Введение
к дисциплине
Актуальность
и причины введения учебной дисциплины
В современных
социокультурных российских условиях актуализировались проблемы формирования
речевой культуры специалистов, ориентированных на различные уровни
взаимодействия с людьми, умение говорить публично, овладевать основами риторики
как науки об убедительной и оптимальной речи. Возникает необходимость
подготовки специалистов, грамотных в сфере профессионально-ориентированного
общения, культуры речи, речевого взаимодействия с людьми. Требуется освоение
дисциплин такого рода: овладение основами риторического искусства, делового
общения, развитие компетентности в сфере культуры взаимодействия с людьми,
умение вести дискуссии, деловые переговоры. Это является одним из необходимых
условий успешного социального становления, социализации будущего культурного специалиста.
Индивидуальная риторическая культура характеризуется такими параметрами как:
грамотная развитая речь, грамотное, к месту употребление понятий, умение
слушать собеседника, понимать его, достигать взаимопонимания с любым человеком,
умение вести профессионально-ориентированное общение. Все это способствует
эффективной жизнедеятельности человека в социуме, повышает уровень его
культурного профессионального становления.
Основные аспекты
этих психолого-культурологических проблем отражены в курсе по выбору - «Тренинг
профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения».
Данная
дисциплина содержит вопросы истории риторики, теоретических основ ораторского
искусства, общих основ и правил риторической культуры, аспектов позитивного
общения в деловом контексте, изучение особенностей спора, дискуссии, основ полемического
мастерства, выстраивания делового, профессионального сотрудничества на основе
морально-этических принципов и норм. Поскольку речевая практика студента
требует умения обобщать, готовности размышлять в научном контексте («искусство
и наука хорошо говорить»), то данный курс имеет важное практико-прикладное
значение для обеспечения культурологической профессиональной подготовки будущих
и начинающих специалистов негуманитарных специальностей агропромышленного
комплекса 110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 очной
формы обучения в контексте повышения их общего уровня риторической культуры.
Роль и
место курса в структуре учебного плана. Курс «Тренинг профессионально
ориентированных риторик, дискуссий, общения» входит в национально-региональный
(вузовский) компонент специальных дисциплин и рассчитан для студентов специальности
агропромышленного комплекса 110200.68; 110201м; 110100.68; 120300.68;
180500.68; 110400.68 дневной формы обучения.
Цели
и задачи курса:
- овладение
студентами культурой речи, основами
риторической культуры; навыками публичного выступления, элементами ораторского
искусства, умение грамотно, культурно общаться, находить язык общения с каждым,
быть эрудированными культурными специалистами с грамотной развитой речью; уметь
грамотно проводить деловые переговоры, вести дискуссии, полемику; применять
знания ораторского искусства в профессиональной деятельности.
В целом способствовать повышению общего уровня риторической
культуры студента для успешной профессиональной деятельности.
Структура
курса.
Учебный план
данной дисциплины представлен для специальностей:
- 110200.68;
110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 лекционным курсом в объеме
- 18 часов; практическими занятиями в объеме 18 часов, самостоятельной работой
студентов, консультации, зачет - всего 60 часов очной формы.
Особенности
изучаемого учебного курса.
Отличительными
чертами данного курса являются теоретическая и практико-ориентированная
направленность; разделение учебного материала на структурные элементы, которые
позволяют педагогу дать необходимую теоретическую информацию для формирования у
студентов определенных риторических знаний, умений, навыков, организовать
самостоятельную работу студентов и проверочные задания.
При
отборе содержания лекций данного курса учитываются:
-
практическая направленность;
-
соответствие
содержания программы курса «Тренинг профессионально ориентированных риторик,
дискуссий, общения» целям профессионального становления специалиста;
-
возраст
и опыт студентов (дневное). Данные лекции построены таким образом, чтобы
заинтересовать студентов в ценностях культуры речи, риторических знаниях, их
практической реализации, расширяя «поле» общегуманитарной культуры студентов.
Основными функциями курса являются:
- информационная
- изложение системы знаний;
- мотивационная
- формирование познавательного интереса к содержанию дисциплины и
профессионально-культурной речевой мотивации будущего специалиста;
- ориентировочная
- обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала по риторике,
культуре речи;
- воспитательная
- формирование позитивного отношения к процессу взаимодействия, стремление к
самостоятельному изучению аспектов речевых знаний для будущей профессиональной
деятельности, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации
культуры речи студентов, их интеллектуально-речевого потенциала.
Формы
организации учебного процесса. Программой
данной учебной дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических
занятий, самостоятельная работа студентов, зачетные вопросы.
Требования к
знаниям и умениям студентов.
Студент должен
знать:
- основы
риторической культуры, элементы ораторского искусства, быть компетентным в
сфере речевой культуры,
-
грамотное проведение деловых переговоров, дискуссий, общения.
- этические
требования, нормы, ценности во взаимоотношениях деловых партнеров;
- понимать сущность процесса речевого общения;
Студент должен уметь:
- овладевать основами
риторической культуры;
- грамотно и
культурно общаться,
- понимать
собеседника, умение слушать его,
- учиться задавать
общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко,
- грамотно
проводить деловые переговоры
- стараться
достигать взаимопонимания с любым человеком,
- обращать
внимание на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые паузы, ритм речи, элементы
актерского мастерства,
- налаживать и осуществлять речевую деловую
коммуникацию;
-
вести дискуссию-диалог;
- уметь вести
профессионально-ориентированное общение,
- применять
полученные знания в личной и профессиональной деятельности.
Объем и сроки изучения. Курс «Тренинг профессионально
ориентированных риторик, дискуссий, общения» представлен для специальностей: 110200.68;
110201м; 110100.68; 120300.68; 180500.68; 110400.68 лекционным курсом в объеме
- 18 часов; практическими занятиями в объеме 18 часов, самостоятельной работой
студентов, консультации, зачет - всего 60 часов очной формы.
Сроки изучения -
в течение одного семестра.
Виды контроля
знаний студентов и их отчетности.
Текущий
контроль: самостоятельная работа студентов.
Итоговый
контроль: зачет.
|