электронный учебно-методический комплекс

Тренинг профессионально ориентированных
риторик, дискуссий, общения

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


Введение к дисциплине



Актуальность и причины введения учебной дисциплины

В современных социокультурных российских условиях актуализировались проблемы формирования речевой культуры специалистов, ориентированных на различные уровни взаимодействия с людьми, умение говорить публично, овладевать основами риторики как науки об убедительной и оптимальной речи. Возникает необходимость подготовки специалистов, грамотных в сфере профессионально-ориентированного общения, культуры речи, речевого взаимодействия с людьми. Требуется освоение дисциплин такого рода: овладение основами риторического искусства, делового общения, развитие компетентности в сфере культуры взаимодействия с людьми, умение вести дискуссии, деловые переговоры. Это является одним из необходимых условий успешного социального становления, социализации будущего культурного специалиста.

Индивидуальная риторическая культура характеризуется такими параметрами как: грамотная развитая речь, грамотное, к месту употребление понятий, умение слушать собеседника, понимать его, достигать взаимопонимания с любым человеком, умение вести профессионально-ориентированное общение. Все это способствует эффективной жизнедеятельности человека в социуме, повышает уровень его культурного профессионального становления.

Основные аспекты этих психолого-культурологических проблем отражены в курсе по выбору - «Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения».

Данная дисциплина содержит вопросы истории риторики, теоретических основ ораторского искусства, общих основ и правил риторической культуры, аспектов позитивного общения в деловом контексте, изучение особенностей спора, дискуссии, основ полемического мастерства, выстраивания делового, профессионального сотрудничества на основе морально-этических принципов и норм. Поскольку речевая практика студента требует умения обобщать, готовности размышлять в научном контексте («искусство и наука хорошо говорить»), то данный курс имеет важное практико-прикладное значение для обеспечения культурологической профессиональной подготовки будущих и начинающих специалистов негуманитарных специальностей агропромышленного комплекса 110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 очной формы обучения в контексте повышения их общего уровня риторической культуры.

Роль и место курса в структуре учебного плана. Курс «Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения» входит в национально-региональный (вузовский) компонент специальных дисциплин и рассчитан для студентов специальности агропромышленного комплекса 110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 дневной формы обучения.

Цели и задачи курса:

  • овладение студентами культурой речи, основами риторической культуры; навыками публичного выступления, элементами ораторского искусства, умение грамотно, культурно общаться, находить язык общения с каждым, быть эрудированными культурными специалистами с грамотной развитой речью; уметь грамотно проводить деловые переговоры, вести дискуссии, полемику; применять знания ораторского искусства в профессиональной деятельности.

В целом способствовать повышению общего уровня риторической культуры студента для успешной профессиональной деятельности.

Структура курса.

Учебный план данной дисциплины представлен для специальностей:

  • 110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 лекционным курсом в объеме - 18 часов; практическими занятиями в объеме 18 часов, самостоятельной работой студентов, консультации, зачет - всего 60 часов очной формы.

Особенности изучаемого учебного курса.

Отличительными чертами данного курса являются теоретическая и практико-ориентированная направленность; разделение учебного материала на структурные элементы, которые позволяют педагогу дать необходимую теоретическую информацию для формирования у студентов определенных риторических знаний, умений, навыков, организовать самостоятельную работу студентов и проверочные задания.

При отборе содержания лекций данного курса учитываются:

  • практическая направленность;
  • соответствие содержания программы курса «Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения» целям профессионального становления специалиста;
  • возраст и опыт студентов (дневное). Данные лекции построены таким образом, чтобы заинтересовать студентов в ценностях культуры речи, риторических знаниях, их практической реализации, расширяя «поле» общегуманитарной культуры студентов.

Основными функциями курса являются:

  • информационная - изложение системы знаний;
  • мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию дисциплины и профессионально-культурной речевой мотивации будущего специалиста;
  • ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала по риторике, культуре речи;
  • воспитательная - формирование позитивного отношения к процессу взаимодействия, стремление к самостоятельному изучению аспектов речевых знаний для будущей профессиональной деятельности, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации культуры речи студентов, их интеллектуально-речевого потенциала.

 

Формы организации учебного процесса. Программой данной учебной дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельная работа студентов, зачетные вопросы.

Требования к знаниям и умениям студентов.

Студент должен знать:

  • основы риторической культуры, элементы ораторского искусства, быть компетентным в сфере речевой культуры,
  • грамотное проведение деловых переговоров, дискуссий, общения.
  • этические требования, нормы, ценности во взаимоотношениях деловых партнеров;
  • понимать сущность процесса речевого общения;

    Студент должен уметь:

  • овладевать основами риторической культуры;
  • грамотно и культурно общаться,
  • понимать собеседника, умение слушать его,
  • учиться задавать общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко,
  • грамотно проводить деловые переговоры
  • стараться достигать взаимопонимания с любым человеком,
  • обращать внимание на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые паузы, ритм речи, элементы актерского мастерства,
  • налаживать и осуществлять речевую деловую коммуникацию;
  • вести дискуссию-диалог;
  • уметь вести профессионально-ориентированное общение,
  • применять полученные знания в личной и профессиональной деятельности.

Объем и сроки изучения. Курс «Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения» представлен для специальностей: 110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 лекционным курсом в объеме - 18 часов; практическими занятиями в объеме 18 часов, самостоятельной работой студентов, консультации, зачет - всего 60 часов очной формы.

Сроки изучения - в течение одного семестра.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности.

Текущий контроль: самостоятельная работа студентов.

Итоговый контроль: зачет.

На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010