Эффективная учеба

электронный учебно-методический комплекс

Тема 7. Искусство быстрого и
рационального чтения

ЧТЕНИЕ - это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. "...Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка" (С.И. Вавилов).

Не случайно работа над книгой стала предметом изучения психологов. Они выработали методику работы с книгой, которая помогает лучше осмысливать и усваивать текст прочитанного.

Сейчас в мире выходит более 100 тысяч научных журналов и ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет 60 млн. страниц. Только научно-технической литературы за одну минуту печатается 3 тыс. страниц. Ученые подсчитали, что в начале ХХI века объем информации возрастет в 10 раз. Это значит, что можно предположить, что сегодня прирост научно-технической литературы составляет примерно 600 млн. страниц в год. Проблема усвоения печатной продукции сегодня одна из важнейших. По свидетельству специалистов, люди используют только 2-3 % накопленных за всю историю человечества знаний. А объем их увеличивается вдвое каждые 50 лет. Люди читают сотни лет, но только в ХХ веке со всей остротой встал вопрос о повышении скорости чтения. Согласно оценкам ученых, современный человек, чтобы не отстать от жизни и быть эрудированным специалистом, должен прочитывать в день не менее двух газет, одного журнала и 150-200 страниц научной, общественно-политической и художественной литературы. Другими словами, за год человек должен прочитывать такое количество, какое он прочитывает традиционным методом за всю свою жизнь. А сколько страниц литературы должен прочитать современный студент за пять лет обучения в вузе? "Да когда я только найду время прочитать все это?" - постоянно приходится слышать от студентов эту фразу в ответ на предложение ознакомиться с необходимой литературой. Ответ прост: во-первых, можно и нужно найти время (его скрытые резервы) для чтения за счет более эффективной и рациональной организации рабочего дня и жесткого учета времени. Во-вторых, можно развить способности быстрого чтения. В-третьих, решить нелегкую проблему увеличения производительности чтения можно и путем элементарной технизации умственного труда.

Рассмотрим эти направления повышения производительности чтения.

Итак, во-первых, вы можете читать, например, во время езды на учебу, или ожидания пока вас примет врач в поликлинике. Поэтому всегда носите с собой какое-нибудь чтение. Идете ли вы в поликлинику, к друзьям, на прием к начальству в девяти случаях из десяти вам приходится ждать, когда вас примут. Используйте это время для чтения. НАХОДИТЕ ВРЕМЯ, А НЕ ТЕРЯЙТЕ ЕГО! Установите приоритеты в своем чтении, так же как вы устанавливаете их для выполнения любых других задач и целей. Совершенно ясно, что параграф из учебника и журнальная статья на тему семинара, который состоится через два дня, должны быть прочитаны раньше, чем интересующий вас журнал мод.

Во-вторых, можно развить способности быстрого чтения. Повышение скорости восприятия печатного материала (скажем в 5 раз), большая скорость чтения могли бы стать для каждого серьезным фактором роста производительности умственного труда. Вместе с тем наблюдения ученых показали, что большая часть людей нашей планеты читает с той же скоростью, что и 100 лет назад, т.е. 250-300 слов в минуту (это примерно одна страница в минуту). Однако истории известны факты феноменального быстрого и рационального чтения, достигающего 1000 и более слов в минуту (примерно 5 страниц). Встречается ли скорочтение как природный дар? Можно ли овладеть этим искусством? И на первый, и на второй вопрос ответ положителен, хотя нет сомнения в том, что то или иное преимущество, данное человеку природой, требует постоянной тренировки. Известно, что многие выдающиеся люди были наделены способностью быстрого чтения, или как-то развили в себе эти навыки. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький и Марк Твен, Ленин и многие другие. Но способность рационально читать - удел не только выдающихся личностей. Некоторым людям способности скорочтения даны от рождения. Другие приобрели их в детстве, читая все подряд. Остальные обладатели навыков скорочтения получили их в результате обучения. Как показывает практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

Попробуйте воспользоваться соответствующей методикой. Вы можете приобрести пару-тройку книг по этой теме и самостоятельно изучить их, или можете записаться на специальные курсы.

Конечно, некоторые считают технику быстрого чтения ловким трюком. Но на самом деле она работает. При этом, скорее всего, вам не удастся научиться читать "Войну и мир" за два часа. Но вы, наверняка, существенно увеличите скорость чтения, понимания и запоминания прочитанных текстов.

Сложный и разносторонний научный поиск методов, развивающих умение быстро читать, ведется в ряде стран. Оригинальные методы предложены и в нашей стране. Они основаны на глубоком научном анализе факторов, влияющих на скорость чтения.

Для какой цели необходимо научиться быстро читать?

  • Быть информированным и знать ответ на любой вопрос. Информированный человек - быстро читающий человек. Скорочтение - это эффективная обработка информации.
  • Чтобы в мгновение ока находить нужную информацию. В скорочтении важна организация прочитанной информации.
  • Скорочтение - это не только быстрый прием информации, но и высокий темп образа жизни. У скоро читающих выше скорость нервных процессов.
  • Обычно думают, что понимание смысла прочитанного выше при медленном чтении. Однако при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения (Выготский Л.С.).

Недостатки традиционного чтения: отсутствие внимания; отсутствие гибкой программы чтения, то есть, когда все тексты читаются одинаково медленно; артикуляция; возвратное движение глаз к уже прочитанному.

В школе от школьника требуется, чтобы он прочитал все, что написано в учебнике. В вузах студента учат пользоваться специальной литературой, справочниками, находить нужную информацию в бездонном море книг и библиотечных каталогов. Студент приобретает навык читать не все, а только то, что необходимо, то есть формирует алгоритм избирательного поиска нужной информации. Он знает, как найти то, что нужно. Как правильно сформулировать вопрос, как найти нужную литературу. Как в выбранных книгах найти то, что следует прочитать.

Далее, специализируясь в определенной области, человек попадает под водопад неструктурированной (с его точки зрения) или плохо структурированной информации, поступающей по каналам профессиональной или деловой литературы. Структурировать эту информацию в соответствии со своими познавательными интересами читателю приходится самому. К такой литературе не применишь ни стратегию чтения школьника (читать от корки до корки) - слишком велик объем информации, ни стратегию студента - уж очень не структурирована информация и в ней очень много лишнего. Для поглощения такого рода литературы требуется навык скоростной фильтрации информации. То есть требуется навык отбора только нужных для прочтения текстов и избирательного прочтения этих текстов (поиск ключевых слов, фраз, фактов и чтение только важной информации).

Скорость чтения может быть увеличена за счет:

  1. Приобретения прогрессивных стратегий чтения;
  2. Избавление от снижающих скорость чтения факторов. Выделяют следующие факторы снижения скорости чтения:
    • рассеянность внимания (пропустил нужный факт - пустил время на ветер).
    • неспособность отличить нужную информацию от ненужной (прочитал не то - упустил и время и то, что следовало прочитать).
    • отсутствие ясной цели чтения.
    • медленные стратегии чтения, которые предполагают восприятие слов, а не смысла.

Основные предпосылки быстрого чтения следующие:

  • Избирательное прочтение текстов. Читать только то, что нужно, а не все, что написано - основной принцип скорочтения.
  • Подавление проговаривания текста;
  • Широкое поле зрения (чем шире поле охвата, тем больше ключевых слов можно воспринять за один взгляд);
  • Чтение с психологической установкой на мгновенное схватывание смысла (бодрый мозг - быстрый мозг);
  • Чтение с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации (внимание - главная способность нашей психики, которую мы используем в скорочтении).

Основной принцип скорочтения - избирательное прочтение текстов, читать только то, что нужно, а не все, что написано (или голый смысл и избыточность текстов).

Всякий текст содержит почти 75 % избыточной информации. В нем есть и лишние слова, и "лишние буквы". Если положить полоску бумаги на книгу так, чтобы она накрывала 4-6 букв (примерно одно слово в строчке), то, скорее всего, понимаемость текста останется на том же уровне, как если бы вы читали текст не закрытый полоской бумаги. Это говорит о том, что текст обладает большой избыточностью. Поэтому при чтении совсем не обязательно вчитываться в каждую букву и слово - часть слов можно просто пропускать.

В тексте присутствуют и лишние предложения! Многие авторы, прежде чем излагать суть дела, подбирают вводные слова, строят психологический мостик к слушателю, не "вываливают" смысл сразу, а пытаются завернуть факты в удобную и красивую для читателя обертку.

Существуют и требования к форме изложения текстов различного жанра. В соответствии с этим ораторы и авторы, как известно, обрамляют главную мысль несколькими слоями упаковочной информации, что также придает тексту информационную избыточность. Но достоинство стандартного оформления и структурирования материала в том, что читатель уже ориентируется в его пространстве, еще даже не начав его читать. Привыкнув к данной структуре, читатель пользуется этой организационной информацией, но совершенно не нуждается в ее повторном освоении всякий раз. Читатель, знающий форму, мгновенно постигает содержание. Регулярное чтение материалов одинакового жанра требует освоения формы только при прочтении первых произведений. А при чтении следующих произведений форма превращается в информационную избыточность. Т.о. стандартная форма (организационная избыточность) не препятствует, а способствует скорочтению.

Однако студенты не задумываются над структурой, формой текста. Скорее всего, они первый раз задумываются над ней, когда им требуется написать свой реферат, статью, отчет. Но проверка их рефератов часто показывает, что они плохо освоились с шаблонами существующих стандартов. Надо их специально обучать этому. Здесь хорошо помогает такое упражнение. Нужно просмотреть несколько книг и письменно описать их структуру. Выделить общие черты в полученных описаниях. Необходимо научиться предугадывать текст, необходимую информацию по его определенному порядку, построению текста (заголовок; вступление; главная часть; заключение).

Служебные слова (избыточные слова) - не несут прямой смысловой нагрузки, но помогают структурировать текст, осуществляют связи между элементами структуры текста, разделяя его на части и одновременно соединяя их в единую структуру.

Подавление проговаривания текста. Большинство людей воспринимают текстовую информацию сначала в качестве звуковых образов (некоторые только после того, как она прошла через руку, т.е. законспектирована - а это еще дольше, чем проговаривание текста), а лишь затем перекодируют информацию в визуальные или чувственные (аналитические, логические) смысловые образы.

Методики подавления артикуляции во время чтения:

  1. Говорить одни слова и одновременно читать другие. Но это почти никому не удается.
  2. Во время чтения делать сложные движения пальцами.
  3. Читать под особо подобранный такт.

Широкое поле зрения (чем шире поле охвата, тем больше ключевых слов можно воспринять за один взгляд);

Расширение угла зрения возможно при помощи упражнений на тренировку периферийного зрения. Специальные таблицы Шульте позволяют существенно расширить угол зрения .

Чтение с психологической установкой на мгновенное схватывание смысла (или работа подсознания; эмоции и целеполагание). Как известно, сила испытываемой эмоции определяет величину ресурсов выделяемых организмом для реализации задачи после поступления раздражителя: чем сильнее вы напуганы, тем быстрее будете убегать. Нельзя ли эту регулирующую способность эмоций использовать в скорочтении? Небольшие положительные эмоции (и небольшой успех) подстегивают чувство надежды и веру в скорейшее достижение цели. Сильные эмоции выводят читателя из пассивного состояния и приводят его в нужное для восприятия состояние.

Роль эмоций очень велика. Они являются ферментом для интеллекта. Весьма схематично психику человека можно разделить на три сферы - волевую, интеллектуальную и эмоциональную. Интеллект человека совместно с волевой сферой формирует шкалу ценностей (целей), располагает их по приоритетам. Выбирается цель, например, интеллектуальное развитие. Одновременно выбирается и средство достижения целей, например, скорочтение. Воля и интеллект человека воздействуют на его эмоции, на их проявление и развитие, на их прагматическое использование как одного из средств освоения скорочтения.

Существенно повышает скорость чтения и эффективность извлечения из него полезной информации предварительная постановка цели перед чтением. Существует изречение: "Правильно поставленная задача - наполовину решенная задача". Поэтому правильные установки положительно влияют на производительность нашего труда. Также и предварительная постановка цели перед чтением существенно повышает его скорость и эффективность.

Постановка правильной установки на усвоение текста предполагает следующие шаги:

  • Прежде всего, решите, что вы будете читать.
  • Оцените объем и сложность изучаемого материала.
  • Выберите подходящую скорость чтения.
  • Определите, сколько времени вы будете повторять прочитанный материал.
  • Определите, что вы хотите почерпнуть из текста.
  • Сформулируйте задачу чтения. Например, так: "Сейчас я буду максимально собран и внимателен. Я буду все внимательно читать. Я буду фиксировать в памяти новую информацию, чтобы потом, в любой момент, когда мне это потребуется, легко вспомнить ее во всех деталях".

Еще раз о роли подсознания в скорочтении. Как известно, менее 10 % информации, воспринимаемой нашими органами чувств, обрабатываются сознательно, под контролем наших двигательных, в том числе языковых фильтров. Наша цивилизация со времен Аристотеля пошла по пути преимущественного развития левого, логического полушария мозга. И в результате этого большая часть человечества утратила способность эффективно использовать свое подсознание. На уровне сознательной деятельности функционирует лишь 10 % нашего мозга. Подсознательная деятельность - это 90 % потенциала человека. Логические стратегии мышления задействуют лишь небольшую часть его возможностей. Основная масса обработанной нашим сознанием информации остается в его пассивной части. Она может быть задействованной только при определенной конфигурации команд, поступающих из активной зоны сознания, включающей в себя мотивацию. И если мы достаточно мотивированы, состояние восприимчивости к информации отличается особой эффективностью. Это именно СОСТОЯНИЕ. Если мы в обычном состоянии, мы достигаем обычных результатов. Поэтому нужно вычленить характеристики своего индивидуального ресурсного состояния повышенной восприимчивости. В качестве примера можно привести экзамен. Всем студентам известно, как во время списывания шпаргалки по одной фразе улавливается суть целой страницы, так как в любой момент может войти преподаватель. Это состояние повышенной восприимчивости. Его можно смоделировать в воображении и использовать в скорочтении. Подсознание прекрасно слушается "хозяина", оно безоговорочно выполняет наши команды. Главное, научиться правильно их формулировать.

Информация извлекается из подсознания в соответствии с направлением нашего внимания. Пока не поступила "заявка", весь пласт накопленных нами знаний остается незадействованным, недоступным. Так, мы все знаем таблицу умножения, но "не помним" об этом, пока перед нами не встанет реальная задача.

Сознательная и подсознательная части обмениваются информацией автоматически и очень экономно, энергетически целесообразно. Из зоны активного внимания (сознания, мышления) поступают запросы - команды, на которые подсознание не может не откликнуться. Поэтому, необходимо научиться ставить вопросы - запросы - команды. Вот важный ресурс творческого мышления. Если вы решаете какую-то проблему - сформулируйте задачи-вопросы перед сном. Подсознанию не нужно мешать, вторгаться сознанием в то, что подсознание делает значительно лучше. В следующий раз, когда вам нужно "вызвать данные" из кладовой своей памяти, попробуйте, сформулируйте вопрос и затем как бы "вытолкните" его из своего сознания, намеренно отвлекитесь от него. И вскоре всплывет ответ. Если нет ответа, нет никакой информации, значит, вы об этом никогда ничего не читали и не слышали. Вот тогда и пусть работает сознание.

Проследите за собой. Что вы говорите себе, приступая к чтению. Какие слова используете, формируя команды подсознанию? Может быть они сформулированы в негативном виде: "Я не буду проговаривать слова. Я не буду отвлекаться"? Наше сознание не воспринимает частицу "НЕ". Поэтому "Я не буду…" = "Я буду…"; "Я не люблю" = "Я люблю" - одинаково воспринимается нашим сознанием. Тьму не разгонишь, размахивая полотенцем. Есть только один способ - включить свет. Ни с чем не нужно бороться! Движение не "ОТ", а "К". Наиболее успешны не те люди, которые бегут ОТ бедности, а те, которые движутся К богатству.

Наше подсознание мудрее нас. Поищите в своем опыте те состояния, когда вы были полны энтузиазма, энергичны, сконцентрированы на задаче, точны и динамичны, когда ваше восприятие было обостренным, когда в вашей крови играли гормоны возбуждения и активности. Это состояние испытывал каждый!

Игра "как если бы" всегда беспроигрышна для вас. Зачем играть в страшные игры (в плохого читателя, двоечника). Лучше наполнить игру нашего воображения позитивным для нас содержанием. "Как если бы" мы уже раскованны, легки, успешны, динамичны! Мы ведь такие и есть, если позволим себе такими быть. Так читайте же быстро и легко, как если бы вы уже были выдающимся читателем, великим и неповторимым.

Литература

  1. Бородина В.А., Бородин С.М. Учимся читать: Уроки динамического чтения. - Л., Лениздат, 1985. -191 с.
  2. Вормсбехер В.Ф., Кабин В.А. 100 страниц в час: Теория и практика динамического чтения и рационализация работы с книгой. Кемерово: Кн. изд-во, - 2-е изд., 1980. - 143 с.
  3. Динамическое чтение и рациональная работа с книгой. Тезисы докладов на научной конференции 24-26 марта 1989 г. Новокузнецк, 1982. -240 с.
  4. Кларк Ли. Изучаем скорочтение. М., 1997.
  5. Кларк Ли. Техника быстрого чтения. М.: Парадокс,1999. 352 с.
  6. Кузнецов О., Хромов Л. Цикл публикаций в "Журналисте" (1973, № 10; 11; 12. 1974, № 1; 2; 3).
  7. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. 2-е изд. М.: Книга, 1989. - 175 с.
  8. Ладанов И.Д. Техника быстрого чтения: практическое пособие с упражнениями. - М., 2002.
  9. Лезер Франц. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. - М.: Педагогика, 1980. - 155 с. Пер. с немецкого.
  10. Поварнин С.И. Как читать книги. 3-е изд. М.: Книга, 1978.
  11. Мани и Эрик де Лиу. Как научиться быстро читать. 1997.
  12. Орбус А.А. Роль движения глаз в процессе чтения. М.: Наука, 1995.
  13. Михайлов С. Скорочтение - шаманство над книгой. - СПб.: Питер, 2003. - 160 с.
  14. Специальное предложение!/Под ред. Полукарпова И.А. Пенза, 2000.
  15. Цифры и факты/Под ред. Рома В.Я.. М.: Уникум, 1998.
  16. Это возможно./Под ред. Инниковой Т.В. Волгоград, 2001.
  17. Шилин А. Как научиться быстро читать. М.: 1999. 272 с.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения