РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ
НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

ЗАНЯТИЕ 6.
Современные нетрадиционные культы.

Данная тема предлагается для изучения, прежде всего потому, что число новых религиозных движений быстро растет не только во всем мире, но и конкретно в России. Практически каждый из нас в той или иной мере сталкивается с ними в повседневной жизни. Как нам относиться к ним? Это далеко не праздный вопрос не только для тех, кто ищет свой путь, но и для тех, кто уже сделал свой выбор. Объективная и достоверная информация о нетрадиционных современных религиозных движениях (культах) – это первый шаг к выработке нашего отношения к этому явлению.

"Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "альтернативные культы", "молодежные религии" – так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е годы XX в. Социально-психологическим фактором появления и развития этих культов стало разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни. Лидеры "новых" движений обличают пороки "греховного" мира, рекламируют себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали.

Последователями нетрадиционных культов становится преимущественно молодежь из среднего класса, материально обеспеченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме того, "нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "Нового века" обнаруживается твердая организация, жесткие нравственные и поведенческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря. Культ в этих общинах преимущественно коллективный, используются психотехнологии и психотерапия. Организации религий "Нового века" действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира.

Все многообразие культов можно условно разделить на несколько групп:

  1. Неоориенталистские культы (т.е. культы, дающие новые ориентиры): "Общество Сознания Кришны", "Миссия божественного света", "Трансцендентальная медитация" и т.д. Эти культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Такие культы предлагают мистический путь освобождения (мокша) – пробуждение в человеке божественного начала. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение) включает произнесение мантр – специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. На первый план здесь выступают следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру (учителя).
  2. Неохристианские объединения – это "Церковь объединения", "Семья Детей Бога" и др. Для этого типа культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.
  3. Сайентологическое направление образуют "Церковь Сайентологии", "космические религии" и т.п.
  4. Новая магия, спиритизм. Здесь большой авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов и гадателей.
  5. "Сатанинские группы". Сатанизм пришел из древнего Ирака, его советы содержатся в Синей книге. Сатанистские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, сатаной и т.д. "Общество Сатаны", например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

Необходимо напомнить, что деление между группами культов (первых четырех) весьма условно.

В России новые религиозные образования появляются в середине 80-х годов. К факторам, благоприятствующим их распространению, следует отнести:

  1. Глубокий кризис, а затем и распад существовавшей экономической и идеологической системы.
  2. Падение уровня жизни, рост безработицы, инфляции, преступности и т.д.
  3. Вспышки межрегиональных конфликтов.
  4. Утрата авторитета светских идеологий и политических партий.

В этих условиях большинство возникающих в России религиозных новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира "здесь и сейчас". В них можно найти обещание не только приобщить население России к истинной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым.

Многие обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен душевный покой и стабильность. Их привлекают внутригрупповая атмосфера, гуманные отношения друг к другу, человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных культов благоприятствует также признание государством и церковью права на существование религиозных объединений различного типа.

Действующие в России новые религиозные течения различаются по месту зарождения. Некоторые из них (если не большинство) возникают за пределами России и "импортируются" к нам из-за рубежа. Религиозные новообразования такого типа появляются и получают распространение в результате усилий иностранных миссионеров. К их числу относятся: Церковь объединения, Саентологическая церковь, АУМ Синрике, Свидетели Иеговы и т.д.

К нетрадиционным культам, имеющим российское происхождение, принадлежат: Богородичный центр, Великое Белое Братство, Церковь Последнего Завета, последователи учения Порфирия Иванова.

Рассмотрим деятельность новых религиозных движений на примере Церкви Последнего Завета.

Церковь Последнего Завета – это новое религиозное движение "отечественного" происхождения. Ее основателем является Сергей Анатольевич Тороп (1961 г. рождения), проживавший в городе Минусинске (Красноярский край). В 1990 г. ему открываются события двухтысячной давности. Он принимает духовное имя Виссарион (дающий жизнь) и провозглашает создание "общины единой веры" (с октября 1995 г. – "Церковь Последнего Завета").

Источник вероучения – Священное писание и Последний Завет, написанный Виссарионом и содержащий 61 заповедь и множество наставлений. В Церкви Последнего Завета не отвергаются таинства и обряды православия, однако, они существенно изменяются. Соблюдается только крещение и венчание. Наиболее почитаемый обряд – священный круг. Он совершается соединением рук, знаменующим воссоединение с Богом и готовность очистить Землю от нравственной и мыслительной грязи. Главным праздником является Рождество Христово, отмечаемое 14 января – в день рождения Виссариона.

Во второй половине 1994 г. Виссарион известил людей планеты о создании на юге Красноярского края заповедной зоны – образца новых отношений к природе, организации сельскохозяйственного и художественных промыслов. Вблизи от озера Тибиркуль началось строительство "Нового Иерусалима". По призыву Виссариона сюда переселились свыше 2 тысяч человек. Главным образом – жители крупных промышленных и культурных центров, представители творческих профессий, врачи, учителя.

В 1992-1993 гг. в обществе наметилось противодействие распространению новых религиозных течений, вне зависимости от того, возникли ли они на российской почве или были "импортированы" из-за границы. Предпринимаются попытки законодательного ограничения деятельности ряда религиозных новообразований, как противоречащих культурным и историческим традициям народов России. С осуждением новых религиозных движений выступает и Русская православная церковь, что нашло отражение в определении Архиерейского Собора "О псевдохристианских сектах и оккультизме" (декабрь 1994 г.). В ряде городов России образованы объединения родителей, обвиняющих нетрадиционные религии в использовании гипноза, психотропных средств, в разрушении семей.

Литература по теме:

  • Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 (1998), гл. XI.
  • Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения