Краткий конспект лекций по курсу
Тема 22. Правотворчество
1. Правотворчество: понятие, стадии, принципы
1. Правотворчеством называется деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене. Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:
выявление потребности принятия нормативно-правового акта;
изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;
определение вида нормативно-правового акта и вида органов, правомочных его принять;
принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;
разработка концепции будущего акта;
подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативно-правового акта;
предварительное рассмотрение проекта акта;
общественное обсуждение проекта;
официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие;
принятие правового акта, его оформление и подписание;
опубликование акта и его вступление в законную силу.
Типичными ошибками, которые допускаются в процессе правотворчества, являются:
неверный выбор формы акта;
нарушение процедуры подготовки и принятия акта;
неверное определение предмета правового регулирования;
недооценка общественного мнения (восприятия гражданами будущего акта);
недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.
2. При осуществлении правотворчества законодатель (иной субъект правотворчества) должен опираться на следующие принципы:
научности;
законности;
демократизма;
системности.
Научность - использование достижений науки, приемов и методов научного анализа.
Законность - строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.
Демократизм - учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта.
Системность - учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).
2. Виды правотворчества и его обеспечение.
1. Основными видами правотворчества (в зависимости от субъектов) являются:
непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме);
правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) - законотворчество;
правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др); подзаконное правотворчество;
правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество ;
правотворчество общественных организаций.
деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) - договорное правотворчество.
2. При осуществлении правотворчества его субъекты опираются на систему обеспечения правотворчества, которую составляют:
информационное обеспечение;
планирование правотворческой деятельности;
поддержка со стороны народа;
юридическо-организационное обеспечение.
3. Систематизация законодательства
1. Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.
Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.
Самостоятельными формами систематизации являются:
учет;
инкорпорация;
консолидация;
кодификация.
2. Учетом нормативных актов называются сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. В России учету подлежат:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
нормативные указы Президента РФ;
нормативные акты Правительства РФ;
акты федеральных органов исполнительной власти;
законы субъектов РФ;
акты соответствующих органов местного самоуправления;
нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ;
постановления Конституционного Суда РФ.
Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство.
Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:
журнальный учет;
картотечный учет;
поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;
автоматизированный учет.
Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.
Наиболее удобная форма журнального учета - тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).
При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов.
Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам.
При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения.
Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-правовых актов.
Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера).
В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".
3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства.
Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг.
Инкорпорация может быть:
официальной (своды законов государства и т. д.);
полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);
неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).
Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.
4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.
Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.
5. Кодификация - коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).
Акт, возникший в результате кодификации:
охватывает обширную сферу однородных отношений;
имеет важное значение для всего общества;
стабилен и действует длительное время;
значителен по объему;
имеет сложную структуру;
является единым и внутренне логичным документом.
Формами кодифицированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства - акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.
В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.
Кодекс - сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.
Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.).
По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, подинститугы регулируемой отрасли права.
Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу и др.). Устав - сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).
Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют определенный род деятельности.
Литература
- Акимова И.К. Делегированное законотворчество в РФ // Юрист. - 1998. - № 9.
- Апт Л.Ф. Совершенствование учета нормативных актов с помощью ЭВМ // Советское государство и право. - 1990. - № 1.
- Белкин А.А. Аналогия в государственном праве// Правоведение. - 1992. -№ 6.
- Бородин С.В., Лунеев В.В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных актов// Гос-во и право. - 2002. - № 6.
- Грузное А.Г., Кененов А.А., Рождественская Г.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. - Смоленск, 1995.
- Дрейшев Б.В. Проблемы законотворчества в новых условиях// Правоведение. - 1994. - № 5-6.
- Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // “Круглый стол” журнала “Советское государство и право”. - 1992. - № 10-11.
- Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспектива: (На примере работы Правового управленческого Аппарата Государственной Думы Федеративного Собрания Российской Федерации): Научно- практическое пособие. - М.: Упр.делами ГД РФ, Известия, 1997.
- Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса // Правоведение. - 1991. - № 6.
- Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. - М.: Юридическая литература. 1997.
- Коримов Д.А. Законодательная техника. - М., 1997.
- Лисюткин А.Б. Юридическая техника и правовые ошибки// Гос-во и право. - 2001. - № 11.
- Малиново И.П. Философия правотворчества. - Екатеринбург, 1996.
- Марашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия// Гос-во и право. - 2001. - № 2.
- Морозова Л.А. Конференция по вопросам подготовки и проведения референдумов // Государство и право. - 1993. - № 4.
- Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация // Государство и право. - 1999. - № 1,2.
- Морозова Л.А. Юридическая техника (Обзор материалов научно-методического семинара)// Гос-во и право. - 2000. - № 11-12.
- Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. - М., 1997.
- Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Материалы международного семинара. - М., 1998.
- Поленина С.В. Законотворчество в РФ. - М., 1996.
- Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Заключение и опубликование международных договоров РФ. - М., 1996.
- Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. - М., 1998.
- Рарог А.И., Грачева Ю.В. Законодательная техника как средство ограничения судейского усмотрения// Гос-во и право. - 2002. - № 11.
- Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне// Гос-во и право. - 2001. - № 9.
- Тихомиров Ю.А. Полезное издание о законодательной технике// Гос-во и право. - 2001. - № 10.
- Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. - М.: Юринформ-центр, 1997.
- Троцкий В.С. Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. - 1997. - № 4.
- Шишкин С.И., Ронсанский М.Я., Игнатенко В.В. Межрегиональная программа развития правотворчества // Государство и право. - 1993. - № 8.
- Язык закона // Под ред. А.С.Пиголкина. - М.: Юридическая литература, 1990.
|