Эффективная учеба

электронный учебно-методический комплекс

Тема 5. Как подготовить выступление

Особенностью занятий в высшей школе является то, что они строятся так, что каждому учащемуся время от времени приходится быть оратором, публично выступать - в группе, перед курсом, дипломной комиссией и т.д. Поэтому умение говорить и публично выступать является для студента вопросом большой важности.

Понятно, что это умение необходимо не только для успешной учебы, но и для будущей карьеры и жизни вообще. Вот что писал по этому поводу крупнейший теоретик и практик ораторского искусства Древнего Рима Марк Туллий Цицерон: "Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно - это искусство хорошего полководца, другое - искусство хорошего оратора". И действительно, почти все крупные профессионалы - мастера культуры и искусства, политические деятели, крупные юристы - были выдающимися ораторами. Поэтому если вы хотите быть таковыми, вам необходимо в совершенстве владеть навыками ораторского мастерства. И вы уже приобретаете эти навыки в студенческой аудитории.

Но здесь вырисовывается следующая, знакомая всем картина: Вы получаете задание - подготовиться и выступить на таком-то семинаре, по такому-то вопросу. День выступления представляется вам пока еще очень далеким. Вы надеетесь, что, может быть, он вообще никогда не наступит. И вся эта информация о предстоящем выступлении хранится где-то в самом дальнем углу вашей памяти. Как вдруг … выясняется, что до вашего выступления одна ночь, а может быть и час, а может быть и того меньше. Обычно дальше события развиваются следующим образом. Несчастный будущий оратор находит учебник или конспект лекции (иногда чужой) и … на этом успокаивается. А на семинаре происходит "долгожданное" … публичное… "чтение вслух". Увы, к сожалению, чаще всего именно так и происходит. Вместо публичного выступления на семинаре приходится слушать публичное чтение вслух. Есть какой-либо смысл в таком выступлении? А представьте себя на месте преподавателя. Он читает лекцию потоку студентов из 5 групп. Затем в каждой из них проводит семинар. И пять раз в каждой из этих групп ему приходится слушать чтение конспекта своей лекции!!! А если еще учесть, что он ведет одновременно занятия на двух-трех факультетах? Тогда он слушает конспект своей лекции 10-15 раз! А может быть студентам думается, что преподавателю нравится, когда его лекцию "зубрят"? Но лекцию надо не "зубрить", над ней надо работать! Вспомните, что такое лекция? Лекция - это установка, ориентир для вашей дальнейшей углубленной самостоятельной работы над темой. И вот эти установки преподаватель получает от студентов обратно с той лишь разницей, что в сжатой и конспективной форме, да еще и часто неверно истолкованные. Все это говорит о том, что студентам необходимо овладеть правилами подготовки и исполнения публичного выступления.

Прежде всего выясним, ЧТО ТАКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ? Какую смысловую нагрузку несет всякое выступление, в том числе и на семинаре?

Запомните, всякое выступление должно рассматриваться, как ПОПЫТКА, СТРЕМЛЕНИЕ, ОБЕЩАНИЕ выступающего ПОМОЧЬ своим слушателям (товарищам) разобраться с каким-либо вопросом (учебным, научным или каким-либо другим), который интересует их (с целью пополнения знаний по своей будущей специальности или получения какой-либо информации).

В то же время на протяжении всего выступления слушатели (товарищи) оценивают способность выступающего убедить их, выполнив тем самым свое обещание.

Все очень просто: "Я намерен сделать то-то и то-то. Я обещаю то-то и то-то, - говорит выступающий. "Посмотрим, как тебе это удастся", - думает аудитория слушателей.

Выводы из сказанного. На семинаре вы выступаете не для преподавателя, а аудитории слушателей. Преподаватель - только один из них. В ходе вашего выступления на семинаре должны происходить две вещи:

  1. Выступая, вы должны стараться, сообщить нечто такое, что стоит услышать вашим товарищам по учебе. Сообщить такую мысль, которая может показаться им интересной и полезной. А может быть, то, что вы сообщите, будет стоить, чтобы увидеть это: статьи, книги, схемы, плакаты, слайды. Вы должны стремиться доказать это и получить поддержку, одобрение или даже похвалу своих слушателей, а может быть даже и некоторые действия - дополнение, выдвижение вопросов и контраргументов, поиск соответствующей литературы и ее изучение.
  2. Второе, во время вашего выступления ваши товарищи рассчитывают, что вы сообщите им нечто, что может оказаться им интересным и полезным. Поэтому они оценивают: "Есть ли смысл в том, что он говорит?" "Точны ли эти факты?" "Внушает ли мне доверие то, что он говорит?".

Вас, конечно, интересует вопрос: а КАЖДЫЙ ЛИ СМОЖЕТ СТАТЬ ХОРОШИМ ОРАТОРОМ, овладеть техникой публичного выступления?

Нет, не каждый может овладеть искусством публичного выступления, но только тот, кто действительно стремится к этому, кто много работает над собой, кто хочет стать хорошим оратором!!!

Вообще же по этому вопросу ведется спор на протяжении всей истории ораторского искусства. Одни считают, что только природные данные могут сделать человека хорошим оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются. Цицерон, например, был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором становится.

Хрестоматийным примером является древнегреческий оратор Демосфен. Всем известно, что его первые выступления не имели никакого успеха. Когда он произносил свою первую речь, народ смеялся над ним, кричал. Но ценой огромных усилий и упорного труда он добился признания современников. Он устроил себе в подземелье комнату и работал в ней каждый день, учился жестикулировать, позировать, владеть мимикой. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземелье и повторял весь услышанный разговор, старался придать изложению стройность, привести убедительные доводы и доказательства. Любую встречу, беседу, деловой разговор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в красноречии. Он внимательно слушал выступления прославленных ораторов, отмечал для себя все их достоинства и недостатки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные другими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант.

Таким образом, каждый, кто хочет стать хорошим оратором, обязательно им станет, если приложит соответствующие усилия.

КАКИЕ НАВЫКИ НЕОБХОДИМО ПРИОБРЕСТИ, ЧТОБЫ СТАТЬ ХОРОШИМ ОРАТОРОМ? К ним относятся навыки отбора литературы; ее изучения; составления плана; написания текста речи; самообладания перед аудиторией; ориентации во времени; умение самостоятельно готовить выступление; доходчиво и убедительно излагать материал; отвечать на вопросы слушателей; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией. Если какой-либо навык или умение будут отсутствовать у выступающего, то его общение с товарищами может оказаться неэффективным. Например, как часто бывает, что студент хорошо готовит текст речи, но не умеет просто и ясно изложить его в аудитории.

КАК ПОДГОТОВИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ?

Разграничивают два вида подготовки выступления:

  1. Повседневная ораторская подготовка
  2. Подготовка к конкретному выступлению.

Повседневная подготовка к выступлениям включает в себя несколько моментов. Прежде всего, это САМООБРАЗОВАНИЕ в самом широком смысле этого слова, т.е. приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, радио и телепередач, чтение научной, публицистической и художественной литературы. При этом необходимо относиться ко всякой информации целенаправленно. Надо постоянно задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение.

Рекомендуется делать вырезки из газет и журналов, выписки из прочитанной литературы, собирать пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы, записывать вопросы, которые задают слушатели после выступлений, интересные мысли. Конечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом сэкономит время и облегчит подготовительную работу.

Все это приводит к необходимости СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО АРХИВА и, следовательно, к необходимости вырабатывать методику сбора, накопления и систематизации материала. Оратор без такого архива - это музыкант без инструмента. Вот что гласит по этому поводу народная мудрость: "Чем больше работаешь пером, тем легче владеешь языком".

К повседневной подготовке оратора относится также овладение ТЕХНИКОЙ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ. Основные элементы речевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости произношения слов, слогов, звуков). Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, оратор должен систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи . Важно всегда следить за ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ (См.: о культуре речи - Введенская, Павлова, гл. Основы культуры речи, с. 65-209). Если, например, человек привык неверно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он неверно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте отмечено верное ударение. Надо активнее участвовать в различных разговорах, беседах, обсуждениях разных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях и т.п. все это позволяет приобретать необходимые речевые навыки, повышает культуру речи.

Развитию ораторских способностей способствует и КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ всех слышанных ВЫСТУПЛЕНИЙ. Присутствуя на лекциях, семинарах, слушая выступления по ТВ, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы. Помните, как это делал Демосфен?

Важно попытаться оценить для себя, что положительного и отрицательного в выступлении того или иного оратора, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание нужно обращать на то, как оратор работает в аудитории и с аудиторией, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях. Составляйте обзор всех услышанных выступлений. Не надо ничего чересчур сложного - просто положите перед собой лист бумаги и напишите наверху что-нибудь вроде этого:
Дата, вид выступления (лекция, семинар, дружеская беседа), тема, Ф.И.О.Сильные стороны (что понравилось - выражения, слова, мысли и другое). Слабые стороныОсобенности

Необходимо также постоянно анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки. Это позволит вам выявить свои сильные и слабые стороны и на этой основе вырабатывать и совершенствовать стиль своих выступлений, позволяющий в максимальной степени использовать собственные возможности. В этих целях можно завести "Дневник выступлений", состоящий из простеньких бланков, которые следует заполнять при первой же возможности после каждого выступления. Он должен содержать следующие вопросы:

  • Как оценили бы вы свое выступление сами? (10 баллов - отлично; 1 - провал).
  • Что было в нем лучшего?
  • Что не произвело впечатления?
  • Что не удалось, недостатки?
  • Как оценили его слушатели, собеседники, друзья (суть их высказываний, если таковые имели место)?
  • Какие необходимо предпринять последующие действия?

Эти бланки могут выглядеть примерно так:

ДНЕВНИК МОИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
(заполняется при первой же возможности
сразу после выступления)
Дата

ТЕМА выступления:

Повод для выступления:
Как вы оценили бы свое выступление?109876 54321
Иде-
аль-
ное
Без-
надеж-
ное
Что в нем вам не понравилось?
Что нужно исправить?
Что было сказано вам после выступления (замечания, комплименты)?
Какие требуются последующие действия?

Собирайте эти листки в отдельной папке. Они помогут вам помочь самому себе. Вы обнаружите такое, чего никогда за собой не знали - и как оратор и как личность. А, кроме того, вы заметите, насколько лучше станут ваши дальнейшие выступления.

Важно также знать, КАК ПОСТРОИТЬ СВОЮ РЕЧЬ.

Как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать? Какими словами начать и завершить речь? Как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца? Для того чтобы решить все эти вопросы, важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Под КОМПОЗИЦИЕЙ РЕЧИ понимается ее построение, соотношение отдельных ее частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ.

В античные времена использовалась трех частная структура выступления, включающая в себя следующие элементы: введение; основная часть; заключение. Огромная заслуга в разработке этого вопроса принадлежит Цицерону. Он написал первое руководство для ораторов (где-то около 100 г. до н.э.) и его ораторская слава живет вот уже двадцать столетий. Это похоже на бессмертие! И он не ленился работать над составлением планов выступлений. Вот правила для ораторов, взятые из его маленькой книжки "О теории публичных выступлений", книга I. Шесть правил Цицерона для ораторов:

  1. Введение ("добиться внимания").
  2. Изложение фактов (фон). Обратить внимание на краткость, ясность, правдивость.
  3. Разделение (области согласия, несогласия, требуемые решения).
  4. Доказательства (позиции по неотложным вопросам - со свидетельствами в их пользу).
  5. Опровержения ("уничтожение доводов наших противников").
  6. Вывод - заключение, "построенное по всем правилам искусства". Это означало, что следует напомнить публике о том, какая ответственность лежит на ней в решении данного вопроса, и с достоинством удалиться.

Рон Хофф приводит следующую схему, которой он пользуется:

  1. Рассказать, о чем собираешься говорить;
  2. Рассказать то, что собирался говорить;
  3. Рассказать, о чем говорил.

В сущности, эта схема - ни что иное, как вариации на фундаментальную тему о составных частях речи, ее композиции, известную еще со времен Цицерона. Существуют тысячи расширенных и дополненных вариантов этой классической трех частной схемы. Но суть их одна.

Итак, задача ВВЕДЕНИЯ - ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС! Как этого добиться? Опытные ораторы рекомендуют для этого начать выступление с интересного примера, рассказа о каких-либо значительных событиях, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, имеющих отношение к данной аудитории и теме выступления. Но чтобы найти интересное оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Исходя из интересов публики, формулируется проблема, содержащаяся в теме выступления и актуальная для данной аудитории, формулируется цель выступления, план изложения материала.

Но бывает, что говорящий оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Поэтому перед выступающим стоит очень важная задача - сохранить интерес своей аудитории до конца речи.

В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ венчает все выступление. В нем нужно повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В нем подводятся итоги сказанному (говорится о том, что было сказано), ставятся конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Очень важно подумать какими словами будет закончена речь. Какой должна быть заключительная фраза? ИДЕАЛЬНАЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА: проверьте, звучит ли ваша заключительная фраза как глоток свежего воздуха? Знают ли теперь слушатели в точности, как им следует поступить? Опровергли ли вы все сомнения? Нужно помнить, что конец выступления должен быть ЗАПОМИНАЮЩИМСЯ. Предложите слушателям сделать что-то конкретное. Следует "напомнить публике о том, какая ответственность лежит на ней в решении данного вопроса, и с достоинством удалиться" (Цицерон). Оставьте им что-нибудь такое, что напоминало бы о вас, - письменное предложение, статью, тезисы.

Итак, в заключение сказать, что было сказано и не забыть:

  1. Повторить основную мысль, ради которой произносилась речь.
  2. Суммировать наиболее важные положения, подвести итоги всему сказанному.
  3. Поставить конкретные задачи, которые вытекают из выступления. Нацелить на самостоятельную работу и выполнение необходимых упражнений, подготовку выступлений к семинару и изучение соответствующей литературы.
  4. Проверить идеальность заключительной фразы: звучит ли она как глоток свежего воздуха? Знают ли теперь слушатели, что им делать дальше? Все ли сомнения опровергнуты? Все ли довольны?

Таким образом, повседневная подготовка - это непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего мастерства. История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям.

Рассмотрим второй вид подготовки выступления - подготовка к конкретному выступлению, или основные этапы подготовки ораторской речи. Их несколько:

  • Определение темы;
  • Формулировка цели выступления;
  • Подбор материала для речи;
  • Изучение отобранной литературы.
  • Организация собранного материала в речь и составление ее плана.

Подготовка любого выступления начинается с ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ РЕЧИ. Тема вашей речи на семинаре, как правило, является заданной. В этом случае вам необходимо лишь уточнить ее, конкретизировать. Однако нередко приходится выбирать самим тему выступления. Выбирая ее, следует исходить из своего личного опыта и знаний. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших товарищей.

Выбрав тему, надо подумать о формулировке ее названия. НАЗВАНИЕ РЕЧИ должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка названия темы выступления настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи. Длинные формулировки, незнакомые слова отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Следует избегать и общих названий. Например, такая формулировка темы: "Забота о здоровье" может вызвать рад вопросов: о чьей заботе идет речь - государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека? О чьем здоровье будет рассказывать оратор - дошкольников, школьников, студентов, рабочих, пенсионеров и т.д. Поэтому целесообразнее дать более конкретные формулировки данной темы. Можно конкретизировать общую тему, прибегнув к подзаголовкам.

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь. Если он не подумает о назначении речи, он не добьется успеха ни в ее подготовке, ни в ее произнесении. Надо иметь в виду, что формулировать цель речи следует не только для себя, но и для своих слушателей. Это облегчит им восприятие речи, настроит определенным образом. Но это разные вещи.

Следующий этап подготовки выступления - ПОДБОР МАТЕРИАЛА ДЛЯ РЕЧИ. Это требует определенного времени, поэтому подготовку по возможности надо начинать заранее. Здесь потребуется НАВЫК ОТБОРА ЛИТЕРАТУРЫ, который предполагает следующие действия:

  • Припоминание ранее прочитанной литературы по теме выступления;
  • Просмотр личной библиотеки или каталога;
  • Просмотр каталогов в библиотеке;
  • Просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей.
  • Просмотр библиографических изданий (летописей, журналов)
  • Просмотр справочников.

Систематическое повторение этих действий поможет выработать у вас навык отбора литературы. Этот этап подготовки связан с работой в библиотеке. Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке сначала покажутся сложными. Овладев ими, вы избавитесь от больших затрат времени и лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное - исследовательские навыки и неутомимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительности речи.

Важный этап подготовки речи - изучение отобранной литературы. Здесь необходимо прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал. Но об этом мы будем говорить специально в другой лекции.

ВЫРАБОТКА СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ. Необходимо думать над прочитанным, спорить с авторами, пытаться понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, как, когда и где использовать какое-то положение, а не просто переписывать материал, компоновать его, а затем выступать. Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Организация материала в речь, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, целевой установкой его речи. Чтобы ОРГАНИЗОВАТЬ МАТЕРИАЛ В РЕЧЬ, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал. Для этого нужно составить план. ПЛАН - ЭТО ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТЕЙ, КРАТКАЯ ПРОГРАММА КАКОГО-НИБУДЬ ИЗЛОЖЕНИЯ.

Вначале, после выбора темы выступления рекомендуется составить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН будущей речи. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, лесов, об истощении почвы, о здоровье человека. Поэтому важно сразу определить, какие конкретные вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. Перечисление этих вопросов и будет предварительным планом. Он поможет более целенаправленно подобрать литературу и отобрать фактический материал для выступления. Предварительный план отображает ваше собственное решение темы, личный подход оратора к заключенной в ней проблеме.

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется РАБОЧИЙ ПЛАН.

При его написании необходимо

  • не только выделить вопросы темы, но и
  • отобрать из них самые существенные и основные,
  • определить в какой последовательности они будут изложены.

В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру (композицию) выступления. Когда написан подробный рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенные для раскрытия данной темы, какие включить. Все это дает возможность устранить недостатки в построении речи.

Рабочий план может иметь несколько вариантов, т.к. в процессе работы он уточняется, сокращается или расширяется. Характерной его особенностью (как и предварительного) является то, что он представляет ценность только для самого автора. Поэтому его пунктами могут быть и незаконченные предложения, отдельные слова и словосочетания.

ОСНОВНОЙ ПЛАН составляется на основе рабочего. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей или читателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Однако план речи не всегда оглашается. Это зависит от вида речи, состава аудитории, намерений оратора. Чаще всего он сообщается в учебных выступлениях, научных сообщениях, лекциях, докладах. В приветственных же или призывающих, или убеждающих речах сообщение плана не уместно.

Таковы этапы подготовки к конкретному выступлению.

Есть еще один важный вопрос: ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ РЕЧИ? Это давний спор, уходящий своими корнями в глубокую древность. Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. ЦИЦЕРОН, например, говорит следующее: "Перо - лучший и превосходнейший творец, и наставник красноречия". КВИНТИЛИАН считал, что "Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи".

Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считали, что речи должны быть предварительно написаны. Например, Т.Сергеич в книге "Искусство речи на суде" писал: "Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке…" .

Но существует и диаметрально противоположная точка зрения. Так, общепризнанный мастер судебной речи А.Ф. Кони говорил: "… не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ложившихся на бумагу". Однако начинающим ораторам он дает другой совет: "Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим ораторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи" .

Конечно, писать текст выступления - дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем подготовка письменного текста имеет много ПРЕИМУЩЕСТВ:

  • Текст можно проверять, исправлять.
  • Его можно показать товарищам, специалисту, добиваясь, таким образом, улучшения содержания и формы изложения. Всего этого не достигнешь, если речь только в уме.
  • Написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать неряшливых формулировок, повторений, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной.

Сначала можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения. Писать следует на одной стороне листа и не в тетради, а на отдельных листах - карточках.

После написания текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Предстоит еще один ответственный этап подготовительной работы, который часто называется РЕПИТИЦИЕЙ. И здесь мы переходим к рассмотрению следующего вопроса.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения