История освоения и развития Сибири

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ СИБИРИ 1917 - 2008 гг.

Тема 2.6. Сибирь на современном этапе развития:
проблемы, тенденции, перспективы (1985 - 2008 гг.)
(Дополнительно см. Приложение Н "Сибирские губернаторы")

2.6.1. Общие тенденции развития промышленности

2.6.2. Проблемы сибирской деревни

2.6.3. Социально-демографическое развитие Сибири на рубеже веков

Контрольные вопросы к теме 2.6.

2.6.1. Общие тенденции развития промышленности

В результате политики активного освоения природных ресурсов Сибирь превратилась в один из ведущих экономических регионов страны. В 1980-е гг. произведенный в Сибири национальный продукт примерно на 18 млрд. руб. превышал используемый. В 1980-е гг. доля Сибири в валовом национальном продукте СССР превысила 10%. Экспорт сибирских природных богатств давал СССР более 50% поступлений валюты [9]. В 1984 г. здесь добывалось 62% всей нефти СССР и 54% природного газа. Сибирь обеспечивала все возраставшую потребность страны в топливно-энергетических ресурсах, компенсируя спад производства в других районах. Нефтегазовая промышленность играла главную роль в достижении опережающего роста всего промышленного производства региона и обеспечивала его относительное благополучие.

Большое значение имела электроэнергетика. В 1980-е гг. ежегодный прирост вырабатываемой электроэнергии увеличился до 9,9 млрд. кВт/ч. Все это имело принципиальное значение для экономики государства, поскольку 3/4 потребностей в топливе и энергии концентрировались в европейской части страны, а столько же энергоресурсов сосредотачивалось в Азиатской России.

При всех успехах экономики Сибири она, так же как и вся страна, была отягощена кризисными явлениями. В 1986 г. доля продукции добывающих отраслей была в 3 раза выше, чем по стране в целом, что свидетельствовало о несбалансированной структуре экономики региона. Темпы роста других отраслей промышленности, кроме нефтегазовой, постепенно снижались и сближались со среднесоюзными, тогда как все плановые задания предусматривали их превышение с целью получения экономической эффективности за счет более дешевых сибирских ресурсов. Возник острый дефицит электроэнергии, что парадоксально при наличии здесь 3/4 потенциальных энергоресурсов страны и высоких темпах ввода энергетических мощностей. Около 70% продукции машиностроения вывозилось за пределы региона, в то же время 3/4 необходимого на месте оборудования удовлетворялось за счет ввоза.

Обострились социальные проблемы. С каждым годом падал уровень обеспеченности населения социально-бытовыми условиями. Если в 1970 г. на территории Западно-Сибирского нефтегазового комплекса соотношение удельного веса производства средств производства и производства предметов потребления было 75,7 и 24,3%, то в 1989 г. оно стало 92,2 и 7,8%. Из-за тяжелых природно-климатических и материально-бытовых условий проживания в Сибири люди покидали ее. В 1970 - 1980-хгг. отсюда уехало более 6 млн. человек, то есть около 30% населения.

Распад СССР и либеральные реформы 1990-х гг. кардинально изменили ситуацию в Сибири и на Дальнем Востоке. Стремительное падение политической роли России привело к вытеснению многих сибирских и других производителей с мировых рынков, в частности стран АТР, где ранее спрос на российские товары был относительно высоким. С распадом СЭВ произошло резкое падение экспорта сибирских товаров в страны, которые он ранее объединял, и сокращение экспорта из них продукции, необходимой сибирякам.

Еще больший урон нанесло разрушение производственно-технических связей с бывшими союзными республиками, ставшими самостоятельными государствами, и единого народнохозяйственного комплекса страны. Печальным примером может служить разрыв объединенной энергетической системы Сибири на казахстанском участке, что почти полностью отрезало ее от Европейской России.

Экономический и политический кризис в стране обострился в начале 1990-х гг. Промышленность, сельское хозяйство, торговля и другие отрасли экономики находились в упадке, темпы инфляции непрерывно росли. Рыночные механизмы, на которые надеялись реформаторы, не действовали. Самый тяжелый удар экономика Сибири испытала из-за резкого ограничения или полного прекращения государственного финансирования многих важных хозяйственных проектов, что привело к консервации крупных строек и даже пусковых объектов. Например, осталась недостроенной ЛЭП-500 (Иркутск - Бурятия - Чита и далее), что поставило электроснабжение Дальнего Востока в очень трудное положение. В конце 1989 г. была сдана в эксплуатацию БАМ - около 3095 км железнодорожного пути, 145 крупных мостов, 46 поселков и городов. Но ее строительство не завершено до сих пор, необходимо достроить еще около 400 объектов.

В первые годы реформ реальный объем капиталовложений в Сибири сократился в 4 раза и стал в 2,5 раза меньше, чем необходимо для простого воспроизводства основных производственных фондов, что привело к их износу и разрушению. Складывалась угроза крупных аварий и катастроф. На грани банкротства оказались отрасли оборонной промышленности, где была занята большая часть населения [2]. Промышленное производство значительно сократилось. Например, в Красноярском крае спад составил 30%, а количество безработных - 44%.

Последствия либеральных реформ в Сибири проявились особенно рельефно. В процессе приватизации происходит изменение структуры собственности. Значительная часть крупных предприятий тяжелой промышленности осталась в государственной собственности. Так, в Красноярском крае 71% предприятий, производящих 87% продукции, были государственными [23].

В то же время предприятия металлургии, топливно-энергетического комплекса и добывающих отраслей промышленности вызвали интерес крупных финансово-промышленных групп. Они были приватизированы в первую очередь и сумели быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особое внимание привлекала добыча цветных металлов, золота, алмазов. При этом активными участниками стали как российские, так и иностранные инвесторы. В 1998 - 2001 гг. наблюдалось резкое увеличение доли иностранного капитала в промышленном производстве. Так, объем продукции, произведенной организациями с участием иностранного капитала, в Сибирском федеральном округе в 1998 г. составил 11,8 млрд. руб., а в 2001 г. 54,2 млрд. руб. Еще характернее этот процесс прослеживается на примере Красноярского края, природные ресурсы которого стали объектом острой борьбы. В 1998 г. здесь с участием иностранного капитала произведено продукции на 236 млн. руб., а в 2001 г. - на 14,9 млрд. руб., несмотря на то, что иностранный капитал достаточно активно внедряется на сибирский рынок, он не играет определяющей роли и занимает около 7% в произведенном продукте [13]. Ведущая роль в производстве в Сибири принадлежит крупным финансово-промышленным группам. Логическим следствием этого стала утрата краевой администрацией контроля за важнейшими и наиболее рентабельными производствами. Самый яркий пример: РАО "Норильский никель", из совета директоров которого был выведен губернатор В.М. Зубов [23].

Данные процессы обусловили сохранение положения Сибири как источника сырья и энергоресурсов. Дешевизна рабочей силы, отсутствие экологического контроля позволяют извлекать сверхприбыли.

Производящие отрасли промышленности развиваются намного медленнее. Доминирующим явлением стало сокращение выпуска продукции в машиностроении, пищевой промышленности, на предприятиях глубокой переработки сырья. Традиционные отрасли промышленности, такие как легкая, целлюлозно-бумажная, угольная, а также социально-бытовая сфера попали в крайне тяжелое положение. Негативную роль сыграло резкое повышение тарифов на теплоэнергоснабжение и транспортные услуги. Например, в г. Красноярске за 1992 - 1998 гг. производство комбайнов снизилось в 23,6 раза, телевизоров - в 15,2 раза, круп - в 17,7 раз, маргариновой продукции - в 29 раз [8].

Необходимо особо подчеркнуть критическое состояние муниципальной сферы. Дело в том, что до реформ, в силу специфики сибирских предприятий, они имели на своем балансе большой жилищный фонд, где проживали более 10 млн. человек, ведомственные детские сады и ясли посещали свыше 1 млн. детей, около 12 млн. пользовались ведомственными больницами и поликлиниками. Теперь почти все это перешло в муниципальный фонд без существенного увеличения затрат на обслуживание со всеми вытекающими отсюда тяжелыми последствиями. Проведение реформы ЖКХ пока не дало положительных результатов.

В то же время специализация промышленности значительной части сибирских регионов на добыче и переработке природных ресурсов способствовала тому, что спад производства в них был менее значительным, чем в целом по стране. В Западной Сибири оно сократилось менее чем на 50%, а в Восточной Сибири этот индекс составил 49%. И тем не менее приходится констатировать практически половинное сокращение индустриального производства, то есть демодернизацию региона.

2.6.2. Проблемы сибирской деревни
(Дополнительно см. Приложение Н
"Социальный состав современных сибирских деревень)

В ходе развития экономики Сибири было допущено непропорциональное развитие промышленных и сельскохозяйственных отраслей производства. Сельскому хозяйству отводилась роль второстепенной отрасли. Например, в Иркутской области в 1980-х гг. сельское хозяйство давало лишь 8% от валовой продукции [21]. Сокращалось и количество сельхозугодий. К середине 1980-х гг. в Сибири из оборота было выведено около 25% ранее использовавшихся сельхозугодий [8]. Причины - потеря плодородия из-за эрозии, засоления, истощения гумусного слоя; затопление при строительстве водохранилищ ГЭС, изъятие в промышленных целях (добыча полезных ископаемых, например угля). Другой проблемой стало сокращение количества рабочих рук в деревне в результате массовой миграции населения (в первую очередь молодежи) в города в период 60 - 80-х гг. ХХ в. В итоге произошло резкое сокращение сельскохозяйственного производства.

Радикальные реформы 1990-х гг. еще в большей степени усугубили положение. В первую очередь негативно сказалось разгосударствление АПК страны. Если ранее сельское хозяйство Сибири, как и в целом по стране, находилось на государственном финансировании, то теперь в него практически перестали вкладывать деньги. Например, в Красноярском крае капиталовложения в агропромышленный комплекс в 1990 г. составили 1042 млн.руб., в 1997 г. - 23 млн.руб., в 1999 г. - 0 руб.[22].

Свертывание государственной поддержки привело к серьезным трудностям. С 1990 по 1998 г. в Иркутской области парк тракторов сократился на 38%, комбайнов - на 42%. Посевные площади уменьшились на 27%. Потери понесло и животноводство. Недостаток кормов, низкие закупочные цены, недальновидная политика руководителей привели к резкому сокращению поголовья скота. За период 1990-х гг. поголовье крупного рогатого скота по России сократилось на 37%, а в Иркутской области - на 47%. Уменьшение поголовья скота и птицы автоматически привело к снижению объемов животноводческой продукции.

Вместе с тем следует отметить, что уменьшение поголовья крупного рогатого скота происходило только в сельскохозяйственных предприятиях, тогда как в хозяйствах населения оно возросло. Например, в Иркутской области количество скота в личных хозяйствах увеличилось в 2,1 раза, в фермерских хозяйствах - в 10 раз. В целом по области на долю личных хозяйств приходится 59% производства мяса и 66% молока. Однако увеличение численности коров в личных хозяйствах не привело к увеличению поставок молока в торговую сеть. Городское население снабжается молоком за счет коллективных хозяйств. Недостаток этой продукции восполняется заграничными молочными порошками.

Со второй половины 1980-х гг. превалировала идея о необходимости развития фермерских хозяйств, которые, по примеру американских, дадут значительное увеличение товарности сельского хозяйства. Опыт показал ошибочность этого подхода. Так, в Иркутской области в 1998 г. насчитывалось 3053 фермерских хозяйства, а их доля в производстве зерна составила 3,2%, картофеля 0,7%, овощей 1,3%, мяса 2,1%, молока 2,5% [21].

Согласно данным социологических опросов, развитию фермерских хозяйств мешают трудности в материально-техническом обеспечении, отсутствие правовой базы и произвол властей. Также указывались проблемы с приобретением семян, скота, сбыта продукции, недостаток денежных средств, изолированность от внешнего мира, отсутствие дорог, связи, плохая доступность школ, магазинов, клубов и др. 50% опрошенных фермеров считали свое положение средним, около 10% - неблагополучным и только 10% могли покупать дорогие вещи и делать сбережения [15].

Наиболее перспективными в сложившихся условиях оказались акционерные общества и другие формы объединений. В 1998 г. 78% всех колхозов и совхозов в Иркутской области реорганизовались в АО. В Красноярском крае на 2001 г. АО, кооперативы и различные товарищества включали 79,1% всех хозяйств, колхозы и совхозы - 9,4%, государственные предприятия - 11,5% [16,21].

Ежегодно Россия закупает продовольствие почти на 10 млрд. долл. США. Разница цен, которая еще увеличивается из-за транспортных расходов, больно ударяет по бюджету большинства семей. В то же время Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область и другие регионы Сибири могли бы полностью обеспечить себя основными видами продуктов питания.

По мнению специалистов, развитие сельского хозяйства необходимо рассматривать как основу успеха в проведении демографической политики, выхода из социально-экономического кризиса и дальнейшего устойчивого развития экономики страны. Преодоление глубокого кризиса в аграрном секторе возможно только при поступательном развитии всех форм хозяйствования и собственности с активной государственной поддержкой [14,21].

2.6.3. Социально-демографическое развитие Сибири на рубеже веков
(Дополнительно см. Приложение Н
"Социальный состав современных сибирских деревень)

Начало перестройки ознаменовалось большими демографическими успехами. В 1986 г. в Сибири, как и в целом по России, наблюдался демографический мини-взрыв. В частности, в Красноярском крае, благодаря росту количества рождений и уменьшению числа смертей, коэффициент естественного прироста населения повысился на 1/3 по сравнению с предыдущим годом - с 7,8 до 10,3%. Это демографическое достижение принято связывать с антиалкогольной политикой, начатой в 1985 г.

Неудача преобразований М.С. Горбачева обусловила сокращение рождаемости с 1987 г. и рост смертности. Это стало основной тенденцией и в 1990-х гг. Кризис производства, сферы образования и здравоохранения, системы управления привел к тому, что большинство жителей оказались за чертой бедности. Если в самом депрессивном регионе европейской части страны реальные денежные доходы населения с 1991 по 1998 гг. снизились в 17 раз, то в Чукотском АО почти в 50 раз, в Корякском - в 25 раз. В последующем, в связи с некоторым оздоровлением общеэкономической ситуации в отдельных восточных регионах, положение несколько улучшилось, но в ряде из них продолжалось снижение реальных доходов. В Чукотском АО они сократились еще на 35%, в Омской области на 20% и более.

Десятилетие реформы и кризиса оказало сильное воздействие на демографическую ситуацию и систему расселения в Сибири и на Дальнем Востоке. В России численность населения за 1990 - 2000 гг. сократилась на 1,4%, а в Сибири - на 3,4%. Как отмечают специалисты, данные процессы наблюдаются впервые за весь послевоенный период. В Красноярском крае и Новосибирской области, наиболее благополучных регионах Сибири, в 1991г. коэффициент естественного прироста снизился до 3,2%, появились первые признаки депопуляции. За 1991 - 2001 гг. численность жителей Красноярского края уменьшилась на 138 тыс. человек (4,7%). Средняя продолжительность жизни сократилась на 4,9% и составила 64,6 лет. При этом по уровню доходов жители Красноярского края находятся на 1-м месте в Сибирском федеральном округе, удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 25%. В Новосибирской области за 1991 - 1999 гг. численность населения сократилась на 30,3 тыс. человек, число рождений - на 36,3%, средняя продолжительность жизни - 67 лет. Доходы ниже прожиточного минимума имеют 55,3% (в целом по России - 30%). Наиболее тяжелое положение - в сельской местности, где зарплата в 6,9 раз ниже, чем в городе [2,10,12,19].


д. Сарала, Республика Хакасия. Одна из многих заброшенных деревень

Такое положение вызывало закономерное беспокойство местных властей. Уже 4 января 1992 г. глава администрации Новосибирской области В.П. Муха направил Б.Н. Ельцину телеграмму следующего содержания: "В связи с критической ситуацией с наличностью для выплат пенсий, зарплат, вкладов в условиях начала радикальных экономических реформ, обстановка … среди населения приобретает неуправляемый характер, имеется угроза непредсказуемых действий"[2].

Ухудшение социально-экономической ситуации и снижение уровня жизни населения сопровождались нарастанием социальной напряженности в обществе, проявлявшихся, прежде всего, в массовых конфликтах и коллективных протестных выступлениях граждан. Здесь были представлены различные формы протеста - от забастовок до массовых голодовок. В основном участниками протестного движения были работники образования, медицины и культуры, главным требованием - выплата зарплаты. Например, в г. Красноярске пик забастовочного движения пришелся на 1996 - 1997 гг. В 1996 г. медицинские работники пикетировали здание городской администрации, бастовали рабочие АО "Сибтяжмаш", энергетики. Студенты и преподаватели КГУ провели митинг против разрушения системы образования. С 1997 г. Красноярск принимал участие во всероссийских акциях протеста. В январе забастовали работники РТПЦ, АО "Красмаш", педагоги, профсоюзы. К требованиям выдачи зарплаты добавились и политические - отставка президента [6]. В последующие годы некоторое улучшение экономической ситуации, выплаты задолженности по зарплате, ряд социальных пакетов снизили накал протестного движения. Однако социальная незащищенность населения остается проблемой и сегодня.

* * *

Несмотря на тяжелое экономическое и социальное положение, сложившееся в ходе перестройки и рыночных реформ на территории Сибири, она продолжает играть роль донора страны. Сибирь сегодня дает 3/4 всех производящихся в России энергоресурсов: 67% нефти, 92% газа, 64% угля, 30% электроэнергии. Она остается главной топливно-энергетической базой страны и играет решающую роль в топливно-энергетическом снабжении многих регионов государства. В Сибири добывают почти 100% российского золота, более 95% алмазов, производят почти 85% алюминия. Сибирь обеспечивает свыше 50% экспорта России, в том числе более 70% экспорта нефти, 99% газа, свыше 60% угля. А весь российский экспорт нефти и газа превышает 26 млрд. долл. [1,9]. Данные цифры доказывают, что Сибирь по-прежнему сохраняет важнейшую роль в экономике страны.


В 2000г. Красноярский комбайновый завод начал выпуск современных зерноуборочных машин "Енисей 950" ("Руслан")
 Комбайн получил золотую медаль на агропромышленной выставке.
(Комбайностроитель. 2000. - 19 октября - №38)

За последние годы в Сибири наметились некоторые позитивные изменения. Отмечается рост промышленного (на 68%) и сельскохозяйственного производства (на 64%). Значительные капиталовложения направляются в горнодобывающую и алюминиевую промышленность. Вторую жизнь получают проекты советского времени: БАМ, Богучанская ГЭС и др. В ряде регионов наблюдается увеличение доходов населения. Например, по статистическим данным, среднедушевой доход населения Красноярского края превышает российский показатель на 8,3%[8]. Развитие частной предпринимательской деятельности позволило в ряде случаев увеличить приток денег в местные бюджеты. Осуществляется благоустройство крупных городов, реализуется ряд программ в области образования и культуры (например, создание Национального университета в г. Красноярске). Одной из примет времени стало строительство большого количества жилья в крупных промышленных центрах.


Красноярск сегодня

Вместе с тем существенных изменений в социально-экономической ситуации, уровне жизни людей не произошло. Продолжается рост стоимости жизни. В области медицины, образования, культуры параллельно с развитием частного сектора происходит сокращение бюджетного финансирования. При этом качество услуг не соответствует уровню цен. Сохраняются неблагоприятные демографические процессы. Отмечается рост криминальных явлений и несчастных случаев, растет потребление алкоголя и наркотиков. Например, в 2002 г. в Красноярске зарегистрировано более 30 тыс. человек, употребляющих наркотики [8]. Очевидна необходимость продуманной социальной политики и государственного контроля над развитием экономики.

Контрольные вопросы к теме 2.6.

  1. Назовите характерные черты сибирской промышленности в современный период.
  2. Укажите проблемы развития сельского хозяйства Сибири в современный период.
  3. Какие результаты и последствия либеральных реформ 1990-х гг. наблюдаются в экономике Сибири?
  4. Как отразились реформы 1990-х гг. на жизни населения Сибири?
  5. Определите значение Сибири в экономике страны.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения