ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие "Отечественная история с древнейших времен до наших дней" подготовлено на основе Федерального образовательного стандарта с целью оказания студентам помощи в организации самостоятельной работы по изучению истории нашей страны. Его наличие не исключает работы студентов с учебниками. А так как многие преподаватели читают свои авторские курсы соответствующие Федеральному образовательному стандарту по отечественной истории, студенты могут, опираясь на важнейшие положения лекционного курса, самостоятельно изучать рассматриваемый исторический период, используя предлагаемое учебное пособие.
По каждой теме в нем предложены основные даты и термины, как по российской, так и по зарубежной истории, что призвано помочь студентам в выявлении общего и особенного, тенденций и закономерностей в развитии нашей страны и других государств мира.
В разделе "Таблицы, схемы, статистические данные" сконцентрированы материалы, позволяющие уже в обработанном, систематизированном виде заимствовать информацию по государственному устройству, сравнительным характеристикам исторических событий, явлений и процессов.
В каждой теме представлены важнейшие источники и документы, необходимые для ее изучения. Например, в разделе пособия, посвященной Киевской Руси, опубликована одна из редакций самой древней русской исторической летописи "Повесть временных лет", а в разделе, посвященном отмене крепостного права, "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" от 19 февраля 1861 г.
Принципиально новым для учебных пособий по отечественной истории стал раздел "Историки о процессах рассматриваемого периода", в котором представлены точки зрения разных авторов по некоторым узловым проблемам изучаемых тем. Так, по досоветскому периоду российской истории в основном изложены оценки и выводы таких корифеев российской исторической науки, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, А.А. Корнилов и других авторов. Это должно показать студентам, что в исторической науке существуют различные взгляды на исторические события и процессы. Знакомство с ними должно помочь студентам в выработке собственных взглядов на историческое прошлое нашей страны, извлечении исторических уроков, с которыми необходимо считаться в современной жизни.
В конце каждой темы помещены вопросы, призванные помочь студентам определить те проблемы, которые должны быть ими самостоятельно изучены и оценить уровень полученных знаний. А в случае необходимости углубленного рассмотрения тех или иных аспектов изучаемых проблем, студент может воспользоваться предлагаемым по каждой теме списком литературы, в который в первую очередь включены публикации из научных журналов "Вопросы истории" и "Отечественная история" за последние 15 лет, когда в исторической науке произошло существенное переосмысление нашего исторического прошлого.
Оглавление учебного пособия составлено таким образом, что студенты, за короткое время могут найти всю необходимую для них информацию.
|