РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ
НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

ЗАНЯТИЕ 5.
Буддизм как мировая религия.

Буддизм – самая древняя мировая религия. Буддизм имеет своего исторического основателя – Сиддхартху Гаутаму (560-477 г. до н. э.) из племени Шакиев в Северной Индии, больше известного под именем Будда ("буддха – просветленный). Именно Будде Шакьямуни ("мудрецу из племени шакиев") удалось убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание; от страдания можно спастись; путь спасения есть; этот путь нашел и описал Будда.


Рисунок

Хотя рождение буддизма неразрывно связывают с именем Будды Шакьямуни, в рамках самой буддийской традиции признается существование тысяч и тысяч просветленных – Будд, – предшественников царевича Сиддхартхи Гаутамы. Принципиально, однако, что именно Будда Шакьямуни описал для своих учеников и последователей тот путь спасения, который впоследствии стал называться буддизмом.


Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, среди которых центральное место занимает канон "Типитака" (или "Трипитака" – "Три корзины"). По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц – дхарм. Сочетания дхарм определяют жизнь того или иного человека, растения, камня и т.д. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно – они образуют новую комбинацию. Этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Достижение подобного состояния возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "просветления". Истины провозглашают, что:

  1. Жизнь есть страдание.
  2. Причина всех страданий – желания (неуемность человеческих желаний).
  3. Страдание можно прекратить путем избавления от желаний, "погашением" их.
  4. Для "погашения" желаний необходимо вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания".

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии с принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. "Правильное знание" подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание – медитацию. "Правильное поведение" и "правильное знание" позволяют человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны. Таким образом, человек сам создает свою судьбу, форму каждого нового перерождения.

По буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисаттвы – существа, которым удалось сделать последний шаг до достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.

Из вероучения буддизма вытекают взгляды буддизма на общественную жизнь, на место и задачи человека в этой жизни. Буддийское учение о жизни – страдании и о личной вине каждого в испытываемых им страданиях должно было примирить людей с доставшейся им в жизни долей. Ведь закон кармы обязателен для всех. Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение не только между собой, но и с животными и с богами стала важнейшим фактором, определяющим социальную роль буддизма. Рабу (сегодня – рабочему) буддизм обещает новое возрождение раджей, божеством или даже возможность полного успокоения – нирвану. Наоборот, пользующийся всеми благами жизни может сам себя ввергнуть в пучину самых неблагоприятных перерождений. По мнению буддистов, имущественное и социальное неравенство также непостоянно и шатко, как и все остальное в этом "мире иллюзий".

Литература по теме:

  • Основы религиоведения /под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 (1998), гл. VIII.
  • Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения