ТЕМА 24. Суверенная Россия на путях рыночных преобразований (1992-2000 гг.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
И ДОКУМЕНТЫ

Из статьи министра иностранных
дел России А. Козырева
"Стратегия партнерства"
1994 год

"Сразу же хочу ясно определить свою позицию: партнерству нет альтернативы. Отказ от него означал бы, скорее всего, потерю исторического шанса на решение двуединой задачи: формирование открытого миру демократического Российского государства и превращение неустойчивого постконфронтационного мира в стабильный демократический.

<...> Выступать против этого в обеих странах (России и США. - Сост.) может лишь та часть военно-промышленного и бюрократического комплексов, которая не смирилась с утратой внешнего "врага" и пытается выдать свои узкогрупповые или ведомственные интересы за национальные. Эти силы, обретшие немалое могущество за годы "холодной войны", активизируются, видя, что почва начинает уходить у них из-под ног. При этом они активно спекулируют на инерции конфронтации или отчуждения, так же как и на неизбежных трудностях становления нового. Всех противников партнерства объединяет тезис об обреченности России на конфронтацию с окружающим миром, о фатальной несовместимости Востока и Запада.

<...> Фундаментальный факт состоит в том, что большинство политических и общественных сил выступает за сильную и процветающую Россию. Отсюда вытекает, что успешной и надежной может быть только такая политика Кремля в отношении Запада и Запада в отношении Кремля, которая будет признавать равноправие и взаимную выгоду обеих сторон, статус и значение России как великой мировой державы. Российской внешней политике неизбежно должны быть присущи такие черты, как самостоятельность и уверенность в себе.

Либо российские демократы при поддержке друзей и единомышленников за рубежом сумеют найти правильные формы для реализации этих требований, либо они будут сметены волной агрессивного национализма, спекулирующего на потребности национального и государственного самоутверждения. В этом, в частности, состоит один из уроков первых в истории России свободных парламентских выборов, состоявшихся в декабре прошлогог..

<...> Вплоть до последнего момента Запад выступал против распада Советского Союза, проявляя готовность смириться даже с усилением за "социалистический выбор" советского руководства. Не случайно поддержка Западом России в августе 1991 года явилась неожиданностью для путчистов. Так же безоглядно Запад настаивал на сохранении единства бывшей Югославии. И таким же фальшивым оказался и сигнал, посланный Белграду, югославская армия попыталась достичь этой цели с помощью силы.

Россия не попалась в ловушку югославского типа только потому, что в Кремле оказались российские демократы во главе с Президентом Ельциным.

<...> Главное состоит в том, что движение России к рыночной экономике, несмотря на все трудности, продолжается. Но надо иметь в виду, что старая экономическая система, создававшаяся командным путем, зачастую с применением насилия, не способна к самообновлению. Поэтому и ее замена, к сожалению, не может проводиться иначе, как на основе политических установок.

Поэтому правильная организация политического партнерства между Россией и Западом может быть важным подспорьем для обеспечения успеха экономических реформ в России, прежде всего через ее интеграцию в мировую экономику".

Моральный кодекс поведения
для государственных служащих
(Рекомендован Советом Европы)

  1. Настоящий кодекс распространяется на всех государственных служащих. Таковым считается любое лицо, служащее в публичном органе.
  2. Государственный служащий должен быть честным, беспристрастным, выполнять свои обязанности эффективно и компетентно.
  3. Госслужащий обязан быть вежливым с гражданами, которых он обслуживает.
  4. Госслужащий не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его служебными обязанностями.
  5. Госслужащий не должен извлекать из своего служебного положения не причитающуюся ему выгоду. Никакую выгоду не должны получать и члены его семьи, друзья, а также лица и организации, с которыми он имел деловые или связанные с политикой отношения.
  6. Госслужащий не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения и любые другие выгоды, предназначенные ему, его родным, друзьям и другим людям, с которыми он имел отношения. Если госслужащий не знает, может ли он принять подарок или воспользоваться гостеприимством, он обязан спросить мнение своего начальника.
  7. Если госслужащему предлагается не должная выг., он обязан:

    Если подарок нельзя возвратить, он должен храниться с минимальным использованием.

  8. Госслужащий не должен позволять ставить себя в такое положение, которое может вынудить его оказать услугу какому-нибудь лицу или организации. Публичное и частное поведение госслужащего не должно делать его уязвимым к влиянию иных лиц.
  9. Госслужащий обязан вести себя так, чтобы сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность государственных органов.
  10. Госслужащий обязан информировать компетентные органы о любых известных ему нарушениях данного кодекса другими госслужащими.