Требования к ответу и критерии оценки
Семинарские занятия по Отечественной истории проводятся по плану,
приведенному в данной программе, либо скорректированному в соответствии с
учебным планом факультета.
Подготовку к семинару следует начинать с лекции преподавателя, в которой
даются ориентиры, направления поиска ответов на вопросы плана. Затем необходимо
ознакомиться с источниками и базовой литературой (учебниками и учебными
пособиями), указанными в приложении, а также дополнительной литературой по теме.
Предложенный перечень не является исчерпывающим и не исключает использование
других материалов.
Главная задача студента: на основе изученной литературы раскрыть сущность
вопроса. Для лучшего усвоения и логически выдержанного ответа целесообразно
составлять рабочие конспекты. Они могут быть как в виде развернутого плана, так
и в реферативной форме.
При обилии учебной литературы и разнообразии позиций авторов по одним и тем
же историческим периодам и событиям нельзя ограничиваться одним учебником.
Прочитав соответствующие разделы двух-трех учебных пособий, выделите разные
точки зрения (если они есть), либо остановитесь на наиболее полном и
аргументированном изложении при общности оценок. При работе с книгами,
журнальными и газетными статьями необходимо делать ссылки на них в конспекте с
указанием страниц. Это важно, во-первых, при выяснении спорных точек зрения. И,
во-вторых, облегчит в дальнейшем работу над темой, если снова придется к ней
возвращаться (при написании реферата, например). Обязательно следует обращать
внимание на время публикаций с тем, чтобы уяснить исторические условия их
написания и сделать необходимые поправки. К примеру, если работа написана в
советское время, неизбежно влияние идеологического пресса в оценках исторических
событий и личностей.
Выступление на семинаре по истории должно быть аргументированным,
законченным, хорошо продуманным.
Эту задачу поможет решить примерная схема ответа:
- определение базовых понятий, указанных в плане;
- причины (реформ, политики, исторического события):
- объективные и субъективные;
- экономические, политические, социальные;
- цели, задачи;
- средства и методы их реализации;
- результаты и последствия (как немедленные так и отодвинутые во времени, сказавшиеся спустя какой-то период).
В отличие от школьной ориентации на воспроизведение прочитанного, вузовские
требования к ответу предполагают анализ, сопоставление уже известных и вновь
узнанных фактов, сравнение различных точек зрения. Привлечение информации из
других отраслей знаний (литературы, обществоведения и т.д.) позволяет студентам
продемонстрировать понимание проблемы, свободное владение материалом, активнее
участвовать в работе группы, дополняя и уточняя ответы.
Для уяснения сути рассматриваемых проблем в условиях дефицита времени часть
вопросов вынесена на самостоятельное изучение. Их проработка требует особого
внимания. Помимо списка литературы, помощь в этом призваны оказывать регулярно
проводимые консультации преподавателей.
Вопросы для самостоятельного изучения, как правило, не проговариваются на
семинаре. Но уяснение этих вопросов помогает лучше разобраться и ответить на
основные пункты плана. Например, в теме "Цивилизация Киевской Руси", в первом
вопросе необходимо выявить версии образования древнерусского государства, а
самостоятельно студентам предлагается обратиться к древним письменным источникам
и "Повести временных лет" (это можно сделать по хрестоматии). Именно в
первоисточниках и содержится аргументация каждой из версий. Во втором вопросе
данной темы следует дать характеристику социально-экономического и политического
строя Киевской Руси. А эту информацию можно почерпнуть из "Русской Правды",
которую предлагается изучить самостоятельно. Кроме того, вопросы для
самостоятельного изучения в той или иной форме включены в промежуточный и
итоговый контроль знаний (контрольные работы, тесты, экзамены).
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения нагрузки, отводимой на
самостоятельную работу студентов. Поэтому включение в этот вид учебной
деятельности уже на первом курсе позволит успешно заниматься на старших курсах.
При оценке устного ответа по истории преподаватель учитывает:
- полноту ответа (предложенная схема, привлечение дополнительной литературы);
- форму изложения (логика, научность, язык);
- владение материалом (свободное уяснение базовых понятий, с использованием
конспекта, ответы на дополнительные вопросы).
|