Отечественная история

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. XX век: выбор моделей общественного развития
Тема 2.3. Формирование и сущность советского строя 1921-1945 гг.

2.3.2. Социально-экономическое и политическое
развитие СССР в 30-е годы XX в.

2.3.2.1. Индустриализация в СССР

2.3.2.2. Коллективизация сельского хозяйства

2.3.2.3. Последствия коллективизации

2.3.2.4. Социально-политическая жизнь страны

2.3.2.5. Конституция 1936 г. Черты сталинского социализма


2.3.2.1. Индустриализация в СССР

Идеи индустриального развития были заложены в плане ГОЭЛРО, где речь шла об электрификации народного хозяйства, о переводе экономики на путь интенсификации, о первоочередном развитии машиностроения, металлургии, топливно-экономической базы и химии. Курс на индустриализацию был взят на XIV Съезде ВКП(б) (1925 г.), затем конкретизирован на Пленуме ЦК ВКП(б) и в первом и втором пятилетних планах.

В течение 1928 г. Госплан напряженно работал над созданием пятилетнего плана, в начале 1929 г. он был представлен для обсуждения и утверждения, (это был первый в мире опыт перспективного планирования развития национальной экономики, в настоящее время принципов перспективного планирования в той или иной форме придерживаются многие развитые страны). В реализации курса на индустриализацию просматривалось два варианта. Троцкий, Зиновьев, Каменев, Преображенский выступали за "сверхиндустриализацию", основной источник которой - увеличение налогов с крестьян, по сути, ограбление деревни. Второй вариант предлагал Н.И. Бухарин: вариант медленного, постепенного накопления средств на индустриализацию, ориентации производства на рынок. Он предлагал получать средства за счет рентабельности промышленности, прогрессивного налогообложения на капиталистические элементы, привлечение личных средства населения через государственный банк, вовлечение деревни через рынок в процесс индустриализации.

Сталинское руководство осуществляло индустриализацию как одно из важнейших направлений строительства социализма в первом варианте. Сверхбыстрые темпы индустриализации были заложены в оптимальном варианте первой пятилетки (1928-1932 гг.), выполнение которой проходило под лозунгом пятилетку в четыре и даже три года. Насильственное ускорение привело к диспропорциям, нарушению плановости, к спаду темпов производства. Оставались нерешенными вопросы организации и стимулирования труда, развития хозрасчета, социальной сферы. В результате появилось несоответствие между ростом производительности труда и зарплаты, расстройство денежной системы, дефицит некоторых товаров, голод, рост цен. Была введена карточная система. И.В. Сталин же на январском (1933 г.) пленуме ЦК ВКП(б) сделал вывод о досрочном выполнении первой пятилетки и о превращении страны из аграрной в индустриальную. Однако рубежи первой пятилетки по многим показателям удалось достичь только во второй пятилетке. Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) протекала более спокойно. Добиться намеченных рубежей или приблизится к ним помогло массовое стахановские движение. За годы второй пятилетки, по существу, прекратился ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов, удельный вес импортной продукции в общем объеме потребления страны снизился до 1-0,7%. К началу Великой Отечественной войны СССР преодолел абсолютное отставание от главных государств Западной Европы по производству основных видов промышленного производства товаров, но значительно отставал по производству товаров на душу населения.

Довольно быстро решить задачу индустриализации и обеспечить высокие темпы при отсутствии механизма саморазвития удалось благодаря тому, что:

  • индустриализация носила вторичный характер;
  • применялась западная техника и технологии, подготовка кадров велась по западным образцам;
  • значительная часть национального продукта создавалась трудом заключенных, в лагерях и колониях, в них перед войной насчитывалось до 2 млн. человек.
  • также за счет энтузиазма большей части населения, широкого применения с начала первой пятилетки внеэкономических мер принуждения и насилия.

Свертывание НЭПа, проведение индустриализации с использованием насилия и принуждения неизбежно поставили вопрос о перестройке деревни, что привело к завершению огосударствления, ликвидации основы для появления слоя собственников. Общество, создаваемое на основе технократических принципов, требовало унификации, поэтому и в деревне нужны были такие структуры, которые обеспечивали бы функционирование системы как фабрики.

2.3.2.2. Коллективизация
сельского хозяйства

Курс на социалистическое преобразование сельского хозяйства был взят в декабре 1927 г. на ХV Съезде ВКП(б). Сельское хозяйство перестраивалось, подгонялось под промышленный тип. Колхоз (в отличие от общины) - производственный коллектив, составленный по функциональному принципу (бригада, звено), которым легко управлять: сверху спускалась директива, где указывалось, что, где, сколько и когда сеять, сколько получать, а затем следовало осуществлять контроль за исполнением.

К 1929 г. в сталинском руководстве окончательно возобладало мнение, что настало время быстрыми темпами проводить коллективизацию. Летом 1929 г. было объявлено о начале "массовой коллективизации". Печать широко распространяла миф о том, что крестьянин повернулся "лицом к колхозам". Был создан образ врага - "кулака", который всячески вредил процессу коллективизации. На ноябрьском (1929 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) принцип фарсированной коллективизации сельского хозяйства был закреплен официальным партийным решением. Сталин в статье "Год великого перелома" утверждал, что в колхоз пошла основная масса крестьян (середняк) и в социалистическом преобразовании страна одержала "решающую победу".

Власть, опираясь на беднейшее население, крушила деревенский уклад, подгоняя его под промышленный. Промышленные рабочие - коммунисты (25-тысячники) стали ударной силой перестройки села. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. "О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству" определились бешеные темпы коллективизации: завершить в стране коренную ломку уклада жизни подавляющего большинства населения к осени 1931 г. или, в крайнем случае, весной 1932 г.

Решение задачи осуществлялось за счет раскулачивания не только кулаков, но и середняков, всех, кто не хотел идти в колхоз (в некоторых районах раскулаченные составляли 10-15% населения), использовались демагогические обещания, грубый нажим, угрозы и прямая расправа. Насилие было основным методом объединения в колхозы. Крестьянство ответило массовым недовольством и открытыми выступлениями (с января до середины марта 1930 г. - 2000 таких выступлений), нередкими были случаи убийства коммунистов, колхозных активистов; истребление скота и птицы носило массовый характер.

Такая ситуация заставила ЦК ВКП(б) принять директиву (февраль 1930 г.) о необходимости учета местных условий и вреде спешки при организации колхозов. 2 марта 1930 г. был опубликован Устав сельхозартели, учитывающий интересы крестьян и статья И.В. Сталина "Головокружение от успеха", осуждающая перегибы в коллективизации, где вина за ошибки в коллективизации возлагалась на местных работников. Статья призывала укреплять достигнутые успехи. 14 марта 1930 г. вышло постановление ЦК "О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении", в котором предписывалось распустить насильственно созданные колхозы и в дальнейшем создавать их только на принципе добровольности. Началось сокращение колхозов, в августе 1930 г. в колхозах осталось 21,4% крестьянских хозяйств. В дальнейшем снова с помощью административного нажима возросли темпы колхозного строительства. 1932 г. объявили "годом завершения сплошной коллективизации", и осенью этого же года в колхозы было объединено 62,4% крестьянских хозяйств. К 1930 г. в стране насчитывалось 243000 колхозов, объединивших 93% крестьянских хозяйств.

2.3.2.3. Последствия коллективизации

Производительные силы в сельском хозяйстве были подорваны, стимулы к труду ликвидированы. Однако колхозы играли определенную роль в производстве зерна и технических культур. К 1940 г. единоличные и личные подсобные хозяйства, имевшие 13% посевных площадей, давали 65% картофеля, 48% овощей, 72% мяса, 77% молока.

Трагическим последствием коллективизации явился голод 1932-1933 гг., охвативший Украину, Северный Кавказ, Нижнюю и Среднюю Волгу - основные зерновые районы. По разным подсчетам умерло от голода от 3 до 10 млн. человек.

Последствием коллективизации явилось физическое истребление сторонников индивидуального хозяйства, предпринимательства. По оценкам современных специалистов было раскулачено от 1 до 3 млн. крестьянских хозяйств, или от 4 до 15 млн. человек. Многие из них погибли. Коллективизация привела к раскрестьяниванию сельскохозяйственного населения.

Государство получило возможность без особых усилий изымать из колхозов произведенную продукцию для вывоза за границу в обмен на технику, необходимую для индустриализации. Коллективизация была подчинена индустриализации. Сельское хозяйство и промышленность включались в единую унифицированную систему директивного планирования.

2.3.2.4. Социально-политическая
жизнь страны

В 30-е гг. завершился процесс формирования административно-командной системы партийно-государственного руководства. Эта система распространила свое влияние на все стороны жизни:

  • в области экономической - господство директивных, внеэкономических методов управления;
  • в области политической - выборные органы попали в зависимость от исполнительных;
  • в области партийной - деление членов партии в зависимости от ранга должности, сращивание партийного и государственного аппарата, важнейшим методом управления стало принуждение.

Логическим завершением административно командной системы стал культ личности Сталина. Возникновение культа личности связано с субъективным фактором (наличие человека, стремящегося к неограниченной личной власти) и объективными (отсутствием в стране демократических традиций, мелкобуржуазным составом населения, слабостью старого рабочего класса, интересами быстрого увеличения численности молодого рабочего класса). Культ личности Сталина проявился во всех областях партийной, государственной и духовной жизни:

  • в области партийной - произошел отход от принципа коллективности руководства, нарушение Устава партии, установился личный диктат, произошла подмена выборности кооптацией в партийные органы;
  • в области политической - усилилось ограничение даже советской демократии, произошел разрыв слова и дела, нарушение социалистической законности, карательные органы были выведены из-под контроля закона и общества и взяты под личный контроль Сталина;
  • в области духовной - Сталин монополизировал право на истину, насаждался догматизм, субъективизм, администрирование в науке (по этой причине закрывались целые отрасли науки).

В стране утвердилась авторитарная система. Для достижения своей цели Сталин использовал четко организованную, разветвленную карательную систему в СССР - (НКВД), чистки партийных рядов (1930, 1934, 1935-36 гг.), аресты советских, партийных и хозяйственных деятелей.

Особое место в антисталинском сопротивлении занимала группа во главе с М.Н. Рютиным. Он выступал в роли идеолога и организатора "Союза марксистов-ленинцев" (1932 г.), подготовил основной документ этой организации "Сталин и кризис пролетарской диктатуры", а также манифест - обращение "Ко всем членам ВКП(б)", Рютин указывал, что кризис в стране - это результат не отдельных ошибок, а результат общей политики. Лозунг "Ликвидации кулачества как класса" - авантюристический. Впервые в "деле Рютина" была предпринята попытка соединения стихийного сопротивления власти Сталина с теоретическим обоснованием его.

Против Сталинского диктата выступил Ф.Ф. Раскольников и др. На XVII съезде ВКП(б) 300 делегатов проголосовали против избрания Сталина в члены ЦК. Убийство С.М. Кирова (1 декабря 1934 г.) Сталин использовал для физической расправы с людьми, представлявшими для него определенную опасность. С этой целью "совершенствовалось" репрессивное законодательство: декрет, утверждавший принципы заложничества, постановление "О порядке ведения дел по подготовке или свершению террористических актов", введение уголовной ответственности в отношении детей, начиная с 12-ти лет, репрессии против совершивших побег за границу и против лиц, не донесших об этом, указание органам НКВД применять "физические меры" к арестованным.

Большое количество советских граждан подвергалось наказанию на основе неконституционных решений, практически без суда. Но когда речь шла о крупных деятелях партии и советского государства, имена которых были известны всему миру, организовывали открытые процессы: "Шахтинское дело" (1928 г.), Промпартия, Трудовая крестьянская партия, Союзное бюро меньшевиков (1930-1931 гг.), показательный процесс над Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым (август 1936 г.), над Ю.П. Пятаковым, К.Б. Радеком и др. (январь 1937 г.), над Н.И. Бухариным, А.И. Рыковыми др. (март 1938 г.), над группой советских военачальников во главе с М.Н. Тухачевским (июнь 1937 г. - закрытый). Почти все подсудимые были приговорены к смертной казни и убиты сразу после процесса. В настоящее время они оправданы Верховным судом СССР за отсутствием состава преступления, а процессы признаны фальсифицированными. 13 августа 1990 г. был издан приказ Президента СССР "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х гг.".

В годы коллективизации и индустриализации произошли значительные изменения в социальной структуре советского общества. Ушел в небытие класс крестьян-единоличников, вместо него было провозглашено о создании нового класса - "колхозного крестьянства". Значительно возросла численность рабочего класса за счет разоренного коллективизацией крестьянства, принявшего участие в работе на "великих стойках коммунизма". В 1940 г. численность рабочего класса составила 8,3 млн. человек, страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную.

В годы коллективизации был проведен широкий комплекс мероприятий, получивших название "культурной революции". Главной целью культурной революции была провозглашена необходимость достижения соответствия общественного сознания проводимым "социалистическим преобразованиям" в стране. Основными задачами культурной революции были: ликвидация неграмотности, строительство системы образования, "культурно-политическое просвещение" масс с целью формирования "социалистического сознания", формирование из числа рабочих и крестьян кадров интеллигенции. Следует отметить, что к концу 30-х гг. ликвидация неграмотности в стране была в основном завершена: в целом была создана система народного образования, и это были большие достижения. Формирование кадров новой интеллигенции было объявлено серьезным вопросом политики партии, в ход был пущен лозунг "Кадры решают все". Расстановка кадров на управленческие должности была взята под строгий партийный контроль: шло вытеснение старых "буржуазных специалистов", на их место приходили молодые, подготовленные на скорую руку представители "рабоче-крестьянской интеллигенции". Была сформирована многочисленная советская интеллигенция, необходимая в индустриальном обществе. Достижение в области физики, химии, техники были огромны. В то же время гуманитарные знания, гуманитарные ценности были изуродованы. Гуманитарная область была предельно технократизирована. Грубое вмешательство в художественную жизнь, утилитарный подход к науке и искусству - все это обедняло ценностную базу общества, связывало ее с социалистической идеей.

Судьба интеллигенции в СССР трагична. Например, одних писателей восхваляли, произведения других (В. Замятина, Б. Платонова, О. Мандельштама и др.) предавали забвению. Многие представители науки, искусства были репрессированы (М.И. Вавилов, А.В. Чаянов, В. Мейерхольд и другие). Репрессии в области культуры имели катастрофические последствия.

Пагубно на состоянии общественного сознания сказалась политика большевиков в отношении церкви. Отношения церкви и Советской власти складывались непросто. Декрет об отделении школы от церкви и церкви от государства не устранил религиозное сознание. Власть усилила давление на церковь: закрывались монастыри и церкви, нарастала антирелигиозная пропаганда, вскрывались святые мощи, поддерживался раскол в русской православной церкви, делались попытки развалить церковь изнутри, уничтожалось церковное имущество, были репрессированы церковные служащие. Варварски был взорван замечательны памятник русского зодчества, символ освобождения Родины от наполеоновского нашествия 1812 г. - храм Христа Спасителя. Итоги большевистской политики по отношению к церкви показывают такие цифры:

Количество 1917 г. 1936 г.
Церкви 46457 4225
Монастыри 1026 38
Священники 50960 5665
Епископы 130 28

В сентябре 1935 г. в тюрьмах и лагерях находилось до 40 тыс. лиц духовного звания. Церковь пыталась нормализовать отношения с властью, но отклик получила только в суровую военную годину.

2.3.2.5. Конституция 1936 г.
Черты сталинского социализма

Принятая 5 декабря 1936 г. на VIII съезде Советов новая Конституция закрепила итог форсированного строительства социализма в СССР. Новый основной закон страны знаменовал собой победу социализма - "начальной стадии коммунизма". По сравнению с Конституцией 1924 г. изменилась избирательная система, структура центральных представительных органов, административно-территориальное деление страны. Вводилось всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировалось. Но повсеместно распространенная практика выдвижения единственного кандидата в депутаты, подобранного партийными органами, сводила на нет все нововведения. Формальный характер носили и преобразования в центральных представительных органах. Съезд Советов и Центральный исполнительный комитет заменил Верховный Совет СССР, состоящий из 2 палат - Совета Союза и Совета Национальностей, избираемых на каждые четыре года всеми избирателями. Конституция декларировала широкие права личности и гражданские свободы. В самый разгар творимого в стране беззакония Конституция торжественно объявляла принцип открытости всех судебных процессов, право обвиняемых на защиту, свободу собраний, печати, неприкосновенность личности, жилища и переписки.

Зафиксированный в Конституции 1936 г. вывод, что в СССР построен подлинный социализм, отражает одну из трех точек зрения об итогах форсированного строительства социализма в СССР. В настоящее время существуют другие оценки. Одну из них представляют крупные советские историки, обществоведы Афанасьев и Виноградов. Они считают, что правление Сталина не имело ничего общего с основными принципами социализма; сталинизм объявляют антисоциалистической формацией. Следующая точка зрения сводится к тому, что в нашей стране построен государственный социализм. Произошло обобществление производства, упразднена частная собственность, но обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и результатами труда оказались отчужденными от большинства социума и осуществлялись партийно-государственным аппаратом. Распространены определения: феодальный социализм, казарменный социализм, негуманный.

Черты сталинского социализма:

  • тоталитарная централизация управления всеми сферами общественной жизни, административно-командные методы в сочетании с государственным террором, вплоть до организации массовых репрессий и создания лагерей с принудительным трудом;
  • экстенсивный и затратный хозяйственный и политический механизмы, при которых полностью исключается оценка достижений на основе социальной эффективности;
  • отказ от ценностей предшествующих форм демократии, устранение масс от управления и формализация институтов демократии, обожествление власти вплоть до культа личности;
  • неподвластность общественной жизни даже формальным демократическим процедурам (сращивание партийного и государственного аппаратов, контроль исполнительных органов над выборными, выход карательных органов из подчинения законам общества и как результат - произвол) укладываются в ту форму социализма, которую К. Маркс и Ф. Энгельс определили как "грубый казарменный коммунизм".

В результате форсированного строительства социализма было создано технократизированое общество, в котором все было унифицировано. Люди принимались в расчет только как рабочая сила. Тотальный характер власти, насилие в безграничных размерах оказывали разрушающее воздействие на общество, культуру, социальную психологию.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения