ТЕМА 7. Россия в период преобразований Петра I (1689-1725 гг.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
И ДОКУМЕНТЫ

Указ о единонаследии, 23 марта 1714г.

  1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:
  2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию. - Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, который должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследни¬ком будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <…>
  3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и по¬сторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников. - Ред.), а прочее другим, кому надлежит равным образом.
  4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор. - Ред.), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до осмнадцати лет; и в те уреченные лета (названные лета. - Ред.) должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. <..>
  5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведо¬мы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеписан¬ных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты (несовершеннолетние, "недорос¬ли". - Ред.) обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет.

Печатается по: А.С. Орлов Хрестоматия по истории
России.- М.: Проспект, 1999. - С.166.

Юности честное зерцало, или показание к житейскому
обхождению, собранное от разных авторов
(Извлечения)

II. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.

  1. Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно есть. А вилками и ножикам по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
  2. Когда родители или кто другии их спросят (позовут), то должни они к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: что изволите государь батюшка; или государоня матушка. Или что мне прикажите, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать: да, так, и ниже вдруг на отказ молвить, нет; но сказать: так, мой государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню, так, как вы государь приказали. А не смехом делать, якобы их презирая, и не слушая их повеления и слов. Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад не бегать и пряжнего паки вдругорядь (повторно) не спрашивать.
  3. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозванивая без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давнее токмо прославлялись. А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать, но ожидать, пока с стороны другие похвалят.
    Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.
    От клятвы чужеложства (блуда), играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам.
    Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенств в питье, чтоб ему опосля о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой его побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами, что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так что иной принужден побратеника поносительными словами.
  4. Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.
  5. Когда о каком деле сумневаешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину.
  6. Должно, когда будешь в церкви или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь хотел кого провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно идти благочинно, постоянно и смирно и с таким вниманием молиться, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело.
  7. Кто тебя наказует, тому благ.ри и почитай его за такова, которой тебе всякого добра желает.
  8. Где двое тайно между собой говорят, так не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежество.
  9. Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай.

Печатано по: А.С.Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших
времен до наших дней- М.: Проспект 1999, - С.180-185.