ЖИБИНОВА К.В. Экономические основы экологии

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Тема 3.3. Методы управления
рациональным природопользованием

3.3.1. Экономический механизм землепользования

3.3.2. Экономический механизм водопользования

3.3.3. Экономический механизм недропользования

3.3.4. Экономический механизм лесопользования

3.3.5 Экономический механизм пользования животным миром

Выводы

Контрольные вопросы

3.3.1. Экономический механизм
землепользования

Начнем с того, что земельно-ресурсный потенциал России - это 1709 миллионов гектаров земли (12,5 процента мировой территории и 420 миллионов гектаров континентального шельфа). На территории России сосредоточено 55 процентов черноземных почв мира, 50 процентов запаса пресной воды и 60 процентов запасов древесины хвойных пород. Разведанные запасы энергоносителей, которые находятся в земле, составляют около 30 процентов мировых запасов [21]. Приведенная статистика характеризует землю в широком смысле как природного фактора производства. В данном вопросе нам необходимо сосредоточить внимание на земле как основном факторе производства в сельском хозяйстве.

За 90-е годы ХХ века в земельных отношениях страны произошли существенные изменения: ликвидирована монополия государственной собственности на землю. В частную собственность передано более 130 миллионов гектаров, более 43 миллионов граждан получили земельные участки. В ходе реорганизации колхозов и совхозов 11,9 миллиона человек стали собственниками долей общей площадью 117,6 миллиона гектаров, в ведение органов местного самоуправления передано 36,4 миллиона гектаров земель. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры [22]. Однако все названные выше процессы имеют своим результатом усиление негативных тенденций в использовании и охране сельскохозяйственных земель. Было уже отмечено, что в настоящее время в России десятки миллионов гектаров выведены их сельскохозяйственного использования, идут деградация и уничтожение плодородия почв. На сегодня из 11,9 миллиона собственников земельных долей более четырех миллионов не смогли разумно ими распорядиться. Невостребованными остались более одного миллиона земельных долей общей площадью 9,2 миллиона гектаров. Почти половина площади приватизированных сельхозугодий оказалась в собственности практически недееспособного населения и лиц, не обрабатывающих землю [23]. Все это в итоге привело к забрасыванию земли и ее последующей деградации.

Даже эта, далеко неполная характеристика эколого-экономической обстановки по использованию сельхозугодий, требует создания нового экономического механизма землепользования. В плановой экономической системе нашей страны существовал хозяйственный механизм, который показал свою несостоятельность. В новой российской рыночной системе должен быть создан такой механизм, который стимулировал бы более эффективное (рациональное) использование земли, улучшение ее качественных характеристик.

Основу хозяйственного механизма землепользования составляет кадастровая оценка земли. Земельный кадастр представляет систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись земельного участка. Качественное состояние земель оценивается на основе материалов почвенного обследования земель сельскохозяйственного назначения, включая геоботаническое изучение кормовых угодий. Кадастр позволяет прежде всего оценить природно-ресурсный потенциал земли отдельной территории и страны в целом. Составным и очень важным элементом кадастра является экономическая оценка земли. Экономическая оценка - это определение полезности земли для многих потребителей, то есть ее вклад в удовлетворение потребностей. Мерой любой экономической оценки является труд либо затраченный на воспроизводство, сохранение, поддержание продуктивности, либо сэкономленный благодаря использованию того или иного участка земли.

В общем плане экономическая оценка, применяемая в землепользовании - это определение экономического значения данного природного ресурса в денежном выражении (собственно экономическая оценка земли), в баллах или натуральных величинах (балльная, агрономическая оценка), а также изменение их параметров.

В главе 6 настоящего учебного пособия уже отмечалось, что существует ряд подходов к определению экономической ценности природных ресурсов, которые базируются на ренте, затратном подходе, альтернативной стоимости, общей экономической ценности (стоимости). Наиболее известными и применимыми (и конечно наиболее разработанными) в нашей стране являются рентная и затратная оценки ресурсов природы. Рентный подход учитывает значимость и дефицитность ресурсов, фиксирует ограниченность, неэластичность совокупного предложения природных объектов, разделение субъектов на собственников и хозяев. Активным (изменяющимся) фактором является спрос на ресурс, определяющий его цену. Цена ресурса определяется как капитализированная рента. Рента предстает в двух формах: абсолютной и дифференциальной, и при оценке ресурса учитывается ее общая величина.

Если необходимо оценивать неосвоенные еще земли, которые пока не приносят ренту, то можно говорить об ожидаемых доходах от эксплуатации (Ri) и издержках по освоению (Кi).

Рентная оценка отражает сравнительную продуктивность, эффективность использования участков земли, в том числе с одинаковым плодородием (местоположением).

О затратном подходе к оценке земли тоже было сказано в главе 6. Этот метод используется для оценки стоимости воссоздания природных ресурсов (в том числе сельскохозяйственных земель) при их утрате (изъятии сельхозугодий для несельскохозяйственных нужд) или деградации. Иногда затратный метод называют методом замыкающих (наиболее высоких) затрат. Через замыкающие затраты можно определить величину ренты (вычитанием из них индивидуальных затрат).

Как было уже отмечено, любой земельный участок сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения должен иметь кадастровую оценку.

В Красноярском крае работы по кадастровой оценке начались в 1998 году после выхода постановления Правительства РФ от 15.03.97 г. № 319 "О порядке определения нормативной цены земли". В последующие годы был принят ряд нормативных правовых актов по кадастровой оценке земель. Одним из последних документов явился закон Красноярского края от 30.06.2003 г. № 7-1195. "О краевой целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003-2007 годы»".

Кадастровая оценка земель в крае проведена по определенным методикам, утвержденным Росземкадастром.

В целом за период выполнения земельно-оценочных работ в крае оценка кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения проведена в 494 крупных сельскохозяйственных организациях, подсобных сельских хозяйствах, на землях фонда перераспределения, всего на площади 5061 тыс. га, в 68 городах, а также 1630 сельских населенных пунктов на площади 176,6 тыс. га. Оценка земель промышленности и иного специального назначения вне черты поселений выполнена на территории 216,9 тыс. га, земель садоводческих, огороднических объединений в границах 1120 обществ, в том числе 886 пригородных.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений и сельскохозяйственных угодий были утверждены постановлением Совета администрации края. Аналогичные процессы определения кадастровой стоимости земли идут и в других регионах России.

Кадастровая оценка земли позволяет развернуть широкомасштабные работы по мониторингу земель. В Красноярском крае институтом "ВостсибНИИгипрозем" совместно с другими заинтересованными организациями разработана "Система ведения мониторинга земель до 2005 года". В рамках этой программы на территории края проводились работы по созданию базового мониторинга техногенного загрязнения земель в пригородных зонах промышленно развитых городов края: Красноярск, Канск, Минусинск, Назарово, Шарыпово (в основном фтором и тяжелыми металлами, а также радионуклидами) [24]. В крае идет процесс формирования банка данных мониторинга земель. Однако из-за недостаточного финансирования работы по мониторингу земель ведутся не по полной программе.

Таким образом, можно констатировать, что в России формируется хозяйственный механизм землепользования.

Одним из элементов хозмеханизма землепользования является нормативная цена земли. В названном выше постановлении Правительства "О порядке определения нормативной цены земли" сказано, что размер нормативной цены земли не должен превышать 75% ее рыночной стоимости. В нормативную цену на землю должны ежегодно вноситься изменения на основе анализа рыночных цен на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

В Красноярском крае нормативная цена установлена на все земли, включая пашню (от 1000 до 6100 руб. за 1 гектар), кормовые угодья (от 400 до 1100 руб. за 1 гектар) [25]. Нормативная цена земли используется при передаче земли в собственность, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и в некоторых других случаях.

Возможность определения нормативной цены любого земельного участка позволяет ускорить процесс формирования в России земельного рынка. Прежде всего развитие получает первичный рынок. Так, в 2003 году в Красноярском крае органами государственной власти и местного самоуправления было продано 1023,6 га земель, из них гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства 377,1 га, гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности 13,4 га, юридическим лицам 633,1 га [26].

При продаже земельных участков местные власти применяют нормативную цену земли, ориентированную на средние цены. Вторичный рынок земли (купля - продажа участков земли между гражданами и юридическими лицами) в крае, да и в стране в целом, развивается медленно. Так, в Красноярском крае в 2003 году общий объем сделок был на 37,5% меньше, чем в предыдущем.

Другие сделки с земельными участками, связанные с их дарением, передачей по наследству, залогом не столь значительны.

Нормативная цена земли является, таким образом, основной формой платы за землю при осуществлении сделок с земельными участками. Кроме указанной выше, формами платы за земельные объекты выступают земельный налог и арендная плата.

Из всех перечисленных платежей за землю наибольшее распространение получил земельный налог в силу того, что более 90% сельскохозяйственных угодий перешло в частную собственность граждан в виде земельных паев в коллективных хозяйствах, либо в индивидуальную собственность.

Практика определения конкретной величины земельного налога исходит из того, что ее основу составляет рентный доход, поэтому ставка налога дифференцирована по областям (краям), районам и даже хозяйствам. К примеру, земельный налог на один гектар сельхозугодий в Красноярском крае в девять раз выше, чем в Новосибирской области [27], а в ЗАО "Красноярское" Назаровского района в 1,26 раза больше, чем в ЗАО "Дороховское" этого же района (соответственно 45,58 и 36,11 рубля за гектар) [28].

Упомянем, что за земли, используемые для несельскохозяйственных нужд, земельный налог устанавливается в соответствии с действующими законодательными актами РФ, регионов, органами местного самоуправления с учетом повышающих коэффициентов.

В стране, да и в крае, прослеживается тенденция роста земельных платежей, о чем свидетельствуют данные таблицы.

Рост поступлений платежей обеспечен за счет индексации ставок налога, улучшения их собираемости и погашения недоимки, образовавшейся в предыдущие годы.

Таблица 16

Динамика роста земельных платежей в крае за 1998-2003 гг. (млн. руб.) [29]
Наименование Годы
1998 1999 2000 2001 2002 2003
Сумма платежей за землю, всего 224,3 467,4 614,4 648,7 1286,7 1892,2
В том числе:            
в федеральный бюджет 64,1 108,6 156,7 145,4 165,1 -
в краевой бюджет 37,2 82,3 99,4 105,6 371,4 778,1
в бюджеты городов и районов 123,0 276,5 358,3 397,7 750,2 1114,1
Рост платежей за землю, всего:            
в % к 1998 г. 100,0 208,4 273,9 289,2 573,6 843,8
в % к предыдущему 100,0 208,4 131,5 105,6 198,3 147,1
Рост поступлений земельных
платежей в краевой бюджет:
           
в % к 1998 году 100,0 221,2 267,2 283,9 998,3 2091,6
в % к предыдущему году 100,0 221,2 120,8 106,2 351,7 209,5

Обратим внимание на то, что в 2003 году из собранных налогов на проведение землеустроительных работ, земельного кадастра, мониторинга земель краевому Комитету по земельным ресурсам и землеустройству выделено лишь около 3%, а городским и районным комитетам - 8,8% от всей суммы средств, а ведь эти органы являются основными в решении задач сохранения природных ресурсов, повышения эффективности использования земли.

Плата за аренду земель (арендная плата) взимается с тех субъектов, которые арендуют землю у местных органов власти, других категорий земельных собственников. В Красноярском крае сдаваемые в аренду земли местными органами власти распределяются следующим образом.

Таблица 17

Предоставление земельных участков в аренду
местными органами власти [30]
Наименование 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Площадь, тыс. га Числен-
ность аренда-
торов, тыс. чел.
Площадь, тыс. га Числен-
ность аренда-
торов, тыс. чел.
Площадь, тыс. га Числен-
ность аренда-
торов, тыс. чел.
Земли поселений 49 84,7 44,4 93,7 62,1 96,3
Земли вне черты населенных пунктов 979,5 88,1 849,8 83,7 1908,5 58,7
Всего 1028,5 172,8 894,7 177,4 1970,6 155,0

В аренду сдаются земли всех категорий и видов использования. Наибольший удельный вес в крае занимают земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности и иного несельскохозяйственного назначения, земли, предоставленные гражданам для ведения личного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества.

В представленной выше таблице в графе "Земли вне населенных пунктов" обозначены в основном земли, арендованные сельхозпредприятиями и гражданами для ведения личного подсобного хозяйства.

Анализ практики установления арендной платы показывает, что ее размер определяется и изменяется в зависимости от целевого использования земли. Выше плата в городах и при более доходных видах использования земельных участков, ниже - в сельских поселениях и менее доходных видах использования.

Базовые ставки арендной платы определяются путем применения коэффициентов к соответствующим ставкам земельного налога. Так, базовые ставки арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения равны ставкам земельного налога, а коэффициенты к ставкам налога на земли, предоставленные для предпринимательской деятельности, кратно выше, чем к ставкам на другие виды землепользования [31].

В теории, а вследствие этого и в практике существует много неразберихи как в определении сущности, механизма использования, так и в соотношении (взаимосвязи) двух категорий: земельного налога и арендной платы.

Сегодня в нашем обществе плательщиками налога являются физические лица, получившие землю в собственность и сельхозпредприятия, получившие землю в пользование от собственников земельных долей. Аренда земли рассматривается как коммерческое использование земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, арендные отношения представлены в узком значении, лишь одной категорией арендодателей. Нет четкого разграничения и между плательщиками земельного налога.

В теории по-прежнему не выявлена сущность этих категорий. В системе налогообложения обе выполняют фискальную функцию. Однако в большей мере они должны выполнять экономическую функцию - стимулировать рациональное использование земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения [32].

Это требование в равной мере относится к использованию земель в составе лесного и водного фондов.

3.3.2. Экономический механизм
водопользования

Экономический механизм водопользования представлен в виде тарифов платы за воду. Тарифы за воду устанавливаются на один кубометр потребляемой воды. Определение тарифов основано на затратном методе. В развитых странах плата за водопользование осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание госучереждений, которые осуществляют оперативное управление водными ресурсами и их использование в определенном водном бассейне.

Комитет РФ по водному хозяйству устанавливает лимиты забора воды. В пределах лимита плата взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды плата взимается в 5-кратном размере.

В 1995 году был принят Водный кодекс РФ, в котором предусмотрены такие платежи: плата за пользование водными объектами (водный налог); плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов; платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступающие в виде регулярных взносов.

Водный налог является у нас щадящим и не превышает в промышленности - 0,26, водном транспорте - 0,1, ЖКХ - 2,1, электроэнергетике - 1,0 процента стоимости продукции и услуг [33].

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, осуществляется за забор воды, за пользование водными объектами без изъятия воды.

Кроме этих видов платежей существуют штрафы и повышенные платежи, являющиеся актами административно-экономического воздействия на нарушителей водного законодательства.

Если водный налог и плата на восстановление и охрану водных объектов включаются в себестоимость продукции (услуг), то штрафы и повышенные платежи выплачиваются из прибыли предприятия.

3.3.3. Экономический механизм
недропользования

Экономический механизм недропользования в последнее время претерпел существенные изменения. До 2001 года действовала следующая система платежей за недра: платежи за право пользование недрами; отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геологоразведочные работы); акцизный сбор по отдельным видам добываемого сырья; отчисления в фонд ценового регулирования Минфина России при поставках нефти и природного газа; сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами; платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.

В числе названных платежей платежи за право пользования недрами являются основными. Они, в свою очередь, включают три группы платежей:

  1. платежи за право добычи полезных ископаемых;
  2. платежи за право использовать отходы горно-добывающих и перерабатывающих производств;
  3. платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Платежи за право добычи полезных ископаемых устанавливаются в размере (1-8%) от стоимости добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий.

Платежи за право пользования недрами распределяются между местными, региональными и федеральным бюджетами.

Принятые в 2001 году Госдумой поправки к Закону "О недрах" принципиально изменяют механизм в сырьевых отраслях, который ориентирует на сугубо экономические рычаги саморегулирования. Одновременно резко сокращаются федеральные расходы, в несколько раз уменьшаются возможности финансирования геологоразведочных работ по заказам субъектов Федерации.

Стимулирующий механизм для инвесторов, вкладывающих средства в обновление производственных фондов, не создан, а это так необходимо. Приведем такие цифры: износ основных производственных фондов в нефтедобыче достиг 55%, а в нефтепереработке - 80%, причем удельный вес полностью изношенных орудий, на которые не начисляется амортизация, составил в нефтедобыче 22%, а в нефтепереработке - 39%. Срок службы большей части основных фондов нефтеперерабатывающих заводов превысил 25 лет. Доля неработающих скважин в 2000 году в среднем по нефтяным компаниям составляла 23,9% [34].

Такое положение в нефтяном комплексе резко контрастирует с теми прибылями, которые получают нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия. Нефтяные компании и "Газпром" получают 63% всей промышленной прибыли. Доля нефтяного комплекса составила 51% [35]. Это еще раз указывает на несовершенство механизма налогообложения. Предлагается законодательно установить: нормальная прибыль должна облагаться единым для всех налогом, а сверхприбылью, или дополнительным доходом, как рентой природных ресурсов должно распоряжаться государство. Однако нецелесообразно изымать всю ренту в бюджет. Часть ее следует оставлять компаниям для инвестирования в обновление основного капитала и развитие производства, но расходование этих средств должно находиться под контролем государства [36].

В существующем экономическом механизме недропользования отсутствует стимул для инвесторов, вкладывающих свои или заемные средства в изучение недр. Наоборот, компании (отечественные или иностранные), ведущие работы за свой счет, поставлены в худшие условия по сравнению с компаниями, получившими в период приватизации и позднее практически бесплатно права на разработку месторождений, ранее разведанных за государственные средства. Ставки налога на добычу не дифференцированы по данному показателю.

Налоговые нововведения уравнивают в платежах всех недропользователей, независимо от качества и географического размещения минерально-сырьевой базы, что отрицательно сказывается как на объемах добычи и прироста запасов, так и на функционировании ряда мелких и средних добывающих предприятий [37].

Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России" не предусматривает механизмов государственной координации и регулирования воспроизводства минерально-сырьевой базы и переориентирует его на добывающие компании. Отсутствуют приростные показатели и количественная оценка запасов полезных ископаемых.

Сокращение государством прямого финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы, недостаточность и несовершенство законодательных поощрительных мер для инвесторов обуславливают неопределенность на предстоящие годы, а потому необходимы всесторонняя оценка последствий и выработка предложений для властных структур различных уровней [38].

Необходимы вложения капитала крупных сырьевых компаний в различные сектора обрабатывающей промышленности. Нефтяные компании только начинают работать в этом направлении. В основном же капитал идет за границу. Имеются в виду покупка "ЛУКойлом" НПЗ в Румынии, его участие в разработке месторождений в Иране и Ливане, строительство ЮКОСом нефтепровода в Китай и другое [39]. Поэтому требуется определить условия (налоговые льготы, субсидии), при которых нефтяные компании будут заинтересованы инвестировать нашу обрабатывающую промышленность и вносить свой вклад в том числе и в охрану окружающей среды.

3.3.4. Экономический механизм
лесопользования

Экономический механизм лесопользования отражен в Лесном кодексе РФ 22.01.97 г. и представлен платежами за пользование лесным фондом в виде лесных податей или арендной платы.

Платежи за лесопользование взимаются за:

  • заготовку древесины, отпускаемой на корню;
  • заготовку живицы;
  • заготовку второстепенных лесных материалов;
  • побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов лесного пользования);
  • лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целей.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Ставки определяются исходя из ценности лесного ресурса (куб. м, га) и устанавливаются органами власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством, либо на основе результатов аукционов.

Арендная плата устанавливается при аренде участков лесного фонда.

В систему платежей входят также отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Полученные средства от платежей распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

3.3.5 Экономический механизм
пользования животным миром

Экономический механизм пользования объектами животного мира базируется на Федеральном законе РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 года и постановлении Правительства РФ от 29 сентября 1997 года "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах". Он включает платежи за пользование объектами животного мира; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром; штрафы за нарушение законодательства РФ о животном мире.

Платежи вносят юридические и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания таких объектов животного мира:

  1. отнесенных к объектам охоты;
  2. отнесенных к объектам рыболовства;
  3. принадлежащих к видам, занесенных в Красную книгу РФ;
  4. не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не занесенных в Красную книгу РФ.

Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых осуществляется по лицензиям или разрешениям, приводятся в таблице.

Таблица 18

Предельные размеры платы за пользование
некоторыми объектами животного мира [40]
Вид животных Предельные размеры платы
за одно животное в размере, кратном
минимальному размеру оплаты труда
Лось 3-6
Благородный олень 2-4
Косуля, кабан 1-2
Бурый медведь 3-6
Бобр, выдра 0,4-0,9

При осуществлении мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, домашних животных, другому животному миру, изъятие соответствующих объектов животного мира может осуществляться бесплатно.

Выводы

  1. Экономический механизм природопользования представляет систему, состоящую из механизмов землепользования, водопользования, пользования недрами, лесопользования, пользования животным миром.
  2. Создание эффективного механизма землепользования необходимо прежде всего для того, чтобы в ходе преобразования отношений собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве улучшилась охрана, воспроизводство и использование сельскохозяйственных угодий, так как в настоящее время в России десятки миллионов гектаров земли выведены из сельскохозяйственного оборота, идут деградация и уничтожение плодородного слоя почвы.
  3. Основу хозяйственного механизма землепользования составляет кадастровая оценка земли. Земельный кадастр представляет систематизированный свод данных, включая качественную и количественную опись земельного участка. Кадастр позволяет прежде всего оценить природно-ресурсный потенциал земли отдельной территории и страны в целом.
  4. Важнейшим элементом кадастра является экономическая оценка земли. Экономическая оценка, применяемая в землепользовании - это определение экономического значения данного природного ресурса в денежном выражении (собственно экономическая оценка земли), в баллах или в натуральных величинах (балльная, агрономическая оценка), а также изменение их параметров.
  5. Оценка природно-экономических свойств земли на практике осуществляется двумя методами: рентным и затратным (методом замыкающих затрат). Каждый из называемых методов имеет достоинства и недостатки и поэтому необходимо разрабатывать методики, которые бы сочетали оба эти метода. Красноярском крае работы по кадастровой (и экономической) оценке земли ведутся успешно. Можно считать, что оценка кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения проведена.
  6. Кадастровая оценка земли позволяет развернуть широкомасштабные работы по мониторингу земель. В крае проводились работы по созданию базового мониторинга техногенного загрязнения земель в пригородных зонах промышленно развитых городов такими загрязнителями, как фтор, тяжелые металлы, радионуклиды. Однако из-за недостатка денежных средств работы по мониторингу земель ведутся не по полной программе.
  7. Одним из элементов хозяйственного механизма землепользования является нормативная цена земли, которая составляет основу платного землевладения и землепользования. Нормативная цена земли используется при передаче земли в собственность, по наследству, при дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и в некоторых других случаях. Наличие нормативной цены земельных участков позволяет ускорить процесс формирования в России земельного рынка.
  8. Кроме нормативной цены земли формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата.
    За земли сельскохозяйственного назначения величина земельного налога сориентирована на величину рентного дохода, а за земли, используемые для несельскохозяйственных нужд, с учетом повышающих коэффициентов. Размер платы за аренду земель, сдаваемых местными органами власти, определяется и изменяется в зависимости от целевого использования земли (городах, поселениях, вне населенных пунктов и доходных или менее доходных видов использования). Базовые ставки арендной платы определяются путем применения коэффициентов к соответствующим ставкам земельного налога.
    Земельные отношения, включая аренду земли, развиваются у нас пока не в том направлении в каких бы следовало, чтобы ускорять процесс экологизации АПК. Поэтому экономической науке необходимо углублять исследование этих отношений и уже на этой основе вести разработку эффективного экономического механизма землепользования.
  9. Экономический механизм водопользования представлен в виде тарифов платы за воду. Определение тарифов основано на затратном методе. Комитет РФ по водному хозяйству устанавливает лимиты забора воды, и в их пределах плата взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы, а за сверхлимитный забор плата за воду взимается в пятикратном размере. В Водном кодексе РФ определены такие платежи: водный налог, плата, направленная на восстановление и охрану водных объектов, платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступающие в виде регулярных взносов.
  10. Экономический механизм недропользования в последнее время претерпел существенные изменения. Закон РФ "О недрах" в новой редакции от 8 августа 2001 года ориентирует недропользователей на сугубо экономические рычаги саморегулирования. Во-первых, отсутствует стимулирующий механизм для инвесторов, вкладывающих средства в обновление производственных фондов. Во-вторых, не предусмотрены механизмы государственной координации и регулирования воспроизводства минерально-сырьевой базы. Отмена отчислений недропользователями в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы наносит удар по геологии. В-третьих, налоговые нововведения уравнивают в платежах всех недропользователей, независимо от качества и географического размещения минерально-сырьевой базы, что отрицательно сказывается как на объемах добычи и прироста запасов, так и на функционировании ряда мелких и средних добывающих предприятий. Единый налог, например, на нефть позволяет присваивать природную ренту, как правило, крупным компаниям.
  11. Необходимы вложения капитала крупных сырьевых компаний в различные сектора обрабатывающей промышленности, а не направление капиталовложений за границу, как это делается сейчас.
  12. Экономический механизм лесопользования отражен в Лесном кодексе Российской Федерации и представлен платежами за пользование лесным фондом в виде лесных податей (при краткосрочном пользовании участками лесного фонда) или арендной платы. В систему платежей входят также отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
  13. Экономический механизм пользования объектами животного мира включает платежи за пользование животным миром; штрафы за сверхлимитное и нарациональное пользование животным миром; штрафы за нарушение законодательства РФ о животном мире.
  14. Несмотря на наличие достаточно большого числа ресурсных налогов, поступления от них в бюджеты, в государственные внебюджетные фонды незначительны и составляют 3-4 процента, в том числе в федеральный бюджет не более 1 процента.

Контрольные вопросы

  1. Из каких составляющих состоит система экономического механизма природопользования?
  2. Для чего необходимо создавать эффективный механизм землепользования?
  3. Что из себя представляет кадастровая оценка земли и для чего она необходима?
  4. Какими составляющими элементами представлена экономическая оценка земли, где и для чего она используется?
  5. Для чего в Красноярском крае проводились работы по мониторингу земель?
  6. Какие платные виды землепользования предусмотрены законодательством?
  7. Что такое нормативная цена земли и для чего она используется?
  8. В чем схожесть и отличие земельного налога и арендной платы за землю?
  9. Какими платежами представлен экономический механизм водопользования?
  10. Укажите особенность водного налога.
  11. Укажите особенности платежей за недропользование в новой редакции Закона РФ "О недрах".
  12. Какие платные виды лесопользования установлены в Лесном кодексе РФ?
  13. Какие платежи включает экономический механизм пользования объектами животного мира?
  14. Достаточны ли по размеру платежи за пользование природными ресурсами?

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2005

© Центр дистанционного обучения, 2005