Вопрос 2. Структура рынка труда
Исходя из данного выше определения рынка труда, установим составные части или элементы рынка труда:
Рассмотрим основные характеристики указанных элементов. Субъекты рынка труда - это наемные работники ( и их объединения профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы. Наемные работники - это граждане, продающие свой труд собственнику средств производства или организатору производства. Абсолютное большинство занятых ( около 90 %) это наемные работники. Если проанализировать наемных работников по категориям , то по данным Госкомстата России в 1995 году руководители составляли 9 %, специалисты 26,7 % , другие служащие 2,8 % и рабочие 61,5%.
Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного или более человек. На малом предприятии работодатель обычно собственник производства. В крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий), который может иметь часть акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель(директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, осуществляют прием и увольнение персонала от имени акционеров и государства.
Государство как субъект рыночных отношений
представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами
управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет
следующие функции:
- социально - экономические, связанные с обеспечением полной
занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах
экономики;
- законодательные, занятые разработкой основных юридических норм и
правил;
- регулирования рынка труда косвенными методами;
- защиты прав всех
субъектов рынка труда;
Следующий элемент - экономические программы, юридические нормы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду у всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т. д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе "О занятости населения Российской Федерации", в ежегодно принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.
Успешное функционирование рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы) проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.
Спрос на труд отражает количество и структуру потребностей в работниках со стороны предприятий (фирм) в целях заполнения вакантных рабочих мест при данных объемах производства и уровне производительности труда. Общий спрос на труд зависит от количества работодателей, размеров производства, распределения доходов на потребление и инвестиции и от ее цены на рынке труда. Под предложением рабочей силы понимается предложение наемными работниками принадлежащих им способностей к труду работодателю на определенное время за определенную плату.
Под рыночной инфраструктурой понимается совокупность институтов содействия занятости (центры занятости, биржи труда, центры подготовки и переподготовки кадров и т.д.).
Следующий элемент современного рынка труда - система социальных выплат для безработных. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Законом о занятости населения предусмотрены выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, выплаты стипендий во время учебы и др. Как альтернатива безработным может быть предложен труд на общественных работах или сезонных работах, или работа на дому.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда
необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается
положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним
относятся:
- организация встречи продавцов и покупателей труда;
- обеспечение
конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
-
установление равновесных ставок заработной платы;
- решение вопросов занятости
населения;
- осуществление социальной поддержки безработных.