12. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Социологический метод исследования - это изучение сущности явлений и
процессов, происходящих в действительности через респондентов. Респонденты - это
люди, мнения которых изучаются.
Социологический метод исследований используют в ситуации неопределенности
значимости фактов, то есть когда на достижение цели оказывают влияние различные
взаимосвязанные факторы, влияние которых не возможно выделить обособленно и
оценить их роль в изучаемой проблеме на основе существующих точных методов.
Например, при помощи статистико - экономического метода.
Социологический метод используется для изучения массовых явлений и
экономических процессов в социальной жизни общества. Применяя социальные данные,
можно дать довольно полную характеристику состояния и развития аграрной науки и
жизненных условий населения, показать социальную структуру, раскрыть условия и
характер труда, вопросы формирования личности и трудового коллектива, занятости
трудовых ресурсов, распределение доходов по социальным группам, уровень их
реальных доходов, потребление материальных благ и услуг, использование
свободного времени и т.д.
При проведении исследований основными источниками информации являются текущий
учет и отчетность учреждений и организаций, а также статистические данные. Кроме
того, дополнительным источником информации могут служить социологические
обследования, с помощью которых изучается общественное мнение по определенным
вопросам экономики и управления производством.
Социологический метод исследования проводят по следующим этапам:
- Выбирается тема исследования и группа людей - исследователей.
- Разрабатывается программа исследования в которой:
- - выбираются потенциальные респонденты;
- - разрабатывается анкета, которая представляет собой перечень вопросов по
изучаемой проблеме;
- - выбирается форма опроса.
Различают следующие виды опросов: индивидуальный (личный); групповой; заочный
(опрос на расстоянии); открытый (ответ на вопрос может быть дан в любой форме);
закрытый (используется в том случае, когда в формулировке вопроса присутствует
варианты ответов - "Да" или "Нет"; сплошной и выборочный.
- Непосредственное проведение опроса.
- Проверка полученных материалов.
- Анализ и обработка информации, полученной от респондентов. Суть этого
этапа заключается в следующем: единицы наблюдения группируются соответственно
полученным ответам, затем находят удельный вес каждой группы из всей
совокупности единиц и делается их оценка.
- Разработка практических мероприятий по изучению исследуемой проблемы и их
внедрение.
При проведении социологических исследований используются следующие приемы:
анкетирование, интервьюирование, интервью - анкета. Каждый из них отличается от
других по степени информационного взаимодействия интервьюера и интервьюирующего.
При подготовке программы анкеты или интервью нужно очень серьезно подходить к
формулировкам вопросов. Они должны быть краткими, простыми и понятными. Заранее
предопределяется численность и состав квалифицированных опрашиваемых.
Анкетирование. Проводится с помощью заранее подготовленных анкет.
Анкетирование подразделяется на сплошное, выборочное, групповое и
индивидуальное. Чаще всего применяется выборочное.
Если нужно изучить причины увольнения работников на предприятиях (в
хозяйствах), то в анкете следует ставить следующие вопросы: в связи с переездом
в другое местожительство, уволен за нарушение трудовой дисциплины, по семейным
обстоятельствам, низкая оплата, неинтересная работа, далеко место работы, плохие
условия труда и отношения с администрацией, нет работы по специальности, нет
возможности получить квартиру, нет перспектив для роста и т.д. Желательно не
только установить удельный вес каждой причины, но и раскрыть (расшифровать их).
Возьмем, например, первую причину. Она могла быть вызвана в связи с браком и
желанием учиться, переездом к родным, с надеждой получить квартиру и т.д.
Подобный анализ проводится и по другим вопросам. В качестве примера в приложении
1 дана анкета для получения данных по оценке работниками сельского хозяйства
социальных результатов проводимой аграрной реформы.
Если выборочный метод в статистике строго предусматривает объем и
распространение выборочных показателей на всю генеральную совокупность, то при
анкетировании доля выборки строго не регламентируется.
Интервьюирование - выявление мнений опрашиваемых работников о количественной
стороне явления или процесса, проводимого исследователем. Опрос может быть
выборочным, индивидуальным или групповым.
На результативность интервью оказывает влияние поведение опрашиваемого. С
самого начала должно быть установлено доверие и контакт с опрашиваемым.
Заинтересовав его, можно рассчитывать на полные, доверительные ответы.
Значительно облегчается запись опроса, если применяются современные технические
средства.
Интервью - анкета - это комбинация из опросного листа и анкеты.
Таким образом, социологический метод исследования - это изучение мнений людей
по определенной проблеме и разработка на его основе практических мероприятий по
ее решению.
|