Краткий конспект лекций по курсу
ЛЕКЦИЯ 13. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ГЕРМАНИИ
- Конституция Германии.
- Правовое регулирование институтов демократии.
- Высшие органы государственной власти Германии.
- Германский федерализм и местное самоуправлении.
1. Конституция Германии
Конституция Германии 1949 г., четвертая конституция в истории Германии, официально называется Основным Законом и принималась как временная. По форме правления Германия - парламентская республика, по форме государственного устройства федерация.
Конституция Германии также как и Франции исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности. Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство.
Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер- министров западногерманских земель, избранных ландагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции.
Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента. За время действия конституции было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее.
Конституционный контроль в Германии осуществляет федеральный конституционный суд.
2. Правовое регулирование институтов демократии.
В Основном законе ФРГ содержатся основные положения, касающихся трех главных форм непосредственной демократии: выборы, референдум и народная инициатива.
Референдум проводится только в некоторых землях и возможен только в связи с изменениями границ и образованием новой земли.
Активным избирательным правом пользуются лица, достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избирательных прав.
Народный опрос также проводится в Германии и может касаться законопроекта по поводу передачи территории той или иной земле.
В Германии действует около 40 политических партий. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5-6 партиям.
Основными политическими партиями являются: Христианско-демократический союз, Социал-демократическая партия, Свободная демократическая партия, Партия демократического социализма, Партия 90-х (партия зеленых).
В Германии существует единый профсоюзный центр - Объединение немецких профсоюзов. Большое внимание в Германии уделяется средствам массовой информации.
3. Высшие органы государственной власти Германии.
Законодательная власть осуществляется парламентом страны. Нижняя палата - Бундестаг (Союзный съезд), 669 депутатов избираемых по смешанной системе на 4 года. Бундестаг создается по партийному принципу.
Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет). Некоторые специалисты германского права считают, что парламент однопалатный и Союзный совет не является верхней палатой. Палата состоит из 69 членов направляемых правительствами земель в количестве от 3 до 6 человек. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы.
Исполнительная власть осуществляется Федеральным правительством, состоящим их Федерального Канцлера, Президента Германии и федеральных министров. Федеральный Канцлер является ведущей политической фигурой в Германии. Президент избирается на пять лет Федеральным собранием.
Судебная власть Германии полисистемная. Действует шесть ветвей правосудия: конституционное, трудовое, административное, финансовое, социальное и общее. Каждое направление возглавляется высшим судом. В землях действуют конституционные и верховные суды. Имеют место и специализированные суды.
4. Германский федерализм и местное самоуправлении.
ФРГ - это конституционная федерация, учреждаемая на основе Основного закона 1949 года. Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм.
После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся субъектами, в том числе три города - Берлин, Гамбург и Бремен.
Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства Германии:
- конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социальноправового государства.
- на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности.
- все земли имеют равный статус.
- компетенция земель и федерации разделена.
Земли делятся на округа (их около 50), округа - на районы и города, имеющие статус районов.
В германии действую принципы местного управления. Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые населением.
|