МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
ЗАНЯТИЕ 4. Ислам как мировая религия.
Ислам(от араб. предание себя Богу, покорность) мировая монотеистическая религия, возникшая в первой трети VII в. среди кочевых племен в Западной Аравии в ходе проповеднической деятельности Мухаммеда (ок. 570-632 гг.). Ислам иногда называют "магометанством", "мохаммеданством" или "мусульманством". "Ислам" в общем смысле слова представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры и быта. Он содержит в себе строгое требование единства веры и жизни.
Высшая ценность и цель человеческой жизни в мусульманстве принадлежность к "миру ислама", к мусульманской (исламской) общине и достижение спасения и райского блаженства. Человека ведет ко спасению божественное "установление" (дин). Дин включает в себя три основных элемента: "пять столпов ислама", "веру" (иман) и "благие дела" (ихсан).
"Пять столпов ислама" это:
- Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, по известной формуле, своего рода Символу веры: "нет божества кроме Аллаха и Мухаммед посланник Аллаха".
- Ежедневная пятикратная молитва намаз (салат).
- Пост (саум) раз в году в месяц рамадан (по мусульманскому лунному календарю).
- Обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (добровольная очистительная милостыня).
- Паломничество в Мекку (хадж) хотя бы раз в жизни.
Студентам предлагается выяснить, что же такое "вера" для мусульман. Основных догматов ислама, или, как их называют, "корней, основ веры" пять:
- Единобожие (таухид). Это означает признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия "нет Бога, кроме Аллаха".
- Вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха, воздающего в равной мере, как за добрые дела, так и за предосудительные.
- Признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него.
- Вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир.
- Догмат, связанный с учением об имамате халифате.
При всей незыблемости догматов ислама их интерпретация менялась с течением времени и была предметом бурной полемики.
Основной источник мусульманского вероучения Коран (от араб. декламация, чтение вслух). Согласно исламской традиции Коран представляет собой "Слово Божие", которое Бог как бы продиктовал слово в слово пророку Мухаммеду через архангела Гавриила (Джибрила). В свою очередь Пророк посредством проповеди знакомил с ней широкий круг людей.
Другой источник вероучения Сунна (араб. обычай, пример) пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизни и деятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.
В исламе есть несколько направлений, главные из них сунниты и шииты (сейчас около 90% мусульман мира сунниты и около 10% шииты). Однако все мусульмане чувствуют себя членами единой общины (уммы).
Мусульманское право. Шариат (араб. "шариа" прямой, правильный путь, закон, предписания, установленные в качестве обязательных) представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране и Сунне. Главными источниками шариата являются Коран и Сунна.
Складывание основных понятий мусульманского права относится к VIII первой половине IX в. В X в. мусульманское правоведение сложилось окончательно. Его предмет включал в себя изучение двух категорий норм: 1) нормы, определяющие отношения верующих с Аллахом (правила культа и т.д.), и 2) нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, между государством и подданными, отношения с другими конфессиями и государствами.
Исламское международное право. В связи с этим необходимо рассмотреть исламскую концепцию войны и мира, которая нашла выражение в учении о джихаде (араб. старание, напряжение усилий). Джихад является одной из главных обязанностей мусульман. Джихад в исламской интерпретации представляет собой борьбу за веру, включающую действия, как военного, так и иного характера. При этом мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община, священной, на благо веры, а борцам за веру муджахидам уготовлено вечное блаженство в загробном мире.
Первоначально под джихадом подразумевалась борьба за защиту и за распространение ислама среди аравийцев-язычников. Коранические предписания относительно джихада носят противоречивый характер. Это связано со спецификой деятельности Мухаммеда в разные периоды. Коран предписывает: 1) не входить с многобожниками в конфронтацию и приобщать их к вере мирными средствами; 2) вести с противниками ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, исключая "священные месяцы"; 4) нападать на них повсюду и в любое время. Эти установки создают почву для многообразных толкований отношения ислама к войне и миру.
Мусульманские теоретики на протяжении веков разрабатывали нормы взаимодействия между мусульманами и немусульманами в период войны и в мирное время. Был составлен свод правил, освобождающих от ведения джихада. От участия в войне освобождались люди, не имеющие необходимого вооружения, религиозные авторитеты, те, кто не заручился согласием родителей, должники, не получившие согласие кредиторов. Во время джихада запрещалось убивать женщин и несовершеннолетних. Свод правил, касающихся джихада и регулирующих взаимоотношения мусульман с внешним миром, составил базу "исламского международного права".
На сегодняшний день многие мусульманские идеологи все больше отдают предпочтение значениям джихада, не связанным с войной. Джихадом называют усилия по осуществлению программ социально-экономического развития и укрепления национального суверенитета.

Мечеть
Литература по теме:
- Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 (1998). Гл. X.
- Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988.
- Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.
- Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей. М., 1995.
- Материалы "круглого стола" Ислам и общество // Вопросы философии. - 1993. - №12.
|