Нравственность учит не тому, как стать счастливым,
а тому, как стать достойным счастья.
Иммануил Кант.
Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два аспекта:1.Нравственные ценности и 2.Нравственные регулятивы. Нравственные ценности, представляемые в сво╦м абсолютном выражении, выступают как этические идеалы. Нравственные регулятивы являются нормами морали и общепризнанны. Нравственными принципами называется тождественное соответствие между нравственными ценностями и идеалами, и нравственными регулятивами и нормами. К социокультурным функциям морали относятся: мотивационная функция; конститутивная функция; координационная функция. Мотивационная функция. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения что-то сделать.
Нравственные принципы в отличие от прочих норм и правил мышления и поведения, укореняются в психике и входят во внутреннюю структуру личности как е╦ собственные, внутренние мотивационные факторы. С этим связана важная особенность моральной оценки человеческих поступков: эта оценка определяется не только самим фактом совершения какого-то поступка и его объективными последствиями, но и мотивами поступка, т.е. тем, какие субъективные побуждения толкнули человека сделать то, что он сделал, каковы были его намерения при совершении поступка. А моральная оценка мотивов переходит в моральную оценку самой личности. В зависимости от того, насколько нравственны или безнравственны мотивы, сама эта личность считается нравственной или безнравственной. Таким образом, мотивационная функция морали непосредственно формирует нравственный облик личности.
Конститутивная функция. Она заключается в том, что она выступает фундаментальная форма социальной культуры, лежащая в основе всех других е╦ форм. В этом смысле нравственным принципам подчинены все сферы человеческой жизни и деятельности. Приоритетность нравственных принципов перед всеми другими распространяется на любые человеческие отношения и действия. Координационная функция. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных ситуациях. Соблюдение людьми единых и нравственных всеобщих принципов делает их поведение предсказуемым. Поэтому всякое сообщество заинтересованно в общезначимости нравственных принципов - в том, чтобы все его члены придерживались одних и тех же нравственных ценностей и регулятивов. В основе механизмов моральной мотивации лежит обычай (сила обычая), общественное мнение и интериоризованное общественное мнение. В процессе воспитания реб╦нок постигает нравственные нормы. На первом этапе своего развития возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Главный мотив, побуждающий такую личность следовать моральным нормам, - страх, боязнь наказания за их нарушение. На втором этапе формируется конвенциональная нравственность. В основе е╦ лежит, главным образом, внешняя моральная регуляция. Конвенциональная нравственность ориентированна на общественное мнение окружающих. Главным мотивом при выборе линии поведения - страх и честь. На третьем этапе формируется автономная нравственность. Здесь происходит интериоризация общественного мнения. Автономная нравственность - это моральное саморегулирование своего поведения. Главный мотив нравственного поведения здесь - совесть. В процессе нравственного воспитания и самовоспитания необходимо учитывать содержание этапов нравственного становления. Обобщая исторический опыт развития морали, можно выделить несколько этических принципов, которые все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре - "золотое правило нравственности"; моральная автономия личности; гуманизм.
Вопросы к семинарским занятиям тема 5