ТЕМА 7. Россия в период преобразований Петра I (1689-1725 гг.)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
И ДОКУМЕНТЫ
Указ о единонаследии, 23 марта 1714г.
- Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:
- Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию. - Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, который должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследни¬ком будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <…>
- Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и по¬сторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников. - Ред.), а прочее другим, кому надлежит равным образом.
- Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор. - Ред.), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до осмнадцати лет; и в те уреченные лета (названные лета. - Ред.) должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. <..>
- И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведо¬мы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеписан¬ных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты (несовершеннолетние, "недорос¬ли". - Ред.) обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет.
Печатается по: А.С. Орлов
Хрестоматия по истории
России.- М.: Проспект, 1999. - С.166.
Юности честное зерцало, или показание к житейскому
обхождению, собранное от разных авторов
(Извлечения)
II. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.
- Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде
колобродить, но смирно есть. А вилками и ножикам по тарелкам,
по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но
должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
- Когда родители или кто другии их спросят (позовут), то должни
они к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И
потом сказать: что изволите государь батюшка; или государоня
матушка. Или что мне прикажите, государь; а не так: что, чего, што,
как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать: да, так, и ниже вдруг на отказ молвить, нет; но сказать: так, мой государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню, так, как вы государь приказали. А не смехом делать, якобы их презирая, и не слушая их повеления и слов. Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад не бегать и пряжнего паки вдругорядь (повторно) не спрашивать.
- Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозванивая без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давнее токмо прославлялись. А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать, но ожидать, пока с стороны другие похвалят.
Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.
От клятвы чужеложства (блуда), играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам.
Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенств в питье, чтоб ему опосля о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой его побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами, что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так что иной принужден побратеника поносительными словами.
- Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице
ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.
- Когда о каком деле сумневаешься, то не говори того за
подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за
сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено
было в вину.
- Должно, когда будешь в церкви или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь хотел кого провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно идти благочинно, постоянно и смирно и с таким вниманием молиться, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело.
- Кто тебя наказует, тому благ.ри и почитай его за такова,
которой тебе всякого добра желает.
- Где двое тайно между собой говорят, так не приступай, ибо
подслушивание есть безстыдное невежество.
- Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким
прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни
на кого не уповай.
Печатано по: А.С.Орлов.
Хрестоматия по истории России с древнейших
времен до наших дней- М.: Проспект 1999, - С.180-185.