Основы научных исследований
в агропромышленном производстве

электронный учебно-методический комплекс

Тестовые задания
для проверки знаний студентов по дисциплине
"Основы научных исследований"

Время выполнения – 20 минут.

  1. Экономическое исследование - это:
    а) общественные явления и процессы материального производства;
    б) учение о формах и методах познания реальной действительности;
    в) изучение сущности явлений и процессов с помощью определенных методов;
    г) одна из форм постоянно повторяющихся действий людей в процессе производства.

  2. Под методом исследования понимают:
    а) учение о принципах и средствах познания процессов, протекающих в материальном производстве;
    б) системные свойства экономики;
    в) правила подхода к решению конкретной задачи, к изучению явлений и закономерностей развития экономики, раскрытию их сущности;
    г) совокупность приемов изучения процессов материального производства.

  3. Всеобщим методом познания экономических явлений и процессов является:
    а) исторический;
    б) абстрактно-логический;
    в) социологический;
    г) диалектический.

  4. Какой из методов не существует:
    а) балансовый;
    б) экспериментальный;
    в) монографический;
    г) индуктивный.

  5. Статистическое наблюдение представляет собой:
    а) научно организованное получение сведений о значении изучаемых признаков по каждой единице сложного массового наблюдения;
    б) выявление и исследование системных свойств экономических явлений и процессов;
    в) выявление общих закономерностей, описывающих поведение экономических систем;
    г) принципы организации экономических исследований.

  6. К приемам анализа при статистико-экономическом методе не относится:
    а) экономическая группировка;
    б) индексный;
    в) прогнозирование;
    г) дисперсионный.

  7. Корреляционный анализ сводится к:
    а) установлению количественной зависимости между изучаемыми признаками совокупности;
    б) выявлению зависимости одного признака от другого (или других), установлению тесноты связи между ними;
    в) для характеристики размеров признака;
    г) для исчисления темпов роста признака за несколько лет.

  8. Экономическое сравнение используют для:
    а) выявления различий и сходства в развитии изучаемых явлений;
    б) изучения зависимости случайной величины от других независимых переменных;
    в) для характеристики степени выполнения планов предприятиями;
    г) верны ответы а) и в);
    д) верны ответы б) и в).

  9. Индекс-это:
    а) отношение последующего уровня к предыдущему уровню;
    б) относительный показатель динамики, выраженный в процентах;
    в) относительный показатель изменения явлений, состоящих из несопоставимых, разнородных элементов;
    г) отношение числа вариантов признака к сумме обратных значений.

  10. Экономическая группировка представляет собой:
    а) тенденцию развития социально-экономических явлений и их взаимосвязь в динамике;
    б) расчленение общей совокупности единиц на однородные в каком-либо существенном отношении и имеющих одинаковые или близкие значения признака, части (группы);
    в) расчленение совокупности на группы по максимальным и минимальным значениям варьируемого признака;
    г) изучение связи и взаимозависимости факторов, являющихся случайными величинами.

  11. Балансовый метод - это:
    а) план развития функциональной системы, целью которой является удовлетворение потребностей всех элементов системы;
    б) определение оптимально необходимого числа элементов;
    в) метод исследования, позволяющий взаимно увязать материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их использование, выявить пропорции и взаимосвязи между ними в процессе производства;
    г) совокупность приемов используемых для всесторонней характеристики развития экономических явлений и процессов при помощи массовых цифровых данных.

  12. Баланс должен обеспечивать:
    а) равенство (равновесие) объема ресурсов и потребностей;
    б) равенство между остатком на начало года и остатком на конец года;
    в) актива (прихода) и пассива (расхода);
    г) верны все ответы;
    д) верны ответы а) и в).

  13. Абстрактно-логический метод исследования - это:
    а) научное предвидение о направлениях развития экономических явлений в будущем;
    б) поиск оптимальных способов достижения поставленных целей;
    в) изучение сущности явлений и процессов при помощи абстрактных логических рассуждений;
    г) сочетание свойств и признаков совокупности.

  14. Гипотеза - это:
    а) показатель, характеризующий уровень развития признака;
    б) научное предположение о развитии явлений и процессов в перспективе;
    в) значение признака, наиболее часто встречающийся в изучаемом ряду.

  15. Абстрактно-логический метод исследования предполагает применение следующих приемов:
    а) анализа и синтеза;
    б) формализации и моделирования;
    в) индукции и дедукции;
    г) все ответы верны;
    д) верны ответы а) и в).

  16. Социологический метод - это:
    а) изучение массовых явлений и экономических процессов в социальной жизни общества;
    б) изучение сущности явлений и процессов на их моделях;
    в) изучение сущности явлений и процессов происходящих в действительности через корреспондентов;
    г) верны ответы а) и в);
    д) верны все ответы.

  17. При проведении социологических исследований не используют следующий прием:
    а) интервью-анкета;
    б) интервьюирование;
    в) экспертных оценок;
    г) анкетирование.

  18. Эксперимент - это:
    а) постановка и проведение научного опыта по исследованию влияния отдельных факторов при постоянстве других на развитие экономических явлений и процессов;
    б) решение задач на основе мнения высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний;
    в) выявление мнений опрашиваемых людей о количественной стороне явления или процесса, проводимого исследователем.

  19. Для постановки экспериментов не используют следующий прием:
    а) техническое нормирование;
    б) экономические опыты;
    в) технологические опыты;
    г) производственные опыты.

  20. Экономико-математический метод исследований предполагает:
    а) проведение исследований экономических явлений и процессов посредством создания моделей объектов;
    б) изучение сущности явлений и процессов при помощи экономико-математических моделей;
    в) исследование объектов на их моделях;
    г) все ответы верны.

  21. При экономических исследованиях экономико-математическим методам необходимо:
    а) найти оптимальный вариант решения поставленной задачи;
    б) обеспечить качественный анализ;
    в) обеспечить количественный анализ;
    г) все ответы верны.

  22. Монографический метод не предусматривает:
    а) глубокое изучение отдельных типичных явлений общественной жизни;
    б) разработку мероприятий по использованию передового опыта в отстающих хозяйствах;
    в) расчет нормативов на отдельные элементы трудового процесса;
    г) изучение хозяйственной деятельности отдельных единиц из всей совокупности исследуемых объектов.

  23. К основным приемам анализа работы предприятий при монографическом методе исследования относят следующие:
    а) анализ себестоимости продукции;
    б) анализ эффективности использования земли;
    в) анализ использования трудовых ресурсов;
    г) все ответы верны.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения