Отечественная история

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. XX век: выбор моделей общественного развития
Тема 2.1. Россия в начале XX в.

2.1.2. Третьеиюньская политическая система.
Реформы П.А. Столыпина

В результате революции сохранившаяся феодальная монархия приобрела новые черты: оформился блок черносотенских помещиков и либеральной буржуазии и бонапартистское лавирование между ними царского правительства. Вслед за революцией Россия вступила в период социально-экономических и политический преобразований (1907-1914 гг.). Для третьеиюньской политической системы характерна была политика бонапартизма (межклассового лавирования), стремление экономическими и политическими мерами предупредить новую революцию, либеральная же буржуазия пыталась поставить идейный заслон новому повороту России к революции.

Революционные события 1905-1907 гг. показали, что крестьянский вопрос является центральным в политике и от его решения зависит судьба существующего режима. Разрешение крестьянского вопроса связано с именем П.А. Столыпина. Столыпин, дворянин из Литовского края, сделал быструю карьеру и был чужаком в петербургской придворной среде. В августе 1906 г. на Столыпина было совершено покушение эсеров. В результате взрыва погибло более 20 человек, а Столыпин чудом остался жив. После этого по инициативе Столыпина были учреждены военно-полевые суды с целью сбить волну террора, захлестнувшую Россию. Около 1000 человек были приговорены к смертной казни: Столыпин в общественных кругах прослыл "вешателем", однако цель была достигнута - террор был подавлен. 3 июня 1907 г. по инициативе Столыпина указом царя была распущена вторая Государственная дума, слишком "революционная". Политическая система, установившаяся после роспуска Думы, получила название "третьеиюньская монархия".

Время нахождения Столыпина в должности Председателя Совета Министров (1906-1911 гг.) - это время реформ, достаточно сильно изменивших социально-экономический облик России. Он выступал за либеральные реформы и сильную власть. Правительственная программа П.А. Столыпина предполагала целый комплекс мер по перестройке местного самоуправления, народного образования, вероисповедания, но главным был аграрный вопрос. Столыпин считал, что для модернизации страны необходимы 3 условия:

  1. сделать крестьян полновластными собственниками земли, освободить наиболее сильных и крепких от опеки общины;
  2. осуществить всеобщее обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе, так как только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может быть класса настоящих фермеров;
  3. необходимость усиленного роста промышленности и внутреннего рынка.

Началом реформы стал Указ от 9 ноября 1906 г. "О дополнении некоторых постановлений действующего Закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования". Он давал право каждому крестьянину-общиннику требовать передачу в личную собственность причитающиеся части земли. Все последующие решения 1909-1911 гг. были направлены на роспуск общины. Аграрная реформа Столыпина предусматривала проведение трех мероприятий: роспуск общины, создание хуторов и отрубов и переселение избыточного сельскохозяйственного населения в центральных районах за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток.

Разрушение общины должно было происходить изнутри за счет выделения из нее некоторой части крестьян с землей. Для вышедших поощрялось создание фермерских хозяйств, производящих товарный хлеб. Важную роль в проведении аграрной реформы призван был сыграть Крестьянский банк. Он скупал землю у помещиков и перепродавал ее в кредит крестьянам. Дворянские земли могли также покупать и предприниматели.

В переселении участвовали, главным образом, бедные крестьяне. Получив земельный надел в собственность и продав его, они могли переселяться в город или уехать в осваиваемые регионы страны. Правительство всячески поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцы могли рассчитывать на кредиты, суммы которых выросли по сравнению с 1904 г. в 4 раза.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения