ЖИБИНОВА К.В. Земельные отношения: экономико-правовые аспекты

Электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Тема 1.1. Земельные отношения
в дооктябрьский период

1.1.1. Становление и развитие земельных отношений в России в IХ-ХIХ веках

1.1.2. Столыпинская реформа 1906-1911 годов и ее некоторые результаты

1.1.3. Оценка реформы Столыпина современными российскими экономистами

Резюме

Контрольные вопросы

История земельных отношений в России уходит корнями в средневековье, во времена становления древнерусского государства. Обращение к этому периоду важно не только в познавательном плане, но и в плане выявления общих закономерностей и особенностей функционирования и развития земельно-аграрных отношений в России. В данной лекции наша непосредственная задача - ответить на следующие вопросы:

  1. С чего начиналось формирование земельных отношений и к каким результатам оно привело в ХIХ веке?
  2. В чем выразился радикализм столыпинских преобразований, и каких успехов добилось российское сельское хозяйство накануне социалистической революции?
  3. Какую оценку столыпинской реформе дают современные ученые-экономисты, от повторения каких ошибок в проведении сегодняшней аграрной политики они предостерегают?



1.1.1. Становление и развитие земельных
отношений в России в IХ-ХIХ веках

Становление древнерусского государства в IХ веке ознаменовалось распадом родоплеменных связей и переходом к феодальным отношениям. Отсутствие на Руси рабовладения оказало влияние на специфику образования феодальной земельной собственности. Первичной формой экономической реализации феодальной собственности на землю явилось полюдье, ставшее формой внеэкономического принуждения населения и первой фазой превращения земли в феодальную собственность [1].

Уже в "Русской правде" простолюдин противопоставлен "княжу мужу", а все частные землевладения подлежали усиленной защите.

В IХ веке на Руси шел быстрый рост феодального землевладения, "окняжения" и "обояривания" земель. Принадлежавшие смердам общинные земли захватывались, передавались дружинникам либо путем прямого насилия, либо на основе княжеских пожалований.

Начало земельной реформы было положено в ХVI веке проведением писцовых межеваний. При проведении таких работ составлялись межевые книги, в которых делались кадастровые описания, давались сведения о землевладениях, устанавливались площади земельных участков [2].

Вотчины, которыми владели князья, бояре, дружинники, высшее духовенство, можно было передать по наследству, поменять, продать. Законодательное оформление крепостного права произошло в 1649 году принятием Соборного уложения.

Эпохальным в истории земельных отношений в России следует считать 1861 год, когда 19 февраля царь Александр II утвердил Закон "Общее положение о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости" и выпустил Манифест о крестьянской реформе. В этих документах была зафиксирована отмена крепостного права, что означало освобождение крестьян от личной от помещиков зависимости, но без земли. Вся земля, находившаяся в постоянном пользовании крестьян, была признана собственностью помещиков. Они обязывались предоставить крестьянам за определенные повинности в пользование усадьбу и полевой надел.

Итак, лишь в ХVII веке в России утвердилось крепостное право, в то время как в Западной Европе это произошло в эпоху раннего средневековья, а отменено в России во второй половине ХIХ века, на Западе же в первой половине ХVII века. Отставание России от стран Европы в реформировании экономических отношений, включая земельные, налицо.

Бывшие крепостные крестьяне получили землю в пользование за барщину и оброк. Однако крестьянин с согласия помещика мог выкупить надел. Этим правом смогли воспользоваться лишь немногие крестьяне, имевшие средства на выкуп земли.

Таким образом, реформа 1861 года утвердила две основные формы землепользования: общинное и подворное. К началу ХХ века в личной собственности находилось земли: у дворян - 61,9%, крестьян – 15,3%, купцов – 15%, мещан - 4,4%, духовенства - 0,3%.

Реформа укрепила и общинное землевладение. Община могла выкупить часть помещичьей земли и обратить ее в "мирскую" землю. Последняя служила гарантией против обезземеливания и пролетаризации крестьян и обеспечивала "мягкое" вхождение России в систему капиталистических производственных отношений. Определенную роль в этот период сыграли Крестьянский и Дворянский земельные банки, которые давали денежные ссуды на покупку земли либо под залог недвижимости.

Селькохозяйственное освоение Сибири проходило в форме земледельческой колонизации. Оно выражалось в виде организации государевой десятинной пашни. На выделенные земли сажали людей трех категорий:

  1. переселенцев из Европейской России
  2. ,
  3. ссыльных
  4. ,
  5. явившихся по собственной инициативе.

Правительство стимулировало переселенцев, решивших самостоятельно вести хозяйство. Первоначально переселенцу, который должен был помимо ведения своего личного хозяйства отрабатывать государственные повинности в виде государевой десятинной пашни и государственных изделий, предоставлялись земля, временная льгота, подмога (безвозвратная помощь деньгами или натурой) и ссуда (возвратная помощь в денежной или натуральной форме) [3].

Основным местом сосредоточения крестьянских дворов была слобода, которая, как правило, представляла острог, где также размещались церковь, двор приказчика и государственные амбары. Около слобод располагались государственные десятины. В начале ХVII века переселенцы дошли до устья реки Енисей, где были заложены Кетский, Енисейский и Маковский остроги. Если в ХVII-ХVIII веках переселение в Сибирь было преимущественно вольное, то позднее началась правительственная колонизация (ссылка и поселение).

В губерниях Сибири существовали различные формы землепользования, но основным считался индивидуальный подворно-наследственный способ пользования пашней. В некоторых волостях периодически проводились переделы.

Своеобразную форму владения и пользования землей представляли так называемые "заимки". Как правило, основывали заимки зажиточные крестьяне, которые захватывали плодородные земли. Заимки были двух типов: временные, используемые для проведения полевых работ, и постоянные, со строениями, в которых жили летом и зимой [4].

С принятием закона 1896 года в Сибири начинается процесс планомерного регулирования земельных отношений. Были также приняты "Главные основания поземельного устройства государственных крестьян и инородцев, водворившихся в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской на казенных землях". В 1898 году утверждены "Правила о порядке определения земельных наделов и о производстве поземельно-устроительных работ и об отводе лесных наделов" [5].

На основании этих документов на каждую душу мужского пола отводилось 15 десятин удобной земли и 3 десятины лесной площади [6].

На таком основании начиналась столыпинская реформа.



1.1.2. Столыпинская реформа 1906-1911 годов
и ее некоторые результаты

Как было уже отмечено, реформа 1861 года положила начало, но не разрушила господствовашие ранее формы землевладения. Исключение составила разве что Сибирь, где помещичье землевладение отсутствовало.

Столыпинская реформа нанесла сильнейший удар по помещичьему и общинному землевладению. Во-первых, отменялся выкуп крестьянами надельных земель. Во-вторых, каждый земледелец получал в собственность причитающуюся ему часть общинного надела. В-третьих, любой крестьянин при желании мог прикупить помещичьи, казенные, удельные и иные земли по дешевой цене. Широкие возможности открывались и для аренды земли. В-четвертых, стимулировалось переселение крестьян из западных, центральных и южных губерний, где крестьянство страдало от малоземелья, в Сибирь. С 1906 по 1914 год численность переселенцев и ходоков составила 3760868 человек [7].

Большую помощь в становлении частнокрестьянского землевладения и хозяйствования оказал Крестьянский банк, выдававший льготные ссуды на покупку земли, инвентаря, удобрений, строительство, переселение и другие нужды. С 1907 по 1917 г. было выдано ссуд на сумму 30668009 рублей 299699 домохозяйствам, безвозвратных пособий на сумму 1279689 рублей 58020 домохозяевам, авансов в счет ссуд под залог надельной земли на сумму 11053 рубля 2343 крестьянским хозяйствам [8]. Одной из задач реформы было насаждение крестьянской земельной собственности и формирование крепкого крестьянина.

В России началось образование слоя зажиточных крестьян: в первую очередь - создание хуторов и отрубов. К началу 1916 года в 47 губерниях Европейской части было образовано 1000696 таких поселений [9]. Произошло перераспределение сельскохозяйственных земель. Из общего количества 367 млн гектаров земли у крестьян сосредоточилось 215 млн (58,5%), у помещиков, царской фамилии, монастырей - 152 млн гектаров (41,4%) [10].

Столыпин считал крепкого, наделенного землей крестьянина фигурой, способной обеспечить подъем производительных сил в сельском хозяйстве, снабдить страну продовольствием. Известны его слова: "…нельзя составлять закон, исключительно имея в виду слабых и немощных, нет, в мировой борьбе, в соревновании народов почетное место могут занять только те из них, которые достигнут полного напряжения своей материальной и нравственной мощи" [11].

В подтверждение этих слов можно привести такие данные. За годы реформы (до 1917 г.) сельское хозяйство России достигло высоких результатов: выросли размеры посевных площадей, в том числе под техническими культурами, увеличилась продукция животноводства, выросли товарность и доходность хозяйств, экспортные поставки. Так, производство зерна с 1860 по 1913 год выросло в 2,6 раза, с 33 до 86 млн тонн, картофеля - в 5,6 раза. Экспорт зерна возрос с 1,1 млн тонн до 10,6 млн тонн, составив 30% мирового. Росссия заняла первое место в мировом экспорте зерна (США - третье место).

Заметным оказался рост производительности труда: за 1860-1913 годы урожайность зерновых повысилась с 40 до 70% от американского уровня, надой молока от одной коровы составил 62%, продуктивность КРС - 60%, свиней - 70% от уровня США.

Производство товарного хлеба сосредоточилось главным образом в руках кулаков и новых помещиков, дававших 71,6% его общего количества [12]. В крупном землевладении потребление земледельческих орудий и машин увеличилось с 39 млн в 1906 году до 119 млн рублей в 1912 году, то есть более чем в три раза, в два раза возросло потребление металла. В первые два-три года реформы свыше 30% новых хозяев начали проводить крупные мелиоративные работы, а общее количество участвующих хозяйств в этих мероприятиях подходило к 70%

Ускоренно развивалась крестьянская и кредитная кооперация, росли денежные вклады крестьян в сберегательные кассы. Увеличился приток иностранного капитала.

Другой важной задачей, составившей содержание реформы, являлось разрушение общины. Разрушение крестьянской общины предполагалось осуществлять постепенно, с учетом ее экономической, политической, психологической силы. На первом этапе реформы община играла значительную роль в регулировании поземельных отношений. Она осуществляла куплю-продажу земли, централизовала денежные средства за проданные участки, наделяла землей нуждающихся и др.

Об осторожном, ненасильственном разрушении общины говорил П.А. Столыпин в речи на заседании Государственной Думы 5 декабря 1908 года: "В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община, как принудительный союз, ставит преграды для его самостоятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя. Закон вместе с тем не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли" [13].

Однако, несмотря на очевидные успехи реформы, разрушение общинных отношений шло медленно и болезненно. Накануне революции по 40 губерниям Европейской России вышло из общины, закрепило землю в частную собственность только 24% от общего количества дворов, сосредоточив лишь 15%земли. Надельное общинное землепользование сохраняло господствующее положение. Частная собственность на землю не стала основной формой собственности в сельском хозяйстве.

Большинству хозяйств реформа не принесла процветания. Хотя крестьяне при выходе из общины стали получать денежный кредит на обустройство, а переселенцы – кредит и денежную компенсацию за свой надел, материальное положение крестьян улучшилось не намного. По отдельным обследованиям, проведенным в 1911-1912 годах, безденежных переселенцев было более 30% , а с деньгами от 200 руб. и более на переселенческое хозяйство - 14,8% [14]. Именно безденежье стало для многих крестьян причиной возвращения обратно в Европейскую Россию (13,3% в 1909 году и 64,3% в 1911 году) [15]. Тот, кто возвращался, шел в работники к крепким хозяевам или пополнял ряды городского пролетариата.

Расслоение деревни усиливалось. Увеличивалось количество разорившихся не только крестьян, но и помещиков.

Таким образом, столыпинская реформа имела для России как положительные, так и отрицательные результаты. Слой зажиточных крестьян, ведущих товарное хозяйство, мог бы быть больше, если бы реформа проводилась более последовательно. К тому же Столыпин в своей реформаторской деятельности ориентировался, по нашему мнению, на американский путь развития сельского хозяйства, что для России было неприемлемо.



1.1.3. Оценка реформы Столыпина
современными российскими экономистами

Современные российские экономисты неоднозначно оценивают ход и результаты земельно-аграрной реформы Столыпина.

Так, умеренное крыло экономистов больший акцент делает на положительные моменты, отмечая, что, во-первых, реформа дала импульс для развития частных крестьянских хозяйств. Оно считает, что Столыпин не ратовал за ликвидацию помещичьего землевладения, видя в нем сохранение культуры и агрикультуры на селе. Во-вторых, реформа не нацеливалась на повсеместное и ускоренное разрушение общины, напротив, там, где хлебопашество имело второстепенное значение, община могла быть лучшим способом использования земли. Таким образом, столыпинская реформа была направлена на то, чтобы обеспечить сосуществование и развитие различных форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве. В-третьих, Столыпин был противником национализации земли, но он и не принимал идею уравнительного бесплатного раздела земли между всеми желающими ее иметь. Сверх своего надела крестьянин мог получить землю только за плату, хотя и на льготных условиях. При таком условии частное землевладение сосредоточивалось у "крепких и сильных мужиков". В- четвертых, предусматривались существенные ограничения частной собственности на землю. П.А. Столыпин предлагал такие ограничения: "надельная земля не может быть отчуждена лицу иного сословия; надельная земля не может быть заложена иначе, как в Крестьянский банк; она не может быть продана за наличные деньги; она не может быть завещана иначе, как по обычаю…" В-пятых, Столыпин неоднократно подчеркивал, что в закон нельзя вводить каких-либо признаков принуждения, проводить какую-либо насильственную ломку, разрушать одну и насаждать другую форму хозяйствования, надо лишь создать для крестьянина условия выбора [16].

Иначе в экономической науке оценивают цели, средства и результаты реформы 1906-1911 годов представители леворадикального крыла. Концептуальное содержание столыпинской реформы подвергается их аргументированной критике.

Во-первых, цель - фермеризация российской деревни, по мнению леворадикалов, носила политический характер и состояла в сохранении помещичье-дворянского класса и приспособлении его к буржуазному развитию. Крупные фермеры (кулаки) должны были выступить союзниками, подтягивая первых, и вместе с ними пролетаризировать крестьянство, превращая большинство в батраков. Стоявшая на пути этих преобразований община подлежала разрушению. Во-вторых, отмечается тот необыкновенный натиск, с каким Столыпин пытался провести данную идею в жизнь, опираясь в числе прочего на массовый террор против крестьян, сопротивляющихся выделению земельных участков из общинных фондов, равно как и против политических противников и оппонентов реформы. При этом ссылаются на слова С. Витте: "Если будет когда-либо издан сборник речей Столыпина в первой, второй и третьей Думе, то каждый читатель подумает: "Какой либеральный государственный деятель", и одновременно никто столько не казнил, и самым безобразным образом, как он, Столыпин, никто не произвольничал так, как он, никто не оплевал так закон, как он, никто не уничтожал так хотя бы видимость правосудия, как он, Столыпин, и все сопровождая самыми либеральными речами и жестами" [17].

В-третьих, проведенная с беспрецедентными "социальными издержками" реформа имела не те результаты, на которые рассчитывал реформатор. В деревню, вместо социального мира, был привнесен антагонизм между обуржуазившейся крестьянской верхушкой (кулаками) и пролетаризирующейся крестьянской массой, между кулаками и помещичьим сословием. Не случайно кулачество в большинстве своем поддержало актуализированный революционными событиями лозунг конфискации всех помещичьих земель.

В-четвертых, экономические результаты реформы следует оценивать скромнее. Несмотря на сильный административный нажим, к началу 1916 года из общины окончательно вышло 2008 домохозяев, а совокупное число новых домохозяйств достигло примерно 2,5 млн.

В-пятых, несмотря на определенное расширение применения машин, основная масса крестьянских хозяйств оставалась технически отсталой, применяющей деревянные орудия труда (сохи, плуги, бороны). Полеводство велось экстенсивными методами с преобладанием зерновых, что отчасти диктовалось возрастающими экспортными потребностями. В худшем в сравнении с земледелием положении оказалось животноводство. За трехлетие, 1911-1913 годы, общее количество скота уменьшилось с 188,6 млн до 173,4 млн голов.

В известном смысле знаковым результатом столыпинской реформы явился голод, охвативший в 1911-1913 годах многие губернии России и 30 млн крестьян [18].

Критикуя судьбоносноую столыпинскую реформу земельно-аграрных отношений в России, леворадикалы отмечают, что наши современные реформаторы любят кивать на "светлое дореволюционное прошлое" Отечества. Однако опыт и итоги столыпинской реформы, вопреки массированной пропаганде преимуществ "нового землеустройства", не вывели российское сельское хозяйство на траекторию экономически и социально устойчивого прогресса.



Резюме

  1. Становление российского государства ознаменовалось переходом к феодальным отношениям, и первой формой экономической реализации феодальной собственности на землю явилось полюдье.
  2. Начало земельной реформы было положено в ХVI веке проведением писцовых межеваний. Эти работы включали межевые книги, в которых делались кадастровые описания, давались сведения о землевладениях, устанавливались площади земельных участков и др.
  3. Эпохальным в истории земельных отношений следует считать 1861 год, когда в принятых царем документах была зафиксирована отмена крепостного права, что означало освобождение крестьян от личной от помещиков зависимости, но без земли. Крестьянин с согласия помещика мог выкупить надел. Таким же правом наделялась община, обращавшая выкупленную землю в "мирскую". В результате реформы 1861 года утверждались две основные формы землевладения: общинное и подворное.
  4. Отмена крепостного права ускорила процесс освоения Сибири, в том числе Енисейской губернии. На выделенные государственные земли "сажали" людей трех категорий:
    1. переселенцев из Европейской России
    2. ;
    3. ссыльных
    4. ;
    5. явившихся по собственной инициативе
    6. .

    Расселяющиеся крестьяне образовывали слободу, острог, заимку. С принятием закона 1896 года в Сибири начинается процесс планомерного регулирования земельных отношений.

  5. Столыпинская реформа земельно-аграрных отношений нанесла сильнейший удар по помещичьему и общинному землевладению.

    Как раз целью и содержанием реформы было разрушение общины и насаждение крестьянской земельной собственности. В этом плане законодательно закреплялась отмена выкупа крестьянами наделов, получение в собственность части общинной земли, разрешались покупка крестьянами помещичьих, казенных, удельных и иных земель по низкой цене, а также аренда земли, стимулировалось переселение крестьян в Сибирь. Был создан Крестьянский банк, выдававший льготные ссуды на покупку земли, инвентаря, строительство, переселение и др. В результате в России начались образование и рост слоя зажиточных крестьян, оформлявших свое хозяйство в виде хуторов и отрубов. Более половины сельскохозяйственных земель сосредоточилось у крестьян.

  6. В результате революционных преобразований заметным стал рост производительности труда, возросли товарность и доходность хозяйств, экспортные поставки, правда, в основном продукции растениеводства.
  7. В крупном землевладении увеличилось потребление земледельческих орудий и машин, что придало импульс развитию отечественных металлургии и машиностроения.
  8. Разрушение общины предполагалось провести постепенно, с учетом ее экономической, политической, психологической силы. В тех местностях России, где крестьянское землевладение обретало силу, община подлежала ликвидации, а там, где хлебопашество имело второстепенное значение, крестьянская община сохранялась как лучший способ использования земли. На деле разрушение общинных отношений шло медленно и болезненно, надельное общинное землепользование сохраняло господствующее положение.
  9. Большинству хозяйств реформа не принесла процветания. Слой зажиточных крестьян мог быть и больше, если бы реформа проводилась более последовательно и не ориентировала российское сельское хозяйство на американский путь развития.
  10. Современные российские экономисты неоднозначно оценивают ход и результаты земельно-аграрной реформы Столыпина. Праворадикалы акцентируют внимание на положительные моменты реформы: она дала мощный импульс для развития частной крестьянской собственности на землю и самостоятельного хозяйствования, она не нацеливала на повсеместное и ускоренное разрушение общины, она выдвинула условия, при которых частная собственность на землю существенно ограничивалась, но при этом частное землевладение сосредоточивалось у "крепких и сильных мужиков".
  11. Экономисты леворадикального крыла концептуальное содержание столыпинской реформы подвергают аргументированной критике. Они считают, что реформа была нацелена на сохранение помещичье-дворянского класса, на приспособление его к буржуазному развитию. Вместе с кулачеством новые дворяне и помещики должны были пролетаризировать крестьянство, обеспечив отток крестьян в города. Вместо социального мира в деревню был привнесен социальный антагонизм. Несмотря на сильный административный нажим крестьянская община не была окончательно разрушена. Также более скромными оказались производственные результаты и рост производительности труда. Хотя применение техники расширялось, основная масса крестьянских хозяйств оставалась технически отсталой. Знаковым результатом явился голод, охвативший в 1911-1913 годах многие губернии России.



Контрольные вопросы

  1. Какие формы феодальной собственности на землю сформировались в России?
  2. Что привнесла реформа 1861 года в земельные отношения?
  3. Какова цель столыпинской земельно-аграрной реформы?
  4. Представьте кратко содержание реформы Столыпина. Какие, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны реформы?
  5. С какими оценками реформы современными российскими экономистами вы согласны, а с какими - нет?

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2005

© Центр дистанционного обучения, 2005