ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


Тема 22. Правотворчество


1. Правотворчество: понятие, стадии, принципы

1. Правотворчеством называется деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене. Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:

выявление потребности принятия нормативно-правового акта;

изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;

определение вида нормативно-правового акта и вида органов, правомочных его принять;

принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

разработка концепции будущего акта;

подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативно-правового акта;

предварительное рассмотрение проекта акта;

общественное обсуждение проекта;

официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие;

принятие правового акта, его оформление и подписание;

опубликование акта и его вступление в законную силу.

Типичными ошибками, которые допускаются в процессе правотворчества, являются:

неверный выбор формы акта;

нарушение процедуры подготовки и принятия акта;

неверное определение предмета правового регулирования;

недооценка общественного мнения (восприятия гражданами будущего акта);

недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.

2. При осуществлении правотворчества законодатель (иной субъект правотворчества) должен опираться на следующие принципы:

научности;

законности;

демократизма;

системности.

Научность - использование достижений науки, приемов и методов научного анализа.

Законность - строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.

Демократизм - учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта.

Системность - учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).

2. Виды правотворчества и его обеспечение.

1. Основными видами правотворчества (в зависимости от субъектов) являются:

непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме);

правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) - законотворчество;

правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др); подзаконное правотворчество;

правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество ;

правотворчество общественных организаций.

деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) - договорное правотворчество.

2. При осуществлении правотворчества его субъекты опираются на систему обеспечения правотворчества, которую составляют:

информационное обеспечение;

планирование правотворческой деятельности;

поддержка со стороны народа;

юридическо-организационное обеспечение.

3. Систематизация законодательства

1. Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.

Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.

Самостоятельными формами систематизации являются:

учет;

инкорпорация;

консолидация;

кодификация.

2. Учетом нормативных актов называются сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. В России учету подлежат:

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

нормативные указы Президента РФ;

нормативные акты Правительства РФ;

акты федеральных органов исполнительной власти;

законы субъектов РФ;

акты соответствующих органов местного самоуправления;

нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ;

постановления Конституционного Суда РФ.

Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство.

Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:

журнальный учет;

картотечный учет;

поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;

автоматизированный учет.

Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.

Наиболее удобная форма журнального учета - тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).

При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов.

Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам.

При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения.

Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-правовых актов.

Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера).

В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".

3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства.

Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и

Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг.

Инкорпорация может быть:

официальной (своды законов государства и т. д.);

полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);

неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).

Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.

Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

5. Кодификация - коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

Акт, возникший в результате кодификации:

охватывает обширную сферу однородных отношений;

имеет важное значение для всего общества;

стабилен и действует длительное время;

значителен по объему;

имеет сложную структуру;

является единым и внутренне логичным документом.

Формами кодифицированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства - акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.

В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.

Кодекс - сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.

Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.).

По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, подинститугы регулируемой отрасли права.

Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу и др.). Устав - сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).

Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют определенный род деятельности.



Литература
  1. Акимова И.К. Делегированное законотворчество в РФ // Юрист. - 1998. - № 9.
  2. Апт Л.Ф. Совершенствование учета нормативных актов с помощью ЭВМ // Советское государство и право. - 1990. - № 1.
  3. Белкин А.А. Аналогия в государственном праве// Правоведение. - 1992. -№ 6.
  4. Бородин С.В., Лунеев В.В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных актов// Гос-во и право. - 2002. - № 6.
  5. Грузное А.Г., Кененов А.А., Рождественская Г.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. - Смоленск, 1995.
  6. Дрейшев Б.В. Проблемы законотворчества в новых условиях// Правоведение. - 1994. - № 5-6.
  7. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // “Круглый стол” журнала “Советское государство и право”. - 1992. - № 10-11.
  8. Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспектива: (На примере работы Правового управленческого Аппарата Государственной Думы Федеративного Собрания Российской Федерации): Научно- практическое пособие. - М.: Упр.делами ГД РФ, Известия, 1997.
  9. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса // Правоведение. - 1991. - № 6.
  10. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. - М.: Юридическая литература. 1997.
  11. Коримов Д.А. Законодательная техника. - М., 1997.
  12. Лисюткин А.Б. Юридическая техника и правовые ошибки// Гос-во и право. - 2001. - № 11.
  13. Малиново И.П. Философия правотворчества. - Екатеринбург, 1996.
  14. Марашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия// Гос-во и право. - 2001. - № 2.
  15. Морозова Л.А. Конференция по вопросам подготовки и проведения референдумов // Государство и право. - 1993. - № 4.
  16. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация // Государство и право. - 1999. - № 1,2.
  17. Морозова Л.А. Юридическая техника (Обзор материалов научно-методического семинара)// Гос-во и право. - 2000. - № 11-12.
  18. Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. - М., 1997.
  19. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Материалы международного семинара. - М., 1998.
  20. Поленина С.В. Законотворчество в РФ. - М., 1996.
  21. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Заключение и опубликование международных договоров РФ. - М., 1996.
  22. Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. - М., 1998.
  23. Рарог А.И., Грачева Ю.В. Законодательная техника как средство ограничения судейского усмотрения// Гос-во и право. - 2002. - № 11.
  24. Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне// Гос-во и право. - 2001. - № 9.
  25. Тихомиров Ю.А. Полезное издание о законодательной технике// Гос-во и право. - 2001. - № 10.
  26. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. - М.: Юринформ-центр, 1997.
  27. Троцкий В.С. Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. - 1997. - № 4.
  28. Шишкин С.И., Ронсанский М.Я., Игнатенко В.В. Межрегиональная программа развития правотворчества // Государство и право. - 1993. - № 8.
  29. Язык закона // Под ред. А.С.Пиголкина. - М.: Юридическая литература, 1990.


<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006