МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ СИБИРИ 1917 -
2008 гг.
Тема 2.3. Сибирь накануне и в период Великой Отечественной войны
(1937 -
1945 гг.)
2.3.1. Характерные черты развития сибирской экономики в предвоенный период
(1937 -
июнь 1941 гг.)
2.3.2. Сибирь в годы Великой Отечественной войны
Контрольные вопросы по теме 2.3
2.3.1. Характерные черты развития сибирской экономики
в предвоенный период
(1937 -
июнь 1941 гг.)
В 1936 г. была принята Конституция СССР. Конституция закрепила следующее
административное деление Сибири: Дальневосточный, Западно-Сибирский и
Красноярский края; Восточно-Сибирская и Омская области; Бурят-Монгольская и
Якутская АССР; Еврейская, Ойротская, Хакасская автономные области. Кроме того,
Дальневосточный край подразделялся на восемь внутренних областей. 26 сентября
1937 г. Восточно-Сибирская область была разделена на Иркутскую и Читинскую; 28
сентября Западно-Сибирский край разделен на Алтайский край и Новосибирскую
область; 20 октября 1938 г. Дальневосточный край разделен на Приморский и
Хабаровский края.
В марте 1939г. был утвержден 3-й пятилетний план. План разрабатывался как
логическое продолжение предыдущих, но учитывались условия развертывающейся
мировой войны. На основании опыта предыдущих пятилеток было решено отказаться от
сооружений гигантских предприятий подобно Кузнецкому и Магнитогорскому и
возводить средние и мелкие предприятия. Планировалось сооружать заводы-дублеры,
преимущественно в восточных районах страны, а также оборонные предприятия,
сделать особый упор на развитие химической промышленности. В Западной Сибири
планом предполагалось дальнейшее развитие металлообработки и машиностроения,
энергетики, деревообработки. Восточная Сибирь выдвигалась как ведущий район по
лесоразработке и добыче цветных металлов, в том числе золота, платины, олова,
также нерудных ископаемых -
слюды, графита и т.д. Предполагалось уделить особое
внимание расширению производства сельскохозяйственных продуктов, а также широко
развернуть строительство железных и шоссейных дорог.
В Сибири в 3-й пятилетке была создана собственная металлургическая база.
Развивались машиностроение и металлообработка, лесная промышленность. Доля
продукции тяжелой индустрии составляла половину от общего объема. Закладывались
основы оборонной промышленности. Был построен ряд предприятий легкой и пищевой
промышленности. С большими трудностями возводились промышленные объекты на
севере и в других малообжитых местах. Особое внимание уделялось строительству
Горно-металлургического комбината в Норильске. Здесь были найдены большие
запасы никеля.
В связи с тем, что многие районы Сибири испытывали недостаток топлива, в 3-й
пятилетке была намечена широкая программа по вводу новых шахт, разрезов,
преимущественно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего за 1938 -
1940
гг. была построена 31 шахта общей мощностью 10 млн. т. При огромных масштабах
строительства в Сибири стала ощущаться нехватка строительных материалов,
особенно цемента. Поэтому возводилось много кирпичных, цементных, известняковых
и стекольных заводов.
Важнейшее место в военно-промышленном комплексе Восточной Сибири занимал
Иркутский авиазавод. Здесь выпускали скоростной бомбардировщик А.И. Туполева. С
1936 по 1941 гг. было выпущено 837 машин. В январе 1941г. был организован
серийный выпуск пикирующего бомбардировщика "Пе-2" [20]. Новосибирский
авиационный завод выпускал истребитель "И-16". За 1939 -
1940 гг. было выпущено
503 машины. В конце 1940 г. начался выпуск самолетов ОКБ С.А. Лавочкина
"ЛАГГ-3". Всего за предвоенные годы завод произвел 900 машин.
В 3-й пятилетке усилилась работа по подготовке и переподготовке
квалифицированных кадров. В октябре 1940 г. были созданы государственные
трудовые резервы -
система двухгодичных ремесленных и железнодорожных училищ и
6-месячных школ ФЗУ.
С января 1939 г. для рабочих и служащих вводится единая трудовая книжка, что
способствовало учету рабочих и служащих в борьбе с текучестью рабочей силы.
Одновременно принимались меры по поощрению передовиков социалистического
строительства. Была учреждена новая медаль -
"За трудовое отличие", звание
Героя Социалистического Труда.
К концу 3-й пятилетки значительно отставали черная металлургия и угольная
промышленность. Несмотря на это, в 3-м году 3-й пятилетки был достигнут
наивысший подъем в развитии промышленности, транспорта и строительства за
предвоенные годы. К 1940 г. угольная и металлургическая промышленность вышли из
прорыва, увеличили свои показатели.
В эти годы была построена Красноярская ТЭЦ. В целом по Сибири выработка
электроэнергии увеличилась на 63%. На Дальнем Востоке была создана база для
быстрого превращения Сибири в один из крупных арсеналов страны на случай войны.
Накануне Великой Отечественной войны выработка электроэнергии в Сибири и на
Дальнем Востоке составила 3,2 млн. кВт/час, выплавка стали -
почти 2 млн. тонн,
чугуна -
1536 тыс. тонн, добыча каменного угля -
39 млн. тонн, улов рыбы -
424,4
тыс. тонн, производство хлопчатобумажных тканей -
33,3 млн.м, вывоз древесины -
1/3 общего количества по стране. Фонды пищевой промышленности также возросли.
Сибирь производила мяса 21,7%, масла 36,1%, сахара 9,4% от производства РСФСР. В
1940 г. в Сибири насчитывалось 3256 тыс. человек рабочих, в том числе 150 тыс.
специалистов [10,22].
Всеобщая коллективизация изменила облик сибирской деревни. Основными
производителями сельскохозяйственной продукции стали крупные кооперативные
хозяйства и совхозы. По оснащению техникой сельское хозяйство Сибири заняло одно
из первых мест в стране. Широко распространился женский труд. В животноводстве
он приобрел решающее значение.
Между тем, не была упорядочена система экономических отношений колхозов с
государством. Часть металла и средств, предназначенных для выпуска
сельскохозяйственной техники, была направлена на нужды обороны.
В 1930-х гг. был введен обязательный минимум выработки трудодней в году.
Колхозники, не вырабатывающие его, лишались права на приусадебный участок.
Началось сселение хуторских хозяйств в крупные села.
Повсеместно в Сибири, как и в других районах страны, были созданы общественные
комиссии по обмеру колхозных земель и приусадебных участков. Запрещена сдача
колхозных земель в аренду. В начале 3-й пятилетки Сибирь прочно занимает место
важнейшего производителя сельскохозяйственной продукции в стране. В 1939 г.
колхозы Сибири получили 13,2% валового сбора зерновых от сбора во всех колхозах
СССР, а удельный вес в производстве ценнейших продовольственных культур -
яровой пшеницы -
составил 32,3%.
Для колхозов Сибири был характерен высокий выход зерновой продукции в расчете на
одного трудящегося, принимающего участие в работах. Это обстоятельство явилось
одной из причин более высокой, по сравнению с другими районами страны, нормы
отчисления продукции государству, которая устанавливалась правительством для
колхозов Сибири. Увеличение валового сбора зерновых и кормовых культур позволило
создать прочную базу для развития животноводства. В 1939 г. колхозы Сибири дали
25% всего заготовленного в СССР молока.
Рост посевных площадей в предвоенные годы сопровождался глубокими изменениями в
их структуре. Большое экономическое и оборонное значение имело создание
собственной продовольственной базы в районах Восточной Сибири и особенно
Дальнего Востока.
По всей Сибири проходило ефремовское движение (См. Словарь понятий и терминов).
Также развернулось строительство оросительных систем на юге Сибири.
Увеличивается парк сельскохозяйственных машин. В то же время не хватало рабочих
рук, поэтому начинается переселение в Восточную Сибирь и на Дальний Восток
колхозников из малоземельных районов СССР. Были и трудности иного порядка. В
1940 г. засуха поразила важнейшие зерновые районы: Алтайский край,
Новосибирскую область и частично Красноярский край.
До 1940 г. размер государственных заготовок в колхозах определяли не по наличию
закрепленной за ними земли, а по размеру производимых ими посевов и поголовья
скота. Это ставило передовые хозяйства в невыгодное положение, подрывало их
интерес в освоении новых земель, в увеличении общественного стада. В марте 1940
г. по решению Пленума ЦК ВКП (б) был установлен погектарный принцип исчисления
государственных поставок. Но переход к нему осуществлялся без учета региональных
особенностей. Были допущены ошибки в определении количества колхозной земли,
подлежащей государственному обложению. К пригодной для пашни были отнесены
большие участки непахотной земли, освоение которых требовало больших затрат. Это
толкало некоторые хозяйства на непроизводственное использование техники и
рабочей силы.
В особенно тяжелом положении оказались многоземельные колхозы Сибири. За
колхозами Алтая было закреплено около 15 миллионов гектар земли, из которых 6,5
миллионов были отнесены к пахотным и подлежали государственному обложению.
Фактически же в течение всех лет предвоенной пятилетки колхозы края обрабатывали
земли в два раза меньше. Многоземельные колхозы Сибири оказались лишенными
экономической перспективы.
Тем не менее, сельское хозяйство добилось определенных успехов. В 1940 г. в
Сибири было произведено около 15% пшеницы, более 13% мяса и сала, свыше 11%
молока. При этом весьма показательно то, что в сельском хозяйстве Сибири
накануне войны было занято всего лишь 7% трудоспособных колхозников страны.
2.3.2. Сибирь в годы Великой Отечественной войны
В связи с нападением Германии был взят курс на превращение восточных районов
страны в основную военно-экономическую базу СССР. Планировалось ускоренное
развитие производства военной техники, вооружений, боеприпасов.
В силу чрезвычайных обстоятельств Сибирь выдвигается на первое место среди
других районов Советского Союза в обеспечении фронта и тыла продовольствием.
Требовалось срочно перестроить промышленность на военный лад, что было
исключительно сложным делом. Не хватало квалифицированных рабочих, большинство
из которых были мобилизованы на фронт. Одновременно с переориентацией
промышленности приходилось принимать и запускать эвакуированные предприятия.
Нормальной деятельности мешала большая территориальная разбросанность
промышленных центров.
Задания по выпуску оборонной продукции в первую очередь получили предприятия
союзного значения. Красноярскому паровозовагоноремонтному заводу, наряду с
выпуском обычной продукции, было поручено готовить для фронта санитарные,
дорожно-ремонтные и танкоремонтные поезда, а также освоить выпуск бронепоездов,
снарядов, минометов. Подобная перестройка проходила и на других заводах. С
производства были сняты многие виды гражданской продукции, что позволило бросить
все силы и средства на увеличение выпуска военной техники, вооружения и
боеприпасов. Уже к началу 1941 г. 70% всего производства составляло военную
продукцию.
В условиях оккупации южного и части центральных районов страны Урал и Сибирь
превращаются в основную металлургическую базу. Расширение военного производства
требовало увеличения выпуска качественного металлопроката, который до войны в
Сибири почти не производился. Необходимо было менять технологию производства.
Уже в августе 1941 г. пошла легированная сталь. Начал работу ряд новых
металлургических заводов, в т.ч. "Амурсталь" (1942). Удельный вес Сибири в
производстве черной металлургии значительно возрос.
С начала 1941 г. снизилась добыча угля. Это произошло из-за сокращения
производственных ресурсов, ухудшения материального снабжения, ухода
квалифицированных людей. Железнодорожный транспорт не справлялся с перегрузками.
Органами власти принимаются чрезвычайные меры по улучшению снабжения Кузбасса
людьми и машинами. В 1942 г. проблема с углем была решена.
Зимой 1941 -
1942 гг. для переправки сахалинской нефти на материк был выстроен
нефтепровод.
Сибирь стала одним из основных районов размещения эвакуированных предприятий, в
том числе крупнейших оборонных заводов. Беспрецедентное по масштабам и темпам
перебазирование промышленных предприятий и людей в восточные районы страны в
начале войны дало много примеров организованности и неразберихи,
результативности и неэффективности, инициативы и неуправляемости.
27 июня 1941 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли совместное Постановление "О
порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества". В первую
очередь эвакуации подлежали важнейшие промышленные ценности (оборудование,
станки, механизмы); сырьевые ресурсы и продовольствие (металл, горючее, хлеб);
квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе со своими предприятиями;
население, в первую очередь молодежь, годная для военной службы; советские и
партийные работники. Ответственность за эвакуацию возлагалась на наркоматы.
Фактически заводы эвакуировали сами себя, а местные партийно-советские органы
власти помогали им, чем могли [24].
Одна из сложнейших проблем, с которыми столкнулась эвакуация -
транспортная.
Массовое перебазирование предприятий и людей в восточном и западном направлении
(на фронт) вызывало серьезные перебои на Уральской железной дороге. Темпы
продвижения эвакуационных поездов осенью 1941 г., в период наиболее интенсивных
перевозок, не превышали 100 -
150 км. в сутки. Время в пути эвакуируемых из
Подмосковья предприятий (гг. Коломна, Калуга, Люберцы и др.) в среднем
составляло от 20 до 34 суток.
Эшелоны с оборудованием шли вперемешку с военно-санитарными поездами и
громадными составами с гражданским населением. Люди перевозились не только в
пассажирских вагонах дальнего следования, но и зачастую в приспособленных
вагонах-теплушках. Санитарное состояние железнодорожных составов далеко не
всегда отвечало нормам. В них, как правило, плохо было с отоплением и
вентиляцией, со снабжением кипяченой водой и особенно хлебом. Организовать
сколько-нибудь сносное питание на местах стоянок не всегда было возможно.
Для решения проблем, связанных с транспортными перевозками, были приняты
экстренные меры по усилению ответственности и ужесточению контроля. 18 ноября
1941 г. ГКО своим постановлением обязал наркомат путей сообщения (НКПС) принять
срочные меры по быстрейшей отправке эвакуируемых. За нарушение установленных
норм и отказ в приеме поездов виновные привлекались к ответственности по законам
военного времени. В целях ускорения продвижения эшелонов на восток к месту их
назначения и обеспечения своевременной разгрузки 25 декабря 1941 г. по решению
ГКО был образован Комитет по разгрузке транзитных грузов [24].
За второе полугодие 1941 г. было эвакуировано 1523 промышленных предприятия,
около 10 млн. человек. Только в Новосибирскую область прибыло 6 авиазаводов
[19,21]. В Красноярский край перебазировались из Запорожья и Люберцов заводы
сельскохозяйственного машиностроения, из Бежицы -
машиностроительный завод
"Красный профинтерн", из Коломны -
механический, из Воронежа, Изюма и Полтавы -
оборудование паровозоремонтных заводов, с Кавказа -
Тарнаусский никелевый, с
Кольского полуострова -
Мончетундровский завод и т.д. 20 заводов и фабрик
приняла Иркутская область. Некоторая часть оборудования была направлена в
Бурятскую АССР. Далее на восток эвакуация промышленных заводов не производилась.
В крупных городах и на железнодорожных станциях были созданы эвакопункты.
Работа по приему прибывшего оборудования осложнялась тем, что большая часть
рабочих эвакуированных предприятий приезжала обычно позже прибытия эшелонов с
оборудованием. Поэтому к разгрузочным работам приходилось широко привлекать
местное население. На эти работы мобилизовывались главным образом служащие
различных учреждений, неработающее население, студенты и учащиеся РУ и ЖУ, ФЗО,
старшеклассники общеобразовательных школ, чтобы не отрывать рабочих от
производства, работающего на нужды фронта. В осеннюю непогоду, в суровые
сибирские морозы сибирякам вместе с прибывавшими рабочими и служащими
приходилось разгружать эшелоны с оборудованием.
Прибывшее оборудование порой приходилось размещать и в открытом поле, где
предусматривалось сооружение новых крупных предприятий. "На месте будущей
кузницы кузнечного цеха завода № 863 под открытым небом были смонтированы
механические молоты и горны, -
вспоминал ветеран завода, бывший начальник
кузнечного цеха Г.И. Трофимов, -
и кузница стала снабжать завод необходимыми
поковками. Работали круглосуточно. В темные осенние ночи наша необычная
кузница, когда смотреть с Афонтовой горы, создавала впечатляющее зрелище: люди
под открытым небом трудились над раскаленным металлом, озаренные во мраке
пламенем горновых печей".
Для жилья эвакуированных людей приспосабливались клубы, амбары, школы, склады и
др. Проводилось уплотнение населения. Например, в г. Красноярске, в соответствии
с решением городского совета, была проведена ревизия жилого фонда, взяты на учет
все возможные излишки жилой площади, снижены санитарные нормы проживания до 3
м2 на одного человека. Это были вынужденные меры, так как население города за
несколько месяцев почти удвоилось [24].
Пустить в ход эвакуированные предприятия в условиях сибирской осени и зимы было
делом исключительно сложным. Большинство работ производилось вручную. В
отдельных регионах возникали проблемы с энергоресурсами. Например, в
Красноярском крае к концу 1941 г. нехватка электроэнергии стала одним из
основных сдерживающих факторов в работе промышленности. Для смягчения
возникшего энергетического кризиса были введены жесткие меры экономии в
расходовании электроэнергии. Красноярский горисполком принял решение об
отключении частного сектора потребителей энергии, в первую очередь в
перегруженных районах. В подъездах домов не разрешалось вывешивать лампочки
мощностью свыше 16 Вт. Рабочие поселки с наступлением сумерек погружались в
темноту.
Условия работы были крайне тяжелыми. Так, на заводе №4 НКВ не хватало
электроэнергии, пара для отопления цехов и приходилось работать как на открытом
воздухе при температуре 40 -
50 градусов мороза. В механических цехах застывала
смазка станков, мерзла эмульсия, металл обжигал руки рабочим. В механических
цехах раскладывали костры и жгли уголь. Дым стелился по цеху. В этих условиях
рабочие сутками не выходили из цехов.
Бывший бригадир комсомольской бригады Н.Н. Пикуза вспоминал: "Работать
приходилось по 16 часов в сутки, хотя тогда нормальная смена считалась 12
часов. Работали месяцами без выходных. А выходным считался пересменок, то есть
работали с 8 утра до 1 часа ночи, с 1 часа ночи до 8 утра -
выходной. По месяцам
не выходили с завода, были на казарменном положении: уснешь за станком на 3 -
4
часа и опять мастер будит на такое же время работать. Голодные, грязные. Суп и
700 г. пайки хлеба выкупишь в столовой, съешь это и до следующего дня" [24].
Несмотря на трудности, благодаря массовому героизму людей, основная масса
эвакуированных предприятий вступила в строй через три-четыре месяца. Во 2-й
половине 1942 г. они целиком включились в производственный процесс. Началось
соревнование тысячников Урала и Сибири (по 10 норм в смену).
Производство тяжелых фугасных авиабомб на одном из заводов Сибири.
ноябрь 1941 г. (Докучаев Г.А. Сибирский тылв годы Великой Отечественной войны. -
М., 1968)
"Повесть о том, как целые предприятия и миллионы были вывезены на восток, как
эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях
восстановлены и как им в огромной степени удалось увеличить производство, -
это,
прежде всего, повесть о невероятной человеческой стойкости", -
писал известный
английский публицист Александр Верт, находившийся в годы войны в нашей стране в
качестве корреспондента [24].
|
Мужчины ушли на фронт
и к станкам
встали их сестры, матери и жены.
Их
руками ковалась победа в тылу.
Сентябрь 1941 года.
(Красноярсцы в годы ВОВ
-
Красноярск, 1967) |
Коренная перестройка промышленности шла одновременно при строительстве новых
предприятий, главным образом тяжелой индустрии. В частности, в 1942 г.
завершилось строительство Кузнецкого алюминиевого завода, выпускающего
дефицитный металл для авиационной промышленности. В том же году был пущен в
строй Алтайский тракторный завод в Рубцовске, построенный в кратчайшие сроки из
эвакуированного с разных заводов оборудования. В годы войны он единственный в
стране выпускал тракторы, необходимые фронту и тылу.
Удельный вес Сибири в общем объеме капиталовложений повысился с 17,9% в 1940 г.
до 23,95 в 1942 г. Были расширены существующие электростанции и пущены новые.
Удельный вес Сибири в общесоюзном производстве электроэнергии поднялся с 6,6 до
13,8%, но ее все равно не хватало.
Сибирь во 2-й половине 1942 г. имела слаженное, быстро растущее военное
производство и превратилась в один из крупных промышленных и военных арсеналов
нашей страны. За два года войны производство военной промышленности увеличилось
в Западной Сибири в 27 раз, а в Красноярске -
2 раза. Например, Кузнецкий
металлургический комбинат являлся крупнейшим поставщиком стали и танковой
брони. Заводы Новосибирска за годы войны изготовили 15 тыс. истребителей (13%
от общесоюзного производства боевых самолетов) и 125 млн. снарядов различных
калибров. Красноярская судоверфь строила катера-охотники и бронекатера [18].
Колоссальная нагрузка выпала на долю железнодорожного транспорта. Зимой 1941 -
1942 гг. его работа ухудшилась. Важнейшие дороги Урала и Сибири также не
справлялись с заданными графиками. Были расширены крупные железнодорожные узлы,
началось строительство новых. Несмотря на все трудности, железная дорога Сибири
обеспечила главное -
постоянную связь фронта и тыла и удовлетворение нужд
военного производства.
Из-за блокады Балтийского и Черного морей основная тяжесть транспортных
перевозок легла на порты Дальнего Востока, усилилось значение Северного морского
пути. Здесь происходили столкновения с немецкими и японскими военными судами.
Исключительно сложной в годы войны была задача обеспечения промышленности и
транспорта рабочими кадрами. Ушедших на фронт заменили женщины, дети,
пенсионеры. Это их руками ковалась победа в нашем тылу. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 26.06.1941 г. были узаконены сверхурочные работы,
отменены отпуска. К 1943 г. количество рабочих в Западной Сибири увеличилось на
23%. Как правило, новички получали квалификацию на рабочем месте, но были и
краткие курсы. Для занятых в промышленности давали дополнительные
продовольственные карточки. С каждым годом росла сеть подсобных хозяйств. Одной
из самых острых была жилищная проблема.
Сельское хозяйство также перестраивалось к условиям военного времени. Был
установлен обязательный минимум трудодней -
120 в год и не менее 50 трудодней
для подростков от 12 до 16 лет [10]. В деревне возникли огромные трудности. К
1943 г. из деревни ушли на фронт 2/3 мужчин. В армию было призвано 90%
механизаторов. Ослабла материально-техническая база. Для армии были изъяты
трактора, грузовые машины. Производство запчастей уменьшилось в 10 -
15 раз. На
1/4 сократилось поголовье лошадей. В то же время хлеба требовалось больше. Объем
полевых работ на человека возрос до 5 -
7 га, тогда как в других областях он не
превышал 2 -
3 га. Сокращение трудовых ресурсов и резкое падение механизации в
условиях короткого сибирского лета сказывались на результатах труда. Была
проведена значительная реконструкция. Изменилась структура посевных площадей. В
тыловых районах страны возрастали площади под зерновыми культурами. Колхозам и
совхозам Сибири пришлось срочно и в больших масштабах осваивать производство
новых культур. Проблему рабочих рук решали за счет спецпоселенцев (немцы
Поволжья и др.) и размещения эвакуированных. Например, в Кузбасс к 1943 г.
прибыло 207086 человек из них 38% было направлено в сельскую местность [23].
Перед каждой из трех зон Сибири ставились конкретные задачи. Западная Сибирь как
главный производитель зерна должна была снабжать фронт и население городов
хлебом. Восточная Сибирь с животноводческим уклоном в сельском хозяйстве была
призвана увеличить сдачу мяса и молока. Сельское хозяйство Дальнего Востока
увеличило производство овощей и картофеля.
Уборка хлеба в 1941 г. затянулась. Например, в Красноярском крае 39% зерновых в
1942 г. убиралось вручную или простыми машинами. Урожайность сократилась в 2
раза [8]. В сентябре местные партийные органы получили право привлекать на
уборку хлебов все трудовое население города и деревни. Несмотря на все
трудности, уборка прошла успешно. В 1942 г. хлеборобы Сибири дали более 3 млн.
т. зерна, что составило 1/4 всего запаса в стране. Сибирь дала также
значительное количество продуктов животноводства.
Обоз с хлебом в подарок ленинградцам (колхоз "Новая жизнь" Новосибирского
района, 1943 г.)
(Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. - Новосибирск:
Наука, 1985)
В 1943 г. положение ухудшилось. Большое количество машин простаивало из-за
поломок. Под яровой сев 1943 г. колхозы и совхозы Сибири подготовили
недостаточно земель, посевы значительно сократились: в Омской области на 850
тыс. га, в Новосибирской -
на 244 тыс. га, в Красноярском крае на 358 тыс.га. В
Алтайском крае посевы яровой пшеницы сократились на 1127 тыс. га.
Дополнительные трудности возникли из-за тяжелых погодных условий 1943 г.
Огромным напряжением сил удалось собрать почти весь выращенный хлеб.
В годы войны сильно пострадало животноводство.
Ухудшение кормовой базы привело к падежу скота, особенно в колхозах.
Значительно увеличились заготовки мяса, что также вызвало сокращение поголовья.
Большую роль в продовольственном снабжении колхозников в годы войны стало играть
личное подсобное хозяйство, являвшееся основным источником существования.
Недостаток хлеба восполняли за счет расширения посевов картофеля. Например, в
Кемеровской области в 1943 г. потребление картофеля составляло до 206 кг на душу
населения, этот показатель был самым высоким в стране.
Со 2-й половины 1943 г. появилась возможность перевода промышленных предприятий
на изготовление сельскохозяйственных машин и запасных частей. Уже осенью было
получено 500 машин. В 1944 г. начался выпуск комбайнов на Красноярском заводе.
|
|
В трудных условиях
холодной зимы,
в недостроенном механосборочном цехе
день и ночь
сборщики-подростки изготавливали детали |
В феврале 1944 года
на красноярском заводе
приступили к выпуску прицепных зерноуборочных
комбайнов.
За три месяца без технической документации
вручную были
собраны первенцы красноярского комбайностроения |
(Комбайностроитель. -
2000. -
19 октября) |
Весной и летом 1944 г. в ряде районов Сибири от засухи погибли сотни тысяч
гектаров посевов. Сбор зерна составил 2 млн. т. Недостаток кормов сдерживал
развитие животноводства.
В 1945 г. в село возвращаются работники, начинается рост посевных площадей.
Улучшается работа МТС.
В годы войны Сибирь стала одной из важных сельскохозяйственных и промышленных
баз СССР. Однако объем продукции в гражданской отрасли значительно уменьшился
(вывозка древесины в 1,6 раза, производство шерстяной ткани в 1,5 раза, льняных
тканей в 5 раз). Это создавало большие трудности для населения.
В сложных условиях проходила в 1943 -
1945 гг. работа транспорта. Сеть железных
дорог росла, но количество подвижного состава почти не увеличивалось. Транспорт
отставал от роста промышленности. В результате на заводах залеживалась
необходимая продукция. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля
1943 г. на железной дороге было введено военное положение, а с 8 мая 1943 г.
оно было распространено на морской и речной транспорт. В 1944 -
1945 гг.
нагрузка на дороги Урала и Сибири несколько сократилась в связи с освобождением
оккупированных районов, но они сохраняли ведущую роль. На Сибирь приходилось
1/3 всего грузооборота страны. В январе 1944 г. железным дорогам Сибири и Урала
было передано 25 тыс. вагонов, Дальнего Востока -
10 тыс. К июню 1945 г.
железнодорожный парк увеличился до 3 тыс. паровозов. Было произведено и
укрепление кадров.
Во время войны в фонд обороны сибиряки внесли 5 млрд. рублей, более 3 млн.
теплых вещей. Подписывались на государственные военные займы и денежно-вещевые
лотереи. Развернулось движение тимуровцев. В Сибирь было эвакуировано много
детских домов и госпиталей. Например, в Красноярском крае в первые месяцы войны
было развернуто 16 эвакогоспиталей. Сибиряки оказывали помощь освобожденным
районам страны, отправляя уголь, запасы продовольствия, машины.
С освобождением территорий нашей страны доля восточных районов на втором этапе
войны снизилась, но абсолютный рост производства, особенно ведущих отраслей
тяжелой и оборонной промышленности, продолжался. Сибирь и Урал были ведущими
металлургическими, топливо-энергетическими и военно-про-мышленными районами
страны. Трудовые подвиги сибиряков внесли значительный вклад в дело обеспечения
всенародной победы над фашистской Германией. Сибирь была одной из основных баз
снабжения фронта и страны продовольствием. За 1941 -
1944 гг. Сибирь дала
государству 1/6 всего зерна, заготовленного в этот период.
В годы войны были проведены изменения в административно-территориальном
устройстве Сибири. В январе 1943 г. из Новосибирской области была выделена
Кемеровская, а в августе 1944 г. -
Томская. Из Омской области выделилась
Тюменская. В октябре 1944 г. была присоединена Тува. К 1945 г. на территории
Сибири проживало около 20 млн. человек.
Сибиряки сражались на всех фронтах (сибирские дивизии: 22-я, 56-я, 65-я гвардии;
87-я, 116-я стрелковые). К концу войны сибирские стрелковые соединения
составляли 1/4 советской гвардии. Многие получили высокие награды.
Таким образом, решающую роль в создании слаженного военного производства СССР и
в его дальнейшем развитии сыграли восточные районы страны, в том числе и Сибирь.
Удельный вес Урала и Сибири в военной экономике СССР вырос чрезвычайно.
Западный фронт. Экипажи полка готовятся к вылету на самолетах СБ
В Красноярске был сформирован первый скоростной бомбардировочный авиаполк. За
1941 -
1942гг. полк дважды уничтожался почти полностью. К исходу 1942г. здесь
остался один красноярец -
летчик И.Горбунов. В том же году полк стал
гвардейским. (Хохлов Г. Авиация Красноярска в годы первых
пятилеток//Красноярский пилот. -
1970. -
1 января.)
|
|
|
Никифоров Я.К. |
Пахотнов В.Т. |
Антонов И.Ф. |
|
|
Слепцова М.М. |
Федоренко Г.Е. |
Студенты КСХИ (КрасГАУ) -
участники Великой Отечественной войны |
Отрывок из письма Медведева М.И. от 2 августа 1941 г. (Из архива семьи
Медведевых)
Продуктовый список бойца. Из записной книжки Медведева М.И. (Из архива семьи
Медведевых)
9 мая 1945 г. Краков. На фото Медведев М.И. (1914 -
2001)
житель д. Убей Новоселовского района. Герой Великой отечественной войны.
(Из архива семьи
Медведевых)
Контрольные вопросы по теме 2.3.
- Укажите особенности развития Сибири накануне войны.
- Как проходила эвакуация промышленных предприятий в Сибирь?
- Расскажите о сельском хозяйстве Сибири в военные годы.
- Какие изменения в административно-территориальном устройстве Сибири произошли
в 1936 -
1945 гг.?
- Определите значение Сибири для экономики страны в годы войны.
|