Основы научных исследований
в агропромышленном производстве

электронный учебно-методический комплекс

16. ПУТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Исследование экономических ситуаций и процессов является обязательным условием для успеха делового человека. Только в процессе деятельности обнаруживается, на что способен человек. Способности у людей разные, и что очень важно, они не есть что-то раз и навсегда данное. Врожденными у человека бывают только задатки или естественные способности.

Когда речь идет о способностях, имеют в виду совокупность таких свойств человека, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности, успешность самой деятельности и совершенствования в этой деятельности. Врожденные задатки способностей имеют место по отношению к ощущениям, памяти, эмоциональной возбудимости, темпераменту. Моральные качества, свойства направленности не имеют задатков, они формируются только в процессе воспитания.

Применительно к способностям исследователя выделяют задатки памяти, наблюдательности, воображения.

Следует особенно подчеркнуть, что и способности, имеющие врожденный характер (через задатки их), и способности приобретаемые весьма динамичны, могут изменяться в весьма значительном диапазоне.

История полна примерами того, как ошибались педагоги и родители в оценке задатков, способностей. Эйнштейн поздно научился говорить; Декарт считался в школе неспособным; Эдисона отец взял из школы, потому что за годы пребывания в ней он обучился только грамоте; в аттестате кандидата богословия Гегеля - великого немецкого философа - значилось: имеет хорошие способности, но мало знает, а в философии вообще идиот; Пьер Кюри не мог заниматься в школе, он считал себя даже не тугодумом, а тяжелодумом; Горький был принят в консерваторию, а Ф.Шаляпину в приеме отказали и т.д. и т.п.

Из этого следует, что вдумчивость, пытливость, критичность, самостоятельность нужно развивать всем, они важны для любого специалиста. Каждый специалист всегда должен быть исследователем. Каким исследователем - это, конечно, будет зависеть от направленности его интересов и уровня одаренности.

Для исследователя насущно важно определиться в вопросе о направленности исследовательской деятельности. Психология к числу основных форм направленности личности относит (в порядке возрастания сложности и значимости): влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения.

Для определения направленности необходимо ответить на два вопроса самому себе: "Чего я хочу?" и "Почему я это хочу?" Очень важно, чтобы каждый ответ носил системный характер, отражал такие качества направленности, как: уровень ее (цели - сугубо ровная или широкая, многоэлементная, включающая и смежные области). Широта направленности имеет подводный камень - разбросанность (дилетантизм); интенсивность (влечение или осознанное желание, активные стремления, полная убежденность); устойчивость (она теснейшим образом связана с настойчивостью); действенность (активность в реализации, исключающая маниловщину, мечтания вообще, ни о чем).

Способности исследователя развиваются тренировкой в таких базисных элементах исследований, как поиск путей проверки гипотез и доказательств истины.

Развитие задатков способностей. Память исследователю нужна вполне дисциплинированная, которая не выпускает из внимания главного, устойчивая, позволяющая держать перед собой мысленно общую картину исследуемого. В любой специальности есть известный минимум информации, без которой нельзя двигаться дальше. Только память позволяет быстро и свободно владеть этой информацией. Для каждого специалиста очень важно отобрать и закрепить в памяти то, что является фундаментальным в соответствующей сфере деятельности. В литературе подчеркивается особая важность умения запоминать лишь строго необходимое и основательно забывать до поры до времени менее существенное и менее необходимое.

В развитии избирательности памяти многим помогает просмотр библиографических изданий, реферативных журналов, соответствующих разделов систематических и справочных каталогов библиотек. В "Воспоминаниях о Марксе" П.Лафарг пишет о том, что К.Маркс следовал советам Гегеля, выучивая наизусть стихи на незнакомом языке, сидел, перечитывая свои записные тетради, чтобы закрепить их в своей памяти. Развивать память, как и другие любые задатки, можно только упражнениями. Иногда полезно пользоваться мнемоническими средствами. Например - порядок расположения цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - передается фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны".

Наблюдательность - важный задаток для исследователя. Проявить наблюдательность - значит заметить что-либо. Соединив это со стремлением обдумывать замеченное, получаем вероятность успешного обнаружения существенного. История знает много примеров того, как наблюдательность привела к очень важным обнаружениям законов природы (открытие рентгеновских лучей, закона всемирного тяготения ("яблоко Ньютона"), и т.д. и т.п.). Наблюдательность и память тесно связаны, во всяком наблюдении есть сопоставление того, что наблюдается, с тем, что уже известно. Даже наблюдение возможно лишь при внимании. Наблюдение тем эффективнее, чем оно интенсивнее и продолжительнее. Внимание порождается интересом. В итоге можно выстроить цепочку: интерес - внимание - наблюдательность - обнаружение существенного в явлениях.

Наконец, воображение или фантазия - это форма психической деятельности, которая состоит в создании представленных и мыслимых ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся в действительности. Это преобразующее отражение действительности, при котором имеет место отход от реальности. Различают воссоздающее воображение и творческое. При воссоздающем воображении создаются образы объектов в соответствии с описанием или воображением. Творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в продукты научной, технической, художественной деятельности. С воображением связаны догадки, интуиция, ведущие к открытию, способность находить новые пути, способы решения задач, которые ставят новые условия жизни.

По словам Пастера, воображение исследователя есть один из элементов его могущества. Либих считал, что для успехов в науке одинаково необходимы разум и фантазия.

Для исследователя важное значение имеет целеустремленное воображение, то есть обдумывание и взвешивание того, что можно и полезно представить, но для этого и в связи с этим следует почаще рассматривать предположения такого типа: "если бы", "допустим, что"; они стимулируют поиск связей данного явления, процесса с другими, выявление их взаимодействия, взаимовлияния, взаимозависимостей.

Развитие способностей строить побольше таких предположений, новых и смелых, очень важно, потому что проверка этих предположений всегда отсеивает большую их часть.

Направления развития способностей. Еще раз вспомним слова Монтеня о том, что "хорошо устроенный мозг ценнее, чем мозг хорошо наполненный". Видимо, из этого следует, что еще более ценным является мозг хорошо устроенный и вместе с тем хорошо наполненный. Вопрос о хорошо наполненном мозге влечет за собой вопрос о том, какими знаниями следует его наполнять.

У Гексли - выдающегося естествоиспытателя второй половины XIX в. - был любимый совет - "нужно знать понемногу обо всем и все о немногом". Совет безусловно правильный, но требуется одно уточнение - знать понемногу обо всем должно означать, что знать нужно не что-либо, а только наиболее существенное. Умение выделять главное, существенное нужно всем и всегда, но особенно важно для исследователя. Следующий вопрос, связанный с этим - вопрос о соотношении знания и умения.

Расхожими являются слова: "кто знает, но не умеет" - это книжник, "книжный червь", ничего не видящий за пределами корок книг; "тот, кто умеет, но не знает" - это слепой практик". Конечно, нужно отметить, что "умение" так или иначе включает и "знание". Поэтому практика можно ценить выше, чем книжника. И все же главное для практика-исследователя - это единство знания и умения, единство слова и дела, знать и уметь использовать знания для открытия нового, неизвестного.
Развитие способностей и навыков исследователя теснейшим образом связано с развитием эвристического (творческого) мышления.

В условиях рыночной экономики часто обнаруживается конфликт между конкретными условиями и требованиями деятельности. Когда опыт прошлой деятельности не дает готовой схемы для решения задачи, возникает проблемная ситуация и конкретные проблемы как ее результат. Выделяют три особых типа проблемных ситуаций.

1-ая ситуация: такая, относительно которой вообще нет никакого предшествующего опыта. Эта ситуация мало вероятна, так как социальное развитие человечества сформировало механизм моделирования отражения сферы обитания. В условиях, когда такая ситуация все же - де-факто, возможно решение задачи перебором вариантов, методом проб и ошибок.

2-ая ситуация: уже имеется некоторый опыт, но объем этого опыта не позволяет решить задачу. Решение здесь лежит в создании на основе анализа настоящих условий не имевшейся ранее специальной схемы решения задач (пример - шахматное творчество).

3-ая ситуация: имеются различные виды опыта, схемы решения (алгоритмы), стандартные формулы решения.

Для всех 3-х ситуаций однозначно важным является сбор информации о признаках и свойствах элементов объекта. В общем следует подчеркнуть, что проблемная ситуация возникает там и тогда, где и когда есть определенная цель, но нет полного знания того, как достичь цели. Ситуация всегда содержит конфликт как проявление противоречия между тем, что имеется (исходная ситуация) и тем, что нужно достичь.

В современной психологии различают аналитическое и интуитивное мышление.

Аналитическое или логическое мышление характерно тем, что мыслящий осознает как содержание, так и процесс мысли на логическом определенном этапе. Процесс мысли при этом может иметь форму рассуждения: от общего к частному, от общего к общему, от частного к общему, от частного к частному.

Интуитивное мышление - основа творческого, продуктивного или эвристического мышления. Термин "эвристический" применим к явлениям двух классов:

а) деятельность, приводящая к решению сложных, не типических задач;

б) деятельность по применению специфических примеров, сформированных исследователем в ходе его деятельности по решению каких-либо задач и решению других не типичных задач.

Конфликтная ситуация содержит не только конфликт, но и элементы, которые позволяют построить решение. Анализ проблемной ситуации позволяет расчленить ее на известное и неизвестное (искомое). Затем следует постановка цели, формулирование задачи.

Анализ цели, то есть того, что должно быть достигнуто, должен дать ответ на такие вопросы:

  • Что нужно?
  • Что делают в подобных случаях?
  • Без чего можно обойтись?

Анализ цели позволяет:

  • сузить круг объектов и ситуаций;
  • сузить и вычленить область поисков решения.

Американский математик Д.Пойа в книге "Как решать задачу?" рекомендует такую схему постановки вопроса: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречалась ли раньше такая задача? Есть ли какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить ее результат или использовать метод решения?

Основой эвристической умственной деятельности является психология творческого или продуктивного мышления. Некоторые важные компоненты такого мышления выделили еще в XVII веке Декарт, Спиноза, Лейбниц. Они считали интуитивное познание истины высшей формой познания.

В познавательном аспекте главным содержанием эвристического мышления являются воображения и интуиция. Воображение как способность реконструировать прошлый опыт и создавать новые идеи и образы, которые не имеют аналога в действительности. Воображение и по своей форме и по своему содержанию зависит от конкретно-исторических условий жизнедеятельности.

Воображение, осуществляя связь чувственного с рациональным, способствует заполнению пробелов в познании, оно включается в состав ассоциации, догадок, гипотез.

Чарльз Дарвин заметил, что научное открытие, как бы оно ни казалось совершенно неожиданным, почти всегда предчувствуется. По словам Луи Пастера, случайные открытия делают только подготовленные люди.

Основой воображения является чувственность, а мышление в нем играет ведущую программирующую роль, поскольку оно формирует цели и задачи деятельности.

Воображение дает простор развитию творческих способностей, раскрывает творческую активность, гибкость мышления, творческий потенциал. Процессы воображения включены во все виды деятельности человека. Его важнейшими функциями при этом является познавательная, эвристическая, прогностическая. Ведущая роль мышления в формировании образов воображения синтезируется и преобразуется не в случайный, не хаотический, а необходимый и целесообразный чувственный материал. Образы воображения делятся на 5 основных групп:

  1. Образы не наблюдаемые, но в принципе доступные для созерцания объектов.
  2. Образы, недоступные прямому восприятию на данном уровне развития науки и техники объектов, в отношении которых известны условия, необходимые для непосредственного восприятия.
  3. Образы объектов, не наблюдаемых в силу ограниченности органов чувств (т.н. "пороги" зрения, слуха и т.д.).
  4. Образы воображаемых объектов, существующих только в виде потенции (это т.н. модельные представления).
  5. Образы объектов, присутствие которых принципиально невозможно (т.н. идеальные модели - "абсолютно твердое тело", "абсолютно круглый шар", "идеальный газ", "фантастические субъекты сказок" и т.д.).

Эвристическая функция воображения проявляется в том, что оно - организатор творческого начала, в наглядном моделировании. Воображаемая модель - средство исследования (в экономике возрастает роль так называемых имитационных моделей). Наглядная модель, замещая реальный образ, позволяет проследить прошлое, заглянуть в будущее (в экономике и политике это т.н. вариабельные сценарии возможных ситуаций).

Значительную эвристическую роль играет воображение в формировании гипотезы как одной из форм перехода от старого знания (или незнания) к новому знанию.

Это особенно относится к тем гипотезам, которые строятся по принципу "черного ящика", а также по методу аналогий.

Воображение тесно связано, но не тождественно и интуиции. Интуиция (латинское "интуитио" - созерцание) - это непосредственное знание, живое созерцание в единстве с ранее приобретенным знанием. Обычно различают интуицию интеллектуальную (чувство математического порядка, гармонии, скрытых отношений), концептуальную (формирование новых понятий на основе имеющихся образов), эйдетическую (построение новых образов на основе имевшихся ранее понятий).

Традиционно интуиция понимается как деятельность, определяющая творческий процесс. К ее чертам относят внезапность, непосредственность с сопутствующим им простотой и изяществом.

Исследования интуиции позволили отвергнуть, как несостоятельные, трактовки интуиции как загадочной (даже мистической) способности непосредственного знания в результате озарения. Интуиция есть умение связать известное с искомым, неизвестным. Оно базируется на опыте, эрудиции, умении "комбинировать", связывать удаленные области знаний. Интуиция позволяет выходить за пределы наличного знания, переходить от знаний об одних предметах к знанию о других. Осуществляется она в форме мгновенного скачка познания, внешне как бы неосознанного.

Интуиция во многом зависит от силы воображения, способностей комбинировать, абстрагировать, принимать решение в условиях неопределенности.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения