В соответствии с целями и задачами
практических занятий подбираются основные формы работы: индивидуальные и
групповые, в парах сменного и постоянного состава. Методы и приемы:
занятие-дискуссия, речевые ситуации, игры-эксперименты, импровизации, речевые
упражнения, творческие задания, тренинг-упражнение, «мозговой штурм,
самоанализ, дискуссия, и другие.
Предполагается,
что непосредственно на занятиях формы и методы работы модифицируются,
расширяются, конкретизируются и наполняются конкретным содержанием в
зависимости от проблематики. Главное назначение: практическое освоение
теоретических положений изучаемого курса. Вопросы, выносимые на практическую
работу, связаны также с рекомендациями по самостоятельной работе студентов, так
как при подготовке к таким занятиям необходимо прорабатывать дополнительный
материал, который не всегда подробно обсуждался на лекции. Кроме того,
необходимо выполнять творческие задания, отрабатывать речевые упражнения, уметь
позитивно решать спорные ситуации и выполнять другие задания, которые требуются
для организованной работы в процессе практических занятий.
Занятия имеют
важное практико-прикладное значение для обеспечения профессиональной подготовки
будущих и начинающих специалистов в сфере речевого взаимодействия, культуры
речевого общения.
2.2 ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Модуль
и тема практических занятий
|
Форма
выполнения и отчета
|
Кол-во
часов
|
Модуль 1. Из истории риторики и ораторского искусства.
|
1.1. Риторика и ораторское
искусство.
Практическое
занятие 1.
Выступления -
«Великие ораторы прошлого». |
Креативный диспут- анализ ораторских речей |
2 |
1.2
Из
истории риторики.
Персоналии.
Практическое
занятие 2.
Поиграем
в знаменитостей! |
Импровизация - идет процесс публичного выступления |
2 |
1.3. Русская
риторика.
Практическое
занятие 3.
Обсуждаем
риторики Ломоносова, Рижского, Сперанского. |
Интеллектуальные штудии |
2 |
1.4 Общая и частная риторика.
Практическое
занятие 4.
Тренинг-упражнения. |
Упражнения на: полётность голоса, правильность речевого дыхания; расширяют диапазон голоса; направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации; предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению окончаний слов; направлены на самопроверку в нормативности произношений. |
2 |
Модуль 2. Второе дыхание
риторики. «Обучение красноречию - приобщение к интеллигентности».
|
2.1
Культура речи. Деловая риторика
Практическое
занятие 5.
Ценности
в общении.
|
Диспут-дискуссия
|
3
|
2.2
Правила ораторского искусства. А.Ф.
Кони - советы лекторам.
Практическое
занятие 6.
«Язык
жестов» в выступлении оратора
|
Проблемная дискуссия
|
2
|
2.3 Спор, его
цели, приемы, уловки.
Практическое
занятие 7.
Необычные
решения.
|
Полемика-
обсуждение
|
2
|
2.4. Дискуссия и полемика - виды,
типы. Правила краткой риторики
Практическое
занятие 8.
Составим
инструкции-рекомендации
|
Мозговой
штурм
|
3
|
ИТОГО:
18 час.
|
|
|
|
|
|
2.3 Рекомендации по Самостоятельной Работе Студентов
В
процессе самостоятельной работы студенты обогащают знания в области риторики,
ораторского искусства, в области делового общения, расширяют межпредметные
связи и овладевают речевой компетенцией для эффективной будущей
профессиональной деятельности, для позитивного взаимодействия с различными
людьми.
При выполнении заданий
творческого характера, студент должен усвоить и закрепить следующие
основные умения:
- овладевать основами
риторической культуры, ее педагогического аспекта;
- грамотно и
культурно общаться,
- понимать
собеседника, умение слушать его,
- учиться
задавать общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко,
- стараться
достигать взаимопонимания с любым человеком,
- обращать
внимание на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые паузы, ритм речи,
элементы актерского мастерства,
- налаживать и осуществлять речевую деловую
коммуникацию;
-
вести дискуссию-диалог;
- уметь вести
профессионально-ориентированное общение.
Рекомендуемые
вопросы для выступлений, темы докладов:
- Требования к поведению говорящего.
- Нравственный долг оратора.
- Риторика и этика.
- Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность, искренность; дружелюбие, обаяние и артистизм; объективность, уверенность. Способы проявления этих свойств в речи.
- Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой.
- Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора (зрительный контакт, голосовой контакт, устность, импровизационность речи). Основные приемы управления вниманием аудитории. Принцип «гармонизирующего диалога» и средства его реализации. Принципы коммуникативного сотрудничества и формы их проявления.
- Устные информатвные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления.
- Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью «навязывания» готового мнения адресату.
- Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.
- Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Умение выделить предмет спора и «не потерять» его в процессе дискуссии. Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами. Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии.
- Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов. Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели.
- Цели и правила использования цитат и изречений в публичной речи. Риторические средства диалогизации речи.
- Педагогический диалог в ситуации опроса, повторения и обобщения изученного, объяснения нового материала. Специфика учебно-педагогического диалога в различных коммуникативно-речевых ситуациях. Диалогическое единство как разновидность дискурса. Структура диалогического единства. Типы (виды) диалогических построений: диалог-сообщение; диалог-побуждение; диалог-расспрос и др.
- Объяснительный монолог как речевой жанр. Особенности коммуникативно-речевой ситуации, в которой реализуется объяснительный монолог. Характер информации в объяснительной речи. Соотношение информативного и аргументированного компонентов в содержании объяснительной речи. Требования к отбору материала при подготовке к объяснению. Требования к речевому поведению педагога в ситуации объяснения. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для создания объяснительного монолога
- Средства установления контакта со слушателями. Средства привлечения внимания; средства популяризации информации. Средства выделения главного, значимого, интересного, нового. Цитирование и цифровой материал в докладе. Аргументированный компонент доклада (сообщения). Средства объективизации информации. Средства выражения оценки в докладе (сообщении). Выразительность речи докладчика. Требования к невербальному поведению докладчика.
- Доклад (сообщение) как разновидность информирующей речи. Разновидности докладов. Особенности доклада как формы устного и публичного выступления. Структурно-смысловые части доклада, их функции. Требования к отбору материала для доклада или сообщения. Средства перехода от одной части к другой. Подготовка к докладу.
- Обобщающая речь педагога в ситуации подведения итогов занятия. Специфика учебно-речевой ситуации подведения итогов. Целевая установка и тематическое содержание обобщающей речи. Характер коммуникации в ситуации подведения итогов занятия. Логичность обобщающей речи. Разновидности обобщающей речи: обобщение деятельностного аспекта занятия; обобщение - формулировка правила, определения; обобщение - инструктаж, совет, предупреждение трудностей. Структурно-смысловые части обобщающей речи. Средства связи частей обобщающей речи. Стилевые особенности обобщающей речи.
- Характеристика лица как жанр делового общения. Характеристика студента. Сравнительная характеристика. Групповая характеристика. Стилевые разновидности индивидуальных характеристик. Авторские характеристики в литературе на педагогические темы. Риторические приемы создания характеристик.
- Коммуникативно-речевые умения, необходимые для организации и ведения диалога. Объяснительный монолог (объяснительная речь) педагога в ситуации изучения нового материала. Функции объяснительной речи и ее разновидности.
- Педагогический диалог в ситуации объяснения нового материала. Коммуникативная задача данной разновидности диалога. Способы предъявления информации в педагогическом диалоге. Структурно-смысловая целостность диалога. Характер реплик в диалоге. Характер вопросов, требования к их формулировке. Языковые и речевые средства оформления диалогического высказывания. Развернутые монологические реплики педагога в структуре педагогического диалога, их функции, специфика, особенности оформления.
Заключение
В настоящий курс лекций вошли
наиболее важные по содержанию вопросы
истории риторики, теоретических основ ораторского искусства, общих основ и правил риторической
культуры, аспектов позитивного общения в деловом контексте, изучение
особенностей спора, дискуссии, основ полемического мастерства, выстраивания
делового, профессионального сотрудничества на основе морально-этических
принципов и норм.
Эти вопросы
могут быть при необходимости углублены студентами
за счет изучения основной и дополнительной литературы, предлагаемый в заключительной
части настоящего курса. Настоящий курс лекций предназначен для студентов -
будущих специалистов агропромышленного комплекса, ориентированных на успешное
речевое взаимодействие с различными людьми, профессиональное общение. Данный
курс имеет важное практико-прикладное значение в контексте повышения общего
уровня риторической культуры студента.
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (ОСНОВНОЙ)
1. ЭУМКД
2. Культура устной и письменной
речи делового человека. М.: Флинта. - 2001. -315с.
3. Гойхман, О. Я. Речевая
коммуникация: Учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина.- М.: Инфра - М., 2001. -
272 с.
4. Граудина Л. К. Культура
русской речи. М., 2001.-560 с.
5.Максимов, В.И. Русский язык и
культура речи: Практикум. - М.: Гардарики, 2004. - 304с.
6.Введенская, Л.А. Русский язык и
культура речи: учеб пособ. Изд-во Феникс., 2002. - 544с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ)
- Вагапова, Д.
Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д. Х. Вагапова. - М.:
Цитадель,2001. - 460 с.
- Введенская, Л.
А. Культура и искусство речи: современная риторика / Л. А. Введенская, Л.
Г. Павлова. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс., 1999. - 576 с.
- Введенская, Л.
А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю.
Кашаева. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
- Гойхман, О. Я.
Речевая коммуникация: Учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина.- М.: Инфра -
М., 2001. - 272 с.
- Голуб, И. Б.
Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2001. - 432 с.
- Максимов, В.
И. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. В. И. Максимова. - М.:
Гордарики, 2003. - 413 с.
- В. И. Аннушкин, Первая
русская "риторика", Знание, М., 1989.
- Андреев В. И. Деловая
риторика. - Казань, 1993.
- А. В. Дудников.
Методичка изучения грамматики, Просвещение, М., 1988.
- Л. П. Федоренко,
Принципы обучения русскому языку, М., 1973.
- А. К. Федоров, Трудные
вопросы русского языка, М., 1972.
- Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи»,
Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.
- М. Р. Львов, «Риторика»,
Москва, 1995.
- Аристотель. Этика.
Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск, 1998. - Кн. 1-ая, гл. III, VI,
IX.
- Алексеев А. П.
Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.
- Анисимова В. Н.,
Гимпельсон Л. И. Современная деловая риторика. В 2-х частях. - Волгоград, 1999.
- Аннушкин В. И. История
русской риторики: Хрестоматия. - М., 1998.
- Баранов А. Н. Что нас
убеждает: Общественное сознание и язык. - М., 1990.
- Введенская Л. А., Павлова
Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. - Ростов/нД, 1998.
- Козаржевский А. Ч.
Мастерство устной речи. - М., 1984.
- Кохтев Н. Н. Ораторская
речь: стиль и композиция. - М., 1992.
- Ломоносов. Хрестоматия /
Авторы-составители С. А. Минеева, О. Л. Лейбович. - Пермь, 1994.
- Минеева С. А. Основы
мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. - Пермь, 1991.
- Михальская А. К. Основы
риторики: Мысль и слово. - М., 1996. - Главы 1, 5.
- Ножин Е. А. Мастерство
устного выступления / Изд. 3-е, перераб. - М., 1989.
- Рождественский Ю. В.
Теория риторики. - М., 1999. - Глава II.
- Риторика: Хрестоматия /
Сост. В. И. Аннушкин. - Пермь, 1994.
- Русская риторика:
Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. - М., 1996.
- Цицерон. Об ораторе //
Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. - М., 1994.
- Античные
риторики. М., 1978.
- Бадмаев
Б. Ц. Выступление, беседа - всегда общение. М., 1983, с. 78.
- Бадмаев
Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999.
- Бахтин
М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 423.
<
- Безменова
Н. А. Теория и история риторики. М.: «Наука «, 1991.
- Бельчиков.
Говорите ясно и просто. М.1980.
- Вербитская
Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993, с. 143.
- Гольдин
В. Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
- Горелов
И. Н., Житников В. Ф., Зюзоко М. В., Шапова Л. А. Умеете ли вы общаться? М.,
1991.
- Граудина
Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
- Гуревич
С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.
- Зарифьян
Н. А. Теория словесности. Библиография и комментарий. М., 1990.
- Зимняя И.
А. Воздейственность выступления лектора. М., 1975.
- Кохтев Н.
Н. Основы ораторской речи, М., 1992.
- Ладыженская
Т. А. Живое слово. М., 1986.
- Леммерман Х.
Учебник риторики. М., 1997.
- Леонтьев А.
А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М., 1977, с. 223 - 228.
- Ломоносов М.
В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия // 48.Ломоносов
М. В. Труды по филологии (1739 - 1758) , Т. VII, Лениздат АН СССР, 1952, с. 23.
- Лурия А. Р.
Язык и сознание. М., 1979.
- Львова С. И.
Язык в речевом общении. М., 1991.
- Малышев А. А.
Умение убедительно воздействовать речью. Ужгород, 1994.
- Марченко О.
И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
- Михайличенко
Н. А. Риторика. М., 1994.
- Мурашов А. А.
Основы педагогической риторики. М., 1996.
- Ножин Е. А.
Мастерство устного выступления. М., 1989.
- Об ораторском
искусстве. М., 1973. Общая риторика. М., 1986.
- Павлова. Спор, дискуссия,
полемика. М.1991.
- Павлова. Психология спора.1988.
- Педагогическое
речеведение. Словарь - справочник / Под редакцией Т. А. Ладыженской и А. К.
Михальской. М., 1998.
- Платон. Федр
// Собрание сочинений в 4 Томах, Т. 2, М., 1993.
- Радченко В.
Н. Изучение ораторского искусства в США. М., 1991.
- Речь. Речь.
Речь // Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1990.
- Рождественский
Н. С. Риторика публичной речи. М., 1989.
- Русская риторика.
Хрестоматия. М., 1996.
- Сычёв О. А.
Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. М., 1991.
- Формановская
Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
- Цицерон М. Т.
Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972, с. 103.
- Язовицкий Е.
В. Говорите правильно. М. - Л., 1964.
- Беляева А. В., Майкз С.
Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения. - М., 1985.
- Введенская Л. А., Павлова Л.
Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. - Ростов/нД, 1998. - Глава
7.
- Диалог: Теоретические проблемы
и методы исследования. Сб. научно-аналитических обзоров. / Отв. ред. Н. А.
Безменова. - М., 1991.
- Кожина М. Н. Диалогичность
письменной научной речи как проявление социальной сущности языка // Методика и
лингвистика. - М., 1981.
- Михальская А. К.
Педагогическая риторика: История и теория. - М., 1998. - Часть I. Гл. 1 и 5;
Часть II. Гл. 4.
- Одинцов В. В. Речевые формы
популяризации. - М., 1982.
- Платон. Федр. //
Платон. Избр. диалоги. - М., 1965.
- Рождественский Ю. В. Основы
риторики. - М., 1999. - Глава II, III.
- Сохор А. М. Объяснение в
процессе обучения: Элементы дидактической концепции. - М., 1988.
- Шабес В. Я. Речь и знание:
Учебное пособие по спецкурсу «Основы речевой деятельности учителя». - СПб.,
1992.
- Якубинский Л. П. О
диалогической речи // Якубинский Л. П. Язык и его функционирование. - М., 1986.
4.1 Зачетные вопросы курса по выбору
- Общие сведения о русской риторике, характеристика деятельности одного из ораторов.
- Определение риторики, общая характеристика правил краткой риторики, риторических приемов.
- Общие сведения об ораторах Древней Греции, характеристика деятельности одного из них (на выбор).
- Общее понятие об особенностях и специфике речи (смысл, речевые навыки, звук, интонация, голос, дикция, ритм речи). Педагогическая речь.
- Характеристика дискуссии, особенности дискуссии профессиональной, взаимодействие с аудиторией. Полемическое мастерство.
- Спор: особенности, предмет спора, стороны спора; тактические приемы (убеждения, аргументы, контраргументы, доказательства). Полемическое мастерство.
- Из истории ораторского искусства (характеристика на выбор одного из периодов - античность, средневековье, русская риторика, неориторика). Особенности стилей произношения ораторов.
- Общие сведения о педагогической риторике, связь с другими науками.
- Ораторское искусство и педагогическая риторика. Язык. Четкость речи. Эмоциональность речи. Эрудиция оратора.
- Особенности дискуссии, научная дискуссия, профессиональная дискуссия,
- Общие сведения о культуре речи. Классики о красоте речи (А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, Н.В. Гоголь…). Красноречие. Культура речи в процессе общения. Краснобайство. Софистика.
- Публичное выступление, его особенности. Публика и оратор. Внимание. Взаимопонимание. Главная мысль. Аргументы. Актерское мастерство.
- Общие сведения о риторике, ее истории. Ораторская речь. Ораторское искусство.
- Общие сведения о полемической речи. Полемическое мастерство. Убеждения. Советы лекторам.
- Риторика и общение. Монолог. Диалог. Собеседник. Барьеры общения. Пауза смысловая. Подтекст. Мастерство говорящего. Оттенок речи. Результат процесса общения.
- Общение профессионально ориентированное. Коммуникативность. Ценности в процессе общения. Целесообразность речи. Язык общения, связь риторики с психологией.
- Общие сведения о литературном языке. Языковая норма. Нормативность речи. Педагогическая речь.
- Диспут научный. Дискуссия. Дискуссия научная.
- Общие сведения о речи, ее логике. Развитая речь. Речевая наука.
- Общая риторика. Роль слова. Энергия слова. Афоризмы. Цитаты. Пословицы. Построение предложений. Вопросы - ответы.
Ключевые слова курса:
Афоризмы,
абзац, аргументы, аудитория, актерское мастерство, барьеры общения, внимание,
взаимопонимание, вопрос, выступление, голос, главная мысль, диалог, дикция
четкая, диспут научный, дискуссия, дискуссия научная, дискуссия
профессиональная, доказательства в споре, звук, интонация, культура, культура
общения, культура речи, красота речи, классики о красоте речи, красноречие,
краснобайство, книга, контраргументы, коммуникативность, литературный язык,
логика речи, мастерство, монолог, нормативность речи, наука речевая, навыки
речевые, образец, общение, общение профессионально ориентированное, оратор,
ораторская речь, ораторское искусство, оттенок, пауза смысловая, подтекст,
понятие, пословица, полемика, полемическое мастерство, предложение, публика, публичное
выступление, речь, развитая речь, ритор, риторика, риторические приемы, ритм
речи, софистика, слово, смысл, спор, специфика речи, собеседник, стиль
произношения, тезис, тренинг, убеждения, цитата, ценности, целесообразность
речи, четкость речи, эмоциональность речи, энергия слова, эрудиция, язык,
языковая норма, язык общения.
|