ВВЕДЕНИЕ
От самых первых отечественных трудов по истории России -от Татищева и Карамзина
-складывается тенденция изучения истории страны, как истории политической,
когда внимание исследователя сосредотачивается на деятельности правителей, а все
процессы, происходящие в государстве, определяются политикой центра. Таким
образом, как говорят критики, история России превращается в историю Москвы и
Московской области, а жизнь регионов рассматривается от случая к случаю. Данный
подход, конечно, оправдан, но он не может быть единственным.
В ХIХ в. русскими историками была заложена другая традиция -рассматривать
историю страны от регионов (областей). Основоположником этого направления был
сибирский историк А.П. Щапов. Следует заметить, что речь здесь идет не о
краеведческом подходе, а о явлении более глубоком и значимом. История страны
исследуется как жизнь общества (общин), меняется точка отсчета и угол зрения.
Общая картина исторического процесса складывается, как мозаичное панно, из
отдельных фрагментов, каждый из которых имеет свое место и значение.
Регионоведческий подход к истории обусловлен также исследованиями школы Анналов
и их последователями. Социальные, экономические, культурные и другие процессы в
регионах страны могут проходить с разной степенью интенсивности, с местными
особенностями, носящими уникальный характер. Особенно это актуально, когда мы
обращаемся к изучению такой огромной, многонациональной, поликонфессиональной
страны как Россия. Возможно, ключ к решению многих вопросов лежит как раз в
изучении специфики отдельных регионов, как в локальном, так и в
общегосударственном масштабе. Характерным примером региона с особой спецификой
является Сибирь. Она занимает большую часть территории нашей страны. Это регион
с богатейшими природными ресурсами, особыми климатическими условиями, особенным
населением, которое сформировалось под влиянием исторических и природных
процессов. Соответственно, и история Сибири имеет свой неповторимый характер,
являясь при этом одной из граней истории России.
Этот подход положен в основу данного учебного пособия. Определить общее и
особенное в истории Сибири и России, выявить место и роль Сибири в истории
страны -вот наша цель. Конечно, в рамках представленного небольшого курса
лекций невозможно отразить все аспекты проблемы. Поэтому внимание
сосредотачивается на отдельных, особо значимых моментах, что, на наш взгляд,
наиболее адекватно позволяет решить поставленную задачу. В современных
условиях, когда экономика страны выходит из кризиса, природные ресурсы Сибири
снова стали объектом пристального внимания. Намечается новый этап промышленного
строительства. Поэтому особенно важно обратиться к историческому опыту освоения
Сибири, чтобы не повторять пройденного, избежать ошибок, за которые уже не раз
приходилось дорого платить. Эти знания необходимы агроному, механику,
землеустроителю, экономисту -специалисту практически любого профиля, каждому
человеку, который будет жить и работать на сибирской земле.
Данное учебное пособие представляет собой курс лекций, выполненный на базе
коллективной монографии "История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5
т." (Л., 1968 -
1969), с привлечением широкого круга источников и литературы. В
книге рассматриваются вопросы развития Сибири в средние века, русская
промысловая и земледельческая колонизация Сибири, социально-экономическое и
политическое положение Сибири в ХVI -ХХ вв., современные проблемы сибирского
региона. Предлагаемый материал разбит на темы, расположенные в хронологическом
порядке. К каждой лекции предлагаются вопросы для самоконтроля учащегося, а
также список рекомендуемой литературы и источников. Пособие рекомендуется
использовать вместе с ранее опубликованной "Историей освоения и развития Сибири
(ХVI -ХХ вв.)" (Красноярск, 2004), которая содержит программу и хрестоматию к
данному курсу. Курс лекций предназначен для студентов технических
специальностей высших учебных заведений, изучающих региональную историю, а также
для всех, кто интересуется сибирской историей. |