1.6.1. Общая характеристика проблемы рациональности и ее генезис в доклассической науке
Ранее мы рассматривали ту часть исторического развития науки, которая совпадает с логикой развития философии. Поэтому-то я и говорила, что история развития науки, история развития философии и история развития рациональности, это одна и та же, простите за тавтологию, история. Я имею в виду наиболее распространенное членение этого пространства на доклассическую, классическую, неклассическую, постнеклассическую науку, а следовательно, и рациональность.
Прежде всего давайте рассмотрим, что есть рациональность применительно к истории науки в целом. В самом общем виде иногда под рациональностью понимается «стиль мышления» вообще, который включает в себя общепринятые стандарты и стереотипы интеллектуальной деятельности, прошедшие интериоризацию, то есть осуществление на индивидуальном уровне. Рациональности в большей степени присущ экстериоризированный характер, так как она выражает стандарт интеллектуальной деятельности, осуществляющейся на социальном уровне.
Поэтому рациональность, с одной стороны, инвариантна, поскольку базируется на стандартах, эталонах и принципах интеллектуальной деятельности, общезначимых для определенного научного сообщества, а с другой социальный иммунитет рациональности неустойчив перед натиском возмущающих действий, склонен к трансформации и способствует ее вариативности. Диалектика вариативности и инвариантности является гарантом понимания между различными социальными и индивидуальными научными коммуникациями. Современная научная коммуникация по своей природе настолько плюралистична, что даже в первом приближении не может охватить не только горизонт, но и берега рациональности1.
Возникает вопрос: «Что это? Кризис рациональности, новое понимание рациональности или возращение к ее истокам в эпоху постмодерна???». В книге Екклесиаста Проповедника сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Библия). Сказанное Екклесиастом как нельзя лучше подтверждает современное положение с проблемой рациональности как в отечественной, так и зарубежной литературе.
Сегодня все чаще приходится читать и слышать утверждение, с одной стороны, о кризисе рациональности в современной культуре, а с другой о новом ее понимании в постнеклассической науке. Речь тем самым идет о «логике» существования традиционной формы рациональности, выразившейся в ее кризисе. Поэтому правыми оказываются обе стороны. Налицо кризис рациональности, не видеть который, значит, быть слепцом. Эпистемологические оптимисты, однако, склонны рассматривать этот процесс как позитивную телеономическую трансформацию рациональности, с чем тоже трудно не согласиться. Вместе с тем есть еще и третья точка зрения, которую я намереваюсь озвучить и, не рассчитывая на принцип соломоновой мудрости «и ты права, дочь моя», обосновать ее. Хочется еще раз повторить вслед за премудрым Екклесиастом, сыном Давидовым, царем Иерусалима, его слова, сказанные в незапамятные времена: «бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое», но это уже было в веках, бывших прежде нас». Эти слова, действительно, как нельзя лучше выражают положение, сложившееся сегодня с наиболее важной проблемой как в философии, так и в науке, проблемой рациональности.
Прежде чем обосновать главный тезис о возвращении рациональности к своим истокам, следует ответить на вопрос: чем, собственно, является рациональность для философии науки идолом, которому надо поклоняться, или же идеалом, к которому надо стремиться. А еще прежде выяснить, что мы понимаем под этим социокультурным феноменом.
Рациональность понятие многозначное, а в силу своего социокультурного статуса, содержание как денотата, так и концепта определяется, с одной стороны, исторической эпохой, а с другой доминирующим типом научного знания, а с третьей включенностью в конкретную философско-социологическую концепцию.
В рамках многозначности термина при высокой степени релевантности факторов, детерминирующих существенные признаки дефиниендума (определяемого понятия), принято идти от семантического наполнения. Целью данной процедуры является придание точного смысла языковому выражению дефиниендума. В логике эта операция осуществляется с помощью дефиниенса, то есть того, посредствам чего эти существенные признаки определяются. Дефиниенсом рациональности является разум. Поскольку моей задачей является доказательство тезиса о возращении современной рациональности к своим истокам, постольку есть смысл реконструировать «начало» проблемы.
Латинское «ratio» (разум) является калькой с греческого «logos» (слово, закон). Заслуга этой процедуры принадлежит Марку Туллию Цицерону, римскому оратору, философу и писателю. Сделав целью своей жизни просвещение римлян в духе греческой мудрости, Цицерон апеллирует к тому, что греческие философы называли logos'ом, и что действительно когерентно ratio. Содержание, которое вкладывал Цицерон в это понятие, близко к тому, как его понимали Сократ и Платон. Для них разум выступал в качестве критерия добродетели, а производная от него рациональность (разумность) трактовалась как соответствие поведения человека (морального субъекта) нормам и законам полиса2.
Позднее рациональность получит синонимическую определенность не в сократовско-платоновской, а в аристотелевской форме разумности, связанной не с рационально-этической, а с рационально-гносеологической процедурой, определяющей нормативы мышления. Однако в обоих подходах, что называется, невооруженным глазом заметна общая направленность рефлексивная на акцентуацию правила, нормы, закона, в самом общем смысле. Для античного человека было безразлично, что подвергается рациональному нормированию «чистая мысль» или «практическая мысль». И то, и другое было объектом созерцательно-теоретической деятельности, и в этом смысле выступали актом умо-зрения, умного зрения, ума-разума.
Античная эпоха заложила основы как дифференциации, так и интеграции феномена рациональности, инкорпорировав его в онтологические и гносеологические модусы культуры. Онтологические задачи рациональности, таким образом, заключались в том, чтобы отвечать на вызовы культуры и времени.
Одним из таких ответов на вызов новоевропейского времени была сциентизация рациональности. Автономизация науки и еë освобождение от метафизического давления философии не могли не повлечь специализацию рациональности. От бездонного погружения в глубины метафизической беспредельности рациональность обращается к выявлению причинно-следственной завершенности природы. Другими словами, научная рациональность становится синонимом научного сознания и представляет собой способ организации мышления, задаваемый конкретно-историческими организациями и социально-культурными стандартами.
При анализе истории развития науки мы видели, что уже в эпоху Возрождения формируется четкое понимание того, что природа содержит отношения не познаваемые опытным путем. Отношение эти могут быть поняты в том случае, если причины их будут раскрыты в «умозрительном рассуждении». Для этого используется математика как наука, которая вскрывает отношения необходимости между различными явлениями, то есть раскрывает те причины, которые никогда не проявились бы в опыте. Начало этому было положено Леонардо да Винчи и другими титанами эпохи Возрождения. Рационализация натуралистической установки на регулирование отношений человека с природой и обществом логическое завершение нашла в эпоху Просвещения.
Античная наука и наука Средних веков соответствуют доклассической научной рациональности, опирающейся на натурфилософские принципы. Научная рациональность своими корнями уходит в античность и другие исторические эпохи. Поэтому обобщим сказанное при анализе генезиса науки и ее эволюции как социокультурного феномена, вписанного в конкретную эпистемологическую схему.
Исторически первой сложилась античная рациональность (доклассическая), в природе которой выделяется «чистая» созерцательность. Это особый тип научной рациональности, отличный, скажем, от той, что будет функционировать в познавательном пространстве Нового времени. Античная рациональность опирается на такое познавательное отношение человека к миру, в котором путь к истине пролегал через умозрение («умное зрение»). Можно сказать, что «рациональность» по праву является открытием именно античной философии.
Известный философ Пиама Гайденко в давней, но не утратившей свое значение работе «Эволюция понятия наука» выделяет в античной философии три типа умозрения демокритовский, платоновский и аристотелевский. Атомистическая теория Демокрита соотносится с физической парадигмой, так как она направлена на объяснение физического мира и поиск причин его движения и изменения. Существенная особенность демокритовского умозрения опора на действительный мир и физическую природу объекта созерцания. Совершенно иной подход к умозрению у оппонента Демокрита Платона. У него действительный, физический мир превращается в недействительный, нереальный мир, «мир кажимости», «мир видимости», а мир идей (собственно умозрения) есть настоящий, действительный мир. Для того чтобы познать мир, надо дистанцироваться от него, от чувственного умозрения, которое дает не знание, а мнение, и обратиться к разумной душе, которая, в свою очередь, приведет к Истине. В этом смысле Платона можно назвать духовным отцом рациональности, нашедшей логическое завершение в логике Аристотеля. В отличие от своего учителя Платона, Аристотель считает, что научное мышление не противопоставляется мнению, а проясняет его, опираясь на принципы космоцентризма (натурализма), логоцентризма и рационализма3.
Можно сказать, что первичная философская рефлексия относительно человека и мира развивалась в космоцентрической картине мира. Философия «семи греческих мудрецов» явилась античному миру не просто как секуляризация божественной мудрости, а как выражение «космической», то есть всеобщей универсальной мудрости. Нравственные сентенции Фалеса, Солона, Хилона, Клеобула, Периандра, Бианта, Питтака, хоть и имеют своим главным объектом человека и его жизнь (например, «не лги», «пекись о важном», «лучшее мера», «доверенное возвращай» и т.п.), но человек и его жизнь рассматривают лишь как часть общего космического порядка. Мера как выражение космической гармонии становится императивом и для «микрокосма» человека, и для макрокосма природы. В дальнейшем натурфилософский период античного мира закрепляет натуралистическую ориентацию философского вопрошания на всë Сущее.
Уже философы милетской школы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен исходят из культа природы, «фюзиса». Человек воспринимается ими как живое вещество наряду с другими вещами физического мира. Даже Сократ поначалу рассматривает человека как живую вещь. Естественная природа человека имела большое значение для античных мыслителей. Потребовалось много времени и усилий, чтобы сместить акценты с реальности самих вещей, человека в том числе, на их сущность4.
Натурализм как философская установка, согласно которой природа выступает как единый всеобъемлющий, универсальный принцип объяснения всего сущего находит логическое завершение к ХV ХVII векам. Однако, пожалуй, первым принципом, который имел непосредственное отношение к формированию рациональности, был принцип логоцентризма. Термин «логос» был введëн в античную философию Гераклитом и означал, как уже говорилось выше, одновременно и «слово», используемое в человеческой речи, и космический «закон». По мнению Гераклита, космический Логос, как и подобает слову, окликает людей, но те, не зная его «закона», не способны услышать и постичь его. В послегераклитовской философии этот термин утрачивает онтологическое содержание и приобретает сохранившийся до сегодняшнего дня умопостигаемый характер. В логоцентризме сплетено два постулата: универсум есть система, связанная логикой и методом, а разум является тем средством, которое помогает упорядочить, систематизировать универсум в строгом соответствии с его природой. Логоцентрическая установка была непосредственно связана с доминированием Разума, который являлся интеллигибельным эквивалентом Логоса. Аналогом Логоса является мир идей Платона. Он понимает его как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким ярусам. Его структура простирается дальше и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой. Чувственный, физический мир был не только подчинëн, но и заменëн миром мыслительных, рациональных абстракций. Судьëй в вопросах истины становится разум, а способом еë достижения философия, средством же логика. Дальнейшее развитие принцип логоцентризма получил у Аристотеля, а в лице Гегеля и Маркса системное, логоцентрическое, линейное и стратегическое мышление завоевало весь западный мир.
Триумвиратом в логоцентризме являются Слово, Закон (порядок), Разум. Если исходить из известного библейского постулата «вначале было Слово», то Слово из абсолюта в вербальном пространстве превращается в слово-символ, слово-образ, слово-знак, слово-фетиш. Положение слова в гносеологической сфере знания одновременно и скромное, и величественное. Скромное поскольку во многом совпадает с обыденной речью, мнениями, заблуждениями, основанными на чувственных фактах, величественное, поскольку оно наделено высшим правом представлять, выражать и анализировать мышление. Логоцентризм выражает установку на господство одновременности мыслительных представлений в отношении к линейной последовательности словесных знаков5. «Мир слова» предстаëт в самых различных ипостасях. Слово объективирует мысль в культуре и одновременно создаëт возможность «увидеть» мысль, как видят вещи своими глазами. Первыми возможности «слова» использовали софисты. В своей онтологической независимости слово всеядно, оно открыто всему и готово ко всему6. Неслучайно риторика как искусство убеждения, используя возможность слова в V веке до н.э., становится подлинным «штурвалом» древнего грека. Однако логос не только слово, но и Закон (закономерность). Поэтому логос скрыт от большинства людей. Парадокс заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами и людьми в том числе, они (люди) постоянно сталкиваются, не умея правильно распознать его. Об этом говорили Гераклит, Демокрит и другие античные философы. Логос есть выражение всеобщей закономерности, а в более частном виде, той, что объединяет мир и человека, а в человеке его тело и душу. И, наконец, логоцентризм, заменив первоначальное бытие чувственно живых феноменов мыслительными абстракциями, поставил перед философией проблемы знания во всей их нудительной силе. Если в натуралистической традиции проблема решалась через выяснение вопроса: «Что такое природа и последняя реальность физических вещей?», то в рационалистической традиции проблема решается через выяснение вопроса: «Что есть сущность?» и «Что есть природа бытия и познания?». Такой возвышенный рациональный смысл знание приобретает в философии Демокрита, Платона и Аристотеля. Именно они заложили интеллектуальную, рациональную традицию постижения мира. Знание они отождествляет с добродетелью, а невежество с пороком. Истинные ценности не те, что связаны с богатством, а те, что представляют истинное знание.
Можно сказать, что принцип логоцентризма является катализатором процесса, благодаря которому стало возможно открытие логики. Однако безграничная вера древних в познание и логос в широком смысле слова не оправдалась. Логос, в конечном счëте, не есть то, что способствует порождению любой разумной души, как думал Сократ, но лишь тех, что плодоносят. Для Сократа, знать уже быть совершенным человеком. «Знаю хорошее, но влекусь к худшему», зафиксированное позднее Овидием, уже другая проблема.
Рациональность Средних веков представлена «доктринами схоластов», и для научной рациональности имеет значение развитие формально-логической стороны познания. Таким образом, можно сказать, что доклассическая рациональность (античная, средневековая) характеризуется дедуктивистской направленностью. В ней научное знание представлялось в виде дедуктивно упорядоченной системы положений, в основании которой лежали общие предпосылки, истинность которых усматривалась исключительно «очами разума». Положения выводились из общих посылок дедуктивно, в соответствии с законами формальной логики. Главным характером зарождающейся науки становится созерцательно-теоретическая деятельность, а ее главным орудием умозрение.
Когда мы обращались к генезису науки в пространстве античной философии, я утверждала, что все виды научного знания, известные этой эпохе математические, астрономические медицинские, были действительно научными, то есть они были представлены в систематизированной, упорядоченной форме и являли собой теоретический рационально-логический способ познания мира. И в этом заслуга принадлежит античной философии. Однако, поскольку в Древней Греции интеллектуальная деятельность (наука, философия) и практическая деятельность (ремесло) были социально дистанцированы, греческая и в целом античная наука, да и наука Средних веков не могла породить и реализовать потребность в технико-технологическом обосновании знания7.
Собственно говоря, даже математика имела довольно приблизительный вид, так как, строго говоря, люди этой эпохи не умели считать, разумеется, в том смысле, который мы придаем этой процедуре сегодня. Ведь не случайно Аристотель низводит математику с того пьедестала, на который ее водрузил Платон. У Аристотеля математика получает вспомогательную роль, так как она никоим образом не может быть применена к познанию реальности. Действительно, спроецировать математику на реальность очень сложно где вы увидите треугольники, круги, параллелепипеды, прямые линии и другие геометрические фигуры и математические принципы. Поэтому, математика и в античности, и в Средние века применялась исключительно к познанию небесной сферы, но не земной.
Объединяющим принципом становятся не математические, не физические понятия (справедливости ради скажем, что в то время просто не существовало языка, на котором можно было бы их выразить), а понятия метафизические, для выражения которых язык был создан. Это знаменитые категории Аристотеля. Кстати, на мой взгляд, именно этим, то есть методологической и теоретической приложимостью метафизики Аристотеля, объясняется его популярность за пределами не только греческого мира, но и за пределами эпохи. Труды Аристотеля переводились на арабский язык, латынь, а у Платона такой чести удостоились лишь некоторые диалоги8. Популярность Аристотеля была обусловлена еще и тем, что его тексты средневековыми профессорами использовались для педагогической практики. По ним обучались студенты, начиная с логики и завершая физикой.
Таким образом, фундамент истинного знания о реальном мире, а следовательно, и рациональности составляют не математические построения (они очень приблизительные и не точные), а методологические, рационально-логические конструкции, которые легко доказать с точки зрения истинности или ложности. Средневековая научная мысль стала преемницей аристотелевской метафизики рационализма, и ее господство доходило до абсурда. Последователи Аристотеля не принимали даже очевидного, если это было не согласовано с его позицией или не было отмечено в его сочинениях9.
И все же Средние века не были «темной» эпохой, это было время, когда зарождались предпосылки научной революции XVII века, знаменующей собой, как говорят иные историки науки, рождение науки. Я (Н.Т. Казакова) сторонник другой точки зрения. Наука зародилась в античности, а научная революция XVII века знаменовала собой другой этап в ее развитии освобождение от метафизических пеленок, отделение от материнской философской опеки и обретение своего «собственного» статуса. Поэтому «продуктом» доклассической рациональности является такой феномен как «картина мира»10.
Картина мира является целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях Вселенной, с присущими ей способами конструирования и конституирования отдельных знаний в особую целостность.
Именно в таком понимании этот феномен формируется в античности. Можно сказать, что «картина мира» является тем феноменом, который иллюстрирует концептуальный «срез» мировоззрения в историческом измерении. Поскольку в социокультурном пространстве наряду с художественными, мифологическими, религиозными представлениями, имеющими образный характер, существуют и натурфилософские, метафизические представления, имеющие концептуальный характер, постольку как одни, так и другие не существуют сами по себе, независимо друг от друга. Их синтез дает такое специфическое духовное образование, как мировоззренческая картина мира, в которой субъекты общественного сознания получают возможность взглянуть на мир не только через призму своего времени, и не только «изнутри», но и «извне», как внешние, сторонние наблюдатели. Поэтому в структуре картины мира выделяется два уровня: образно-художественный и концептуально-теоретический.
В соответствии с этим можно сказать, что мировоззренческая картина мира дает представление о строении и развитии Вселенной в целом, с позиций господствующей в данном историческом отрезке формы рациональности. Частями мировоззренческой картины мира выступают конституирующие параметры исторических форм общественного сознания: искусство, мифология, религия, философия, наука.
В античной культуре сосуществовали мифологическая картина мира и космологическая картина мира. Космос как высшая абсолютная ценность выступал в качестве ядра, независимо от мифологических или философских приоритетов.
Разрабатывая мировоззренческую картину мира, философ начинал с того, что усматривал в образе жизни людей, в предметных измерениях культуры своего времени, в духовном опыте освоения мира человеком такие реалии, которым можно придать статус «миропорождающей», смысложизненной ценности и уже с этих позиций «создавал» образ или теорию в виде определенной мыслительной парадигмы. Именно поэтому основной и ведущей темой мировоззренческой картины мира античности является «идея рациональности». У Гераклита это Логос, у Демокрита атом, у Сократа искусство «диалога», основанного на диалектике понятия, у Платона модель идеального умопостигаемого мира.
К IV веку до н.э. начинает доминировать натурфилософская установка, результатом которой явилась первая «донаучная» картина мира. Однако ее авторы, александрийский астроном Клавдий Птолемей, предложивший первую систематизированную модель мира, и афинский философ Аристотель, разработавший науку о природе «Физику», по праву считаются учеными, опередившими свое время. Показательный факт. Физика Аристотеля преподавалась и изучалась во всех университетах Европы вплоть до Нового времени. А «Альмагест» Птолемея служил теоретической базой расчета движений планет и сохранял свое значение вплоть до разработки Коперником гелиоцентрической системы мира. Поэтому будет справедливым сказать, что геоцентрическую картину мира создали Аристотель и Птолемей. Согласно модели Птолемея в центре мира находится Земля. Она неподвижна, но вокруг нее по круговым орбитам эпициклам движутся планеты, а центры эпициклов скользят по большим несущим кругам деферентам. Земля расположена вблизи общего центра деферентов.
Это событие дало философии возможность критически осмыслить как наличные формы видения мира, так и возможность проектирования, моделирования новых форм мира. Философ более чутко способен реагировать на те процессы, на ту культурно-историческую реальность, в которой он существует, поэтому он скорее обнаруживает новые, ещë едва заметные тенденции, возможности самого человека, вытекающие из развития его сущностных сил. Философия даëт общее видение мира в его универсально-объективных характеристиках, пространственно-временных координатах бытия. Поэтому философская картина мира система общих представлений, принципов, концепций, дающих на определенном историческом этапе знание о мире в целом. Внутри философской картины мира выделяются особые модели (картины), различающиеся способами и методами познания мира. Например, материалистическая картина мира, идеалистическая картина мира, метафизическая картина мира, диалектическая картина мира. Хотя античность является наиболее показательной в плане формирования предпосылок развития науки и научной картины мира, однако нельзя игнорировать и совершенно иную «картинку», «образ», которые выдвигаются на первый план в религиозной картине мира.
В Средневековой культуре происходит сложный процесс слияния мифологии, философии и религии. Какое-то время, в раннем Средневековье мировоззренческая картина мира представляла собой пестрое явление, но с появлением монотеизма побеждает теоцентрическая (религиозная) картина мира.
Рациональные аргументы в Средние века перестали быть социальной силой. «Гармония разумных сфер» античной картины мира сменяется какофонией апокалипсических пророчеств. Если античность выдвигает какую-то реальность как точку отсчëта для видения мира в процессе рационализации его основ, по сравнению с которыми все остальные носят производный характер, то Средневековье ограничивается библейской «схемой». Истина приобретает совершенно иной, сакральный смысл. Она дана человеку Богом, и еë не требуется соотносить с какой-то «подлинной» реальностью.
Итак, ядром «мировоззренческой картины мира» являются теории, концепции античности и Средневековья, основанные на определенном типе рациональности, которая и оказывает наибольшее влияние на развитие и функционирование научного знания вплоть до Нового времени.
|