МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
ЗАНЯТИЕ 1. Национальные религии.
Индуизм религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и специфической социальной структурой народов Южной Азии. Последователи индуизма проживают почти исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен (политеизм многобожие), однако, некоторые индуистские теологи пытаются толковать его как пантеистическую религию (школа веданта). Главные божества Брахма, Вишну и Шива. Основные принципы индуизма это представления о дхарме (долге), карме (воздаянии) и сансаре (перерождении). Индуисты имеют священные книги Веды, однако, для индуизма характерно отсутствие каких-нибудь строгих канонов.
В индуизме существуют два основных направления вишнуизм (сторонники которого особо почитают бога Вишну) и шиваизм (адепты бога Шивы). Среди шиваистов выделяются почитатели женского начала шактисты. Во второй половине XIX века в индуизме возникло реформистское движение Арья самадж, сторонники которого отвергают кастовый строй.
Конфуцианство и даосизм религии Китая. Зародились соответственно VI-V и IV-III вв. до н.э. Первоначально оба учения были скорее не религиозными, а философскими системами.
Философская система конфуцианства была создана Кун Фу-цзы (Конфуцием). Одно из главных его положений так называемое учение о чжэн мин (буквально выправление имен) требовало от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе. Вообще, в конфуцианстве на первом месте стоят социально-этические мотивы, проблемы же мировоззренческого характера отходят на задний план.
Конфуций предложил идеал государственного и общественного порядка, при котором священная личность правителя не имела бы нужды вмешиваться в дела управления. Они возлагались на просвещенных "благородных мужей" (цзюнь цзы), соединяющих качества и функции философов, ученых, литераторов и чиновников. В упорядочивании общественной жизни главная роль отводилась социально-этическому воспитанию. Его проблемы и оказались в центре учения Конфуция, сфокусировавшись в двух основных понятиях "гуманность" ("человеколюбие") и "благопристойность" (варианты перевода ритуал, церемония, этикет, правила поведения). Золотое правило морали: "не навязывать другим того, чего не желаешь себе". Конфуцианство совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками или главами семей. Тем не менее, конфуцианство имеет свой пантеон божеств, обожествлен и сам Конфуций. Практикуются жертвоприношения, большое место занимают культ предков и вера в духов.
Конфуций перешедшая в русский язык латинизированная форма китайского имени Кун Фу-цзы, в переводе означающего "почтенный учитель Кун". Самая краткая формулировка учения, созданного Конфуцием (551-479 гг. до н. э.) гласит: "Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, сын сыном", каждый должен занимать свое место и выполнять свои обязанности.
Истоки даосизма предположительно связаны с шаманскими верованиями, а также учениями "магов" (фанши), хранителей оккультно-алхимических секретов. В IV-III вв. до н.э. возникла философская "школа дао и дэ". Ее главные памятники "Дао дэ цзин" (трактат приписывается полулегендарному мудрецу Лао-цзы ("Старый мудрец")) и "Чжуан-цзы" (написан Чжуан-цзы и его учениками). В центре их учения понятие дао как глубинная суть мира, предвечно существующее порождающее начало, закономерность всего сущего в пространстве и времени. Постепенно даосизм дает большой крен в сторону идеализма и со II в. н. э. Превращается в настоящую религию. В этот период складывается даосский пантеон божеств, причем одним из главных богов объявляется Лао-цзы. Появляется жречество, занимающееся гаданиями, совершением магических обрядов, продажей священных амулетов.
Иудаизм. Термин иудаизм (на иврите "яаадут") происходит от имени патриарха Иуды, одного из 12-ти сыновей Иакова: Иехуда "хвала Господу". В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II-I тысячелетия до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определявших на протяжении 4 тысяч лет уклад жизни евреев.
Уже на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Его система включала семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности Вселенной и человека; 2) Священное Писание; 3) свод религиозных законов, охватывающих также область светского права; 4) порядок отправления религиозного ритуала; 5) систему религиозных институтов; 6) кодекс морально-нравственных отношений; 7) концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения. Явление Мессии (посланника Бога) ассоциируется в иудаизме с наступлением Царства Божьего и восприятием всеми народами истинности единого Бога и его универсальных законов, зафиксированных в Торе.
Центральная доктрина иудаизма вера в единого Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору. Заповеди, изложенные Богом через Моисея в Законе Божьем (Тора "учение", "указание пути"), делят на две части. Заповеди, предписывающие какие-либо действия ("асе" "делай") и заповеди, запрещающие какие-либо действия ("ло-таасе" "не делай"). Первые основаны на любви к Богу, на желании выполнить его волю, вторые на "страхе Божьем", опасении нарушить перед ним чистоту жизни. Общее число заповедей Торы 613. Из них 248 "повелительных", по числу органов человеческого тела, и 365 "запретительных", по числу дней солнечного года. Очень большую роль в иудаизме играет Талмуд комментарии на комментарии к Торе.
Храма и соответствующего культа в иудаизме с 70 г. н. э. до сих пор нет. Его заменяют многочисленные синагоги и дома верующих. Хотя иудаизм поставил целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев. Еще в 444 г. до н. э. иудейское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещающего евреям вступать в родство с представителями других народов.
Иудаизм часто играл и играет роль средства сохранения национального единства, особенно в еврейской диаспоре.
Религия древних славян представляет собой совокупность сложившихся в дохристианской славянской культуре религиозных воззрений и отношений, а также способов организации духовного опыта и поведения. Исторически религия славян восходит к религии древнейших индоевропейцев. Относительную целостность и своеобразие она приобретает в эпоху славянского единства, длившуюся до второй пол. I тыс. н. э. По мере освоения славянами новых земель, религия включила в свой состав фрагменты иранских, финно-угорских и некоторых других верований. В X в. некоторые древнеславянские религии, например, Киевской Руси, достигли стадии раннегосударственной религии.
Помимо персонифицированных образов богов (Перун бог-воитель, покровитель княжеской власти и дружины; Велес бог приплода и урожая; Дажьбог ("Дающий бог") бог солнца; Стрибог бог ветров; Сварога бог огня; Род бог, олицетворяющий преемственность и цельность поколений), у славян выработалось представление о божественности неба, воспринимавшегося как мужское начало, и земли, наделенной женской природой. Священный брак Неба и Земли мыслился как источник жизни всего сущего. Земля выступала в образе прародительницы Матери-земли, Матери сырой земли, кормилицы, покровительницы и что особо примечательно сострадательной разрешительницы грехов.
Почитание неба и земли дополнялось поклонением водным стихиям, определенным породам деревьев и видам животных. В совокупности они составляли низший по отношению к богам разряд славянской мифологии пандемониум. Злокозненные персонажи пандемониума именовались бесами.
Представления о богах, добрых и злых духах были подчинены идее дуализма света и тьмы, добра и зла, правды и кривды. Верования славян допускали идею посмертного перевоплощения души как в человеческом теле, так и в ином. Считалось также, что некоторые люди обладают способностью к оборотничеству (таковы волколаки человеко-волки).
Постепенно в славянской среде выделяется особый слой людей (у восточных славян волхвы), профессионально занятых отправлением главных обрядов, хранением и передачей религиозных знаний. Восточные славяне почитали волхвов как посредников между людьми и богами, как прорицателей и ведунов. Развитие религии древних славян было прервано христианизацией, начавшейся в славянской среде во второй половине I тысячелетия.
Литература по теме:
- Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 (1998). Гл. VII.
- Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997.
|