Отечественная история

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. XX век: выбор моделей общественного развития
Тема 2.5. Россия на современном этапе развития

2.5.3. Внешняя политика Росси

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж – в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Россия активно включалась в решение важнейших международных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.

В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средствами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взятые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организации расширить свое влияние на Восток.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношении являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации. Периодически проходили президентские встречи, на которых решались вопросы экономического и политического сотрудничества. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой (1992 г.). В принятых документах подтверждались обязательства стран Содружества выполнять международные обязательства, вытекающие из договоров бывшего Союза ССР. В частности, подтверждалось участие СНГ в советско-американских договорах об ограничении систем противоракетной обороны (1970 г.) и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.).

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Таким образом, к концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества. По мнению отечественных ученых-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств.

Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали половину федерального бюджета.

Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в ценах середины 2000 г. 100-150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки правительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились общественные работы.

Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население – к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн., сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек.

В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б.Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. Не велась стратегия развития реформы в экономике и политике. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В субъектах Федерации – республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее- причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Избирательная кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения. В ней приняли участие многие известные по прежним выборам объединения и партии: «Наш дом – Россия», КПРФ, ЛДПР и «ЯБЛоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество – вся Россия» (лидеры – Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), «Союз правых сил» (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада) и проправительственное объединение «Единство», которое возглавил обладавший большим авторитетом министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующими фракциями стали «Единство» и КПРФ.

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

Последний период пребывания Б.Н. Ельцина у власти, ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ. Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами – членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал ряд факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в некоторых странах Содружества. Кроме того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского Союза. В июне 1999 г. руководители стран – членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европейского Союза в отношении России». Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте – апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ним.

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения