Тема 2. Функции культуры.

Мы приспосабливаем мир к себе, 

а потом никак не можем приспособиться к приспособленному миру. 

Лешек Кумор.

 Культура как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов. От одной исторической эпохи к другой можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования и воспитания. Но следует заметить, что модифицируются лишь формообразования культуры, основные же ее функции должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество распалось бы и погибло.

 Из основных функций культуры, которые позволяют обществу существовать длительный исторический период, выделим и рассмотрим две: Культура как форма трансляции социального опыта, Культура как способ социализации личности. Культура как форма трансляции социального опыта. 

Культура представляет собой прошлое, но унаследованное и освоенное. И в этом смысле она всегда находится в настоящем. При изменяющихся социальных условиях изменяются и люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая, оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Для этого необходимо ввести понятие "социальная система", поскольку речь идет о действиях множества лиц, отношения которых к ситуации, включая, и связи друг с другом, как раз определяются и опосредуются той системой образов, символов, норм и традиций, которые связывают прошлое с настоящим и выступают элементами культуры. понимаемая таким образом социальная система является лишь одним из тр╦х аспектов сложной структуры конкретной системы действия. Два других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой строится их действие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая ось организации элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них не может быть сведена к другой или к их комбинации. 

Каждая из систем необходимо полагает существование других, ибо без личностей и культуры не может быть социальной системы. В социальном измерении культура - это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с природной средой. Этот мир дает нам представление как о социальной системе в целом, так и о входящих в систему социального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и индивидуальной культуры воплощается в определенных культурных образцах, которые обозначаются как "заученное поведение", "комплекс образцов поведения", "совокупность образцов, определяющих жизнь" и т.д. Следовательно, в результатах человеческой деятельности, в форме заверш╦нных е╦ материальных и духовных образований находят свое воплощение особенности индивидуальной деятельности. Здесь можно говорить не только о том "что" производят, и "кто" производит, а главное - о том, "как" производят. И это "как" характеризует, прежде всего, способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению.

 Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Естественно, что и в сохранении, и трансляции присущих культуре образцов поведения, ценностей, регулирующих, прежде всего отношения между людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость, код. Эта устойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры.

 Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура - это не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой жизни в целом. Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры). тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе. В традиционном обществе социальная регламентация, определяющая в нем место человека, связывает получение знание от единого и достоверного источника, которым и освещается данный порядок. Культуры нетрадиционного типа основаны на системе образования и науки, когда всеобщий (знаковый), способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое знание воспринимается как чье-то личное изобретение. Различные типы культуры - разные системы трансляции знания. Культура как способ социализации личности. Социализация как процесс адаптации индивида к условиям жизни общества и как процесс проявления его собственной социальной активности. Социализация как процесс освоения индивидом ценностей и норм культуры, как процесс саморазвития и самореализации личности. 

Культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощаются культурными нормами и образцами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различие систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура - это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, и тем самым организующие социальный опыт, то тогда культура ничем не отличается от общества. Но если культура - это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определ╦нного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности; тогда общество - это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них, прежде всего, необходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образования и воспитания. Стоит задача не отделить человека от общества, а показать человеческие основы социального развития, объяснить социальное развитие как культурную эволюцию человечества. Основное различие состоит в том, что социальные институты не требуют выбора, они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от них карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей слава, почести, богатство и т.д. если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида. 

Таким образом, личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение - это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т.е. его культуру. Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы этического поведения, и внутренние качества личности совпадают. Иная картина культурного развития характеризует общества, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту. Начало нетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции, она перестает быть единственной формой социализации личности. 

Мотивация индивидуального действия и система социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор. Культура в этом смысле позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Мотивируя собственные поступки, или же опираясь на избранную им культурную традицию осознано или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности (природные и социальные). Природные (биологические) потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, поскольку он с детства находится в человеческом сообществе, находящемся на определенной стадии своего развития и формирующем у него определенные потребности в общении, досуге и т.д. различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры. важно отметить, что удовлетворение потребностей, даже самых простых, поскольку это происходит в обществе, ведет к появлению культуры, поскольку человек делает это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальным табу (запретами) и социальным контролем, воспроизводя нормы, образцы поведения, как и способы, их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры.

Вопросы к семинарским занятиям тема 2
содержание