Основы научных исследований
в агропромышленном производстве

электронный учебно-методический комплекс

12. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологический метод исследования - это изучение сущности явлений и процессов, происходящих в действительности через респондентов. Респонденты - это люди, мнения которых изучаются.

Социологический метод исследований используют в ситуации неопределенности значимости фактов, то есть когда на достижение цели оказывают влияние различные взаимосвязанные факторы, влияние которых не возможно выделить обособленно и оценить их роль в изучаемой проблеме на основе существующих точных методов. Например, при помощи статистико - экономического метода. 

Социологический метод используется для изучения массовых явлений и экономических процессов в социальной жизни общества. Применяя социальные данные, можно дать довольно полную характеристику состояния и развития аграрной науки и жизненных условий населения, показать социальную структуру, раскрыть условия и характер труда, вопросы формирования личности и трудового коллектива, занятости трудовых ресурсов, распределение доходов по социальным группам, уровень их реальных доходов, потребление материальных благ и услуг, использование свободного времени и т.д.

При проведении исследований основными источниками информации являются текущий учет и отчетность учреждений и организаций, а также статистические данные. Кроме того, дополнительным источником информации могут служить социологические обследования, с помощью которых изучается общественное мнение по определенным вопросам экономики и управления производством.

Социологический метод исследования проводят по следующим этапам:

  1. Выбирается тема исследования и группа людей - исследователей.
  2. Разрабатывается программа исследования в которой:
    • - выбираются потенциальные респонденты;
    • - разрабатывается анкета, которая представляет собой перечень вопросов по изучаемой проблеме;
    • - выбирается форма опроса.

    Различают следующие виды опросов: индивидуальный (личный); групповой; заочный (опрос на расстоянии); открытый (ответ на вопрос может быть дан в любой форме); закрытый (используется в том случае, когда в формулировке вопроса присутствует варианты ответов - "Да" или "Нет"; сплошной и выборочный.

  1. Непосредственное проведение опроса.
  2. Проверка полученных материалов.
  3. Анализ и обработка информации, полученной от респондентов. Суть этого этапа заключается в следующем: единицы наблюдения группируются соответственно полученным ответам, затем находят удельный вес каждой группы из всей совокупности единиц и делается их оценка.
  4. Разработка практических мероприятий по изучению исследуемой проблемы и их внедрение.

При проведении социологических исследований используются следующие приемы: анкетирование, интервьюирование, интервью - анкета. Каждый из них отличается от других по степени информационного взаимодействия интервьюера и интервьюирующего.

При подготовке программы анкеты или интервью нужно очень серьезно подходить к формулировкам вопросов. Они должны быть краткими, простыми и понятными. Заранее предопределяется численность и состав квалифицированных опрашиваемых.

Анкетирование. Проводится с помощью заранее подготовленных анкет. Анкетирование подразделяется на сплошное, выборочное, групповое и индивидуальное. Чаще всего применяется выборочное.

Если нужно изучить причины увольнения работников на предприятиях (в хозяйствах), то в анкете следует ставить следующие вопросы: в связи с переездом в другое местожительство, уволен за нарушение трудовой дисциплины, по семейным обстоятельствам, низкая оплата, неинтересная работа, далеко место работы, плохие условия труда и отношения с администрацией, нет работы по специальности, нет возможности получить квартиру, нет перспектив для роста и т.д. Желательно не только установить удельный вес каждой причины, но и раскрыть (расшифровать их). Возьмем, например, первую причину. Она могла быть вызвана в связи с браком и желанием учиться, переездом к родным, с надеждой получить квартиру и т.д. Подобный анализ проводится и по другим вопросам. В качестве примера в приложении 1 дана анкета для получения данных по оценке работниками сельского хозяйства социальных результатов проводимой аграрной реформы.

Если выборочный метод в статистике строго предусматривает объем и распространение выборочных показателей на всю генеральную совокупность, то при анкетировании доля выборки строго не регламентируется.

Интервьюирование - выявление мнений опрашиваемых работников о количественной стороне явления или процесса, проводимого исследователем. Опрос может быть выборочным, индивидуальным или групповым.

На результативность интервью оказывает влияние поведение опрашиваемого. С самого начала должно быть установлено доверие и контакт с опрашиваемым. Заинтересовав его, можно рассчитывать на полные, доверительные ответы. Значительно облегчается запись опроса, если применяются современные технические средства.

Интервью - анкета - это комбинация из опросного листа и анкеты.

Таким образом, социологический метод исследования - это изучение мнений людей по определенной проблеме и разработка на его основе практических мероприятий по ее решению.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения