ЖИБИНОВА К.В. Земельные отношения: экономико-правовые аспекты
Электронный учебно-методический комплекс |
|
МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИТема 1.4. Некоторые результаты
|
Виды предприятий | Число предприятий | |||
---|---|---|---|---|
1995 г. | 2000 г. | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
Сельхозпредприятия, всего | 30521 | 100 | 27600 | 100 |
в т.ч.: сельхозкооперативы | 2227 | 7,2 | 8557 | 31,0 |
товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа | 12862 | 42,0 | 6137 | 22,2 |
колхозы | 6025 | 19,7 | 2986 | 10,8 |
коллективные предприятия | 2183 | 7,1 | 1400 | 5,1 |
акционерные общества открытого типа | 320 | 1,6 | 858 | 3,2 |
совхозы | 3592 | 11,7 | 714 | 2,6 |
ассоциации крестьянских хозяйств | 751 | 2,4 | 591 | 2,1 |
другие | 2561 | 8,3 | 6357 | 23,0 |
крестьянские (фермерские) хозяйства, тыс. | 280,1 | - | 260 | - |
Всего в стране возникло и существует 20 типов сельскохозяйственных предприятий.
Как и во всей России, в Красноярском крае с 1991 года начался процесс создания в аграрном комплексе новых форм хозяйствования. Динамику их возникновения и развития показывает нижеприведенная таблица.
Таблица 2
Виды предприятий, ед. | 1990 г. | 1991 г. | 1993 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1996 г. в % к 1990 г. |
---|---|---|---|---|---|---|
Крестьянские хозяйства | 75 | 699 | 4779 | 4800 | 4693 | 62,5 раза |
Колхозы, включая рыболовецкие | 146 | 153 | 85 | 78 | 76 | 52 |
Сельхозкооперативы | 6 | 22 | 8 | 21 | 28 | 4,6 раз |
АО, товарищества | - | - | 305 | 305 | - | - |
Государственные и муниципальные предприятия | 225 | 226 | 41 | 38 | 37 | 16 |
в т.ч. совхозы | 225 | 226 | 26 | 19 | 17 | 7,5 |
Подсобные сельхозпредприятия | 115 | 131 | 89 | 90 | 89 | 77 |
В крае из 153 колхозов полностью сменили организационную форму производства 68, проведя реорганизацию в акционерные общества закрытого типа, товарищества, кооперативы. Реорганизовано 185 совхозов и 26 подсобных сельскохозяйственных предприятий промышленности. Половина колхозов и 74% совхозов сохранили свой прежний статус с получением в собственность земли и имущества.
Если весь период реформации сельхозпредприятий в стране разделить на этапы, то до 1993 года проходил первый этап, в течение которого шло формирование новых форм хозяйствования. 1995 годом датируется завершение второго этапа реформы, а с 1996 года наступил третий этап реформирования хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве. Данные двух таблиц свидетельствуют о том, что на последнем этапе в стране и крае произошло существенное сокращение числа колхозов, совхозов и даже акционерных обществ, зато возросло количество сельхозкооперативов. Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств, то в последние 5 лет количество вновь создаваемых фермерских хозяйств стало меньше количества прекративших свою деятельность. Так, на 1 января 2001 года в крае было зарегистрировано 3751 крестьянское (фермерское) хозяйство, а на 1 января 2002 года число фермеров в крае составило 3543.
К тому же данные таблиц подтверждают мысль, высказанную ранее, что с формальной точки зрения преобразование колхозно-совхозного секторов в основном закончено. Формальное подчинение труда капиталу осуществилось. Однако для реального подчинения труда капиталу требуется, чтобы новые формы собственности и хозяйствования на земле дали мощный импульс развитию производительных сил, росту производительности труда. О том, как идут эти процессы в нашем агрокомплексе, пойдет речь в следующем вопросе.
Начнем с того, что аграрный кризис, характеризовавший кризис социалистических аграрных отношений, не остановлен. За 10 лет реформ, с 1990 по 2000 год, общий объем производства сельскохозяйственной продукции упал на 40%, поголовье КРС уменьшилось на 60%, овец и коз - на 90%, свиней - на 76%, птицы - на 50%. Производство зерна сократилось в 1,8 раза и стало ниже 1860 года, производство мяса снизилось в 2,2 раза (ниже 1913 года), производство молока упало в 1,7 раза, а шерсти - в 5,6 раза.
Значительно по сравнению с 1990 годом сократилось производство в пищевой промышленности. Так, производство мясопродуктов уменьшилось в 4 раза, молокопродуктов - в 2,5 раза, макаронных и хлебобулочных изделий - в 2 раза, плодоовощных консервов - в 3 раза.
Одной из причин углубления аграрного кризиса, выразившегося прежде всего в спаде производства сырья и продовольствия, является снижение доли сельскохозяйственных предприятий в производстве основных видов продуктов. Иллюстрация данного явления представлена в таблицах 3 и 4 [34].
Таблица 3
Категория хозяйств | 1991 г. | 1995 г. | 1998 г. | 2000 г. |
---|---|---|---|---|
Российская Федерация: | ||||
Сельскохозяйственные предприятия | 68,8 | 50,2 | 39,2 | 43,0 |
Хозяйства населения | 31,2 | 47,9 | 58,6 | 54,0 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | - | 1,0 | 2,2 | 3,0 |
Красноярский край: | ||||
Сельскохозяйственные предприятия | 71,5 | 46,8 | 36,2 | 38,9 |
Хозяйства населения | 28,5 | 51,8 | 62,6 | 59,6 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | - | 1,4 | 1,2 | 1,5 |
Таблица 4
Продукция | Сельхоз- предприятия |
Хозяйства населения |
Крестьян. (фер- мер.) хозяйства |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | |
Зерно (в весе после доработки) | 99,7 | 94,4 | 90,7 | 0,3 | 0,9 | 0,9 | 0,01 | 4,7 | 8,4 |
Сахарная свекла | 99,99 | 95,9 | 94,4 | 0,0 | 0,6 | 0,7 | 0,01 | 3,5 | 4,9 |
Семена подсол- нечника |
98,6 | 86,3 | 84,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 0,0 | 12,3 | 14,2 |
Картофель | 33,9 | 9,2 | 6,5 | 66,1 | 89,9 | 92,4 | 0,0 | 0,9 | 1,1 |
Овощи | 69,9 | 25,3 | 19,9 | 30,1 | 73,4 | 77,9 | 0,0 | 1,3 | 2,2 |
Мясо (в убойном весе) | 75,2 | 49,9 | 40,3 | 24,8 | 48,6 | 57,9 | 0,01 | 1,5 | 1,8 |
Молоко | 76,2 | 57,1 | 47,3 | 23,8 | 41,4 | 50,9 | 0,0 | 1,5 | 1,8 |
Яйца | 78,4 | 69,4 | 70,9 | 21,6 | 30,2 | 28,7 | - | 0,4 | 0,4 |
Шерсть (в физическом весе) | 75,5 | 53,0 | 37,5 | 24,5 | 42,5 | 57,1 | 0,0 | 4,5 | 5,4 |
Мед | 30,6 | 14,2 | 9,7 | 69,4 | 83,7 | 88,2 | - | 2,1 | 2,1 |
Реформированные сельхозпредприятия продолжают сокращать производство основных продуктов сельского хозяйства и в абсолютном и в относительном выражении. Вместе с тем идет наращивание производства продуктов питания так называемыми личными "подсобными" хозяйствами, которые за последние годы превратились из подсобного в основной источник существования многих крестьян.
В 2000 году насчитывалось 40 млн таких хозяйств с размером земли от 0,06 до 15 гектаров. Удельный вес этих хозяйств в общей площади сельхозугодий вырос за 10 лет с 6 до 14%, а валовой продукции - с 25 до 50%. Личные подсобные хозяйства являются основными производителями картофеля, овощей, меда, просматривается тенденция роста и по другим продуктам.
Столь бурное развитие этой категории хозяйств в стране вызвано рядом причин, в том числе развалом многих сельхозпредприятий. ЛПХ стали способом обеспечения выживания и занятости на селе. Вместе с тем личные подсобные хозяйства превращают наше сельское хозяйство в полунатуральное хозяйство с отставшей техникой и технологией. На этом фоне роль крестьянских (фермерских) хозяйств поднимается незначительно. Заметен лишь некоторый рост их доли в 2001 году в производстве зерна - 11%, семян подсолнечника - 16,2%, сахарной свеклы - 5,7%.
В пореформенные годы усилился неэквивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством. Диспаритет цен принял в настоящее время катастрофические размеры, к примеру, за 1990-2000 годы цены на продукцию сельского хозяйства выросли в 5,1 раза, а на промышленные товары и услуги - в 25 раз, ГСМ - в 30 раз, электроэнергию - в 32 раза. При постоянном росте издержек на покупные средства производства и медленном росте закупочных цен ухудшается финансовое положение товаропроизводителей, снижается их платежеспособность и возрастает задолженность по банковским кредитам. В 2000 году сумма задолженности сельхозпредприятий составила 233 млрд рублей, а выручка всего 221 млрд. В 2001 году сумма задолженности выросла до 271,5 млрд рублей, увеличившись за год на 24%. Просроченная задолженность поднялась со 150 млрд рублей до 173 млрд рублей (на 15%). Кредиторская задолженность превысила дебиторскую более чем в шесть раз и ее имели 88% хозяйств.
Представляется, что главная причина продолжающегося аграрного кризиса состоит в том, что новые формы собственности и хозяйствования не получили действенной государственной поддержки.
"Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса", рассчитанная на 1996-2000 годы, не выполнена, о чем свидетельствуют данные таблицы 5.
Таблица 5
Показатель | Предусмотрено программой выйти на параметры в 2000 г. |
Фактически | |
---|---|---|---|
2000 г. | в % к программе |
||
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования, млрд. руб. (в ценах 1991 г.) | 17,7 | 4,5 | 25,4 |
Ввод новых орошаемых земель за 1996-2000 гг., тыс. га | 270 | 31,3 | 11,6 |
Проведение осушительной мелиорации за 1996-2000 гг., тыс. га | 330 | 32,4 | 9,8 |
Поставки минеральных удобрений, млн. т | 10,0 | 1,4 | 14,0 |
Парк основных видов с.-х. техники: | |||
тракторы, тыс. шт. | 1500 | 818 | 54,5 |
комбайны зерноуборочные, тыс. шт. | 360 | 199 | 55,3 |
комбайны кормоуборочные, тыс. шт. | 150 | 60 | 40,0 |
комбайны свеклоуборочные, тыс. шт. | 25 | 12,5 | 50,0 |
Производство с.-х. продукции, млн тонн: | |||
зерно | 95 | 65,5 | 68,9 |
картофель | 38,0 | 34,0 | 89,4 |
овощи | 11,5 | 12,5 | 108,7 |
Реализация скота и птицы на убой (в живом массе) | 10,8 | 7,0 | 64,8 |
Молоко | 44,6 | 31,9 | 71,5 |
Яйца, млрд шт. | 38,0 | 33,9 | 92,1 |
Шерсть, тыс. тонн | 95,0 | 40,3 | 42,3 |
Среднегодовые темпы роста валовой продукции, % | 2-4 | -8,6 (к 1995 г.) | - |
Производство основных продуктов питания на душу населения в год, кг: | |||
мясо и мясопродукты | 59 | 43 | 72,9 |
молоко и молокопродукты | 289 | 216 | 74,7 |
яйца, шт. | 241 | 228 | 84,6 |
масло растительное | 8 | 8,9 | 111,2 |
овощи и бахчевые | 76 | 84 | 110,5 |
картофель | 135 | 123 | 91,2 |
хлебные продукты | 122-124 | 119 | 96,7-96 |
Долгосрочная политика правительства выражена в программе "Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг." Расчеты прогноза функционирования АПК до 2004 года показывают, что сохраняется сложившееся соотношение индекса цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), предусматривается поступление техники в сельское хозяйство в объемах ниже их выбытия (сейчас коэффициент обновления составляет 0,53%), планируется незначительный рост поставок минеральных удобрений. Таким образом, развитие промышленности по крайней мере в ближайшие два года не будет ориентировано на восстановление и развитие аграрно-промышленного комплекса.
Расходы государства на поддержку сельскохозяйственной отрасли за годы реформ существенно снизились, и если в 1989 году объем капиталовложений в сельское хозяйство составлял 11,6% всех расходов госбюджета, то в 2000 году - 1,6%, 2001 году - 1,7%, 2002 году - 1,4%, в 2003 году - 1,3% (план) федерального бюджета [35].
Ученые, анализирующие бюджетную поддержку аграрного сектора [36], отмечают три тенденции. Первая заключается в том, что доля расходов в расходной части федерального и региональных бюджетов последовательно сокращается. Вторая тенденция - регионализация бюджетного финансирования АПК. Доля федерального бюджета в сельскохозяйственном консалидированном бюджете не превышает 30% и в перспективе будет снижаться. Если учесть, что возможности регионов по субсидированию сельского хозяйства разные, то это усиливает и без того значительную дифференциацию сельхозпроизводителей и социальных условий жизни на селе. Третья тенденция - переориентация господдержки непосредственного производителя за результаты хозяйственной деятельности к финансированию общеотраслевых, в том числе социальных преобразований, содержание подведомственных структур, оказание образовательных и научных услуг. Переориентация господдержки пока еще не оценена и трудно представляема в долгосрочном периоде.
В отличие от развитых стран господдержка отечественного сельского хозяйства не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на финансовые результаты деятельности предприятий. Параметры бюджетного финансирования нашего сельского хозяйства значительно уступают соответствующим параметрам развитых стран, о чем свидетельствуют данные таблицы 6.
Таблица 6
Страна | % ВВП | На душу населения, долл. |
На 1 га сельхозугодий, долл. |
Доля господдержки в затратах, % |
---|---|---|---|---|
Россия | 0,8 | 60 | 9,5 | 7,1 |
Канада | 1,3 | 163 | 36 | 20 |
США | 1,5 | 350 | 85 | 24 |
ЕС | 1,7 | 336 | 801 | 49 |
Если доля государственной поддержки в затратах сельхозпредприятий в ЕС доходит до 50, то у нас в среднем 7%, а в расчете на один рубль затрат на основное производство в 2001 году составила 4,9 копейки. Не особенно рассчитывая на государственную помощь, товаропроизводители АПК пытаются самостоятельно выкарабкаться из кризиса, адаптироваться к рыночным условиям. Так, в 1999-2001 годах среднегодовой темп валовой продукции составил 6%, в 2002 году - 3%.
В Красноярском крае с 2001 года перестали сокращаться посевные площади, урожайность зерна поднялась на 30% (средняя урожайность в 2001 году составила 19,3 центнера с гектара, в 2002 году - 21,4 центнера с гектара). Ресурсы зерна в России за предыдущие два года полностью удовлетворяют внутренние потребности, 5-10 млн тонн зерна можно экспортировать.
Производство молока за год возросло на 18%, и надой от одной фуражной коровы составил 2750 кг, продуктивность коров за два последних года поднялась на 9%. Объем реализации на убой скота составил 7 млн тонн (на 02,% больше 2000 года). Производство мяса птицы возросло за двухлетие на 20%.
Некоторые успехи достигнуты предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Например, производство мяса выросло на 4%, мясных консервов - на 6%, колбасных изделий - на 12%, цельномолочной продукции - на 10% , сахара-песка - на 8%.
За последние два года несколько поднялась и рентабельность сельскохозяйственного производства, правда, в основном за счет низкой заработной платы. В 2000 году средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила 862 рубля, а в середине 2003 года едва достигла одной тысячи рублей.
Итак, внедрение в практику правительственного направления - утверждение в короткие сроки в сельском хозяйстве института частной собственности на землю и другие средства производства, по существу, отказ от господдержки аграрного сектора не дали существенного улучшения экономического и социального положения села. Разумные научно обоснованные предложения ученых-экономистов и законодателей по "мягкому" вхождению в частное землевладение и землепользование в рыночные отношения не были восприняты правительственными кругами. Поэтому процесс становления новых (капиталистических) аграрных отношений в стране идет столь болезненно.
Переход к реальному подчинению труда капиталу требует формирования материально-технической базы капитализма, освобождение наемной рабочей силы от материальных средств для производства продукта. Решающее значение для утверждения капиталистического способа производства имеет развитие производительных сил, рост производительности труда, производство преимущественно относительной прибавочной стоимости.
|
|