ТЕМА 21. Продолжение социалистического эксперимента в послевоенный
период в годы руководства Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
И ДОКУМЕНТЫ

Н.С.Хрущев "О решении зерновой проблемы
и возможности освоения целинных и залежных земель".
Из докладной записки в Президиум ЦК КПСС
22 января 1954г.

"Дальнейшее изучение состояния сельского хозяйства и хлебозаготовок показывает, что объявленное нами решение зерновой проблемы не совсем соответствует фактическому положению дел в стране с обеспечением зерном.

<...> Приведу некоторые цифры. В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году - лишь 1850 миллионов пудов, есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народною хозяйства, значительным увеличением юродского населения и ростом реальной заработной платы изг. в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны. <...>

Потребность зерна на экспорт увеличивается как по продовольственному зерну, так и по зернофуражным культурам, однако из-за недостатка зерна пришлось экспорт определить на 1954 год в количестве 190 миллионов пудов (3120 тысяч тонн), тогда как потребность в экспорте определялась в размере 293 миллионов пудов (4800 тысяч тонн). <...>

Выводы о решении зерновой проблемы делались на основе данных видовой оценки урожая. Между тем эта оценка хотя и была ниже плановой урожайности, но значительно превышала фактический сбор зерна. В 1952 году валовой урожай по плану должен был составить 9,2 миллиарда пудов, по определению видовой урожайности на корню 8 миллиардов пудов, а фактический сбор зерна, по данным годовых отчетов колхозов и совхозов, составил 5,6 миллиарда пудов.

Видовая урожайность была завышена. Она складывалась по определению межрайонных инспекторов с учетом полученных заданий по заготовкам. Если видовая урожайность не совпадала с плановыми заданиями по натуроплате, то она межрайонными инспекторами поднималась, подправлялась под заданные цифры. Кроме того, при подведении итогов урожайности по Союзу в данные межрайонных инспекторов вносились дополнительные поправки всегда в сторону увеличения. Следовательно, определение видовой урожайности основывалось не на действительной видовой урожайности, а она подгонялась под заданное количество поступлений хлеба по натуроплате.

Таким образом, видовая урожайность была выше фактического сбора зерна не только на возможные размеры потерь урожая, но и за счет произвольных поправок.

Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна, с тем чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по заготовкам и закупкам 2500 2600 миллионов пудов зерна продовольственных, фуражных, крупяных и зернобобовых культур.

Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны.

На 1954 - 1955 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров, из них в колхозах - 8,7 миллиона гектаров и в совхозах - 4,3 миллиона гектаров. В счет этого задания планом предусматривается расширение посевов зерновых в этих районах уже в 1954 году на 2,3 миллиона гектаров. Что даст освоение 13 миллионов гектаров?

Если принять сбор с одного гектара вновь освоенных земель только 10-11 центнеров, то мы получим дополнительно 800 - 900 миллионов пудов хлеба, из них товарного зерна по обязательным поставкам, натуроплате, закупкам и сдаче хлеба совхозами в количестве 500 - 600 миллионов пудов. Уже в 1954 году колхозы сдадут государству с этих земель 70 миллионов пудов зерна.

Практика работы колхозов и совхозов Сибири и Казахстана, где осваиваются залежные и целинные земли, показывает, что на таких землях урожаи зерновых культур составляют 15 и более центнеров с гектара, а передовые хозяйства получают 20 -25 и больше центнеров с гектара. Поэтому есть все основания принимать в расчет сбор зерна в размере не менее 14-15 центнеров с гектара. При этом валовой сбор зерна составит 1100-1200 миллионов пудов, а товарная часть 800-900 миллионов пудов. Таким образом, в 1955 году при расширении посевов зерновых культур на 13 миллионов гектаров и сборе зерна со всей площади в среднем по 10 центнеров с гектара валовой сбор зерна в стране составит 7,2 миллиарда пудов. <...>

Расширение посевов зерновых культур в восточных районах Союза и получение дополнительно в распоряжение государства 500 - 600 миллионов пудов хлеба позволит изменить существующую неправильную практику заготовок хлеба, при которой погектарные нормы обязательных поставок существуют лишь номинально, а фактически с колхозов берется хлеба столько, сколько можно с них получить. <...>

Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению. <...>

При такой системе планирования за колхозами накапливаются большие недоимки. На 1 января 1954г. после произведенных списаний все же числится за колхозами недоимок, по предварительным подсчетам, 1,5 миллиарда пудов, то есть почти годовой план хлебозаготовок по колхозам.

Наличие больших недоимок дает возможность предъявлять колхозам требования по сдаче зерна независимо от выполнения ими обязательств текущегог.. Из сказанного следует, что действующие погектарные нормы во многих случаях теряют свое значение, а хлебозаготовки приобретают характер продразверстки.

<...> Расширение посевов зерновых культур в восточных районах и увеличение за этот счет поступлений зерна государству даст возможность при установлении новых норм уменьшить поступление зерна государству по обязательным поставкам и натуроплате за счет районов, где все земли освоены, примерно на 200 - 300 миллионов пудов. Но, чтобы не уменьшать государственных ресурсов, этот недобор зерна необходимо будет перекрывать за счет государственных закупок в районах, имеющих хороший урожай зерновых культур. <...>

Чтобы достичь у нас имеющегося в США уровня производства зерна в расчете на сто душ населения, необходимо наряду с дополнительным освоением в восточных районах под зерновые посевы 13 миллионов гектаров обеспечить также получение фактического сбора зерна в среднем по СССР в размере 15 центнеров с гектара". <...>

Из указа Президиума Верховного Совета СССР
об амнистии советских граждан, сотрудничавших
с оккупантами в период Великой отечественной
войны 1941-1945 годов
17 сентября 1955 годы

"После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ добился больших успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства и дальнейшего укрепления своего социалистического государства.

Учитывая это, а также прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и руководствуясь принципом гуманности, Президиум Верховного Совета СССР считает возможным применить амнистию в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами.

В целях предоставления этим гражданам возможности вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами социалистического общества Президиум Верховного Совета СССР постановляет.

  1. Освободить из мест заключения и от других мер наказания лиц, осужденных на срок до 10 лет лишения свободы включительно за совершенные в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. пособничество врагу и другие преступления, предусмотренные статьями 58 583, 584, 586, 5810, 5812 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик5
  2. Сократить наполовину назначенное судом наказание осужденным на срок свыше 10 лет за преступления, перечисленные в статье первой настоящего Указа.
  3. Освободить из мест заключения независимо от срока наказания лиц, осужденных за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях.
  4. Освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, направленных за такие преступления в ссылку и высылку.
  5. Не применять амнистии к карателям, осужденным за убийства и истязания советских граждан.

Прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами, о преступлениях, совершенных в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг., предусмотренных статьями 581 583, 584, 586, 5810, 5812 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик, за исключением дел о лицах, указанных в статье 4 настоящего Указа.

  1. Снять судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании настоящего Указа.

    Снять судимость и поражение в правах с лиц, ранее судимых и отбывших наказание за преступления, перечисленные в статье первой настоящего Указа.

  2. Освободить от ответственности советских граждан, находящихся за границей, которые в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг. сдались в плен врагу или служили в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях.

Освободить от ответственности и тех, ныне находящихся за границей советских граждан, которые занимали во время войны руководящие должности в созданных оккупантами органах полиции, жандармерии и пропаганды, в том числе и вовлеченных в антисоветские организации в послевоенный период, если они искупили свою вину последующей патриотической деятельностью в пользу родины или явились с повинной.

В соответствии с действующим законодательством рассматривать как смягчающее вину обстоятельство явку с повинной находящихся за границей советских граждан, совершивших в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. тяжкие преступления против Советского государства. Установить, что в этих случаях наказание, назначенное судом, не должно превышать пяти лет ссылки". <...>

Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева
на ХХ съезде партии "О культе личности и его последствиях"

Доклад Н.С. Хрущева был сделан на закрытом заседании XX съезда КПСС в последний день его работы. В основу доклада был положен документальный материал о массовых репрессиях 30-х - начала 50-х годов.

23 февраля 1956г.

"... Центральный Комитет, располагая многочисленными фактами, свидетельствующими о грубом произволе в отношении партийных кадров, выделил партийную комиссию Президиума ЦК, которой поручил тщательно разобраться в вопросе о том, каким образом оказались возможными массовые репрессии против большинства состава членов и кандидатов Центрального Комитета партии, избранного XVII съездом ВКП(б).

Комиссия ознакомилась с большим количеством материалов в архивах НКВД, с другими документами и установила многочисленные факты фальсифицированных против коммунистов, ложных обвинений, вопиющих нарушений социалистической законности, в результате чего погибли невинные люди. Выясняется, что многие партийные, советские, хозяйственные работники, которых объявили в 1937-1938г.х "врагами", в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и Т.п. не являлись, что они, по существу, всегда оставались честными коммунистами, но были оклеветаны, а иногда, не выдержав зверских истязаний, сами на себя наговаривали (под диктовку следователей-фальсификаторов) всевозможные тяжкие и невероятные обвинения. Комиссия представила в Президиум ЦК большой документальный материал о массовых репрессиях против делегатов ХVII партийного съезда и членов Центрального Комитета, избранного этим съездом. Этот материал был рассмотрен Президиумом Центрального Комитета.

Установлено, что из 139 членов и кандидатов в члены Центрального Комитета партии, избранных на XVII съезде партии, было арестовано и расстреляно (главным образом в 1937-1938гг.) 98 человек, то есть 70 процентов...

Такая судьба постигла не только членов ЦК, но и большинство делегатов XVII съезда партии. Из 1966 делегатов съезда с решающим и совещательным голосом было арестовано по обвинению в контрреволюционных преступлениях значительно больше половины - 1108 человек. Уже один этот факт говорит, насколько нелепыми, дикими, противоречащими здравому смыслу были обвинения в контрреволюционных преступлениях, предъявленные, как теперь выясняется, большинству участников XVII съезда партии. <...>

Это произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии.

Почему массовые репрессии против актива все больше усиливались после ХУЛ съезда партии? Потому, что Сталин к этому времени настолько возвысился над партией и над народом, что он уже совершенно не считался ни с Центральным Комитетом, ни с партией. Если до XVII съезда он еще признавал мнение коллектива, то после полного политического разгрома троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, когда в результате этой борьбы и побед социализма было достигнуто сплочение партии, сплочение народа, Сталин все больше и больше переставал считаться с членами ЦК партии и даже с членами Политбюро. Сталин полагал, что он может теперь сам вершить все дела, а остальные нужны ему как статисты, всех других он держал в таком положении, что они должны были только служить и восхвалять его.

После злодейского убийства С.М. Кирова начались массовые репрессии и грубые нарушения социалистической законности. Вечером 1 декабря 1934г. по инициативе Сталина (без решения Политбюро - это было оформлено опросом только через 2 дня) было подписано секретарем Президиума ЦИК Енукидзе следующее постановление:

  1. Следственным властям - вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком;
  2. Судебным органам - не задерживать исполнения приговоров о высшей мере наказания из-за ходатайств преступников данной категории о помиловании, так как Президиум ЦИК Союза ССР не считает возможным принимать подобные ходатайства к рассмотрению;
  3. Органам Наркомвнудела - приводить в исполнение приговоры о высшей мере наказания немедленно по вынесении судебных приговоров".

Это постановление послужило основанием для массовых нарушений социалистической законности. Во многих фальсифицированных следственных делах обвиняемым приписывалась "подготовка" террористических актов, и это лишало обвиняемых какой-либо возможности проверки их дел даже тогда, когда они на суде отказывались от вынужденных своих "признаний" и убедительно опровергали предъявленные обвинения. <...>

Массовые репрессии резко усилились с конца 1936г. после телеграммы Сталина и Жданова из Сочи от 25 сентября 1936г., адресованной Кагановичу, Молотову и другим членам Политбюро, в которой говорилось следующее:

"Считаем абсолютно необходимым и срочным делом назначение Т. Ежова на постановление наркомвнудела. Явным образом оказался не на высоте своей задачи в деле разоблачения троцкистско-зиновьевского блока. ОПТУ опоздал в этом деле на 4г. Об этом говорят все партработники и большинство областных представителей НКВД". Следует кстати заметить, что с партработниками Сталин не встречался и поэтому мнение их знать не мог.

Эта сталинская установка о том, что "НКВД опоздал на 4г." с применением массовых репрессий, что надо быстро "наверстывать упущенное", прямо толкала работников НКВД на массовые аресты и расстрелы. <...>

В докладе Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК 1937г. "О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников" была сделана попытка теоретически обосновать политику массовых репрессий под тем предлогом, что по мере нашего продвижения вперед к социализму классовая борьба должна якобы все более и более обостряться. <...>