Отечественная история

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 1. Развитие российского государства в дореволюционный период
Тема 1.5. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX в.

1.5.2. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
и контрреформы Александра III

1.5.2.1. Россия эпохи реформ 1855-1881 гг.

Отмена крепостного права в России

Местное самоуправление, суд, военные реформы, финансы, просвещение

1.5.2.2. Сельское хозяйство. Промышленность и транспорт

1.5.2.3. Социальный строй России к концу ХIХ в.

1.5.2.1. Россия эпохи реформ 1855-1881 гг.

С середины ХIХ в. Россия вступает в период глубоких преобразований, составляющих часть общемирового процесса модернизации - переход от сословно-патриархального к буржуазно-индустриальному обществу. "Великие реформы" 1860-1870-х гг. стояли в одном ряду с такими событиями, как отмена рабства и гражданская война в США (1861-1865), "революция Мэйдзи" в Японии (1867-1868), завершение объединения Италии (1870) и Германии (1871) и др. Большинство названных стран принадлежало ко "второму эшелону развития капитализма", то есть вынуждено было догонять передовые державы Запада - Англию и Францию.

Правление императора Александра II (1856-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию ее социальной структуры.

Отмена крепостного права в России

Исходной точкой социальной модернизации России стала отмена крепостного права в 1861 г. Современные исследования показывают, что она была вызвана не столько внутри, сколько внешнеполитическими факторами - необходимостью сохранить статус России как великой державы, не допустить ослабления ее военного могущества после поражения в Крымской войне (1853-1856). В самих правящих сферах осознавалась необходимость коренных преобразований обветшавшего строя. Александр II тяжело переживший военное поражение России, сумел преодолеть свои консервативные взгляды и стал решительным сторонником отмены крепостного права. Об этом он заявил уже в 1856 г. в речи перед представителями московского дворянства. В 1857 г. был учрежден Секретный комитет для решения крестьянского вопроса. Однако в состав комитета вошли откровенные крепостники, стремившиеся замедлить ход преобразований.

Тогда Александр попытался вывести этот вопрос из бюрократических сфер и придать его обсуждению гласный характер. В 1857-1858 гг. царскими рескриптами (предписаниями) во всех губерниях, на которое распространялось крепостное право, были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, получивших таким образом возможность высказать свои соображения по поводу предстоящей реформы. В то же время крестьянский вопрос стал широко обсуждаться в печати; правительство проявило интерес к проектам реформы, предлагавшимся общественными деятелями различных направлений. В 1858 г. Секретный комитет был "рассекречен" и переименован в Главный комитет по крестьянскому вопросу, что, впрочем, не изменило его консервативного характера. Все проекты губернских комитетов поступали в Петербург, в редакционные комиссии - специально созданный в 1859 г. орган, который должен был выработать единые для всей России "Положения" (закон) об отмене крепостного права. В них Александр II собрал лучшие силы либерально настроенной бюрократии, а также ряд видных общественных деятелей. Огромную роль в разработке реформы сыграли Н.А. Милютин, Я.И. Ростовцев и др. Они стремились расширить социальную базу самодержавия путем создания многомиллионного слоя крестьян-собственников и обеспечить России безреволюционный путь развития. Реформа почвенного уклада была длительной, рассчитанной на поэтапную реализацию.

Первым этапом явилась отмена крепостного права, которая решила судьбу 22 млн. помещичьих крестьян. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Положение" и "Манифест" об освобождении крестьян. Эти документы касались 3-х основных вопросов: личного освобождения крестьян, наделения их землей и порядка совершения выкупной сделки. Провозглашалась юридическая свобода каждого крестьянина и "даровались" им некоторые общегражданские права. Крестьянин мог выступать как юридическое лицо, заключать сделки, предъявлять иски, владеть движимым и недвижимым имуществом, без специального разрешения помещика вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословия мещан и купцов. Однако, получив личную свободу, крестьяне оставались неравноправным сословием, они являлись единственным классом, который платил подушную подать, нес рекрутскую повинность, подвергался телесным наказаниям. Помещику вменялось в обязанность следить за общественным порядком в деревне. Крестьяне были прикреплены к месту жительства. Освобождая крестьян от вотчинной власти помещиков, правительство постаралось заменить ее своей собственной. С этой целью сельские общества (создаваемые на основе общин) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) были поставлены под жесткий контроль: сельские старосты и волостные старшины, избиравшиеся крестьянами на сельских и волостных сходах, были подчинены местной администрации и превратились, по сути, в мелких государственных чиновников. Наделы земли продавались не лично крестьянам, а крестьянской общине, поэтому органы управления сельской общины, сохраняли общинное землевладение, проводили регулярные переделы земли, собирали налоги ("круговая порука"), ведали мелкими судебными делами.

Российские крестьяне при освобождении от крепостной зависимости были наделены землей. Помещики сохранили право собственности на все принадлежащие им земли. Вместе с тем они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения обязанностей перед правительством".

Для удовлетворения требований всех категорий дворянства Россия была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского надела (высший - больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший - меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В том случае, если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, вмешивались так называемые мировые посредники, роль которых выполняли дворяне и чиновники, в основном защищавшие интересы помещиков.

Если размеры крестьянских наделов до реформы превышали высшую норму земли в каждой полосе, то этот "излишек" отчуждали в пользу помещика. В черноземной полосе у крестьян отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной - 10%. В целом же по стране крестьяне получали на 20% земли меньше, чем у них было до реформы.

В среднем крестьянская семья получила около 7 десятин земли (1 десятина = 1,09 га), что было совершенно недостаточно для ведения товарного рентабельного хозяйства. Рыночная стоимость всей полученной крестьянами земли составляла 544 млн. руб. Фактически крестьяне должны были заплатить 867 млн. руб., то есть в 1, 5 раза больше рыночной стоимости земли. Однако заплатили они еще больше.

Поскольку у крестьян не было суммы, необходимой для выкупа земли, для того, чтобы помещики получили выкупные деньги единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить сумму государству с начислением 6% годовых. К 1907 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. руб., то есть в 4 раза больше рыночной стоимости земли.

Фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личную свободу, за волю, поскольку крестьянин становился свободным только после выплаты 20% стоимости надела. До этого он оставался "временнообязанным помещику", то есть должен был выполнять все прежние повинности. Однако помещик мог вводить новые повинности и поборы. Через 20 лет еще 15% крестьян оставались временнообязанными, так как у них не было денег для совершения выкупной сделки. В 1881 г. был издан закон о ликвидации с 1883 г. временнообязанного состояния - все крестьяне должны были выкупить надел.

Отмена крепостного права в национальных окраинах сопровождалась еще большим грабежом крестьян, чем в центре. Отмена крепостного права и развитие капитализма диктовали необходимость изменения в государственно-правовой надстройке. Надо было перестроить государственный аппарат в соответствии с потребностями того времени, не затрагивая при этом основ самодержавия.

Второй этап реформы почвенного уклада начался в июне 1863 г. Появилось "Положение" о поземельном устройстве удельных крестьян, живущих на землях императорского Дворца. Это положение касалось двух миллионов крестьян. Они были лично свободны. Земля, которой они пользовались, передавалась в соответствии с "Положением" в собственность общине за выкуп. Величина надела общинного крестьянина в удельной деревне была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье была преобразована в выкупные платежи сроком на 49 лет.

Третий этап реформы почвенного уклада касался государственных крестьян (20 млн.). Они были лично свободные, жили общиной на государственной земле. Указ по поводу землеустройства государственных крестьян последовал в 1866 г. Земля переходила им без выкупа, но они были обязаны вносить в казну ежегодный платеж под названием "государственной оброчной подати". Земля по указу 1866 г. передавалась в собственность также общине, а не лично крестьянину.

Крестьянскую реформу невозможно оценить однозначно. С одной стороны, отмена крепостного права привела к необратимым переменам во всех сферах русской жизни. В деревне полным ходом пошло расслоение крестьянства: из патриархальной сферы крестьян-общинников выделялись быстро богатейшие хозяева - потенциальные буржуа - и бедняки, превращавшиеся в неимущих пролетариев. В результате фабрики и заводы получили постоянный приток дешевой рабочей силы. Вследствие ускоренного разрушения натурального хозяйства более емким стал всероссийский внутренний рынок. Все это вместе взятое дало мощный импульс развитию промышленного производства. К началу 1880-х годов в России завершается промышленный переворот. Наряду с традиционными отраслями промышленности возникают новые - угольная, нефтедобывающая, машиностроение; страна покрывается сетью железных дорог. В завершающую стадию вступает процесс формирования новых классов - буржуазии и пролетариата. Меняется быт всех слоев населения, иной характер приобретает русская культура. Таким образом, в 1861 г. был дан толчок развитию новых социально-экономических отношений.

С другой стороны, реформа сохранила и законсервировала отношения старые, крепостнические. Проводя под давлением отмену крепостнического права, подрывавшую традиционное помещичье хозяйство, власть в то же время стремилась сохранить само это хозяйство, максимально компенсировав помещикам неизбежные потери. Причем компенсацию она решила возложить исключительно на освобождающееся крестьянство. В результате помещики сохранили за собой лучшие земли и получили на руки огромные денежные суммы; огромная масса крестьян осталась малоземельной. Реформа не создала слоя мелких собственников, а укрепила общинную структуру, передав ей собственность на землю. 4/5 всей земли принадлежало общине, 1/5 - лично крестьянам. Крестьянское хозяйство, ослабленное выкупными платежами, не смогло стать очагом развития капитализма.

Тем не менее, реформа 1861 г. обладала достаточным запасом прочности: до начала ХХ в. в деревнях почти не было крупных нелокальных волнений. В то же время она предполагала обязательное развитие, доработку - ликвидацию сословной обособленности крестьян, ослабление власти общины, облегчение крестьянского малоземелья.

Между тем отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ.

Местное самоуправление, суд,
военные реформы, финансы, просвещение

В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и удельных земских учреждениях". Органы местного самоуправления в губерниях и уездах - земства - стали всесословными выборными учреждениями. Земские учреждения решали довольно узкий круг вопросов: снабжение продовольствием, общественное призрение, страхование имущества, местная торговля и промышленность, содержание школ, больниц, тюрем и т.д.

Введение выборности, самоуправления, всесословности было большим прогрессом. Но правительство искусственно создавало в земствах перевес дворянства: в 60-е годы они составляли 42% уездных и 74% губернских гласных. Председателями земских собраний были главы сословных дворянских органов - представители дворянства. У самоуправления не было своих органов принудительной власти - ему приходилось обращаться к губернатору, к полиции. Земство вышло "зданием без фундамента и крыши": у него не было органов ниже уезда - в волости - и на общероссийском уровне. Ограниченная компетенция земств (местное, преимущественно хозяйственные вопросы) серьезно мешала им в работе и ограничивала их возможности.

По городской реформе 1870 г. создавались бессословные органы - городские Думы - с только хозяйственной компетенцией. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением по торговле, принимали противопожарные меры, обеспечивали просветительские и медицинские нужды города. Выборы в Думы происходили на основе высокого имущественного ценза; это обеспечивало буржуазии преобладание и руководящую роль. Во главе городской Думы стоял городской глава. Он утверждался губернатором или министром внутренних дел. Думы действовали под контролем царской администрации: власти могли наложить запрет на любое их решение. Введение бессословного управления в городе обеспечивало благоприятные условия для развития капитализма и укрепляло позиции буржуазии.

Судебная реформа 1864 г. вводила новый порядок судопроизводства. Старый сословный суд заменялся бессословным, гласным и открытым (с допущением в зал заседаний публики и представителей печати), состязательным (в процессе участвовали обвинитель - прокурор и защитник - адвокат); строго разграничивалась компетенция каждой инстанции (мировой и окружной суд, судебная палата, Сенат - высшая судебная инстанция). Виновность обвиняемого определяли присяжные заседатели, избиравшиеся по специальным спискам из лиц разных сословий. Наконец, следователи, готовившие дело к судопроизводству, и судьи, руководившие всей судебной процедурой, хотя и назначались правительством, но были несменяемы. Иными словами, в результате реформы предполагалось создать суд максимально независимый и уберечь его от посторонних влияний, прежде всего от нажима со стороны администрации.

Но как только новые суды продемонстрировали свои лучшие стороны, власть тут же начала подчинять их господствующей бюрократической системе. Во второй половине 1860-х - 1870-е годы была значительно ограничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати; усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации: им предписывалось беспрекословно "подчиняться законным требованиям" губернских властей. Подрывался и принцип несменяемости: вместо следователей все чаще назначались "исполняющие должность" следователей, на которых принцип несменяемости не распространялся. Особенно характерны были нововведения, касающиеся политических дел: следствие по этим делам стали вести не следователи, а жандармы; судопроизводство осуществлялось не судами присяжных, а специально созданным Особым присутствием правительствующего Сената. С конца 1870-х годов значительная часть политических дел стала рассматриваться военными судами.

Убытки Крымской войны, выкупная операция, переустройство всего народного хозяйства требовали упорядочить и преобразовать финансовую систему. Были введены точный учет и публикация государственных доходов и расходов (бюджета). Винные откупа, при которых частные лица покупали у казны право на продажу вина в отдельных округах, заменялись акцизной системой. Учреждались Государственный банк и Государственный контроль в качестве независимой ревизионной инстанции.

В 1860-х - в первой половине 1870-х годов в России была проведена целая серия военных реформ, центральной из которых явилось введение в 1874 г. всеобщей воинской обязанности, заменившей дореформенную рекрутчину. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. В мирное время на действительную службу брали не более 25-30% от общего числа призывников. Значительная часть призывников освобождалась от службы по семейным льготам (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.п.) или по физической непригодности; остальные тянули жребий. Сроки службы сокращались в зависимости от образовательного ценза. Если же получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то срок службы дополнительно сокращался еще вдвое. При этом условии призывники, имевшие среднее образование, служили всего семь месяцев, а высшее - три. Таким образом, для лиц привилегированных сословий солдатская служба если и не превращалась в фикцию, то значительно облегчалась.

Одновременно для упорядочения системы военного управления была создана стройная, строго централизованная структура. Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных военному министерству. Серьезное значение имели и преобразования в сфере военного образования: вместо закрытых военных корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе и открывшие пути в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в специализированные юнкерские училища - артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба, артиллерийская, военно-медицинская и пр. В целом военные реформы проводились весьма последовательно и значительно повысили боеспособность русской армии.

Перемены в экономике, армии, судебной системе и земствах породили спрос на образованных людей, поэтому реформы не могли не затронуть систему образования. Устав 1863 г. вернул университетам отобранную у них Николаем I автономию. Вводилась выборность ректоров, деканов, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администрации - попечитель учебного округа - наблюдал за его работой.

Гимназический устав 1864 г. ввел равенство в среднем образовании всех сословий и вероисповеданий. Учреждалось два типа гимназий: в классических глубже изучались гуманитарные науки, в реальных - естественные и точные. Возникла средняя и высшая школа для женщин. Положение о начальных училищах (1864 г.) вверяло народные школы совместному ведению государства, общества (земств и городов), церкви.

Более свободной стала печать. В 1865 г. была отменена предварительная цензура для книг и столичной прессы.

1860-1870-е гг. значительно изменили облик России. Современники называли реформы тех лет "Великими"; историки сейчас говорят о "революции сверху". Действительно, реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России. Вместе с тем они значительно изменили жизнь страны. Был сделан важный шаг к равенству сословий, к становлению гражданского общества и правового государства. В целом эти изменения носили либеральный характер.

Вместе с тем путь преобразований "сверху" был глубоко противоречив: он не затронул основы самодержавной государственной власти. Она, в свою очередь, была чужда либеральным началам.

1.5.2.2. Сельское хозяйство.
Промышленность и транспорт

Реформа 1861 г. вызвала сдвиги в фундаменте российской экономики - сельском хозяйстве, с которым было связано 3/4 населения страны. Россия во второй половине ХIХ в. продолжала оставаться аграрной страной преимущественно с крестьянским населением. Население с 1863 по 1897 гг. увеличилось на 53,3%.

После отмены крепостного права создались новые условия для развития сельскохозяйственного производства. Прогресс в сельском хозяйстве выражался в росте посевных площадей, углублении специализации, во внедрении машин и улучшении агротехнических приемов. Все это вместе с применением более продуктивного вольнонаемного труда приводило к быстрому превращению сельского хозяйства из застойного и кризисного в товарное и развивающееся. Однако машины и новая агротехника применялись еще в немногих хозяйствах, поэтому урожайность хлебов росла медленно.

Помещики, оставившие себе после реформы большую и лучшую часть земли, были главными поставщиками товарного хлеба. Им пришлось перестраивать свое хозяйство на новый лад, что требовало довольно длительного времени. В целом развитие сельского хозяйства сопровождалось и техническим увеличением сборов зерновых и технических культур, ростом посевных площадей. Запашка земли с 1860 по 1861 гг. выросла на 14% и достигла 94 млн. десятин. Накануне реформы товарного хлеба было не более 5% от чистого сбора, в конце 70-х годов - уже 11-13%. Возросло поголовье скота.

Для переходного времени характерны три группы хозяйств: капиталистическое, отработочное и смешанное. Капиталистическая система состояла в найме рабочих, обрабатывающих землю инвентарем помещика. Эта система была характерна для нечерноземной полосы (19 губерний из 43 в европейской части России). Отработочная система состояла в обработке земли помещика инвентарем окрестных крестьян и преобладала в тех губерниях черноземной полосы, где сильна была барщина до реформы (в 17 из 43 губерний). Отработочная система обуславливалась безземельем и безденежьем крестьянства, которое было вынуждено вновь идти в кабалу к помещику. Производительность труда в таких условиях была очень низкой, но помещикам отработки были выгодны, так как при этой системе они платили крестьянам вдвое меньше, чем при капиталистическом найме.

Помещики, не сумевшие приспособиться к новым условиям хозяйствования, разорялись и продавали свои имения деревенской буржуазии. Беднейшее крестьянство, не имея рабочего скота и инвентаря, предпочитало уходить по найму на сторону. Крестьяне-середняки не имели средств для покупки необходимой им земли, но и не могли бросить свое хозяйство, поэтому шли в кабалу к помещику, отрабатывая на его поле за аренду земли (зерном, деньгами и т.д.).

В некоторых районах и хозяйствах отработочная и капиталистическая системы существовали параллельно: одни работы выполнялись наемными батраками-сезонниками, другие - окрестными крестьянами.

Путем ограбления крестьян, помещики обеспечивали своеобразный путь эволюции сельского хозяйства в России - "прусский" (юнкерский) тип.

Крестьянское хозяйство, особенно в тех районах, где не было крепостного права, развивалось по другому типу - американскому. Американский тип (без помещичьих латифундий и кабальных приемов эксплуатации, при расширении свободного крестьянского землевладения) обеспечивал бы сельскому хозяйству России более быстрое развитие капитализма, однако возможности буржуазной эволюции по этому пути были ограничены.

В 60-80-е гг. в России завершился промышленный переворот и началась индустриализация - ускоренное развитие металлургии, машиностроения, добычи нефти, угля и других отраслей тяжелой промышленности. Появился рынок свободной рабочей силы, были созданы условия для накопления капиталов, в производство внедрялись научно-технические открытия, постепенно расширялся внутренний рынок, росли связи с мировым рынком.

Особенно быстро росло железнодорожное строительство. К 60-м годам в России было 1,6 тыс. км железнодорожного полотна, а через 40 лет - 50 тыс. км. Строительство способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Оно стимулировало развитие сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это в конечном итоге создавало условия для окончательного складывания всероссийского рынка и в целом для дальнейшего развития капитализма.

Ведущая роль в промышленности в 60 - 90-х годах принадлежала различным отраслям легкой промышленности (особенно текстильной и пищевой). В ней было занято более половины промышленных рабочих России. Выпуск хлопчатобумажной продукции с 1861 по 1895 гг. вырос почти в 5 раз.

Такими же быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. По выплавке чугуна в конце века Россия занимала третье место в мире. Особенно выросло значение угольно-металлургического района на Украине (Кривой Рог, Донбасс). Здесь в пореформенное время было построено 13 крупных заводов. В Закавказье (Баку, Грозный) ускоренными темпами росла добыча нефти. За 30 лет после реформы 1861 г. производство чугуна увеличилось в 3 раза, железа и стали - в 4,7, добыча угля - в 21, а нефти - в 476 раз.

Неравномерность размещения промышленности в России сочеталась с высокой степенью концентрации производства. В конце 70-х годов в России было 4,4% крупных предприятий, дававших 55% всей промышленной продукции. Высокая степень концентрации промышленности и производства способствовала концентрация рабочего класса: к 1890 г. 74,6% рабочих России было занято на крупных фабриках и заводах (с числом рабочих от 100 и выше).

Развитие капитализма в промышленности в пореформенной России обладало еще одной особенностью - зависимостью от иностранных капиталов. За 30 лет (1861 - 1890) иностранный капитал в России вырос до 200 млн. руб. В ряде отраслей иностранный капитал занял господствующее положение.

Более быстрое развитие капитализма вширь, а не вглубь составляло важную особенность развития капитализма в России пореформенного периода. В целом к концу ХIХ в. в результате развития капитализма Россия из отсталой, феодально-крепостнической превратилась в одну из крупных капиталистических стран мира.

Успехи промышленного развития второй половины ХIХ в. заметно модернизировали российскую экономику, укрепили ее положение среди великих держав. Однако быстрое развитие российской промышленности не смогло обеспечить "сокращение дистанции" между Россией и передовыми странами. По-прежнему в экономике России доминировало сельское хозяйство, легкая промышленность давала 2/3 фабричной продукции. В 1895 г. в России на одну душу населения добывалось в 2,5 раза меньше угля, чем в Германии; в 3 раза меньше, чем в США; в 5 раз меньше, чем в Англии; выплавлялось чугуна в 4 раза меньше, чем в Германии; в 6 раз меньше, чем в Англии; в 8 раз меньше, чем в США. Отставание это сохранялось и в дальнейшем, создавая для России много проблем.

1.5.2.3. Социальный строй России к концу ХIХ в.

К концу ХIХ в. Россия была самой большой по территории и населению из развитых стран. В 1897 г. была проведена первая всероссийская перепись населения. По ее данным, в России насчитывалось 126 млн. человек; это равнялось населению Англии, Германии, Франции вместе взятых и в 1,7 раз превышало население США. С 1863 по 1897 гг. население России выросло в 1,5 раза - в основном, за счет высокой рождаемости.

К 1897 г. 77% населения принадлежало к сословию крестьян, 11% - мещан, 1,5% - дворян, 0,5% - купцов и духовенства. Но феодальные сословия интенсивно разлагались на классы буржуазного общества. Крестьяне, которые не могли прокормиться со своих наделов, составляли большое количество наемных тружеников. Росла численность кадрового промышленного пролетариата - людей, которые работали на заводах и фабриках.

Отражением социальных сдвигов являлся рост городов. Доля горожан среди населения страны возросла за 1860-1890 гг. с 8% до 13%. В то же время сохранение общины, прикрепление крестьян к надельной земле вело к тому, что многие рабочие не порывали связей с деревней. Кадровый пролетариат был окружен массой полупролетариев, что в значительной степени оказывало влияние на умонастроения, политические и экономические интересы рабочего класса России.

Молодая российская промышленность была не в силах поглотить все обедневшее население: в городах рос слой люмпен-пролетариев, бродяг и босяков. Положение рабочих было тяжелым. Рабочий день достигал 16-18 часов, широко применялись штрафы, женский и детский труд.

Возрастал экономический вес и другого класса капиталистического общества - буржуазии. Разбогатевшие крестьяне формировали слой сельских буржуа. Предприниматели объединялись в союзы. В то же время размеры капиталов, общественнополитический авторитет буржуазии были еще недостаточно велики. Резко сократилось число дворян, владеющих землей. В конце 70-х годов их насчитывалось немногим более половины от всего дворянского сословия. Но дворяне составляли основную массу чиновников, занимали высокие государственные посты. В 1863 г. чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения