ВВЕДЕНИЕ

          Организм животных постоянно подвергается воздействию окружающей среды. Факторы внешней среды весьма многочисленны и разнообразны. К их числу относятся природно-климатические особенности, космические излучения и радиация, условия обитания (технология, способ содержания, плотность размещения, величина групп, микроклимат помещений и др.), тип и уровень кормления, способы подготовки и скармливания кормов, биологическая полноценность рационов и т.д.

          Эти факторы являются неспецифическими агентами, и организм животных реагирует на них соответствующим образом. К числу факторов, обусловливающих ту или иную степень проявления защитных сил организма, относятся породная принадлежность, возраст животных и т.д.

          В общей системе, обеспечивающей иммунитет и гомеостаз, наиболее древней является макрофагальная система, определяющая фагоцитоз и другие факторы естественной резистентности (ЕР) - комплемент, лизоцим, опсонины, интерферон, пропердин и др. На более поздних этапах развития постепенно ведущее место начинают занимать клетки иммунокомпетентной системы -Т- и В- лимфоциты.

          Факторы, определяющие ЕР животных, имеют место в организме с первого и до последнего дня жизни животного и по-разному реагирует на раздражитель, передаваясь по наследству. Современными методами лабораторного анализа можно дать количественную оценку степени ЕР. Ее показатели приобретают значительную патогенетическую и прогностическую роль при заболеваниях.

          Нарушение неспецифических защитных механизмов может повлечь за собой и расстройство клеточного взаимодействия, необходимого для индукции специфического иммунного ответа.

          В методические указания включены, в основном, практические работы, которые могут быть выполнены в течение 4 ч, отводимых для лабораторного занятия. Лабораторные работы подобраны с учетом технических возможностей кафедры разведения, генетики и биотехнологии с.-х. животных. В конце методических указаний даны справочные таблицы и приложения, которые, несомненно, облегчат организацию лабораторных занятий.