Тема 1.2. Мониторинг лесных ресурсов. Законодательные основы мониторинга лесов.
Учитывая комплексную, многофункциональную значимость лесов, проблема рационального использования лесных ресурсов в сочетании с мерами по их охране и воспроизводству является актуальной в Томской области.
Лесистость области составляет 58,2%. Леса на территории области размещены неравномерно. Наиболее малолесные районы - Шегарский и Кожевниковский , наиболее лесистый - Первомайский. Лесные массивы представлены преимущественно хвойными насаждениями, занимающими 58% лесопокрытой площади. По условиям произрастания древесных пород Томская область отнесена к двум лесорастительным зонам: средней и южной тайги. Причем, зона средней тайги включает в себя две подзоны : кедрово - сосновых заболоченных лесов и березово - сосновых - темнохвойных лесов. К зоне средней тайги отнесены леса, находящиеся на западном побережье р. Оби и севернее р. Кеть . Все остальные леса отнесены к зоне южной тайги. Наибольшее распространение в лесах Томской области имеет зеленомошная группа типов лесов. Доля участия этой группы в лесопокрытой площади колеблется от 6,0% (зона средней тайги) до 35% (зона южной тайги). Второе и третье место по распространенности занимают сфагновая и разнотравная группа типов лесов. Остальные типы леса распространены в лесном фонде незначительно.
Лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд Томской области, составляют 29,2 млн. га. Площадь лесного фонда подведомственного ГУПР по Томской области равна 26,7 млн. га, в т.ч. площадь лесных земель - 17,6 млн. га (из них покрытых лесом - 17,4 млн. га), нелесных земель - 9,1 млн. га. Площадь лесного фонда подведомственного ФГУ « Томсксельлес » составляет 1,5 млн. га. К лесам не входящим в лесной фонд относятся леса обороны и городские леса.
Общий запас древесины достигает 2608,7 млн. куб. м.. От общего запаса спелые и перестойные насаждения составляют 63%, приспевающие - 16%, средневозрастные - 18%, молодняки - 3%. Запас древесины на 1 га составляет в среднем 149 куб. м ., в том числе по хвойным породам - 153 куб. м ., по лиственным - 145 куб. м . Размер лесопользования регулируется расчетной лесосекой, которая утверждена по Томской области в объеме 26,9 млн. куб. м., в том числе, по хвойному хозяйству - 7,2 млн. куб. м.. Леса характеризуются невысокой производительностью. Средний класс бонитета хвойных пород равен IV,1, лиственных - III,2. Средний бонитет для всех насаждений - III,8. Преобладают насаждения с полнотой 05-07, занимающие 69% лесопокрытой площади.
В настоящее время в лесном хозяйстве накопилось ряд проблем, решение которых будет способствовать эффективному и рациональному использованию лесных ресурсов:
недоиспользуется основного лесного ресурса: фактически вырублено за 2001 год 1,7 млн. куб. м (6%), в т.ч. по хвойному - 1,2 млн. куб. м (15%);
сокращены объемы работ по лесоустройству, мониторингу лесов;
авиалесоохрана резко сократила налет часов на воздушных судах по охране лесов от пожаров, уровень лесопатрульных работ снизился на 80%;
практически прекращены мероприятия по строительству новых зданий пожарно-химических станций, авиаотделений , лесных кордонов, гаражей, складов взрывчатых веществ;
истощена материально-техническая база, в течение ряда лет подразделения лесопожарных служб не пополняются современными средствами пожаротушения, транспорта, связи;
сократился кадровый состав лесной службы.
Мониторинг лесных ресурсов возложен на Федеральную службу лесного хозяйства Российской Федерации.
Плата за лесные ресурсы.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации Правительство Российской
Федерации устанавливает не только систему платежей за пользование лесным фондом, условия и порядок их взимания, но и минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
В Лесном кодексе претерпели изменения система платежей за пользование лесным фондом, а также порядок их начисления и распределения полученных средств. В настоящее время платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей и арендной платы. Из системы платежей за пользование лесным фондом исключены специальные отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации потребовало внесения изменений и дополнений, а также принятия новых нормативных правовых актов конкретизирующих вопросы платежей за пользование лесным фондом.
Исходя из этого Правительство Российской Федерации своим распоряжением от
14 марта 1997 г. утвердило План подготовки проектов нормативных актов, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти поручалось в 3-х месячный срок привести ведомственные нормативные правовые акты в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Важную роль играют и правовые акты, принятые органами исполнительной власти. В их числе следует назвать Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ от
06.03.97 «О порядке применения раздела V «Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства» Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 .
В соответствии с Основами лесного законодательства отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов в полном объеме должны были поступать в государственный внебюджетный фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов. Лесные подати и арендная плата поступали в бюджеты районов
(городов), на территориях которых осуществлялось пользование лесным фондом.
Согласно Лесному кодексу часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет (40 %) и бюджеты субъектов РФ (60 %).
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1199 утверждены минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню. При этом указанные минимальные ставки включают в себя налог на землю.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Сумма лесных податей составляет основную долю лесного дохода. Лесные подати являются платой, взимаемой за пользование лесными ресурсами. К ним относятся:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия лесных ресурсов.
Все эти платежи в совокупности и составляют лесные подати.
В свою очередь лесной доход включает в себя кроме суммы лесных податей и суммы, полученные от продажи древесины и лесопродукции, оставленной
(бесхозной) в лесу лесозаготовителями после истечения сроков их заготовки и вывозки, а также от продажи изъятой у лесонарушителей древесины и лесопродукции; суммы, полученные от продажи жилых, производственных и хозяйственных построек, оставленных лесозаготовителями после окончания срока проведения лесозаготовительных мероприятий и установленного срока нахождения их в лесу; пени за несоблюдение установленных сроков внесения платежей за пользование лесным фондом.
Плательщиками лесных податей являются все пользователи лесным фондом, за исключением арендаторов, а также лиц, которым предоставлены льготы по их уплате.
Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Форма внесения лесных податей определяется в разрешительном документе по каждому объекту пользования.
|