1.3.5. Россия в переходный период к Новому времени
1.3.5.1. Политическое и социально-экономическое развитие России при первых Романовых
Внешняя политика
Укрепление политической системы власти
Социально-экономическое развитие страны
Cоциальная структура российского общества к концу XVII в.
1.3.5.2. Государство и церковь. Конфликт светской и духовной власти
1.3.5.1. Политическое и социально-экономическое развитие России при первых Романовых
Внешняя политика
Необходимой предпосылкой для выхода из глубокого кризиса являлась стабилизация внешнеполитического положения страны, прекращение иностранной интервенции. Швеция и Польша продолжали захватывать русские земли. В этих условиях российская дипломатия активизировала усилия по заключению мира. В 1617 г. со Швецией был заключен Столбовский мир, по которому Россия вернула себе Новгородскую землю, но потеряла выход к Балтийскому морю (р. Неву, Ижорскую землю, города Корела, Орешек и др.). В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей, оставлявшее за ней Смоленские и Северские земли.
Чтобы вернуть себе Смоленск, Россия безуспешно воевала с Польшей в 1632-1634 гг. Однако эти земли были возвращены лишь после новой войны с Речью Посполитой (объединение Польши Литвы в 1569 г.) в 1654-1667 гг. В составе Речи Посполитой остались западные земли: Белоруссия и большая часть Украины. Земли, отошедшие к Швеции, в XVII веке отвоевать так и не удалось.
Таким образом, территориальные потери, понесенные Россией после смуты, оказались очень тяжелы. Тем не менее главным оставалось решение внутренних проблем - ликвидация разрухи и укрепление власти.
Укрепление политической системы власти
Важнейшим условием выхода страны из кризиса было укрепление политической власти. При Михаиле Федоровиче (1613-1645 гг.) главную роль играл его отец - Федор Романов, патриарх русской православной церкви (Филарет). Начала восстанавливаться сословно-представительная монархия, учрежденная в середине XVI века. Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу, которая состояла из представителей наиболее знатных родов. Председательствовал в Думе царь. Решения Думы имели характер закона, его разъяснения или распоряжения по конкретному вопросу. Дума разбирала наиболее важные вопросы жизни страны - войны и мира, принятия нового закона, введения новых налогов и т.д.
Михаил Федорович постоянно опирался и на Земский собор, который при нем созывался почти ежегодно. Земский собор состоял из представителей боярства, поместного дворянства, посадских людей, духовенства, государственных крестьян, то есть был более широким по своей социальной природе. Но Земские соборы в России как органы сословного представительства не стали законодательными учреждениями, так как они выполняли свои функции только по указаниям верховной власти (монарха). В.О. Ключевский отмечал, что "народное представительство (Земский выборный собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства".
В области управления правительство первого Романова шло по пути бюрократической централизации. Административно-исполнительными органами стали приказы, которые были созданы в середине XVI века. В XVII веке их было около 90. Они ведали какой-либо областью управления в масштабе всей страны. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой - четко контролировали органы местного самоуправления. Приказ Разрядный назначал бояр и дворян на службу по военному, гражданскому ведомствам; Поместный приказ - ведал поместными и вотчинными землями; Ямской приказ обеспечивал организацию почтовой связи для нужд государства; Посольский приказ выполнял внешнеполитические функции и т.д.
На местах, в уездах из центра назначались воеводы, которые выполняли роль главного администратора и судьи. Воевода отвечал за поступление всех налогов, выполнение хозяйственных дел, имел полицейские функции. Воеводская власть с начала XVII в. постепенно вытесняла "земские начала" местного самоуправления (земские и губные избы, введенные в середине XVI века), усиливала бюрократические порядки.
Создавая данную систему управления, правительство Михаила Романова ставило перед собой задачу - восстановить Московское царство. Однако задача эта была невыполнима. Восстановить Московское царство в том виде, в каком оно существовало до смуты, было уже невозможно, ибо произошли серьезные и необратимые изменения в обществе. В верхах все шире распространяются преобразовательные настроения. Особенно заметным это становится в правление второго Романова - Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Он стремится к абсолютной монархии и будет постепенно разрушать сословно-представительную монархию.
Опорой нового царя была по-прежнему бюрократия (чиновники). Но Алексей Михайлович опирался на ее лучшую часть, выдвигал умных, образованных людей, независимо от их происхождения. Это Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев и др. Время боярства ушло в прошлое. Государственная бюрократия с 1640 по 1690 годы увеличилась в три раза, в центральном аппарате управления к концу XVII века насчитывалось более 4,5 тысяч чиновников.
Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение в падении значения Боярской думы и Земского собора. После 1653 г. Земские соборы созывались уже эпизодически и к концу XVII века прекратили свое существование. Ведущее значение в государственном управлении приобретают приказы. Во второй половине XVII века был создан приказ Тайных дел с широкими полномочиями. Он подчинялся царю и должен был обеспечить слаженность работы бюрократического механизма самодержавной власти. Приказ Тайных дел ведал политическим сыском, расследовал дела о злоупотреблениях властью, волоките, казнокрадстве и т.д., через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих. На местах вместо выборных земских органов власть окончательно перешла в руки воевод, содержание которых оплачивало не государство, а население соответствующего уезда.
В России формировался абсолютизм. Но, в отличие от Западной Европы, этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма. Своеобразным кодексом феодального права стало "Соборное уложение", принятое в 1649 г. Уложение определило взаимоотношения власти и общества на основе светских законов.
Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дворян. Резко ограничивалось местное самоуправление (только у государственных крестьян действовали выборные органы управления), вводилась власть воевод. Новые законы ограничили права церкви. То, что уже принадлежало церкви, признавалось за ней, вновь же приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно гражданским судом, а не церковным, духовенство. Это Уложение делало общество более светским, так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями.
Соборное уложение навечно закрепило крестьян, работающих на частных землях, за их собственниками. Юридическое оформление крепостного права проявилось в том, что вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владениям в Юрьев день. Крепостнические отношения распространялись теперь на государственных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины, и они также подлежали бессрочному сыску. Жителям городских посадов, прикрепленным к общинам, запрещались переходы из одной общины в другую. Таким образом, социальная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мобильность была крайне ограничена.
Центральная власть добивалась, чтобы в государстве делалось все в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. Так, выступление против церкви каралось сожжением на костре, заговор против царя - смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво.
В целом "Соборное уложение" стояло на защите интересов самодержавной монархии, господствующего класса феодалов, узаконив окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России.
Социально-экономическое развитие страны
Выход из экономического кризиса растянулся до 50-х годов XVII века. Продолжительность восстановительного периода объясняется и относительно низким плодородием нечерноземных земель, и слабой производительностью крестьянского хозяйства с его примитивной техникой и технологией.
Ведущей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство. Основными орудиями труда были соха, борона, плуг, серп. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека, особенно на севере страны. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, горох, из технических культур - лен и коноплю. Хозяйство по-прежнему носило натуральный характер. Главный путь развития сельского хозяйства в XVII веке - экстенсивный: в хозяйственный оборот земледельцы включают все большее количество новых территорий. Быстрыми темпами идет народная колонизация окраин Поволжья, Башкирии, Сибири.
Приток в Сибирь русского населения, обладавшего навыками и опытом пашенного земледелия, ремесленного производства, новыми, более производительными орудиями труда, способствовал ускорению ее развития. Здесь не сложилось помещичье и вотчинное землевладение. В южных районах складывались очаги земледельческого производства, и уже в конце XVII века Сибирь в основном обеспечивала себя хлебом. Основными занятиями местного населения оставались охота и рыболовство.
Господствующей системой земледелия в Европейской России было трехполье. В новых земледельческих районах Поволжья, на юге, в Сибири - подсека, перелог, двуполье. В Сибири на смену перелогу во второй половине XVII века постепенно пришло трехполье.
Освоение новых территорий и дальнейшее развитие производительных сил привели к углублению специализации сельского хозяйства.
Новым явлением было усиление связи феодального хозяйства с рынком. Господствующий класс все активнее включался в торговые операции и промысловую деятельность. Во второй половине столетия стали постепенно формироваться районы, производившие товарный хлеб: Среднее Поволжье, Черноземный центр. Развивались крестьянские кустарные промыслы, производившие поташ, соль. Повсеместно происходит перерастание ремесла в мелкотоварное производство (производство товаров для продажи). Сложились районы ремесленного производства. Возникают специализированные торговые ряды в городах.Многие изделия русских ремесленников не только не уступали ремесленной продукции Запада, но и превосходили их техникой выполнения.
Торгово-промышленная специализация районов наметилась еще в XV-XVI веках. В XVII веке она еще более усиливается. Центрами металлообработки становятся Тульско-Серпуховский, Устюжно-Железнопольский, Тихвинский районы; солеварения - Поморье и Поволжье; производства полотна и холста - Псковский, Олонецкий, Ярославский и другие районы.
Развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур как крупных предприятий, основанных на разделении труда и ручной ремесленной техники.
В XVII веке в России насчитывалось около 30 мануфактур. Однако на них использовался, в основном, труд крепостных работников. Были построены металлургические заводы в районе Тулы, кожевенные предприятия - в Ярославле и Казани.
Отмеченные выше моменты в хозяйственной жизни страны способствовали началу формирования всероссийского рынка. Важными центрами оптовой, межрайонной торговли стали ярмарки: Московская, Архангельская, Макарьевская (возле Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале) и т.д.
Оптовую торговлю в основном сосредоточивала в своих руках купеческая элита, которую составляли гости и торговые люди (купцы). Они имели значительные привилегии: были освобождены от ряда посадских повинностей, могли иметь вотчины, право выезда за границу. Строгановы, Никитниковы, Шорины и другие купцы владели колоссальными средствами.
Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. Центрами русской торговли с Западом являлись Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск. Из Западной Европы ввозились тонкие сукна, металлические, золотые и серебряные изделия, вина и т.д. Вывозились в основном пенька, пушнина, икра и сельскохозяйственные продукты. Со странами Востока торговля шла через Астрахань. С середины XVII века каждые три года государство организовывало караваны в Пекин, которые доставляли туда меха, а возвращались с шелком, чаем, фарфором.
Свидетельствуют ли новые явления в развитии России в XVII веке о генезисе капитализма? Некоторые исследователи разделяют эту точку зрения и называют данное столетие "новым периодом" истории страны. Однако большинство российских историков связывают новые моменты в русской жизни XVII в. с поступательным развитием феодализма, а начало развития капитализма относят к середине XVIII в., когда происходит разложение феодально-крепостнических отношений.
Cоциальная структура российского общества к концу XVII в.
Социальная структура российского общества XVII в. соответствовала феодально-крепостнической экономике. Высшим слоем российского общества было боярство - потомки бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. К концу XVII в. боярство утратило свою мощь и постепенно сближалось с дворянством.
Дворяне составляли верхний слой государственных служащих людей по отечеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения детьми после их родителей. Дворянство значительно усилило свои позиции в конце смуты и стало опорой власти. К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору.
Сельское крестьянское население состояло из двух категорий: владельческого (85%) и черносошного (5%). Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские.
Среднее положение между черносошными и частновладельческим занимали крестьяне дворцовые (10%). Они имели собственное самоуправление и подчинялись дворовым приказчикам.
Основная масса городского населения называлась посадскими людьми. Буржуазия в городах не сложилась. Во многих городах посадское население - торговцы и ремесленники - было немногочисленно, здесь часто преобладали военные чины и их семьи, а решающую роль в городской жизни играли крупные феодалы.
Верхушку города составляли купцы. Самые богатые из них царским повелением объявлялись "гостями". Многие состоятельные купцы объединялись в двух московских сотнях - "гостиной" и "серпошной".
Городские ремесленники часто объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Такие слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам назывались черными слободами. Эти слободы "обелялись" (освобождались) от несения тягла в пользу государства.
Как в городах, так и в сельской местности жило значительное число рабов - холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов сформировался из числа попавших в кабальное состояние (кабала - расписка или долговое обязательство) ранее свободных людей. Кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего.
Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи - черное духовенство и священники - белое духовенство.
Вольные "гулящие люди" (вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, нищие и бродяги и др.) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль.
1.3.5.2. Государство и церковь. Конфликт светской и духовной власти
Изменения в политической и социально-экономической жизни России XVII века требовали реформ и в духовной сфере. Страна оставалась глубоко религиозным обществом. Свое вероучение православные считают от бога данным и истинным. В буквальном смысле слова православие значит истинная вера. А истину менять нельзя, иначе она станет ложью. Православие на протяжении многих столетий не менялось по сути, в отличие от западного христианства. В православной церкви до сегодняшнего дня являются действующими установления византийских соборов, принятые в IV-VIII вв. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Например, в Киевской православной церкви вводились новшества, которые в Москве считались ересью. В середине XVII века Москву потрясло известие, что на святом Афоне (Греция) греческие монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические. Страшные для того времени обвинения в ереси становились взаимными. Перед русской православной церковью стала проблема выбора: либо и дальше находиться в изоляции от христианского мира, либо налаживать связи.
Церковные лидеры сделали попытку восстановить единство церковных книг и обрядов. По сути, речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной (а значит, и всей духовной) жизни страны вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах.
Спор развернулся по поводу образцов, по которым надлежало производить изменения. Для одних церковников это были древнерусские книги, для других - их греческие оригиналы. И те, и другие оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов, так как переписчики ошибались или вписывали "отсебятину"; некоторые греческие книги подверглись подозрительным изменениям после падения Византии. Новый патриарх Никон (1652-1658 гг.) энергично принялся за церковную реформу, опираясь на греческие книги. Ему противостояла группировка, настаивавшая на "чистоте" только русских текстов. Ее возглавлял протопоп Аввакум.
Активное участие в реформе приняла и светская власть, чему были свои причины. Каковы же они?
- Укрепление международного положения государства было невозможно без налаживания связей с христианским миром.
- Государственная власть в лице царя Алексея Михайловича Романова пыталась утвердить приоритет светской власти. А Никон по своему мировоззрению был сторонником православного фундаментализма, имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над светской. Введение Соборного уложения 1649 г., как и большинство церковных иерархов, он встретил отрицательно, поскольку вводилось светское правовое регулирование жизни общества. Никон, властный и жестокий, ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно в России утверждалось. Имел он и далеко идущие вселенские планы. Он мечтал превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр, равный Византии. Но на короткий период интересы Никона и государства совпали. Никон считал, что сближение русской православной церкви с христианским миром приведет к расширению возможностей для роста ее влияния и будет способствовать превращению Москвы в ведущий религиозный центр.
- К реформе побуждали внутренние причины. В 1654 г. в состав России была включена Украина. Необходимо было обеспечить единство православного населения страны и сблизить позиции русской и украинской православных церквей.
В силу этих причин государство поддерживало церковную реформу, царь активно способствовал ее развитию.
Церковные преобразования Никона преследовали две главные цели:
- Устранение различий в богослужебной практике между русской и греческой православными церквами, это позволяло восстановить связи с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем расширить возможности для ее влияния.
- Введение единообразия в церковной службе по вей России. Дело в том, что единого культа Христа не существовало, на местах богослужение велось по-разному, приобретало часто черты языческих культов, характерных для данной местности. В каждой местности были свои святые. Установление единого канона освобождало христианский культ от наносного. Введена единая обрядность: троеперстное крещение вместо двоеперстного, написание имени Христа через одно "и", а не через два, четырехгранный крест вместо восьмигранника и т.д.
Как видно, сама реформа Никона была очень умеренной. Она ни в какой мере не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества, взаимоотношений церкви и верующих. Она не сравнима с религиозной Реформацией на Западе ни по каким параметрам. Но даже эта попытка приблизить духовную жизнь России к Европе вызвала сопротивление значительной части общества и церковнослужителей. Произошел раскол на сторонников реформ Никона и ревнителей старой веры (староверов). С этого времени общественный раскол как последствие реформ будет сопровождать всю историю России, включая современность. Сторонники Никона выступали за реформу и, следовательно, за обновление общества. Староверы (их еще называли раскольниками) боролись за сохранение в неизменности русского православия, старины. И там, и там были люди разных слоев, разного положения.
Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе развернулись после удаления Никона. Дело реформы взял в свои руки царь Алексей Михайлович. В государственных интересах он приветствовал преобразования в церковной обрядности. После соединения с Украиной, церкви которой находились в юрисдикции греческого патриарха, важно было обеспечить единство в духовной сфере. Но задачи, которые ставил перед собой царь, шли гораздо дальше сделанного Никоном. В 1666 г. царь созвал церковный собор, уверенный, что теперь, когда новшества в обрядности прижились, архиереи поддержат власть в борьбе с бунтующими староверами и пойдут на признание приоритетных прав светского государя. Собор открылся речью царя в присутствии бояр и приказных людей. Царю на Соборе во многом удалось решить главную задачу: обеспечить примирение в обществе, склонить старообрядцев к отказу от открытого сопротивления власти и церкви. На следующем Соборе в 1667 г. был поставлен вопрос о соотношении духовной власти и светской. Многие русские священнослужители выступали за превосходство духовной власти над светской, за контроль церкви над государством. После борьбы Собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в делах церковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Это положение казалось настолько революционным, что в окончательном виде оно не было зафиксировано в документах Собора. Но сам факт примечателен: Россия двигалась к светскому обществу. Собор осудил Никона за чрезмерные притязания на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно Собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили за приверженность латинству) и признал все греческие богослужебные книги. Решения Стоглавого собора были отменены. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено.
Решения Собора еще более углубили раскол в обществе. Сторонники неразделенности светской и религиозной жизни, детальной регламентации жизни человека церковью поднимали восстания, уходили в леса. У экзальтированных натур появилось желание перед угрозой, как они считали, нашествия антихриста уйти в мир иной. Среди фанатиков древней веры прокатилась волна самоубийств в форме самосожжений. Православие осуждает самоубийство: бог дал жизнь, он ее в нужный срок и отнимет, человек не вправе решать этот вопрос. Однако староверы стали проповедовать, что мучительное самоубийство есть смерть за веру. Лидер староверов протопоп Аввакум доказывал: "Насильственная смерть за веру вожделенна, что лучше сего?". Эти призывы находили последователей даже среди молодежи. Они говорили: "Пойдем в огонь, на том свете рубахи будут золотыми, сапоги красные, меду, и орехов, и яблок довольно; пожжемся сами, а антихристу не поклонимся". Самосожжения приняли грандиозные масштабы. Староверы грозили "спалить всю Русь". Специалисты считают, что с середины 80-х до начала 90-х гг. XVII века покончили с собой не менее 20 тыс. человек.
Широту этому движению старообрядцев придавал и социальный мотив, лежавший в его основе - возвращение к старине, протест против существующих порядков: крепостничества, централизации, подчинения государству духовного мира человека.
Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который не только отразил тенденции к централизации и определенной унификации церковной жизни, но повлек за собой существенные социокультурные последствия. Он всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в законности существующего миропорядка, породил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. Нарушив некоторые традиционные устои духовной жизни, раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований. Одновременно в русской истории впервые появился феномен "раскольничества" - фанатичного следования идее и непримиримо-враждебного отношения к власти, а во многом - и ко всем, кто не разделяет взгляды старообрядцев.
Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям. Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу для деятельности Петра I. Его великие преобразования были бы невозможны без предшествующей им церковной реформы.
|