КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


ЛЕКЦИЯ 8. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ


  1. Законодательная власть и ее органы.
  2. Исполнительная власть и ее органы.

1. Законодательная власть и ее органы

Парламент (анг., фр. говорить) - высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. Может называться по иному6 конгресс - США, большинство стран Латинской Америки; сейм - Литва, Латвия и т.д.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.

Парламентарий (нем.) - член парламента.

Парламентские вопросы - одна из форм контроля парламента над деятельностью правительства в парламентарных государствах. Парламентские вопросы могут быть заданы депутатами письменно или устно; по той же форме дается ответ от правительства. В этом институте не может быть задано вопроса о доверии правительству.

Интерпелляция - (от лат. - прерывание речи, жалоба перед судом, иск, требование) - это обращенное к правительству или отдельному министру требование группы депутатов дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу. Применяется как правило в странах с парламентской формой правления (Италия, Германия, Финляндия и др.).

В содержании депутатского мандата входят следующие основные компоненты: а) Индемнитет - два значения: 1) освобождение от ответстве6нности, 2) вознаграждение за парламентскую деятельность, включая покрытия расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т. д.; б) Иммунитет - ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать независимость депутата (парламентария). Важнейшим элементами депутатского иммунитета является свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность. Парламентарий не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте совершения преступления.

Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов, поэтому он не только может лишить депутата иммунитета, но и признать недействительным его мандат.

Прежде всего комитеты (комиссии) следует разделить на постоянные и временные. А) Постоянные создаются на весь период созыва парламента, нередко перечисляются в регламентах, а некоторые даже упоминаются в конституциях. Обязательно создаются постоянные комитеты финансово-бюджетные, по иностранным делам, по обороне и безопасности и др. Б) Временные создаются для выполнения какой-то определенной задачи, после чего их существование прекращается (например: следственные, специальные - для изучения какого-либо вопроса или разработки одного законопроекта).

Виды парламентов.

  1. По структуре:

    А). Однопалатный парламент (Дания, Украина, Швеция, как правило унитарные государства).

    Б). Двухпалатный парламент (верхняя и нижняя палата) (США, Япония, Германия, Франция, Белоруссия и др.).

  2. По характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции:

    А). С абсолютно неограниченной компетенцией - относятся парламенты, юридически обладающие правом принимать законы по любым вопросам (Великобритания, Испания, Италия, Ирландия, Греция, Япония, Швеция).

    Б). С абсолютно ограниченной компетенцией - в эту группу входят парламенты преимущественно федеративных государств, чьи конституции четко разграничивают право федерации и ее субъектов (США, Франция).

    В). С относительно ограниченной законодательной компетенцией - здесь рамки ограниченной законодательной компетенции довольно подвижны и имеется совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов. Как правило это федерации (Германия. Индия, Испания), либо унитарные государства, где имеются автономии (Дания, Испания, Финляндия).

  3. По отношению палат друг к другу:

    А). С сильной верхней палатой (США, Польша)

    Б). Со слабой верхней палатой (Германия, Италия, Франция).



2. Исполнительная власть и ее органы.

Глава государства - это должностное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов Государства. Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках), либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, занимающие свой пост путем избрания (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В качестве примера коллегиального главы государства в странах с демократическим политическим режимом можно привести лишь Федеральный совет Швейцарии, хотя в этой стране и имеется президент конфедерации, его основная задача председательствовать в Федеральном Совете.

Ныне существуют такие формы главы государства, как:

  1. единоличный монарх, унаследовавший свою должность (например, в Великобритании. Японии, Испании, Нидерландах, Марокко);
  2. единоличный монарх, назначаемый своей семьей правящей династией (например, в Саудовской Аравии);
  3. единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации, из своей Среды (например, в Малайзии);
  4. единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в США, Германии, Италии, Индии);
  5. коллегиальный орган, выбранный парламентом, на установленный срок (например, на Кубе, Китае);
  6. глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии);
  7. представитель британского монарха в государствах - доминионах, т.е. признающих главой государства британского монарха (например в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе);
  8. единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установленного срока - узурпатор.

Другим органом исполнительной власти является правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.

Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентарной или смешанной форме правления в том случае, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате.

Коалиционное правительство обычно бывает при парламентарной или смешанной форме правления, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство.

Коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе.

Беспартийное правительство образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим.

Две основные модели формальной процедуры образования правительства:

А. Парламентская модель предусматривает образование правительства на базе итогов парламентских выборов. Это характерно для парламентских республик и монархий и многих смешанных республик.

Б. Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также для некоторых смешанных республик.



<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006