Граница между светом и тьмой - ты.
Станислав Ежи Лец.
Рассматриваются основные понятия курса: личность, культура и личность, культура поведения, культура человеческих отношений. Понятие личность есть характеристика человека, способного преображать мир и самого себя. Быть личностью - значит созидать свой внутренний (смысловой) мир и выступать причиной собственного существования. Но, являясь причиной самой себя, личность одновременно выступает как творческий центр Вселенной. Культура личности есть всеобщий способ самореализации , выражение ее внутреннего смыслового единства с другими людьми и творческим опытом предшествующих поколений. Понятие личность подчеркивает в человеке сознательно-волевое начало. Способом внутренней регуляции личности являются нравственность и ответственность, выражающие духовную свободу личности, ее автономию от природной и общественной целесообразности.Проблема взаимоотношения культуры и личности определяется, как и почему связаны эти два понятия. Эта проблема имеет два аспекта: 1) в культуре формируется определенный тип личности. Общее историческое прошлое, коллективная историческая память, пространственно-временные модели, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, образцы и нормы деятельности, биосоциальный опыт, особенности географического пространства, специфика социальных институтов, преобладающие экономические модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, исторические традиции в науке, технике и искусстве, этические и эстетические идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т. д. - факторы, влияющие на формирование личности в культуре. 2) личность воссозда╦т, изменяет, открывает новое в культуре.
Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и созидатель культуры, но и главная цель ее становления. Без личности невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение культуры. В этом процессе творчество играет ведущую роль, содержанием его становится создание новых образцов, знаний, изобретений, средств общения, ценностей и т. д., обновление бытия культуры. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие личности, сопровождающееся развитием культуры. Одной из форм активности человека является поведение. Культура поведения представляет собой внешнее проявление внутренних правил и принципов личности. Культура поведения является как составной, так и производной частью социально-культурных установок в обществе. В большей части нетрадиционные нормы культуры поведения, маргинально приходящие в социум, являются отправным основанием для появления понятия девиантных форм поведения(гомосексуализм, наркомания и т.д.).
Этикет представляет собой науку о поведении. Тем самым культура поведения личности представляет собой сферу культуры человеческой деятельности и является неотъемлемой частью культуры человеческих отношений. Культура человеческих отношений определяется обычаями, традициями, нормами поведения, социальными институтами (семья, государство, церковь, школы, и т.д.), которые осуществляют воспитание, обучение развитие личности, поддерживают преемственность в культуросозидающей и культуроосваивающей деятельности человека. Культура человеческих отношений есть способ наиболее эффективного осуществления коллективной жизнедеятельности людей в обществе, форма регуляции процессов взаимодействия людей посредством исторического отбора, нормирования и стандартизации механизмов конвенционального (ценностные ориентации, нравственность, мораль, этикет и т.д.) и институционального (право, политика, идеология и т.д.) характера. Культура человеческих отношений определяется уровнем культурного развития личности. Социальной группы или общества в целом.
Вопросы к семинарским занятиям тема 1