ТЕМА 4. Эпоха Ивана Грозного (1547-1584 гг.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
И ДОКУМЕНТЫ

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому

"...Это истинного православного самодержавия, многою властию обладающего, повеление и наш христианский смиренный ответ бывшему прежде истинного православного христианства, нашего самодержавия боярину, советнику и воеводе - ныне же отступнику от честного и животворящего креста господня, христианскому губителю и слуге врагов христиан, отступившему от поклонения божественным иконам, поправшему все священные законы, разорившему и осквернившему святые храмы, поправшему священные сосуды и иконы, как Исавр, Гностезный и Армянин, всех их в себе соединившему, - князю Андрею Михайловичу Курбскому, восхотевшему своей изменой стать Ярославским правителем, - да будет ведомо.

Зачем же, князь, коль мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Что ты предложишь ей взамен в день Страшного суда? Хоть и весь мир приобретешь, смерть все равно настигнет тебя; зачем же ради тела душой пожертвовал, если устрашился смерти, поверив лживым словам своих друзей и советчиков, наученных бесами? Повсюду, как бесы во всем мире, так и изволившие стать вашими друзьями и слугами, отрекшись от нас, нарушив крестное целование, подражая бесам, раскинули против нас различные сети и, по бесовскому обычаю, всюду следят за нами, за каждым словом и шагом, думая, что мы бесплотные, а посему возводя на нас многочисленные поклепы и оскорбления. Вы же воздаете за все эти злодеяния им многие награды нашей же землей и казной, лживо называя их слугами и, наполнившись этих бесовских слухов, вы, подобно смертоносной ехидне, разъярились на меня и, душу свою погубив, подняли руку и на церковное разорение. Не думай, что это справедливо: разъярившись на человека, выступить против бога; одно дело человек, даже если он царскую порфиру носит, а другое дело - бог. Или думаешь, окаянный, что убережешься? Нет уж! Коль пойдешь вместе с ними воевать, придется тебе тогда и церкви разорять, и иконы попирать, и христиан убивать; если где и руками не дерзнешь, то много зла сотворишь смертоносным ядом своего умысла.

Представь же, как во время военного нашествия конские копыта давят и терзают нежные тела младенцев! Когда же зима наступает, еще большее зло совершается. И этот твой злобесный собачий умысел изменить разве не подобен злому неистовству Ирода, убившего младенцев? [...]

Ты же ради тела погубил душу, ради быстротекущей славы презрел славу нетленную и, на человека разъярившись, на бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты и в какую пропасть ты низвергся душой и телом!

...В том ли твое благочестие, что погубил себя из-за самолюбия, а не ради бога? Могут понять способные к размышлению и так твойзлобный яд: ты сотворил это не смерти избегая, а ради славы в этой кратковременной и быстротекущей жизни и ради богатства. Если же, по твоим словам, ты праведен и благочестив, то почему испугался неповинной смерти, ибо это не смерть, а воздаяние? [...]

Писание же твое принято и прочитано внимательно. А поскольку змеиный яд ты спрятал под языком своим, то хотя письмо по замыслу твоему и наполнено медом и сотами, но на вкус горше полыни.

...Так ли привык ты, будучи христианином, христианскому государю служить? И так ли подобает честь воздавать владыке, от бога данному, как это делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу? Начало послания ты написал, размышляя о наватской ереси, думая не о покаянии, а, подобно Навату, о том, что выше человеческого естества. А то, что ты про нас написал: "Среди православных и пресветлых явившемуся", - то это так и есть: как тогда, так и сейчас веруем верой истинной в истинного и живого бога. Что же касается слов "сопротивным, разумеющий совесть прокаженную", то здесь ты по-наватски рассуждаешь и не думаешь о евангельском слове... Ослеп ты совершенно в злобе своей и не можешь видеть истину: как мнишь достойным стоять у престола всевышнего и всегда служить с ангелами, и руками своими заклать жертвенного агнца для спасения мира, когда все попрано нами со своими злобесными советниками и нам своим злолукавым коварством вы много страдания принесли? Вы ведь еще со времен моей юности благочестие, подобно бесам, нарушали и державу, данную мне от бога и прародителей, под свою власть отторгли. Это ли называешь "совесть прокаженная" - в своих руках держать царство, а своим рабам не давать господствовать? Это ли "против разума" - не желать быть под властью своих рабов? Это ли "православие пресветлое" - быть во власти и повиновении у рабов? [...]

Что же ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему же совет твой подобен, смердящий гнуснее кала? Или думаешь, что праведно поступили твои злобесные единомышленники, сбросившие монашескую одежду и воюющие против христиан? Или возразите, что это было насильственное пострижение? Но не так это, не так! [...]

В том ли ваше благочестие, что творите по своему злобесному нраву нечестивые дела? Или думаешь, что ты - Авенир, сын Нира, храбрейший во Израиле, если позволяешь себе по злобесному обыкновению, распираемый гордостью подобное писать? Но что с ним было? Когда убил его Иоав, сын Саруя, тогда оскудел Израиль. Не славные ли победы с божьей помощью одержал он над врагами? Ты же, распираемый гордостью, напрасно хвалишься! Вспомни же о том, кто подобное тебе сотворил, - если любишь Ветхий завет, - с ним и сравним тебя: помогла ли Авениру воинская храбрость, когда он нечестиво поступил со своим господином, соблазнил наложницу Саула Риццу и, обвиненный в этом сыном Саула Иевосфеем, разгневался, изменил Саулу и так погиб. Ему же и ты уподобился своим злобесным нравом, возжелав отгордости незаслуженной чести и богатства. Как Авенир посягнул на наложницу господина своего, так и ты посягаешь на богом данные нам города и села, подобно тому бесчестие, беснуясь, творишь.

А сильных во Израиле мы не убивали, и не ведаю я, кто это сильнейший во Израиле, потому что Русская земля держится божьим милосердием и милостью пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, не ипатами и стратигами. Не предавали мы воевод своих различным смертям, а с божьей помощью имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы были вольны всегда, вольны были и казнить.

Крови же во церквах божьих мы никакой не проливали. Победоносной же и святой крови в нашей земле в нынешнее время не видно. Пороги же церковные - насколько наших сил и разума и верной службы наших подданных хватает - всячески украшены и светятся всяческими благостынями: как только избавились от вашей бесовской власти, то украшаем и пороги, и помост, и преддверие - это могут видеть и иноплеменники. Кровью же никакой мы церковные пороги не обагряли, мучеников же за веру в сие время у нас нет; доброжелателей же своих, искренне, а не лживо полагающих за нас душу свою, не тех, кто языком говорит хорошее, а на сердце затевает дурное, на глазах одаряет и хвалит, а за глаза расточает и укоряет, и когда мы находим людей, свободных от этих недостатков, которые служат честно и не забывают, подобно зеркалу, порученной им службы, то таких мы награждаем великим жалованьем; тот же, который, как я сказал уже, противится, за свою вину заслуживает казни. А в других странах сам увидишь, как поступают со злодеями - не по-здешнему! Это вы по своему злобесному нраву порешили любить изменников, а в других странах изменников не любят и казнят и тем укрепляют свою власть. Мук, гонений и смертей многообразных мы ни для кого не умышляли; ежели ты имел в виду изменников и чародеев, то таковых собак везде казнят.

А то, что мы оболгали православных, - то ты сам уподобился аспиду глухому... если уж я оболгал, то от кого же ждать истины? Чего же ради нам на них лгать? Власти ли от своих подданных или их худого рубища, или пожирать их? Не смеха ли достойна твоя выдумка? Для заячьей охоты нужно много псов, на борьбу с врагами - много воинов: кто же, имея разум, будет бездумно казнить своих подданных! [...]

О Кроновых жрецах ты написал нелепости, лая, подобно псу, или изрыгая яд, подобно ехидне: родители не станут подобное творить своим детям, тем более нам, царям, имеющим разум, как можно подобное творити? Все это ты написал по своему злобесному собачьему умыслу.

А если свое послание хочешь с собой в гроб положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства. Господь повелел не противиться злу, ты же и перед смертью не желаешь простить врагам, как обычно поступают невежды; посему не должно над тобой совершать и последнего отпевания.

Город Владимир, находящийся в Ливонской земле, тык называешь вотчиной нашего недруга, короля Сигизмунда, чем до конца обнаруживаешь свою собачью измену. А если ты надеешься от него многое получить, то так и должно быть, ибо не захотели жить под властью бога и данных богом государей, а захотели самовластья. Ради этого ты и нашел себе такого государя, по своему злобесному собачьему хотению, который ничем сам не управляет, но хуже последнего раба понукаем всеми, а сам же никем не повелевает. Но ты не найдешь там себе утешения, ибо там каждый о своем попечении думаеТ. Кто избавит тебя от насилий и оградит от обидчиков, ибо даже сиротам и вдовицам не внемлет суд, который собираете вы, враги христианства!

Об антихристе мы знаем: подобное ему творите вы, зло замышляя против церкви божьей. О "сильных во Израиле" и о пролитии крови я писал выше, а что мы якобы потакаем кому-либо - ложь, это вы не терпите возражений, а любите, чтобы вам потакали. Никакого советника, рожденного от блуда, не знаю, наверное, это кто-либо из вас. Моавитянин и аммонитянин - ты сам. Так же, как они, ведя родословную от Лота, племянника Авраама, всегда воевали с Израилем, так и ты, выходец из знатного рода, постоянно стремишься нас погубить...".

Из второго послания
Курбского Ивану Грозному

"Широковещательное и многошумящее твое послание получил и уразумел, и понял, что оно от неукротимого твоего гнева с ядовитыми словами изрыгнуто, которое не только царя, столь великого и во вселенной прославленного, но и простого бедного воина не достойно, а особенно потому, что из многих священных книг нахватано со многою яростью и злобой, не строками и не стихами, как это бывает обыкновенно у людей знающих и ученых, когда случается им кому-либо писать, в кратких словах заключая важные мысли, но сверх меры многословно и звягливо, целыми книгами, паремиями, и иное бесчисленное - воистину что вздорных баб басни, и так все варварски, что не только ученым и знающим мужам, но и простым и детям на смех и на удивление, тем более посылать в чужую страну, где есть люди, знающие не только грамматику и риторику, но диалектику и философию...". Вершили Казанский поход в 1552 г., принимали участие в обсуждении проекта государственных реформ в Избранной раде. После присоединения Астрахани в 1556 г. Грозный поставил вопрос о выходе России на побережье Балтийского моря, о возвращении Риги и Таллинна, захваченных в XIII в. крестоносцами. Политику Грозного в борьбе за Прибалтику поддерживало купечество и служилое дворянство, заинтересованные в укреплении централизованного государства. Напротив, боярская знать, вопреки царской воле, выступила за продолжение борьбы с татарами. Выразителем настроений феодальных верхов стал князь Андрей Курбский. В начале 60-х гг. прекратила существование Избранная рада, являвшаяся компромиссным правительством между феодальной верхушкой и служилым дворянством. В своей политике укрепления единодержавия Грозный начал преследовать бояр, стремясь ущемить интересы родовой феодальной знати. Находящийся в это время в военном походе в Ливонии Курбский вступил в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом в 1564 г. и, изменив родине, перебежал в занятый поляками ливонский город Вольмар, откуда и послал со своим верным слугой Василием Шибановым первую "епистолию", едко обличающую единодержавную политику царя. Грозный ответил ему письмом, жанр которого вобрал в себя и открытую политическую декларацию, и острейшую сатиру против изменника и тех социальных слоев, чьи интересы он взялся защитить.

Переписка печатается в извлечениях по
кн.: Переписка Ивана Грозного с Курбским
/Пер. В. А. Грихина. Подготовка текста Я. С. Лурье
и Ю. Д. Рыкова. Под ред. Д. С. Лихачева. - Л.,
1979. Перевод В. А. Грихина.

Быт русской семьи по "Домострою", XVI век

<...> Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им. Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, наставления его исполнять. Должно его приглашать к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления его с любовью принимать, бить челом перед ним низко. К нему приходите, дары ему давайте от своих трудов по силе, спрашивайте его ежедневно. Если духовный будет за кого-либо ходатайствовать, то ходатайство выслушать, виновного пожаловать, смотря по вине, рассмотрев дело с духовным отцом.

Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности.

Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Встав с постели, очистив себя и молитву сотворив, они должны женщинам и девкам (прислуге) задать урочную работу на день. Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины или решета, сколько будет отрубей, сколько выйдет печения; меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому. В то время, когда хлеб пекут, стирают и белье, чтобы не выходило лишних дров. Хозяйка надсматривает, как стирают красные рубашки и лучшие вещи, сколько и на какое количество рубашек выходит мыла и золы, хорошо ли вымыто, выпарено, выполоскано, высушено и выкатано все. Всему этому она должна знать счет, отдавать в стирку по счету и принимать по счету. Старые веши должны быть бережно починены, ибо они пригодятся для сироток. Когда хлебы пекут, отделить часть теста и пироги начинить в дни скоромные со скоромною начинкой, а в постные дни с кашей, горохом, маком, репой, грибами, рыжиками, капустой, с чем Бог даст, все же семье это доставит удовольствие. Такова должна быть хорошая хозяйка. Она должна знать все, что касается до пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, что как делается. Если она все это знает, то благ.ря распоряжениям мужа и ее разумом хозяйство пойдет хорошо и всего будет много. Служанкам рукодельным указать должно работу: шить рубашки, вышивать шелком и золотом. Самой необходимо надзирать, выдавать холст, тафту, золото, серебро, отвесив, отмерив и сообразив, сколько чего нужно. Малых девок учить, чему следует; замужним женщинам, которые делают черную работу, избу топят, хлебы пекут, платья моют, выдавать лен, чтобы они пряли на мужа и детей; одинокая женщина пусть прядет лен на господина, а из остатков чесания льна - на себя. Сама хозяйка никогда, разве в случае болезни, не должна быть без дела; слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. Придет ли муж или гостья обычная, она должна всегда сидеть за работою. Слуги не должны никогда будить госпожу, а она должна будить их. Ложась спать, она должна после работы всегда совершить молитву.

Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему этому она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова - побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали".

Печатается по: А.С.Орлов. Хрестоматии по истории России с древнейших
времен до наших дней: учеб. пособие.- М.: Проспект, 1999. - С.131-132.