1. Какое из приведенных ниже положений наиболее полно характеризует философию? Философия - это: 1. Система теоретических представлений, не имеющих опытного характера, но способных служить частным методом исследования действительности. 2. Наука о формах и способах обобщения имеющихся знаний о природе и обществе. 3. Наука о познании причин сущего. 4. Система знаний о наиболее общих основаниях бытия. 5. Особое научно-теоретическое знание о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, о принципах и методах их познания и практической деятельности.
2. Роль философии ярко проявляется через ее основные функции. Важнейшая функция диалектико-материалестической философии в том, что она: 1. Является духовным орудием трудящихся. 2. Выступает средоточием духовной жизни эпохи. 3. Указывает перспективы исторического развития общества. 4. Служит средством познания и преобразования общества. 5. Помогает сформировать научную картину мира.
3. Коренные различия между философскими системами могут быть установленны в связи с решением вопроса: 1. O смысле человеческого бытия. 2. О направленности общественного развития. 3. О месте человека в природе и обществе и характере их взаимодействия. 4. О соотношении материального и идеального. 5. О познаваемости и непознаваемости мира.
4.Материалистический взгляд на мир представляет основу прогрессивных философских учений. Материализмом называется: 1. Признание внешней по отношению к человеку действительности, не зависящей от него в своем существовании. 2. Признание первичности материи по отношению к сознанию. 3. Принцип взаимосвязи бытия и мышления, на основе которого создаются системы представлений о мире. 4. Положение о зависимости общественного бытия и человека от закономерностей мира в целом. 5. Признание того, что все тела состоят из "элементарных кирпичиков" (электронов, протонов и т. п.).
5. Идеализм как философское направление представляет собой: 1. Отсутствие четких знаний житейского плана, нежелание задумываться над "мелочами" повседневного быта. 2. Систему знаний, обосновывающую значение идеалов в жизни общества и человека. 3. Учение, согласно которому идеи более реальны, чем материальные вещи. 4. Признание определяющего значения для человека духовных строн общественного бытия. 5. Учение, согласно которому первичным и определяющим является сознание человека или вообще - некая духовная сила, обусловливающая развитие природы, общества и самого человека.
6. Идеализм не возникает на пустом месте, а имеет общественные причины. Важнейшая из них - это: 1. Стремление господствующих классов сознательно ввести в заблуждение народные массы. 2. Стремление господствующих классов закрепить существующую социально-классовую структуру идеологическими средствами. 3. Недостаточный уровень развития общественного производства в целом. 4. Низкий интеллектуальный уровень развития многих людей, неспособных в силу этого освоить научную картину мира и его закономерностей.
7. Идеализм имеет корни и в процессе познания. Гносеологическим (познавательным) источником идеализма является: 1. Преувеличение творческих способностей человека. 2. Абсолютизация роли ощущений и восприятий в процессе возникновения человеческого знания. 3. Отрицание объективного существования материального мира, его закономерностей. 4. Одностороннее преувеличение роли тех или иных моментов, черт, сторон познания, превращение их в нечто абсолютное. 5. Сложность, противоречивость процесса познания.
8. Дайте наиболее точную характеристику агностицизма. Агностицизм представляет собой учение, о котором: 1. Отрицается существование материального мира. 2. Высказывается сомнение в возможности познания внешнего мира. 3. Вещи, предметы, процессы объявляются тождественными рационально-логическим и эмоционально-чувственным образам субъективного мира человека. 4. Чувственные представления объявляются существующей вне человека действительностью. 5. Утверждается о невозможности знать что-либо определенное об источнике знаний.
9. Укажите точное и наиболее полное определение диалектики. Диалектика представляет собой: 1. Способ поиска и разрешения противоречий действительности. 2. Умение правильно, со знанием дела вести спор. 3. Науку о логических закономерностях мышления. 4. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, система принципов и методов познания и преобразования мира.
10. Метафизика как метод мышления характеризуется прежде всего: 1. Представлением о том, что противоречия существуют только в сознании познающего человека. 2. Мнением, что истины имеют незыблемый характер. 3. Убеждением в независимости существования вещей и явлений друг от друга. 4. Признанием линейного или циклического характера развития. 5. Отрицанием качественного саморазвития бытия посредством противоречий, тяготением к построению однозначной, статичной, умозрительной картины мира.
11. Определение "Анализ всеобщих форм, законов и принципов мышления" соответствует понятию: 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
12. Определение "Философское учение о ценностях" соответствует понятию: 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
13. Определение "Выявление всеобщих принципов, форм и законов познавательной деятельности" соответствует понятию: 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология 6. Философская антропология.
14. Определение "Философское учение о человеке" соответствует понятию: 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
15. Определение "Исследование всеобщих форм, законов и принципов бытия" соответствует понятию: 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
16. Определение "Раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания" соответствует понятию: 1. Аксиология. 2. Гносеология. 3. Логика. 4. Философия истории. 5. Онтология. 6. Философская антропология.
17. Определите характер предложения: "Философия возникла уже на заре человечества". 1. Философско-теоретическое суждение. 2. Обыденное знание. 3. Утверждение религиозного характера.
18. Определите характер предложения: "Первым мыслителем, который назвал философию наукой, был Платон". 1. Философско-теоретическое суждение. 2. Обыденное знание. 3. Утверждение религиозного характера.