ЖИБИНОВА К.В. Экономические основы экологии
электронный учебно-методический комплекс |
|
МОДУЛЬ 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМТема 3.1. Экономическая оценка ущербов,
|
Тип загрязняемой территории | Значение |
---|---|
Курорты, санатории, заповедники, заказники | 10 |
Пригородные зоны отдыха, садовые и дачные участки | 8 |
Населенные места с плотностью населения n чел./га (при плотности >300 чел./га коэффициент = 8) |
(0,1 га/чел.) n |
Территории промышленных предприятий (включая защитные зоны) и промышленных узлов |
4 |
Леса:
1-я группа |
0,2 |
2-я группа | 0,1 |
3-я группа | 0,025 |
Пашни:
Южные зоны (южнее 50° с.ш.) |
0,25 |
Центрально-Черноземный район, Южная Сибирь | 0,15 |
Прочие районы | 0,1 |
Сады, виноградники | 0,5 |
Пастбища,сенокосы | 0,05 |
Таблица 11
Название вещества | Значение Ai усл. т/т |
---|---|
Окись углерода | 1 |
Сернистый ангидрид | 22 |
Сероводород | 54,8 |
Серная кислота | 49 |
Окислы азота в пересчете по массе на NO2 | 41,1 |
Аммиак | 10,4 |
Летучие низкомолекулярные углеводы по углероду (ЛНУ) | 3,16 |
Ацетон | 5,55 |
Ацетальегид | 41,6 |
Фенол | 310 |
3,4 - бензапирен | 12,6105 |
Пример. Определите экономическую оценку ущерба от загрязнения атмосферного воздуха выбросами от стационарных источников за три года, если известно, что на территории рассматриваемого региона населенные пункты с плотностью населения более 300 человек/га занимают 5%, заповедники - 12%, пригородные зоны отдыха и дачные участки - 10%, леса 1 группы - 16%, леса 2-й группы - 20%, промышленные предприятия - 4%, пашни (Центрально-Черноземный район) - 19%, пастбища и сенокосы - 14%. Приоритетные загрязняющие вещества указаны в таблице 12.
Таблица 12
Наименование загрязняющего вещества |
Объемы выбросов по годам, тыс. т |
||
---|---|---|---|
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Окись углерода | 120 | 130 | 160 |
Сероводород | 54 | 36 | 30 |
Окислы азота | 18 | 24 | 31 |
ЛНУ | 86 | 90 | 78 |
Окислы алюминия | 42 | 48 | 53 |
Выясним, как изменяется величина экономической оценки ущерба от загрязнения атмосферного воздуха.
Для решения данной задачи необходимо из нормативных таблиц найти коэффициенты приведения к монозагрязнителю. Эти коэффициенты следует перемножить на объемы выбросов и результаты произведения сложить. Таким образом будет получена величина загрязнения атмосферного воздуха с учетом вредности (в виде "монозагрязнителя") в тыс. усл. т. Результаты такого расчета приведены в таблице 13.
Таблица 13
Наименование загрязняющего вещества |
Коэффициент приведения |
Приведенные объемы выбросов по годам, тыс. усл. т. |
||
---|---|---|---|---|
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | ||
Окись углерода | 1,00 | 120 | 130 | 160 |
Сероводород | 54,8 | 2959,2 | 1972,8 | 1644 |
Окислы азота | 41,1 | 739,8 | 986,4 | 1274,1 |
ЛНУ | 3,16 | 271,76 | 284,4 | 246,48 |
Окислы алюминия | 33,8 | 1419,6 | 1622,4 | 1791,4 |
Объем выбросов с учетом вредности (в виде "монозагрязнителя") |
5510,36 | 4996,00 | 5115,98 |
Значение показателя относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха
в данном регионе следует рассчитать как средневзвешенное коэффициентов для
территорий разных типов. Поскольку из условий задачи известно процентное
соотношение территорий разных типов в рассматриваемом регионе, то этот расчет
произведем так:
σ = (5% · 8 +12% · 10 + 10% · 8 +16% · 0,2 + 20% · 0,1 + 4% · 4 + 19% · 0,15 + 14% · 0,05) /100% =2,65.
Zатм (1998) = 292,05 млн руб.; Zатм (1999) = 264,79 млн. руб.;
Zатм(2000) = 271,15 млн руб.
Расчеты показывают, что величина ущерба от загрязнения атмосферного воздуха в 1999 г. снизилась на 27,21 млн. руб., а затем в 2000 г. поднялась на 6,36 млн. руб. [3].
Вот такая сложная методика экономической оценки ущерба от загрязнения атмосферного воздуха представлена, но тем не менее она более точно позволяет на практике оценить ущерб.
Подобный принцип положен в основу экономической оценки ущерба от загрязнения водоемов с использованием "монозагрязнителя" [4].
К физическим факторам относятся: шум и его источники, а также в определенной степени и источники ионизирующих и неионизирующих излучений, "штатных" выбросов и сбросов радиоактивных веществ и некоторых других типов неблагоприятных воздействий на параметры окружающей среды. По ним нет системы платежей за загрязнение среды, развернутых служб контроля в системе Министерства природных ресурсов РФ, достаточно полной отчетности и адекватного отражения в официальных годовых обзорах состояния окружающей среды. Они не пользуются должным вниманием федеральных и местных органов, в том числе законодательных, и служб, регулирующих нормативно-правовую базу деятельности госорганов, юридических и физических лиц, практику градостроительства и так далее. Вопросам, связанным со "штатными" выбросами РВ, некоторое внимание уделяется, но платежей за эти выбросы нет, а отчетность носит и по сей день в значительной степени ведомственный и закрытый характер [5].
Невнимание к источникам приносимого ущерба в значительной мере объясняется тем, что чисто внешне они стойких изменений параметров окружающей среды не оставляют.
Однако ученые разрабатывают методики экономической оценки ущерба. Так, для расчета экономической оценки ущерба, причиняемого здоровью людей высоким уровнем шума, используют формулу, позволяющую учесть численность населения, проживающего в зоне дискомфорта, процент градообразующей группы, среднегодовую выработку на одного работающего, процент снижения производительности труда и норму общей полезной площади.
Возрастание автомобильного парка в России приводит не только к химическому загрязнению атмосферного воздуха, и возрастанию шумовой нагрузки на окружающую среду, но и к существенному возрастанию вибрационной нагрузки. Значительный вклад в вибрационную нагрузку вносят железнодорожный транспорт и поезда метрополитена. В настоящее время проявляются негативные последствия вибрационного воздействия автотранспорта на историческую застройку городов. Существует также методика экономической оценки ущерба от вибрационного воздействия на окружающую среду.
Проблема газоэрозольных выбросов РВ в атмосферу, электромагнитного излучения (видеозагрязнения) еще ждет своего исследования.
Экономическая оценка ущерба биоресурсам (животным или растениям) проводится на основе изменения численности каждого из видов биоресурсов с учетом таксы за ущерб по каждому виду.
На основе определенной методики установлены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный физическими и юридическими лицами незаконным добыванием или уничтожением ценных рыб, некоторых млекопитающих и птиц [6].
Остановимся несколько подробнее на вопросе экономической оценки ущерба от загрязнения земель.
Ущерб от ухудшения и разрушения почв и земель под воздействием антропогенных факторов выражается прежде всего в деградации почв и земель, загрязнении земель химическими веществами. Например, имеет место загрязнение почвенного покрова ртутью (с ядохимикатами и отходами промышленных предприятий), свинцом (при выплавке свинца и от автотранспорта), железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами (вблизи крупных центров черной и цветной металлургии), радиоктивными элементами, стойкими органическими соединениями, применяемыми в качестве ядохимикатов [7].
В Красноярском крае в связи с большим объемом промышленного производства, в первую очередь алюминиевой промышленности, происходит загрязнение почвы фтором. К основным загрязнителям относятся: Красноярский и Саянский алюминиевые заводы (КРАЗ и САЗ), Ачинский глиноземный комбинат, Назаровская ГРЭС и Назаровский угольный разрез [8], расположенные в зерносеющих районах края.
Очень быстро идет процесс захламления несакционированными свалками (особенно в пригородных зонах), другими видами отходов.
Высокое и чрезвычайно опасное загрязнение почв химическими веществами и отходами вызывает необходимость выявления прежде всего ареалов и степени загрязнения земель, а вслед за этим экономической оценки величины ущерба от загрязнения.
В этом направлении в России ведутся интенсивные исследования. Ниже предлагается одна из формул экономической оценки величины ущерба от деградации почв и земель [9].
Коэффициент (Кэ) экологической ситуации и экологической значимости территории определен для Восточно-Сибирского региона 1,1.
Для особо охраняемых территорий коэффициенты (Кос) устанавлены от 3 до 1,0 в зависимости от назначения территории.
Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель химическими веществами проводится по формуле [10]
Экономическая оценка ущерба от захламления земель несанкционированными свалками производится по формуле [11]
|
|