3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛИЗМА КАК ВСЕОБЩЕГО МЕТОДА
ПОЗНАНИЯ
В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
3.1. Материалистическая диалектика
Любая наука, какую бы область материальной действительности она не изучала,
представляет собой не только систему законов, но и определенных знаний, то есть
наиболее общих понятий, которые вырабатываются в ходе развития каждой науки и
является ее основой, фундаментом.
Диалектический материализм, основываясь на богатейшем опыте, приобретенном
человечеством, на завоеваниях науки и практики, считает, что мир вполне
познаваем и что разум человека способен составить правильное представление о
материальной действительности.
Познание - это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека
объективного мира, его законов. Источником познания является окружающий человека
внешний мир.
Познание объективного мира, его предметов и явлений в качестве единственного
источника наших знаний составляет основу диалектико-материалистической теории
познания. Таким образом, познание - есть поиск истины. Под истиной понимаются те
знания о предмете, которые правильно отражают этот предмет, соответствуют ему.
Истинными являются, например, утверждения науки о том, что "тела состоят из
атомов", "Земля существовала до человека", "Народ - творец истории" и т.д.
Отыскать критерий истины - это значит найти то объективное, независимое от
человека основание, которое позволяет отличить истину, истинное знание от
заблуждения. Этим единственным критерием истины является практика. Можно долго
спорить об истинности той или иной идеи, научной теории, но решить этот спор
может только практика, то есть производство или научный эксперимент. Поэтому,
если человек, исходя из полученных знаний, в процессе практической деятельности
достигает поставленной цели, получает ожидаемый результат, значит, знания его
соответствуют действительности, значит, они истинны.
Задача научного познания состоит в том, чтобы раскрыть внутреннюю природу,
сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития.
Одним из распространенных приемов научного познания является научное
наблюдение. Научное наблюдение - это целенаправленное созерцание, восприятие
предметов и явлений в их естественном виде, то есть такими, какие они есть в
непосредственной действительности. Эффективность наблюдения зависит от
предварительных знаний исследователя об объекте наблюдения, от его умения
правильно формулировать цель исследования, его настойчивости в достижении цели,
от умения точно и всесторонне описать полученные результаты.
Следующим важным способом познания является эксперимент. В отличие от
наблюдения в эксперименте объект исследования ставится в искусственные, точно
учитываемые условия. Это позволяет выделить и изучить объект в чистом виде,
установить, как объект в целом или его отдельные стороны изменяются под влиянием
тех или иных условий. Эксперименты разнообразны по своему характеру: от
небольших лабораторных опытов до больших производственных испытаний.
Еще одним способом исследования предмета в его движении и развитии, его
внутренних связях является восхождение от абстрактного к конкретному.
Абстракция - результат мысленного отвлечения от тех или иных сторон, черт
предмета и выделения других необходимых и важных на данном этапе исследования.
В итоге формируются абстрактные понятия, являющиеся важной формой логического
познания.
В отличие от абстрактного конкретное является результатом воссоединения
выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное.
Конкретное являет собой объект, отраженный в мышлении в единстве его
компонентов, связей и отношений.
|