Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет"
Институт прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАУКА О ЗЕМЛЕ
Для направления 020200 Биология
Специальность 020201.65 Биология
Специализация Охотоведение
кафедра Геодезии
курс 1-й семестр 2-й
Красноярск 2009 г.
Составители программы Шумаев К.Н., Сафонов А.Я.
Заведующий кафедрой Шумаев К.Н.
1. Цели и задачи дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
5. Лабораторный практикум
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
6.2 Средства обеспечения дисциплины
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Методическая организация изучения дисциплины
8.1. Перечень расчетно-графических работ и практических занятий
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью данного курса является приобретение студентами указанной специальности необходимых знаний для проведения исследований в области сущности жизни, разнообразии и уровня организации биологических систем. Понимание основных концепций и методов их познания на основе биологических наук. Познание и глубокое понимание государственной стратегии охраны природы и сохранения экологического равновесия экосистем.
Задачей курса является приобретение студентами навыка проведения исследований в области сущности и качества жизни граждан России. Практические и теоретические методы основываются на знании наук федерального компонента: математики, информатики, физики, химии и науки о земле. А так же на основе региональных компонентов, таких как: математические методы и модели в биологии, системный анализ прогнозных и свершившихся событий, кибернетика и др.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения курса науки о земле студент должен
знать:
- теоретические основы динамической геологии, физической географии, астрономии, включая устройство Галактики и Солнечной системы, физические поля Земли и устройство ее оболочки,
- мониторинг природных ресурсов, на основе знаний в области биотехнологий, включая климат, природные зоны, почвоведение, земледелие, охоту на диких животных, охрану окружающей среды и др.
- эволюцию и генетику животного мира,
- устройство основных геодезических приборов, состав геодезических работ, выполняемых при изысканиях в области биологии,
- аэрокосмические и лазерные методы мониторинга окружающей среды,
- народы мира, основные религии и национальные традиции и т.д.
уметь:
- распознавать и классифицировать животных,
- решать инженерные задачи по топографическим картам и планам,
- использовать современную компьютерную технику при решении профессиональных задач,
- осуществлять геодезические измерения на местности и оценивать их точность,
- пользоваться нормативной и правовой литературой,
- использовать топографо-геодезическую и картографическую информацию при решении задач природообустройства территорий.
иметь навыки:
- решения задач по планам и картам при проектировании и создании объектов охотничьего хозяйства,
- определения координат и отметок точек местности в различных природно-климатических условиях,
- в области охотничьей этики.
- ориентирования на местности и предсказания погоды.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость | 100 | 2 |
Аудиторные занятия | 72 | 2 |
Лекции | 36 | 2 |
Практические занятия | 36 | 2 |
Семинары | - | - |
Лабораторные работы | - | - |
Самостоятельная работа | 28 | 1 |
Курсовой проект | - | - |
Расчетно-графические работы | - | - |
Реферат | - | - |
Вид итогового контроля | Экзамен | 2 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | Практи- ческие занятия | Лабора- торные занятия |
1 | Общие сведения о Земле. Размеры земного эллипсоида. Устройство галактики и Солнечной системы | * | - | - |
2 | Топографическая карта и план | * | * | * |
3 | Геодезические измерения площадей, длин линий, углов, превышений. Ориентирование на местности | * | * | * |
4 | Оболочное строение Земли | * | * | - |
5 | Гидрография Земли. Океаны и моря. Глубоководные желоба. Крупнейшие реки и озера России | * | * | - |
6 | Материковая поверхность Земли. Крупнейшие острова, вершины и вулканы. Глубочайшие впадины суши | * | * | - |
7 | Эволюция Земли. Физические поля Земли. Основы физической географии и динамической геологии. Основы почвоведения. Природно-климатические зоны Красноярского края | * | - | - |
4.2. Содержание разделов дисциплины
1. Общие сведения о Земле
Размеры земного эллипсоида. Устройство галактики и Солнечной системы
2. Топографическая карта и план
Назначение топографических карт и планов. Масштабы топографических карт и планов. Условные знаки. Рельеф земной поверхности. Основные формы рельефа. Изображение рельефа на топографических планах и картах. Решение задач по топографическим планам и картам.
Определение высотных отметок точек, уклонов и углов наклона, построение профиля по заданному направлению на карте или плане, определение границ водосборной площади. Проектирование на карте линии заданного уклона.
3. Геодезические измерения
Линейные измерения. Мерные приборы: нитяной дальномер, рулетки стальные и лазерные, светодальномеры и электронные тахеометры. Точность измерения расстояний различными приборами.
Вычисление горизонтальных проложений измеренных линий по наклонным дальностям.
Косвенные способы определения расстояний на местности.
Измерение горизонтальных и вертикальных углов. Устройство теодолитов Т30 и Т5 последних модификаций. Основные оси теодолита и требования, предъявляемые к их взаимному расположению. Исследования, поверки и юстировки теодолита. Классификация теодолитов по ГОСТ. Сведения об электронных теодолитах.
Методы измерения горизонтальных углов и направлений.
Методика измерения вертикальных углов.
Измерение превышений. Виды нивелирования: геометрическое, тригонометрическое, барометрическое, гидростатическое.
Приборы для геометрического нивелирования. Устройство нивелиров и нивелирных реек. Геометрическое нивелирование способом "из середины" и "вперед". Влияние кривизны Земли и рефракции земной атмосферы на результаты измерений.
Измерение площадей. Способы, их точность. Методика измерения площадей полярным и электронным цифровым планиметром, палеткой, графически и аналитическим способом.
4. Оболочное строение Земли
Оболочка геосферы: ядро, мантия, земная кора. Основные типы земной коры: материковая, промежуточного строения и океаническая.
5. Гидрография Земли
Океаны и моря. Глубоководные желоба. Крупнейшие реки и озера России.
6. Материковая поверхность Земли
Крупнейшие острова, вершины и вулканы. Глубочайшие впадины суши. Климат. Растительность. Животный мир. Физико-географические пояса. Высотная поясность.
7. Эволюция Земли
Физические поля Земли. Основы физической географии и динамической геологии. Основы почвоведения. Происхождение почв. Их развитие, строение, состав, свойства и плодородие. Природно-климатические зоны Красноярского края.
8. Геологическое строение земли ее основные научные направления
Геологическое время. Геология. Современный вулканизм. Сейсмичность территории России и Стран СНГ. Гидрология. Тектоника.
9. Поверхность Земли
Рельеф местности на территории России и стран СНГ. Океаны, моря и реки. Природные зоны.
10. Жизнь на Земле
Эволюция и генетика. Жизненный цикл. Жизнь животных. Почвоведение. Землеустройство. Экология. Народы Мира. Религии народов Мира. Охота и охрана природы. Промысловые животные. Охотничье собаководство.
5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторной работы |
1 | 2 | Решение задач по топографической карте: измерение расстояний, координат, дирекционных углов; определение отметок точек и уклонов линий |
2 | 3 | Измерение площадей аналитическим и графическим способами. Измерение площади полярным планиметром. Измерение площади цифровым электронным планиметром PLANIX 5.
Ориентирование на местности. Навигационное оборудование.
Просмотр научно-познавательных видеофильмов: астероиды (шторм века), заповедники Бурятии, экспедиция 1906-го капитана Петрова в Забайкалье, шелковый путь, якутский дьявол, аномальная зона, человек разумный, одиссея первобытного человека, гиганты Арктики, генезис и др. |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Рекомендуемая литература
Основная литература
- Атлас Мира. / Гл. ред. Г.В. Поздняк, Н.Н. Полункина. М.: ПКО «Картография», изд. дом «Оникс 2 век», 2003.
- Горная энциклопедия в пяти томах. / Гл. ред. Е.А. Козловский. М.: «Советская энциклопедия», 1984-1991. 2894 с.
- Интернет. Науки о Земле. Википедия.
- Данилин, И.М. Лазерная локация земли и леса: учеб. пособие / И.М. Данилин, Е.М. Медведев, С.Р. Мельников; Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН. Красноярск, 2005.
- Колесников С.Н. Охота и охрана природы. М.: Россльхозиздат, 1980. 254 с.
- Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1982.
- Факты. Люди. Даты. События. Малый энциклопедический справочник. М.: «Издательство Астрель», 2002.
Дополнительная литература
- Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. М.: «Недра», 1973.
- Шумаев, К.Н. Геодезия. Курс лекций: учеб. пособие / К.Н. Шумаев, А.Я. Сафонов. Красноярск: Гротеск, 2004.
- Шумаев, К.Н. Топографо-геодезические инструменты уходящей эпохи: учеб. пособие / К.Н. Шумаев, А.Я. Сафонов, Ф.Н. Мойсеенок; Краснояр. гос аграр. ун-т. Красноярск: 2005.
- Шумаев, К.Н. Геодезия. Определение площади земельного участка: Метод. указания к выполнению расчетно-графической работы / К.Н. Шумаев, А.Я. Сафонов; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск: 2008.
6.2 Средства обеспечения дисциплины
- Программа «Кредо» для камеральной обработки геодезических плановых и высотных сетей и результатов топографической съемки.
- Научно-познавательные видеофильмы о Земле.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Лекционная аудитория с мультимедиа оборудованием.
- Лаборатория для выполнения лабораторных работ по курсу.
- Компьютерный класс.
- Перечень оборудования дисциплины «Науки о Земле»:
№ | Наименование | Марка | Кол-во (шт) на группу |
1 | Геодезические транспортиры | ТГ-А | 10 |
2 | Учебные топографические карты различных масштабов | | 30 |
3 | Стереопары аэрофотосъемки | | 20 |
4 | Линейка ЛТ | | 2 |
5 | Измерители | | 30 |
6 | Масштабные линейки | ЛМП-1 | 30 |
7 | Тахеограф | | 15 |
8 | Рулетки металлические (30 м, 50 м) |
| 2 |
Рулетки Лазерные | | 1 |
9 | Светодальномер «Блеск» | | 1 |
10 | Теодолиты |
3Т30КЛ (или модификации) | 2 |
2Т5, 2Т5К, ТЭ5 (или модификации) | 1 |
11 | Нивелир |
Н3, Н3К, Н10КЛ | 2 |
лазерный | 1 |
цифровой | 1 |
12 | Нивелирная рейка | РН-3 000 | 4 |
13 | Штатив нивелирный | Шр-120 | 2 |
14 | Штативы теодолитные | Шр-160 | 2 |
15 | Вешка деревянная | | 4 |
16 | Электронный тахеометр в компл. | 2Та-5М | 1 |
17 | Спутниковый навигационный приемник | | 1 |
18 | Полярный планиметр | МИИЗ | 1 |
19 | Планиметр цифровой | PLANIX 5 | 5 |
20 | Бинокль | | 1 |
21 | Буссоль | БГ-1 | 1 |
22 | Макеты учебные | | 1 |
23 | Компьютер | ноутбук | 1 |
24 | Тематические карты | | 1 |
25 | Сканер | | 1 |
26 | Принтер цветной | | 1 |
8. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Перечень расчетно-графических работ и практических занятий
- Решение задач на топографических картах и планах.
- Создание планового и высотного обоснования для съемки местности. Ориентирование. Работа с компасом и буссолью.
- Топографическая съемка местности. Условные знаки топографических и специальных карт.
- Решение задач: определение неприступного расстояния, определение высоты местности и др.
- Определение координат точек местности с помощью спутниковых навигационных приемников.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 020201.65 «Биология».
Программу составили:
Сафонов Александр Яковлевич и.о. доцента кафедры геодезии. Красноярский государственный аграрный университет.
Шумаев Константин Николаевич доцент кафедры геодезии, канд. техн. наук. Красноярский государственный аграрный университет.
Программа одобрена на заседании кафедры геодезиии института землеустройства, кадастров и природообустройства КрасГАУ 18 сентября 2008 г., протокол № б/н.
Программа одобрена на заседании кафедры биологии института прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины КрасГАУ 2008 г., протокол № .
Программа одобрена на заседании учебно-методического совета института прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины КрасГАУ 2008 г., протокол № .
|