Краткий конспект лекций по курсу
Тема 7. Механизм государства
1. Понятие механизма государства и его структура
В юридической литературе понятия "механизм государства" и "государственный аппарат" употребляются как синонимы. Однако понятие "механизм государства" шире, чем понятие "государственный аппарат".
Под государственным аппаратом понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями. Государственный аппарат включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.
Под механизмом государства понимается система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Структурными компонентами механизма государства являются: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. Каждое звено государственного механизма выполняет присущие ему функции.
Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную функции.
Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечения прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.
Отдельные авторы (А.В.Малько) в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью.
Государственные служащие - это особый слой людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.
2. Государственные органы, их классификация
Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.
Понятие "государственный орган" используется в двух значениях. В широком смысле орган государства есть орган власти. В узком смысле - это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Государственный орган как часть государственного аппарата имеет:
а) свой предмет ведения (содержание деятельности);
б) компетенцию (строго определенные полномочия).
Каждый государственный орган образован и действует на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:
а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);
б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
в) путем осуществления организационной деятельности.
Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:
1. По способу формирования различают представительные и назначаемые органы. Представительные органы избираются непосредственно населением, например, Дума. Назначаемые органы формируются уполномоченными органами государства. Это - правительство, министерства, комитеты и другие управленческие структуры.
2. По иерархии органы подразделяются на федеральные, республики
3. По принципу разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы.
4. По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы.
5. По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции - правительство - и органы специальной компетенции - министерства.
6. По порядку осуществления компетенции органы могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание).
7. По срокам полномочий органы делятся на постоянные и временные. Первые создаются без ограничения срока действия, вторые - для достижения краткосрочных целей.
3. Представительные органы государственной власти
Представительными органами являются законодательные органы, а также местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания населением, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Главенствующее положение в механизме государства занимают законодательные органы - органы государства, которые издают в форме законов правовые нормы, обязательные для исполнительной власти и составляющие нормативную основу деятельности судебной власти.
При демократическом государственном режиме высшим представительным и законодательным органом является парламент, известный в ряде стран под другими названиями: в России - Федеральное Собрание, в Польше - Сейм, в США - Конгресс, в Испании - Кортесы, в Швеции - Риксдаг и так далее. Общепринятым собирательным названием законодательных органов является парламент.
В зависимости от государственного устройства и политических традиций структура парламента может быть различной: однопалатной или двухпалатной. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя - из представителей субъектов федерации. Исторически бикамеральное строение парламента является проявлением демократизма, ибо верхняя палата представляет интересы аристократии, а нижняя - широких слоев населения. Однопалатные парламенты в большинстве своем существуют в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).
При парламентах образуются и действуют постоянные и временные комитеты и комиссии, которые ведут работу по конкретным направлениям деятельности, входящим в компетенцию парламента.
Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями (рассматривает и утверждает проект государственного бюджета), осуществляет контроль над деятельностью правительства, ратифицирует и денонсирует международные договоры, то есть утверждает и расторгает их, а также имеет квазисудебные полномочия - может осуществлять импичмент и объявлять амнистию.
4. Исполнительно-распорядительные органы власти
Центральными органами исполнительно-распорядительной власти являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства и другие центральные учреждения.
В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах - монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример - Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент как глава государства координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
Правительство может иметь ряд названий: Совет Министров, Кабинет Министров, Государственный Совет или Правительство. Различия в наименованиях правительства не меняют его сущности. Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган власти, который осуществляет функцию управления государством.
В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наряду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).
По политической структуре правительство может быть однопартийным, коалиционным (многопартийным) либо беспартийным, то есть служебным. Характер политической структуры правительства зависит от формы правления и расстановки политических сил. Однопартийное правительство типично для президентских республик. Коалиционное характерно для парламентской формы правления. Беспартийное правительство создается в странах с нестабильной политической ситуацией.
5. Суд и правоохранительные органы
В механизме каждого государства есть система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Суд как орган государственной власти занимает особое положение в правоохранительной системе.
Суд - это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам. Как независимый орган власти суд опирается на закон и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.
Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют функции Конституционного суда. В соответствии с правовой сферой, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.
Суды обшей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд).
Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет).
В систему специализированных правоохранительных органов принято включать: органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.
Правоохранительные органы имеют общие функции: охрана правопорядка, обеспечение законности, защита прав и законных интересов, а также отличительные особенности в сфере компетенции и содержания деятельности. Деятельность правоохранительных органов должна строиться в точном соответствии с законами. Во всех без исключения государствах деятельность суда, адвокатуры, прокуратуры с учетом их значимости для охраны прав и законных интересов граждан регламентируется на высшем законодательном уровне, то есть в Конституции.
Литература
- Абашмадзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критика.- Тбилиси, 1972.
- Аверьянов В.Б. Содержание деятельности аппарата государственного управления и его организационные формы // Советское государство и право. - 1988. - № 6.
- Байтин М.И. Механизм современного Российского государства// Правоведение. - 1996. № 3.
- Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск, 1988.
- Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти// Гос-во и право. - 1992. - № 3.
- Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1995.
- Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Ответственность государства за действия должностных лиц: публично-правовая или частично-правовая? // Правоведение. - 1993. - № 1.
- Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России// Гос-во и право. - 2002. - № 5.
- Бородин С.В., Кудрявцев Н.В. О судебной власти в России// Гос-во и право. - 2001. - № 10.
- Бутаков А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации// Правоведение. - 1997. - № 1.
- Горобец В.Д. Доктрина разделения властей и права человека// Журнал рос. права. - 1998. - № 415.
- Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации// Гос-во и право. - 2001. - № 12.
- Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничения коррупции// Гос-во и право. - 2002. - № 3.
- Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав человека// Гос-во и право. - 1997. - № 8.
- Ждавланов О.Т., Михеева В.А. Номенклатура: эволюция отбора. - М., 1993.
- Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 г. Конституции Франции 1791 г.: сравнительный анализ// Гос-во и право. - 2000. - № .12.
- Курашвили Б.И. Очерк теории государственного управления. - М., 1987.
- Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. - М.: Юридическая литература, 1988.
- Мельников Н.В. Прокурорская власть// Гос-во и право. - 2002. - № 2.
- Оболенский. Человек и государственное управление. - М.: Наука, 1987.
- Основин В.С. Перестройка представительной системы: тенденции, парадоксы, проблемы // Правоведение. - 1991. - № 2.
- Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России// Гос-во и право. - 2000. - № 7.
- Петухов В.Н. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития/ Отв. ред. И.Л. Бачило// Гос-во и право. - 1999. - № 7.
- Писарев А.Н. Система высших органов государственной власти РФ, наделенных полномочиями в области обороны// Гос-во и право. - 2000. - № 5.
- Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: история и проблемы развития// Гос-во и право. - 1999. - № 11.
|