РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ТЕОРИЯ СВОБОДОМЫСЛИЯ

электронное учебно-методическое пособие

На главную
Об авторах
Содержание
Отправить сообщение
Форум
Чат

Тема1. Религия как историческое и культурное явление

Типы определений религии
Функции религии, ее роль в системе культуры
Методические указания по теме
Литература по теме

Типы определений религии

Религия (от лат. religio - восстановление или воспроизводство лиги, связи) - стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, субстанцией, главной святыней и т.д.).

(Примечание. Здесь и далее жирным шрифтом выделены понятия, даты и имена, которые необходимо усвоить.)

Религия во всех ее вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь с абсолютом: а) эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем прервалась и ее восстанавливают; б) эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а затем, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную и т.д.

Всякая религиозная доктрина вырастает из ответов на три взаимосвязанных вопроса: а) есть ли Бог; б) как Его познать; в) как к Нему практически относиться? В зависимости от характера ответов на эти вопросы возможны различные трактовки сущности религии.

В религиоведческой литературе наиболее распространены следующие определения религии:

  • вера в сверхъестественное (Плотин);
  • особое чувство зависимости человека от бесконечного (Р. Шлейермахер);
  • символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер);
  • вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор);
  • фантастическое отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс);
  • система истин, способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтхед) и т.д.

В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические, философские, социологические, биологические, психологические и т.д., различающиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязаны, влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи, корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками.

В этой теме необходимо упомянуть теологические (от греч. "theos" - Бог) объяснения религии. Теологические (конфессиональные) интерпретации стремятся понять религию "изнутри", на основе соответствующего религиозного опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о религии как о связи человека с Богом, с Абсолютом и т.д.

Рассмотрим, как объясняют религию христианские исследователи. Хотя их идеи несут на себе печать принадлежности к конфессии - католицизму, протестантству, православию, но в главном они согласны друг с другом: религия есть "величина особого рода", она появляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком. Теологи различными способами стремятся доказать, что религия дана человеку Богом в момент творения и будет существовать на земле, пока на ней будут жить люди. В богословии рассматриваются различные доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, физико-теологическое, нравственное, историческое, а также общее понятие о боге, его творении и промысле.

Одна из первых попыток создать систему рационального доказательства бытия Бога принадлежит средневековому схоласту Фоме Аквинскому (1226-1274). В его сочинении "Сумма теологии" дается пять таких доказательств:

  1. все движущиеся и движимые вещи должны иметь неподвижный перводвигатель, каким и является Бог;
  2. все многообразие причин обусловлено первопричиной, которая является не чем иным, как Богом;
  3. все многообразие случайностей обусловлено необходимостью, в цепи случайностей должно быть абсолютно необходимое существо, или Бог;
  4. в мире имеются различные степени совершенства, источником которых должно быть абсолютно совершенное, или Бог;
  5. наличие в природе целесообразности, особенно целесообразности неживых вещей, свидетельствует о наличии силы, обуславливающей эту целесообразность.

Философские трактовки религии многообразны, они рознятся в зависимости исходных принципов и методов. Так, немецкий философ И. Кант (1724-1804) одним из первых выделил в рамках философии специальный раздел, посвященный религии. Он пришел к выводу, что научное теоретическое знание о Боге невозможно, и подверг критике традиционные доказательства бытия Бога – онтологическое, космологическое, физико-теологическое. Однако в своей этической концепции обосновал необходимость практического применения идей души и Бога (обосновал моральный аргумент).

Понятие религии И. Кант рассматривает в сочинении "Религия в пределах только разума". Он выявляет сущность религии и находит ее в моральном образе мыслей, скрытом внутри, но выражающемся в соответствующем образе жизни. Он пишет: "Религия (рассматриваемая субъективно) есть познание всех наших обязанностей как божественных заповедей". (Примечание. Здесь и далее цитируется по: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000.) И. Кант различает моральную (основывающуюся на вере чистого разума - в ней каждый с помощью собственного разума познает божественную волю в самом себе) и богослужебную религии. Моральная религия представляет собой постоянное стремление к морально-доброму образу жизни. Наше поведение расценивается как постоянное служение Богу, исполнение обязанностей по отношению к людям (к самим себе и другим) как исполнение божественных заповедей.

В богослужебной религии люди представляют свои обязанности в форме некоего служения, которое они должны оказывать Богу. А здесь имеет значение не столько внутренняя моральная ценность поступков, сколько внешнее совершение их для Бога и тем самым угождение ему хотя бы пассивным послушанием. Празднества, соблюдение предписаний, относящихся к формам церкви, являются для И. Канта морально-безличными действиями.

Немецкий философ-идеалист Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) конструировал и развивал понятие религии по образцу христианства, «истинной религии». По мнению философа, постижение религии включает познание Бога, анализ религиозного отношения, исследование культа. Гегель дает свою интерпретацию христианской идеи Бога: Бог - это абсолютная идея, дух. Бог представляет собой абсолютно истинное, из которого все исходит и к которому все возвращается. Бог есть в себе и для себя всеобщее, всеохватывающее, всесодержащее и придающее всему устойчивость. Бог как всеобщее, есть единый и не противопоставлен многим богам: он есть единое и единственное, Бог.

К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) базировали характеристику религии на диалектико-материалистическом понимании природы, общества, человека. Они полагали, что у религии нет "собственной" истории, "особой не от мира сего" сущности и "особого" содержания. Религия развивается в контексте истории общества, и ее эволюция происходит в зависимости от движения материального производства и системы общественных отношений.

По мнению классиков марксизма, религия представляет собой общественный феномен, возникновение и существование которого обусловлено ограниченностью способа материальной жизнедеятельности людей и вытекающими отсюда ограниченными общественными отношениями. Ф. Энгельс писал, что всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы приобретают форму неземных. В ходе истории объекты отражения меняются. На ранних стадиях развития человеческого общества, когда природа господствовала над человеком как внешняя сила, еще не познанная им, объектами такого фантастического отражения являлись силы природы. По мере развития общества наряду с силами природы объектами такого отражения становятся и общественные силы, господствующие над человеком и также непонятные ему. Таким образом, Маркс и Энгельс, опираясь на материалистическое понимание общественной жизни, объясняли религию из реального процесса развития человеческого общества.

Биологические и психологические концепции религии. Первые ищут основу религии в биологических и биопсихических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляет религиозный инстинкт, религиозное чувство и т.д. Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Так, философ, социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980) под религией понимал любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-нибудь группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Он усматривал религиозность в любом служении идеалам независимо от того, чему поклоняется человек: идолам, богам, вождям, партии, успеху, богатству и т.д.

Изучая эту тему, студентам необходимо понять, что религия - это не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками или тиранами, как полагали многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Религия необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависима от материального производства. Для того чтобы заниматься религиозной деятельностью, чтобы могли функционировать религиозные учреждения, необходимы соответствующие материальные предпосылки. Но материальные отношения лишь опосредованно детерминируют возникновение, существование и воспроизводство религии. Непосредственное воздействие на нее оказывают различные области духовной сферы - политика, мораль, философия, наука и т.д. В то же время религия оказывает обратное влияние, как на экономику, так и на области духовной сферы.

В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ духовно-практического освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой:

  1. проявление сущности общества;
  2. необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности;
  3. способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения;
  4. отражение действительности;
  5. общественную подсистему;
  6. феномен культуры.

Функции религии, ее роль в системе культуры

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии в обществе, а роль - это суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Выделяется несколько функций религии:

  1. мировоззренческая,
  2. компенсаторная,
  3. коммуникативная,
  4. регулятивная,
  5. интегрирующе-дезинтегрирующая,
  6. культуротранслирующая,
  7. лигитимирующе-разлигитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и мировосприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане, как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение, социальное неравенство превращаются в "равенство" перед Богом, в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных, разобщенность и изоляция заменяются братством в общине. Большое значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, катарсис, медитация и т. д.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами, святыми, которые выступают в качестве посредников общения между людьми - в литургии, молитве, медитации и т.д.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (примеров для подражания), контроля (слежения за выполнением предписаний), поощрений и наказаний ("воздаяний" действительных и обещаемых в посмертном существовании).

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет (в пределах более или менее единого, общего вероисповедания), а в другом - разъединяет (различные "неверные" или противостоящие друг другу конфессии) индивидов, группы, институты.

Являясь составной частью культуры, религия выполняет культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства. Она обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Лигитимирующе-разлигитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных отношений и норм как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование - максимуму (от лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которой дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним.

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, то есть ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем принципы анализа роли религии.

  1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает влияние на экономические отношения и другие сферы общественной жизни. Она санкционирует определенные взгляды, придает "ореол святости" или объявляет "нечестивыми". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью и т.д.
  2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (от лат. - священный) и секуляризации (от лат. - мирской, светский). Сакрализация означает рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению ее влияния.
  3. Своеобразно (неодинаково) воздействие на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий.
  4. Важно принять во внимание соотношение общегуманистического и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического. Представляется, что это мнение не учитывает многих фактов. В религиях переплетаются цивилизационные, формационные, классовые, этнические, глобальные и локальные компоненты. В конкретных ситуациях на передний план могут выступать те и другие, а религиозные лидеры могут не одинаково выражать указанные тенденции. История показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная.

Методические указания по теме

Студентам предлагается самостоятельно раскрыть следующие вопросы.

  1. Религиозное сознание.

    При рассмотрении этого вопроса следует показать черты, свойственные религиозному сознанию, такие как: вера, наглядная образность и эмоциональность, соединение адекватного и неадекватного, религиозная лексика и т.д.

  2. Религиозная деятельность.

    При подготовке ответа необходимо различить религиозную и нерелигиозную деятельность, а также в религиозной деятельности - внекультовую и культовую (от лат. cultus - уход, почитание).

  3. Религиозные организации.

    Студентам предлагается рассмотреть виды и строение религиозных организаций; такие типы объединений как: церковь, секта, деноминация.

  4. Религия в системе культуры.

    Здесь следует показать соотношение религии и культуры, а также выяснить, что такое религиозная культура.

  5. Основы и предпосылки религии.

    При подготовке ответа необходимо раскрыть:

    • Социальные основы.
    • Психологические факторы.
    • Гносеологические (познавательные) предпосылки.
  6. Происхождение религии, первобытные верования.

Литература по теме

  1. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000. Гл. II, III, VI.
  2. Лобовин Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев, 1986.
  3. Крывелев И.А. История религий. Т.1. М., 1975.


 
<
 
Наверх
 
>

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2004
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2004