Краткий конспект лекций по курсу
Тема 9. Правовое государство
Правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право. По своей сути правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. (См.: Нерсесянц B.C. Концепция советского правового государства // Социалистическое правовое государство. - М., 1989. С. 51.)
Основными признаками правового государства являются: верховенство правового закона, реальность прав и свобод граждан, организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. В плане содержания указанным признакам соответствуют три составляющих: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент.
Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.
Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Согласно классической точке зрения, отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного масштаба ко всем субъектам права.
Принцип формального равенства в правовом выражении представляет собой справедливость как правовое начало. Правовое, равное и справедливое - тождественные понятия. Правовые законы закрепляют справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей и привилегии.
Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым "государством законности" является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.
Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и гражданами.
Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. При этом правосубъектность граждан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно-складывающиеся в данном сообществе отношения, поддержание которых является обязанностью публичной власти.
Институциональный компонент правового государства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть ее сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факторами являются: конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; а также конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и деятельностью всех властей.
Литература
- Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства // Общественные науки. - 1990. - № 3.
- Венгеров А.Б. Социалистический плюрализм в концепции правового государства // Советское государство и право. - 1989. - № 6.
- Киримов А.Д. И.Н. Барциц. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики// Гос-во и право. - 2001. - № .6.
- Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие// Гос-во и право. - 2000. - № 1.
- Семин Г. Основа Российского правового государства// Рос. юстиция. - 1998. - № 2.
- Судьбоносная власть в конституционном аспекте разделения властей // Российская юстиция. - 1997. - № 7.
- Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан// Гос-во и право. - 2001. - № 8.
- Тиунова Л.Б. Разделение властей в РФ// Правоведение. - 1996. - № 4.
- Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (Научно-правовые, философские и исторические аспекты)// Гос-во и право. - 2000. - № 10.
- Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. - 1990. - № 8.
- Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М., 1995.
|