МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ СИБИРИ 1917 -
2008 гг.
Тема 2.6. Сибирь на современном этапе развития:
проблемы, тенденции,
перспективы (1985 -
2008 гг.)
(Дополнительно см. Приложение Н "Сибирские
губернаторы")
2.6.1. Общие тенденции развития промышленности
2.6.2. Проблемы сибирской деревни
2.6.3. Социально-демографическое развитие Сибири на рубеже веков
Контрольные вопросы к теме 2.6.
2.6.1. Общие тенденции развития промышленности
В результате политики активного освоения природных ресурсов Сибирь превратилась
в один из ведущих экономических регионов страны. В 1980-е гг. произведенный в
Сибири национальный продукт примерно на 18 млрд. руб. превышал используемый. В
1980-е гг. доля Сибири в валовом национальном продукте СССР превысила 10%.
Экспорт сибирских природных богатств давал СССР более 50% поступлений валюты
[9]. В 1984 г. здесь добывалось 62% всей нефти СССР и 54% природного газа.
Сибирь обеспечивала все возраставшую потребность страны в
топливно-энергетических ресурсах, компенсируя спад производства в других
районах. Нефтегазовая промышленность играла главную роль в достижении
опережающего роста всего промышленного производства региона и обеспечивала его
относительное благополучие.
Большое значение имела электроэнергетика. В 1980-е гг. ежегодный прирост
вырабатываемой электроэнергии увеличился до 9,9 млрд. кВт/ч. Все это имело
принципиальное значение для экономики государства, поскольку 3/4 потребностей в
топливе и энергии концентрировались в европейской части страны, а столько же
энергоресурсов сосредотачивалось в Азиатской России.
При всех успехах экономики Сибири она, так же как и вся страна, была отягощена
кризисными явлениями. В 1986 г. доля продукции добывающих отраслей была в 3 раза
выше, чем по стране в целом, что свидетельствовало о несбалансированной
структуре экономики региона. Темпы роста других отраслей промышленности, кроме
нефтегазовой, постепенно снижались и сближались со среднесоюзными, тогда как
все плановые задания предусматривали их превышение с целью получения
экономической эффективности за счет более дешевых сибирских ресурсов. Возник
острый дефицит электроэнергии, что парадоксально при наличии здесь 3/4
потенциальных энергоресурсов страны и высоких темпах ввода энергетических
мощностей. Около 70% продукции машиностроения вывозилось за пределы региона, в
то же время 3/4 необходимого на месте оборудования удовлетворялось за счет
ввоза.
Обострились социальные проблемы. С каждым годом падал уровень обеспеченности
населения социально-бытовыми условиями. Если в 1970 г. на территории
Западно-Сибирского нефтегазового комплекса соотношение удельного веса
производства средств производства и производства предметов потребления было 75,7
и 24,3%, то в 1989 г. оно стало 92,2 и 7,8%. Из-за тяжелых
природно-климатических и материально-бытовых условий проживания в Сибири люди
покидали ее. В 1970 -
1980-хгг. отсюда уехало более 6 млн. человек, то есть
около 30% населения.
Распад СССР и либеральные реформы 1990-х гг. кардинально изменили ситуацию в
Сибири и на Дальнем Востоке. Стремительное падение политической роли России
привело к вытеснению многих сибирских и других производителей с мировых рынков,
в частности стран АТР, где ранее спрос на российские товары был относительно
высоким. С распадом СЭВ произошло резкое падение экспорта сибирских товаров в
страны, которые он ранее объединял, и сокращение экспорта из них продукции,
необходимой сибирякам.
Еще больший урон нанесло разрушение производственно-технических связей с
бывшими союзными республиками, ставшими самостоятельными государствами, и
единого народнохозяйственного комплекса страны. Печальным примером может
служить разрыв объединенной энергетической системы Сибири на казахстанском
участке, что почти полностью отрезало ее от Европейской России.
Экономический и политический кризис в стране обострился в начале 1990-х гг.
Промышленность, сельское хозяйство, торговля и другие отрасли экономики
находились в упадке, темпы инфляции непрерывно росли. Рыночные механизмы, на
которые надеялись реформаторы, не действовали. Самый тяжелый удар экономика
Сибири испытала из-за резкого ограничения или полного прекращения
государственного финансирования многих важных хозяйственных проектов, что
привело к консервации крупных строек и даже пусковых объектов. Например,
осталась недостроенной ЛЭП-500 (Иркутск -
Бурятия -
Чита и далее), что поставило
электроснабжение Дальнего Востока в очень трудное положение. В конце 1989 г.
была сдана в эксплуатацию БАМ -
около 3095 км железнодорожного пути, 145 крупных
мостов, 46 поселков и городов. Но ее строительство не завершено до сих пор,
необходимо достроить еще около 400 объектов.
В первые годы реформ реальный объем капиталовложений в Сибири сократился в 4
раза и стал в 2,5 раза меньше, чем необходимо для простого воспроизводства
основных производственных фондов, что привело к их износу и разрушению.
Складывалась угроза крупных аварий и катастроф. На грани банкротства оказались
отрасли оборонной промышленности, где была занята большая часть населения [2].
Промышленное производство значительно сократилось. Например, в Красноярском
крае спад составил 30%, а количество безработных -
44%.
Последствия либеральных реформ в Сибири проявились особенно рельефно. В
процессе приватизации происходит изменение структуры собственности.
Значительная часть крупных предприятий тяжелой промышленности осталась в
государственной собственности. Так, в Красноярском крае 71% предприятий,
производящих 87% продукции, были государственными [23].
В то же время предприятия металлургии, топливно-энергетического комплекса и
добывающих отраслей промышленности вызвали интерес крупных
финансово-промышленных групп. Они были приватизированы в первую очередь и сумели
быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особое внимание привлекала добыча
цветных металлов, золота, алмазов. При этом активными участниками стали как
российские, так и иностранные инвесторы. В 1998 -
2001 гг. наблюдалось резкое
увеличение доли иностранного капитала в промышленном производстве. Так, объем
продукции, произведенной организациями с участием иностранного капитала, в
Сибирском федеральном округе в 1998 г. составил 11,8 млрд. руб., а в 2001 г.
54,2 млрд. руб. Еще характернее этот процесс прослеживается на примере
Красноярского края, природные ресурсы которого стали объектом острой борьбы. В
1998 г. здесь с участием иностранного капитала произведено продукции на 236 млн.
руб., а в 2001 г. -
на 14,9 млрд. руб., несмотря на то, что иностранный капитал
достаточно активно внедряется на сибирский рынок, он не играет определяющей роли
и занимает около 7% в произведенном продукте [13]. Ведущая роль в производстве в
Сибири принадлежит крупным финансово-промышленным группам. Логическим
следствием этого стала утрата краевой администрацией контроля за важнейшими и
наиболее рентабельными производствами. Самый яркий пример: РАО "Норильский
никель", из совета директоров которого был выведен губернатор В.М. Зубов [23].
Данные процессы обусловили сохранение положения Сибири как источника сырья и
энергоресурсов. Дешевизна рабочей силы, отсутствие экологического контроля
позволяют извлекать сверхприбыли.
Производящие отрасли промышленности развиваются намного медленнее. Доминирующим
явлением стало сокращение выпуска продукции в машиностроении, пищевой
промышленности, на предприятиях глубокой переработки сырья. Традиционные отрасли
промышленности, такие как легкая, целлюлозно-бумажная, угольная, а также
социально-бытовая сфера попали в крайне тяжелое положение. Негативную роль
сыграло резкое повышение тарифов на теплоэнергоснабжение и транспортные услуги.
Например, в г. Красноярске за 1992 -
1998 гг. производство комбайнов снизилось в
23,6 раза, телевизоров -
в 15,2 раза, круп -
в 17,7 раз, маргариновой продукции
-
в 29 раз [8].
Необходимо особо подчеркнуть критическое состояние муниципальной сферы. Дело в
том, что до реформ, в силу специфики сибирских предприятий, они имели на своем
балансе большой жилищный фонд, где проживали более 10 млн. человек,
ведомственные детские сады и ясли посещали свыше 1 млн. детей, около 12 млн.
пользовались ведомственными больницами и поликлиниками. Теперь почти все это
перешло в муниципальный фонд без существенного увеличения затрат на обслуживание
со всеми вытекающими отсюда тяжелыми последствиями. Проведение реформы ЖКХ пока
не дало положительных результатов.
В то же время специализация промышленности значительной части сибирских
регионов на добыче и переработке природных ресурсов способствовала тому, что
спад производства в них был менее значительным, чем в целом по стране. В
Западной Сибири оно сократилось менее чем на 50%, а в Восточной Сибири этот
индекс составил 49%. И тем не менее приходится констатировать практически
половинное сокращение индустриального производства, то есть демодернизацию
региона.
2.6.2. Проблемы сибирской деревни
(Дополнительно см. Приложение Н
"Социальный
состав современных сибирских деревень)
В ходе развития экономики Сибири было допущено непропорциональное развитие
промышленных и сельскохозяйственных отраслей производства. Сельскому хозяйству
отводилась роль второстепенной отрасли. Например, в Иркутской области в 1980-х
гг. сельское хозяйство давало лишь 8% от валовой продукции [21]. Сокращалось и
количество сельхозугодий. К середине 1980-х гг. в Сибири из оборота было
выведено около 25% ранее использовавшихся сельхозугодий [8]. Причины -
потеря
плодородия из-за эрозии, засоления, истощения гумусного слоя; затопление при
строительстве водохранилищ ГЭС, изъятие в промышленных целях (добыча полезных
ископаемых, например угля). Другой проблемой стало сокращение количества рабочих
рук в деревне в результате массовой миграции населения (в первую очередь
молодежи) в города в период 60 -
80-х гг. ХХ в. В итоге произошло резкое
сокращение сельскохозяйственного производства.
Радикальные реформы 1990-х гг. еще в большей степени усугубили положение. В
первую очередь негативно сказалось разгосударствление АПК страны. Если ранее
сельское хозяйство Сибири, как и в целом по стране, находилось на
государственном финансировании, то теперь в него практически перестали
вкладывать деньги. Например, в Красноярском крае капиталовложения в
агропромышленный комплекс в 1990 г. составили 1042 млн.руб., в 1997 г. -
23
млн.руб., в 1999 г. -
0 руб.[22].
Свертывание государственной поддержки привело к серьезным трудностям. С 1990 по
1998 г. в Иркутской области парк тракторов сократился на 38%, комбайнов -
на
42%. Посевные площади уменьшились на 27%. Потери понесло и животноводство.
Недостаток кормов, низкие закупочные цены, недальновидная политика руководителей
привели к резкому сокращению поголовья скота. За период 1990-х гг. поголовье
крупного рогатого скота по России сократилось на 37%, а в Иркутской области -
на
47%. Уменьшение поголовья скота и птицы автоматически привело к снижению
объемов животноводческой продукции.
Вместе с тем следует отметить, что уменьшение поголовья крупного рогатого скота
происходило только в сельскохозяйственных предприятиях, тогда как в хозяйствах
населения оно возросло. Например, в Иркутской области количество скота в личных
хозяйствах увеличилось в 2,1 раза, в фермерских хозяйствах -
в 10 раз. В целом
по области на долю личных хозяйств приходится 59% производства мяса и 66%
молока. Однако увеличение численности коров в личных хозяйствах не привело к
увеличению поставок молока в торговую сеть. Городское население снабжается
молоком за счет коллективных хозяйств. Недостаток этой продукции восполняется
заграничными молочными порошками.
Со второй половины 1980-х гг. превалировала идея о необходимости развития
фермерских хозяйств, которые, по примеру американских, дадут значительное
увеличение товарности сельского хозяйства. Опыт показал ошибочность этого
подхода. Так, в Иркутской области в 1998 г. насчитывалось 3053 фермерских
хозяйства, а их доля в производстве зерна составила 3,2%, картофеля 0,7%, овощей
1,3%, мяса 2,1%, молока 2,5% [21].
Согласно данным социологических опросов, развитию фермерских хозяйств мешают
трудности в материально-техническом обеспечении, отсутствие правовой базы и
произвол властей. Также указывались проблемы с приобретением семян, скота, сбыта
продукции, недостаток денежных средств, изолированность от внешнего мира,
отсутствие дорог, связи, плохая доступность школ, магазинов, клубов и др. 50%
опрошенных фермеров считали свое положение средним, около 10% -
неблагополучным
и только 10% могли покупать дорогие вещи и делать сбережения [15].
Наиболее перспективными в сложившихся условиях оказались акционерные общества и
другие формы объединений. В 1998 г. 78% всех колхозов и совхозов в Иркутской
области реорганизовались в АО. В Красноярском крае на 2001 г. АО, кооперативы и
различные товарищества включали 79,1% всех хозяйств, колхозы и совхозы -
9,4%,
государственные предприятия -
11,5% [16,21].
Ежегодно Россия закупает продовольствие почти на 10 млрд. долл. США. Разница
цен, которая еще увеличивается из-за транспортных расходов, больно ударяет по
бюджету большинства семей. В то же время Алтайский край, Красноярский край,
Иркутская область и другие регионы Сибири могли бы полностью обеспечить себя
основными видами продуктов питания.
По мнению специалистов, развитие сельского хозяйства необходимо рассматривать
как основу успеха в проведении демографической политики, выхода из
социально-экономического кризиса и дальнейшего устойчивого развития экономики
страны. Преодоление глубокого кризиса в аграрном секторе возможно только при
поступательном развитии всех форм хозяйствования и собственности с активной
государственной поддержкой [14,21].
2.6.3. Социально-демографическое развитие Сибири на рубеже веков
(Дополнительно
см. Приложение Н
"Социальный состав современных сибирских деревень)
Начало перестройки ознаменовалось большими демографическими успехами. В 1986 г.
в Сибири, как и в целом по России, наблюдался демографический мини-взрыв. В
частности, в Красноярском крае, благодаря росту количества рождений и уменьшению
числа смертей, коэффициент естественного прироста населения повысился на 1/3 по
сравнению с предыдущим годом - с 7,8 до 10,3%. Это демографическое достижение
принято связывать с антиалкогольной политикой, начатой в 1985 г.
Неудача преобразований М.С. Горбачева обусловила сокращение рождаемости с 1987
г. и рост смертности. Это стало основной тенденцией и в 1990-х гг. Кризис
производства, сферы образования и здравоохранения, системы управления привел к
тому, что большинство жителей оказались за чертой бедности. Если в самом
депрессивном регионе европейской части страны реальные денежные доходы населения
с 1991 по 1998 гг. снизились в 17 раз, то в Чукотском АО почти в 50 раз, в
Корякском -
в 25 раз. В последующем, в связи с некоторым оздоровлением
общеэкономической ситуации в отдельных восточных регионах, положение несколько
улучшилось, но в ряде из них продолжалось снижение реальных доходов. В Чукотском
АО они сократились еще на 35%, в Омской области на 20% и более.
Десятилетие реформы и кризиса оказало сильное воздействие на демографическую
ситуацию и систему расселения в Сибири и на Дальнем Востоке. В России
численность населения за 1990 -
2000 гг. сократилась на 1,4%, а в Сибири -
на
3,4%. Как отмечают специалисты, данные процессы наблюдаются впервые за весь
послевоенный период. В Красноярском крае и Новосибирской области, наиболее
благополучных регионах Сибири, в 1991г. коэффициент естественного прироста
снизился до 3,2%, появились первые признаки депопуляции. За 1991 -
2001 гг.
численность жителей Красноярского края уменьшилась на 138 тыс. человек (4,7%).
Средняя продолжительность жизни сократилась на 4,9% и составила 64,6 лет. При
этом по уровню доходов жители Красноярского края находятся на 1-м месте в
Сибирском федеральном округе, удельный вес населения с доходами ниже
прожиточного минимума составляет 25%. В Новосибирской области за 1991 -
1999
гг. численность населения сократилась на 30,3 тыс. человек, число рождений -
на
36,3%, средняя продолжительность жизни -
67 лет. Доходы ниже прожиточного
минимума имеют 55,3% (в целом по России -
30%). Наиболее тяжелое положение -
в
сельской местности, где зарплата в 6,9 раз ниже, чем в городе [2,10,12,19].
д. Сарала, Республика Хакасия. Одна из многих заброшенных деревень
Такое положение вызывало закономерное беспокойство местных властей. Уже 4
января 1992 г. глава администрации Новосибирской области В.П. Муха направил
Б.Н. Ельцину телеграмму следующего содержания: "В связи с критической ситуацией
с наличностью для выплат пенсий, зарплат, вкладов в условиях начала радикальных
экономических реформ, обстановка … среди населения приобретает неуправляемый
характер, имеется угроза непредсказуемых действий"[2].
Ухудшение социально-экономической ситуации и снижение уровня жизни населения
сопровождались нарастанием социальной напряженности в обществе, проявлявшихся,
прежде всего, в массовых конфликтах и коллективных протестных выступлениях
граждан. Здесь были представлены различные формы протеста -
от забастовок до
массовых голодовок. В основном участниками протестного движения были работники
образования, медицины и культуры, главным требованием -
выплата зарплаты.
Например, в г. Красноярске пик забастовочного движения пришелся на 1996 -
1997
гг. В 1996 г. медицинские работники пикетировали здание городской администрации,
бастовали рабочие АО "Сибтяжмаш", энергетики. Студенты и преподаватели КГУ
провели митинг против разрушения системы образования. С 1997 г. Красноярск
принимал участие во всероссийских акциях протеста. В январе забастовали
работники РТПЦ, АО "Красмаш", педагоги, профсоюзы. К требованиям выдачи
зарплаты добавились и политические -
отставка президента [6]. В последующие
годы некоторое улучшение экономической ситуации, выплаты задолженности по
зарплате, ряд социальных пакетов снизили накал протестного движения. Однако
социальная незащищенность населения остается проблемой и сегодня.
* * *
Несмотря на тяжелое экономическое и социальное положение, сложившееся в ходе
перестройки и рыночных реформ на территории Сибири, она продолжает играть роль
донора страны. Сибирь сегодня дает 3/4 всех производящихся в России
энергоресурсов: 67% нефти, 92% газа, 64% угля, 30% электроэнергии. Она остается
главной топливно-энергетической базой страны и играет решающую роль в
топливно-энергетическом снабжении многих регионов государства. В Сибири
добывают почти 100% российского золота, более 95% алмазов, производят почти 85%
алюминия. Сибирь обеспечивает свыше 50% экспорта России, в том числе более 70%
экспорта нефти, 99% газа, свыше 60% угля. А весь российский экспорт нефти и газа
превышает 26 млрд. долл. [1,9]. Данные цифры доказывают, что Сибирь по-прежнему
сохраняет важнейшую роль в экономике страны.
В 2000г. Красноярский комбайновый завод начал выпуск современных зерноуборочных
машин "Енисей 950" ("Руслан")
Комбайн получил золотую медаль на агропромышленной
выставке.
(Комбайностроитель. 2000. -
19 октября -
№38)
За последние годы в Сибири наметились некоторые позитивные изменения. Отмечается
рост промышленного (на 68%) и сельскохозяйственного производства (на 64%).
Значительные капиталовложения направляются в горнодобывающую и алюминиевую
промышленность. Вторую жизнь получают проекты советского времени: БАМ,
Богучанская ГЭС и др. В ряде регионов наблюдается увеличение доходов населения.
Например, по статистическим данным, среднедушевой доход населения
Красноярского края превышает российский показатель на 8,3%[8]. Развитие частной
предпринимательской деятельности позволило в ряде случаев увеличить приток денег
в местные бюджеты. Осуществляется благоустройство крупных городов, реализуется
ряд программ в области образования и культуры (например, создание Национального
университета в г. Красноярске). Одной из примет времени стало строительство
большого количества жилья в крупных промышленных центрах.
Красноярск сегодня
Вместе с тем существенных изменений в социально-экономической ситуации, уровне
жизни людей не произошло. Продолжается рост стоимости жизни. В области медицины,
образования, культуры параллельно с развитием частного сектора происходит
сокращение бюджетного финансирования. При этом качество услуг не соответствует
уровню цен. Сохраняются неблагоприятные демографические процессы. Отмечается
рост криминальных явлений и несчастных случаев, растет потребление алкоголя и
наркотиков. Например, в 2002 г. в Красноярске зарегистрировано более 30 тыс.
человек, употребляющих наркотики [8]. Очевидна необходимость продуманной
социальной политики и государственного контроля над развитием экономики.
Контрольные вопросы к теме 2.6.
- Назовите характерные черты сибирской промышленности в современный период.
- Укажите проблемы развития сельского хозяйства Сибири в современный период.
- Какие результаты и последствия либеральных реформ 1990-х гг. наблюдаются в
экономике Сибири?
- Как отразились реформы 1990-х гг. на жизни населения Сибири?
- Определите значение Сибири в экономике страны.
|