ЖИБИНОВА К.В. Земельные отношения: экономико-правовые аспекты

Электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Тема 1.4. Некоторые результаты
аграрной реформы в АПК


1.4.1. Новые формы собственности и хозяйствования в АПК России

1.4.2. Некоторые результаты производственной деятельности реформированных сельхозпроизводителей

Резюме

Контрольные вопросы

1.4.1. Новые формы собственности
и хозяйствования в АПК России

Предыдущий анализ показал, что в качестве основного результата двенадцатилетних реформ в сельском хозяйстве является не только формальное, но и реальное разгосударствление аграрного сектора - разрушение социалистических земельно-аграрных отношений. На месте старых отношений предполагалось построить новую систему производственных отношений, на что и была, как мы увидели, направлена законотворческая деятельность. И в этом смысле революционный процесс должен уступить место эволюционному. В третьей лекции было показано, что в недрах старого (социалистического) способа производства подготавливались предпосылки нового (капиталистического) способа производства. И наиболее общим показателем этого процесса в аграрном секторе явился развернувшийся аграрный кризис. Но новый способ производства возникает только в результате насильственного уничтожения основного отношения старого способа производства. Без известных нам из предыдущей лекции четырех законов не состоялся бы слом основы старой экономической системы.

В данной лекции будет показано, что новые капиталистические аграрные отношения в нашем обществе возникли, но не реально, а формально.

Еще классики политической экономии выявили диалектическое единство этих двух категорий. Относительно становления системы капиталистических производственных отношений К. Маркс выделял два этапа процесса подчинения труда капиталу: первый - это формальное, второй - реальное подчинение.О формальном и реальном обобществлении производства писал В.И. Ленин, определяя закономерности переходного от капитализма к социализму периода.

Когда мы в предыдущей лекции отмечали, что создана правовая база для формирования капиталистических производственных отношений, то - это лишь одна сторона формального подчинения труда капиталу. Второй стороной является экономическая - производство абсолютной прибавочной стоимости.

Новые формы собственности и хозяйствования в АПК России, о которых пойдет речь в первом вопросе, характеризуют формальное подчинение труда капиталу, государственная поддержка сельского хозяйства, которая будет представлена во втором вопросе, должна показать роль государства в переходе от формального к реальному подчинению труда капиталу. В этом же вопросе лекции мы убедимся, что в настоящее время материально-техническая база сельского хозяйства слаба, в производстве продукции значительна доля ручного труда, у наемных работников низкая заработная плата. Последнее обстоятельство вынуждает их вести еще и личное подсобное хозяйство. Переход к реальному подчинению труда капиталу требует формирования материально-технической базы капитализма, освобождение наемной рабочей силы от материальных средств для производства продукта и создания других условий. До тех пор, пока капиталистическое отношение предстает в простейшем виде как формальное подчинение труда капиталу, наша экономика будет являться переходной. Решающее значение для реального подчинения труда капиталу, утверждения капиталистического способа производства имеет развитие производительных сил, рост производительности труда, производство преимущественно относительной прибавочной стоимости. (Более подробно о формальном и реальном подчинении труда капиталу см.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. Отделы 3,4,5. - М.: Политиздат, 1960).

Итак, посмотрим, какие формы собственности на землю и формы хозяйствования сформировались в АПК за двенадцатилетний период реформы. Уже к концу шестого года реформы 93% сельхозугодий было передано бесплатно в собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям [30]. В настоящее время в России насчитывается 25 млн земельных собственников плюс около 13 млн собственников земельных долей, у которых находится около 115 млн га сельхозугодий.

В Красноярском крае на начало 2002 года сельскохозяйственные угодья распределились так: в общей площади земель, используемых сельхозпредприятиями, 2849,4 тыс. га (42,1%) - земли собственников земельных долей. Данные земли переданы организациям на праве аренды - 1768,6 тыс. га (62,1%), на праве пользования (право пользования земельными долями передано в уставной капитал предприятия) - 381,6 тыс. га (13,4%), невостребованные земельные доли - 699,2 тыс. га (24,5%). В собственности юридических лиц находится 276,8 тыс. га (4,1%) - это земли, купленные сельхозпредприятиями у собственников земельных долей, а также угодья, предоставленные в собственность в соответствии с Указом президента РФ № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 07. 03. 1996.

В государственной собственности находится 3613,8 тыс. га, или 53,4% - это земли, предоставленные государственным и муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятиям, научно-исследовательским и учебным заведениям и учреждениям, а также земли фонда перераспределения, предоставленные в аренду и пользование сельскохозяйственным организациям.

Особо следует выделить земли, используемые в крае крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Их площадь составляет 241,3 тыс. га, и в среднем на хозяйство приходится 63,5 га земли. Значительную часть земли - 391,2 тыс. га - занимают личные подсобные хозяйства - в среднем 1,45 га на одно хозяйство. Земельные участки находятся как в черте населенных пунктов, так и за их пределами, полученные за счет земельных долей.

Если представить распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности в крае, то картина на начало 2002 года будет следующая:

- все земли сельскохозяйственного назначения - 8605,0 тыс. га (100%);

- из них:

  • в собственности граждан - 3124,7 тыс. га (36,3%);
  • в собственности юридических лиц - 310,9 тыс. га (3,6%);
  • в государственной и муниципальной собственности - 5169,4 тыс. га (60,07%).

Большинство земельных участков, находящихся в собственности граждан, - это те земельные доли (94,7%), которые ими получены в результате распределения. Земли в собственности юридических лиц - это те земельные участки, которые находятся у сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, если последние не прошли перерегистрацию.

Земли, находящиеся в собственности у государства и муниципальных образований, как правило, сданы гражданам и юридическим лицам в пользование или аренду.

Если рассмотреть распределение земли по формам собственности землепользования в динамике, то в крае обнаруживается такая тенденция: происходит уменьшение площадей собственников земельных долей. К примеру, более полумиллиона гектаров вообще не востребовано собственниками, лишь 50%  земельных долей принадлежит тем, кто работает в хозяйстве.

За десятилетний период (с 1991 г.) произошло сокращение площади пашни на 20,4 тыс. га в основном из‑за слабой материально-технической базы сельхозпредприятий, высоких цен на ГСМ и другие оборотные средства, низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Чаще всего сельхозпроизводители отказываются от пашни, взятой в аренду.

В 2001 году в крае сокращение сельхозугодий под пашней произошло на 15 тыс. га, в том числе за счет перевода в земли запаса 13 тыс. га, в залежь - 4,8 тыс. га. Площади под залежью ежегодно увеличиваются на 5 тыс. га [31].

Одновременно с ликвидацией монополии государства на землю как объект собственности в России начался процесс слома государственной монополии на землю как объект хозяйства: реорганизация колхозов и совхозов.

Уже к 1995 году большинство колхозов и совхозов реорганизовалось в коллективные, кооперативные, акционерные и другие негосударственные предприятия, а к 2000 году произошла корректировка в количестве хозяйственных единиц.

Таблица 1

Группировка хозяйств по организационно-юридическим
формам в Российской Федерации [32]
Виды предприятий Число предприятий
1995 г. 2000 г.
Кол-во % Кол-во %
Сельхозпредприятия, всего 30521 100 27600 100
в т.ч.: сельхозкооперативы 2227 7,2 8557 31,0
товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа 12862 42,0 6137 22,2
колхозы 6025 19,7 2986 10,8
коллективные предприятия 2183 7,1 1400 5,1
акционерные общества открытого типа 320 1,6 858 3,2
совхозы 3592 11,7 714 2,6
ассоциации крестьянских хозяйств 751 2,4 591 2,1
другие 2561 8,3 6357 23,0
крестьянские (фермерские) хозяйства, тыс. 280,1 - 260 -

Всего в стране возникло и существует 20 типов сельскохозяйственных предприятий.

Как и во всей России, в Красноярском крае с 1991 года начался процесс создания в аграрном комплексе новых форм хозяйствования. Динамику их возникновения и развития показывает нижеприведенная таблица.

Таблица 2

Динамика развития организационно-юридических
форм по Красноярскому краю [33]
Виды предприятий, ед. 1990 г. 1991 г. 1993 г. 1995 г. 1996 г. 1996 г.
в % к
1990 г.
Крестьянские хозяйства 75 699 4779 4800 4693 62,5 раза
Колхозы, включая рыболовецкие 146 153 85 78 76 52
Сельхозкооперативы 6 22 8 21 28 4,6 раз
АО, товарищества - - 305 305 - -
Государственные и муниципальные предприятия 225 226 41 38 37 16
в т.ч. совхозы 225 226 26 19 17 7,5
Подсобные сельхозпредприятия 115 131 89 90 89 77

В крае из 153 колхозов полностью сменили организационную форму производства 68, проведя реорганизацию в акционерные общества закрытого типа, товарищества, кооперативы. Реорганизовано 185 совхозов и 26 подсобных сельскохозяйственных предприятий промышленности. Половина колхозов и 74% совхозов сохранили свой прежний статус с получением в собственность земли и имущества.

Если весь период реформации сельхозпредприятий в стране разделить на этапы, то до 1993 года проходил первый этап, в течение которого шло формирование новых форм хозяйствования. 1995 годом датируется завершение второго этапа реформы, а с 1996 года наступил третий этап реформирования хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве. Данные двух таблиц свидетельствуют о том, что на последнем этапе в стране и крае произошло существенное сокращение числа колхозов, совхозов и даже акционерных обществ, зато возросло количество сельхозкооперативов. Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств, то в последние 5 лет количество вновь создаваемых фермерских хозяйств стало меньше количества прекративших свою деятельность. Так, на 1 января 2001 года в крае было зарегистрировано 3751 крестьянское (фермерское) хозяйство, а на 1 января 2002 года число фермеров в крае составило 3543.

К тому же данные таблиц подтверждают мысль, высказанную ранее, что с формальной точки зрения преобразование колхозно-совхозного секторов в основном закончено. Формальное подчинение труда капиталу осуществилось. Однако для реального подчинения труда капиталу требуется, чтобы новые формы собственности и хозяйствования на земле дали мощный импульс развитию производительных сил, росту производительности труда. О том, как идут эти процессы в нашем агрокомплексе, пойдет речь в следующем вопросе.



1.4.2. Некоторые результаты производственной
деятельности реформированных
сельхозпроизводителей

Начнем с того, что аграрный кризис, характеризовавший кризис социалистических аграрных отношений, не остановлен. За 10 лет реформ, с 1990 по 2000 год, общий объем производства сельскохозяйственной продукции упал на 40%, поголовье КРС уменьшилось на 60%, овец и коз - на 90%, свиней - на 76%, птицы - на 50%. Производство зерна сократилось в 1,8 раза и стало ниже 1860 года, производство мяса снизилось в 2,2 раза (ниже 1913 года), производство молока упало в 1,7 раза, а шерсти - в 5,6 раза.

Значительно по сравнению с 1990 годом сократилось производство в пищевой промышленности. Так, производство мясопродуктов уменьшилось в 4 раза, молокопродуктов - в 2,5 раза, макаронных и хлебобулочных изделий - в 2 раза, плодоовощных консервов - в 3 раза.

Одной из причин углубления аграрного кризиса, выразившегося прежде всего в спаде производства сырья и продовольствия, является снижение доли сельскохозяйственных предприятий в производстве основных видов продуктов. Иллюстрация данного явления представлена в таблицах 3 и 4 [34].

Таблица 3

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств
РФ и Красноярском крае (в фактически действовавших ценах), %
Категория хозяйств 1991 г. 1995 г. 1998 г. 2000 г.
Российская Федерация:
Сельскохозяйственные предприятия 68,8 50,2 39,2 43,0
Хозяйства населения 31,2 47,9 58,6 54,0
Крестьянские (фермерские) хозяйства - 1,0 2,2 3,0
Красноярский край:
Сельскохозяйственные предприятия 71,5 46,8 36,2 38,9
Хозяйства населения 28,5 51,8 62,6 59,6
Крестьянские (фермерские) хозяйства - 1,4 1,2 1,5

Таблица 4

Структура производства основных видов сельскохозяйственной
продукции по категориям хозяйств, % от хозяйств всех категорий
Продукция Сельхоз-
предприятия
Хозяйства
населения
Крестьян. (фер-
мер.) хозяйства
1990 г. 1995 г. 2000 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г.
Зерно (в весе после доработки) 99,7 94,4 90,7 0,3 0,9 0,9 0,01 4,7 8,4
Сахарная свекла 99,99 95,9 94,4 0,0 0,6 0,7 0,01 3,5 4,9
Семена подсол-
нечника
98,6 86,3 84,4 1,4 1,4 1,4 0,0 12,3 14,2
Картофель 33,9 9,2 6,5 66,1 89,9 92,4 0,0 0,9 1,1
Овощи 69,9 25,3 19,9 30,1 73,4 77,9 0,0 1,3 2,2
Мясо (в убойном весе) 75,2 49,9 40,3 24,8 48,6 57,9 0,01 1,5 1,8
Молоко 76,2 57,1 47,3 23,8 41,4 50,9 0,0 1,5 1,8
Яйца 78,4 69,4 70,9 21,6 30,2 28,7 - 0,4 0,4
Шерсть (в физическом весе) 75,5 53,0 37,5 24,5 42,5 57,1 0,0 4,5 5,4
Мед 30,6 14,2 9,7 69,4 83,7 88,2 - 2,1 2,1

Реформированные сельхозпредприятия продолжают сокращать производство основных продуктов сельского хозяйства и в абсолютном и в относительном выражении. Вместе с тем идет наращивание производства продуктов питания так называемыми личными "подсобными" хозяйствами, которые за последние годы превратились из подсобного в основной источник существования многих крестьян.

В 2000 году насчитывалось 40 млн таких хозяйств с размером земли от 0,06 до 15 гектаров. Удельный вес этих хозяйств в общей площади сельхозугодий вырос за 10 лет с 6 до 14%, а валовой продукции - с 25 до 50%. Личные подсобные хозяйства являются основными производителями картофеля, овощей, меда, просматривается тенденция роста и по другим продуктам.

Столь бурное развитие этой категории хозяйств в стране вызвано рядом причин, в том числе развалом многих сельхозпредприятий. ЛПХ стали способом обеспечения выживания и занятости на селе. Вместе с тем личные подсобные хозяйства превращают наше сельское хозяйство в полунатуральное хозяйство с отставшей техникой и технологией. На этом фоне роль крестьянских (фермерских) хозяйств поднимается незначительно. Заметен лишь некоторый рост их доли в 2001 году в производстве зерна - 11%, семян подсолнечника - 16,2%, сахарной свеклы - 5,7%.

В пореформенные годы усилился неэквивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством. Диспаритет цен принял в настоящее время катастрофические размеры, к примеру, за 1990-2000 годы цены на продукцию сельского хозяйства выросли в 5,1 раза, а на промышленные товары и услуги - в 25 раз, ГСМ - в 30 раз, электроэнергию - в 32 раза. При постоянном росте издержек на покупные средства производства и медленном росте закупочных цен ухудшается финансовое положение товаропроизводителей, снижается их платежеспособность и возрастает задолженность по банковским кредитам. В 2000 году сумма задолженности сельхозпредприятий составила 233 млрд рублей, а выручка всего 221 млрд. В 2001 году сумма задолженности выросла до 271,5 млрд рублей, увеличившись за год на 24%. Просроченная задолженность поднялась со 150 млрд рублей до 173 млрд рублей (на 15%). Кредиторская задолженность превысила дебиторскую более чем в шесть раз и ее имели 88% хозяйств.

Представляется, что главная причина продолжающегося аграрного кризиса состоит в том, что новые формы собственности и хозяйствования не получили действенной государственной поддержки.

"Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса", рассчитанная на 1996-2000 годы, не выполнена, о чем свидетельствуют данные таблицы 5.


Таблица 5

Основные показатели Федеральной целевой программы
стабилизации и развития агропромышленного
производстваи ее осуществление в 2000 г.
Показатель Предусмотрено
программой
выйти на
параметры
в 2000 г.
Фактически
2000 г. в % к
программе
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования, млрд. руб. (в ценах 1991 г.) 17,7 4,5 25,4
Ввод новых орошаемых земель за 1996-2000 гг., тыс. га 270 31,3 11,6
Проведение осушительной мелиорации за 1996-2000 гг., тыс. га 330 32,4 9,8
Поставки минеральных удобрений, млн. т 10,0 1,4 14,0
Парк основных видов с.-х. техники:
тракторы, тыс. шт. 1500 818 54,5
комбайны зерноуборочные, тыс. шт. 360 199 55,3
комбайны кормоуборочные, тыс. шт. 150 60 40,0
комбайны свеклоуборочные, тыс. шт. 25 12,5 50,0
Производство с.-х. продукции, млн тонн:
зерно 95 65,5 68,9
картофель 38,0 34,0 89,4
овощи 11,5 12,5 108,7
Реализация скота и птицы на убой (в живом массе) 10,8 7,0 64,8
Молоко 44,6 31,9 71,5
Яйца, млрд шт. 38,0 33,9 92,1
Шерсть, тыс. тонн 95,0 40,3 42,3
Среднегодовые темпы роста валовой продукции, % 2-4 -8,6
(к 1995 г.)
-
Производство основных продуктов питания на душу населения в год, кг:
мясо и мясопродукты 59 43 72,9
молоко и молокопродукты 289 216 74,7
яйца, шт. 241 228 84,6
масло растительное 8 8,9 111,2
овощи и бахчевые 76 84 110,5
картофель 135 123 91,2
хлебные продукты 122-124 119 96,7-96

Долгосрочная политика правительства выражена в программе "Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг." Расчеты прогноза функционирования АПК до 2004 года показывают, что сохраняется сложившееся соотношение индекса цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), предусматривается поступление техники в сельское хозяйство в объемах ниже их выбытия (сейчас коэффициент обновления составляет 0,53%), планируется незначительный рост поставок минеральных удобрений. Таким образом, развитие промышленности по крайней мере в ближайшие два года не будет ориентировано на восстановление и развитие аграрно-промышленного комплекса.

Расходы государства на поддержку сельскохозяйственной отрасли за годы реформ существенно снизились, и если в 1989 году объем капиталовложений в сельское хозяйство составлял 11,6% всех расходов госбюджета, то в 2000 году - 1,6%, 2001 году - 1,7%, 2002 году - 1,4%, в 2003 году - 1,3% (план) федерального бюджета [35].

Ученые, анализирующие бюджетную поддержку аграрного сектора [36], отмечают три тенденции. Первая заключается в том, что доля расходов в расходной части федерального и региональных бюджетов последовательно сокращается. Вторая тенденция - регионализация бюджетного финансирования АПК. Доля федерального бюджета в сельскохозяйственном консалидированном бюджете не превышает 30% и в перспективе будет снижаться. Если учесть, что возможности регионов по субсидированию сельского хозяйства разные, то это усиливает и без того значительную дифференциацию сельхозпроизводителей и социальных условий жизни на селе. Третья тенденция - переориентация господдержки непосредственного производителя за результаты хозяйственной деятельности к финансированию общеотраслевых, в том числе социальных преобразований, содержание подведомственных структур, оказание образовательных и научных услуг. Переориентация господдержки пока еще не оценена и трудно представляема в долгосрочном периоде.

В отличие от развитых стран господдержка отечественного сельского хозяйства не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на финансовые результаты деятельности предприятий. Параметры бюджетного финансирования нашего сельского хозяйства значительно уступают соответствующим параметрам развитых стран, о чем свидетельствуют данные таблицы 6.


Таблица 6

Показатели совокупных расходов на государственную
поддержку сельского хозяйства в России
и зарубежных странах (1997-1999 годы) [37]
Страна % ВВП На душу
населения,
долл.
На 1 га
сельхозугодий,
долл.
Доля
господдержки
в затратах, %
Россия 0,8 60 9,5 7,1
Канада 1,3 163 36 20
США 1,5 350 85 24
ЕС 1,7 336 801 49

Если доля государственной поддержки в затратах сельхозпредприятий в ЕС доходит до 50, то у нас в среднем 7%, а в расчете на один рубль затрат на основное производство в 2001 году составила 4,9 копейки. Не особенно рассчитывая на государственную помощь, товаропроизводители АПК пытаются самостоятельно выкарабкаться из кризиса, адаптироваться к рыночным условиям. Так, в 1999-2001 годах среднегодовой темп валовой продукции составил 6%, в 2002 году - 3%.

В Красноярском крае с 2001 года перестали сокращаться посевные площади, урожайность зерна поднялась на 30% (средняя урожайность в 2001 году составила 19,3 центнера с гектара, в 2002 году - 21,4 центнера с гектара). Ресурсы зерна в России за предыдущие два года полностью удовлетворяют внутренние потребности, 5-10 млн тонн зерна можно экспортировать.

Производство молока за год возросло на 18%, и надой от одной фуражной коровы составил 2750 кг, продуктивность коров за два последних года поднялась на 9%. Объем реализации на убой скота составил 7 млн тонн (на 02,% больше 2000 года). Производство мяса птицы возросло за двухлетие на 20%.

Некоторые успехи достигнуты предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Например, производство мяса выросло на 4%, мясных консервов - на 6%, колбасных изделий - на 12%, цельномолочной продукции - на 10% , сахара-песка - на 8%.

За последние два года несколько поднялась и рентабельность сельскохозяйственного производства, правда, в основном за счет низкой заработной платы. В 2000 году средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила 862 рубля, а в середине 2003 года едва достигла одной тысячи рублей.

Итак, внедрение в практику правительственного направления - утверждение в короткие сроки в сельском хозяйстве института частной собственности на землю и другие средства производства, по существу, отказ от господдержки аграрного сектора не дали существенного улучшения экономического и социального положения села. Разумные научно обоснованные предложения ученых-экономистов и законодателей по "мягкому" вхождению в частное землевладение и землепользование в рыночные отношения не были восприняты правительственными кругами. Поэтому процесс становления новых (капиталистических) аграрных отношений в стране идет столь болезненно.



Резюме

  1. За двенадцатилетний период реформирования АПК произошло формальное подчинение труда капиталу: создана правовая база для формирования капиталистических аграрных отношений и запущен процесс производства абсолютной прибавочной стоимости.

    Переход к реальному подчинению труда капиталу требует формирования материально-технической базы капитализма, освобождение наемной рабочей силы от материальных средств для производства продукта. Решающее значение для утверждения капиталистического способа производства имеет развитие производительных сил, рост производительности труда, производство преимущественно относительной прибавочной стоимости.

  2. В стране и крае возникли такие формы собственности на землю сельскохозяйственного назначения: собственность граждан, собственность юридических лиц, государственная и муниципальная собственность. В последние годы возникла тенденция уменьшения площадей собственников земельных долей, возрастает количество невостребованной собственниками земли. Безразличное отношение многих собственников к земле объясняется тем, что они на земле не хозяйствуют и, что самое главное - их земельная доля не приносит дохода (дивиденды не выплачиваются).
  3. За годы реформ в стране и крае произошло сокращение площади пашни из-за слабой материально-технической базы сельхозпредприятий, высоких цен на ГСМ и другие оборотные средства, низких розничных (закупочных) цен на сельхозпродукцию.
  4. Немногим более года потребовалось правительству, чтобы на месте государственной монополии на землю как объект хозяйства возникло 20 типов сельскохозяйственных предприятий. Реформация сельхозпредприятий прошла три этапа. На последнем этапе в стране и крае произошло существенное сокращение числа колхозов, совхозов, акционерных обществ, но возросло количество сельхозкооперативов. Для переходной экономики России типичен процесс постоянных количественных изменений форм, права, институтов собственности и процесс передела объектов собственности.
  5. Социально-экономические, организационно-правовые преобразования в агрокомплексе стали проводиться "сверху", без подготовленной базы, что также углубило аграрный кризис и не привело к эффективному функционированию новых форм собственности и хозяйствования. Статистика подтверждает, что хотя падение производства сельскохозяйственной продукции в последние два года остановлено, стабилизация еще не наступила.
  6. Реформированные сельскохозяйственные предприятия сокращают производство основных продуктов сельского хозяйства и в абсолютном и в относительном выражении. На этом фоне наращивается производство продуктов питания личными подсобными хозяйствами. Некоторый рост зерновых и технических культур наблюдается и в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
  7. В пореформенные годы усилился неэквивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством. При постоянном росте издержек на покупные средства производства и медленном росте закупочных цен ухудшается финансовое положение товаропроизводителей, снижается их платежеспособность и возрастает кредиторская задолженность.
  8. Представляется, что главная причина продолжающегося аграрного кризиса состоит в том, что новые формы собственности и хозяйствования не получили действенной государственной поддержки.


Контрольные вопросы

  1. Какова роль формального и реального подчинения труда капиталу в формировании капиталистических аграрных отношений?
  2. Какие формы собственности на земли сельскохозяйственного назначения возникли, дайте им краткую характеристику.
  3. Почему возрастает количество невостребованной земли?
  4. Почему реформа в сельском хозяйстве не привела к эффективному функционированию новых форм собственности и хозяйствования?
  5. Есть ли, на ваш взгляд, будущее у личных подсобных хозяйств?

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2005

© Центр дистанционного обучения, 2005