Тема 2.1. Мониторинг биоразнооборазия.
Мониторинг биоразнообразия.
Цель
Мониторинг среды позволяет оценивать абиотические (то есть химические параметры воздуха, воды, почв и пр.) и биотические изменения (то есть изменения в составе, обилии, распространении видов и сообществ) в экосистеме с целью:
- проведения инвентаризации имеющихся в районе видов и местообитаний с их взаимными связями;
- разделения естественных флуктуаций (например, нормальных колебаний численности видов) от изменений, вызванных катастрофическими причинами (то есть гибели животных и растений под влиянием загрязнений, разливов нефти и др.);
- вскрытия причинно-следственных отношений между внешними факторами и изменениями в популяциях видов или в экосистемах в целом.
Мониторинг инструмент управления биоразнообразием
Мониторинг является эффективным инструментом для измерения эффективности мероприятий, предпринятых для сохранения биоразнообразия, и для выявления биологических тенденций, как природных, так и антропогенных.
Методические подходы
В программе мониторинга, рассчитанной на определенный период времени, могут применяться разные подходы. Например,
- панбиотическая таксономическая инвентаризация (ABTI), фокусирущаяся на нескольких ключевых группах видов, которые, по мнению ученых, являются хорошими индикаторами состояния тех или иных экосистем (например, термиты, рыбы или бабочки);
- пантаксономическая инвентаризация биоразнообразия (ATBI), ориентированная на описание всех видов, обитающих на определенной территории;
- Быстрая оценка состояния биоразнообразия (RBA), опирающаяся на списки избранных видов, дающих оперативный показатель биологического богатства территории
Мониторинговые программы могут также фокусироваться на состоянии генетического разнообразия видов, на ключевых видах, ключевых местообитаниях или на их сочетаниях.
Это всего лишь несколько примеров мониторинговых программ. Реально используемый в работе подход должен определятся целью программы мониторинга и потенциально доступными ресурсами, которые могут расцениваться как стоимость эффективности мониторинга.
Необходимые ресурсы
Мониторинг биологического разнообразия на местном, региональном, национальном, и глобальном уровнях требует наличия системной и экологической инфраструктуры, экономической поддержки и человеческих ресурсов.
Дополнительно к этому страны-участники Конвенции по биологическому разнообразию должны проводить изучение и мониторинг биоразнообразия для целей как сохранения, так и устойчивого использования природных ресурсов. До сих пор даже самые экономически развитые и богатые страны не имеют полного представления о биоте своих территорий, из-за сложности этой задачи и отсутствия адекватной программы мониторинга.
Пример: проект по дельфинам Адриатического моря, Хорватия
Это проект долгосрочного мониторинга в районе архипелага Чрес-Лозинь на хорватском побережья Адриатики служит образцом интеграции мониторинга, увеличения наших знаний и применения полученных результатов на практике.
Обстановка
В 1987 г. один из итальянских исследовательских институтов начал «Проект по дельфинам Адриатического моря» (ADP) с целью определения состояния локальной популяции дельфина-бутылконоса (Tursiops truncatus). Дельфины - хищники верхнего трофического уровня (то есть они питаются другими хищниками - рыбами), поэтому по состоянию популяции дельфинов можно судить о состоянии экосистемы в целом. В этом районы бутылконосы относятся к видам, находящимся на грани полного исчезновения (категория CR Красного списка МСОП), их существованию угрожают перепромысел, сильное загрязнение моря и массовый туризм.
Мониторинг дельфинов
Вот некоторые параметры, которые используются для мониторинга, и методы их получения:
- размер популяции (на фотографиях отдельные особи опознаются по шрамам и выемкам на спинном плавнике);
- расстояния миграций (также идентификация по фотографиям);
- содержание желудков (найденных в этом районе погибших особей).
Оценки, которые проводятся путем ежемесячного и ежегодного сравнения данных наблюдений с использования ГИС, а также ряда других способов позволяют не только делать заключение о состоянии популяции дельфинов, но и устанавливать взаимосвязи благополучия стада дельфинов с теми или иными сторонами человеческой деятельности, например с рыболовством.
Увеличение финансирования и повышение уровня осознания проблемы
80% всего финансирования получается от экотуризма. Добровольцы, участвующие в наблюдениях, которые платят за посещение исследовательской станции и участие в научной работе. Остальные финансовые ресурсы были предоставлены местными и национальным правительствами, банками и частными компаниями, а также были получены в ходе публичных кампаний («Возьмем дельфина под опеку») и от платы за летние исследовательские и образовательные курсы. Понимание проблемы местными жителями дополнительно выросло при популяризации результатов исследований через статьи в газетах и журналах, выступления по радио и телевидению, а также организации массовых акций, вроде «Дня дельфина».
Достижения
В результате этой долгосрочной программы мониторинга была определена необходимая акватория для Морского парка, крайне важного для охраны птиц, собственно сохранения морской экосистемы, дельфинов, а также для охраны археологического наследия. В 1996 г. правительство Хорватии приняло участие в «Плане управления и сохранения архипелага Чрес-Лозинь». Однако этот план не был выполнен, поэтому реализация Проекта по дельфинам Адриатического моря все еще зависела от ежегодного спонсорства, что представлялось рискованным.
В 2001 г. ADP перешел в ведение Хорватской негосударственной организации (NGO). Годом позже в адреса нескольких организаций был подан и получил одобрение новый проект по созданию Лозинского резервата для дельфинов. В этом проекте, помимо предложения по созданию морского образовательного центра было дано несколько рекомендаций по созданию основы для сотрудничества с другими секторами: дальнейшее изучение связи состояния популяции дельфинов с рыболовством и туризмом, действия загрязнений. Можно ожидать, что реализация этого плана покажет необходимость комплексного подхода к управлению этим районом.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Объективная необходимость сохранения и восстановления экосистемы озера Байкал является основным движущим механизмом всемерного расширения международных контактов. Эта деятельность осуществлялась согласно феде¬ральным, республиканским и международным правовым актам, соглашениям, договорам.
При этом международное сотрудничество имело и имеет различные формы и аспекты, но это многообразие в конечном итоге сводилось к единой целевой задаче по обеспечению гарантий безусловного сбережения природного феномена - озера Байкал.
Некоторой точкой отсчета этой деятельности является проведенная в сентябре 1994 г. международная конференция «Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого развития», которая имела особую актуальность.
По инициативе Всемирного банка проведены научные исследования по разработке генерального плана развития экотуризма на Байкале (1994-1995). Основной целью этого плана было получение максимально возможной экономической эффективности при минимальном воздействии на природную среду.
На следующем этапе была завершена разработка проекта «Управление природными ресурсами и сохранение биоразнообразия в бассейне оз. Байкал» (2001), который финансировался Всемирным банком.
В рамках российско-американского проекта (проект Дэвиса) «Комплексная программа политики землепользования на российской территории бассейна озера Байкал» проведена исследовательская работа, охватывающая проблемы использования земельных ресурсов на основе устойчивости и сохранения экосистем.
Более долговременный характер приобретают научно-поисковые работы в области разработки Байкальской компоненты проекта Глобального экологического фонда при содействии Госкомэкологии России за счет финансирования Всемирного банка (1998-2001).
Основной задачей проекта является сохранение уникальной экосистемы озера Байкал и всего природно-исторического комплекса его котловины. Проектный документ состоит из пяти подкомпонентов: межрегиональная деятельность; модельный проект в Иркутской области; модельный проект в Республике Бурятия; модельный проект в Читинской области; программа местных инициатив (малые гранты).
Не менее важные природоохранные задачи возлагались на выполнение программы ТАСИС Европейского сообщества по Байкальскому региону (1997-2000). Одним из основных преимуществ проекта являлось то, что в процессе его выполнения предоставлялась возможность основным исполнителям посредством заграничной командировки познакомиться с практикой работы западноевропейских организаций в сфере государственного управления по различным направлениям, включая управление природными ресурсами и качеством окружающей среды.
Обучение предусматривало совершенствование государственного управления, в контексте перехода к рыночной экономике с акцентом на особое внимание к охране окружающей среды.
Перечисленный перечень направлений международного сотрудничества свидетельствует о том, что это в большей мере проявляется в области научно-исследовательской деятельности. Попытки перейти в плоскость конкретных природоохранных мероприятий на этом этапе сдерживаются недостаточной степенью осведомленности зарубежных инвесторов о современном состоянии экосистем озера Байкал.
Еще более сдерживающий эффект оказывает недостаточная развитость общественных структур в России, в частности, в Байкальском регионе, способных к кардинальному решению проблем природопользования и сохранения природных комплексов, а также проявление сдержанности зарубежными инвесторами в контактах с государственными органами власти.
Озеро Байкал и его экосистема имеют планетарное значение, в силу чего его сохранность является заботой всего мирового сообщества. Многие передовые ученые разделяют это мнение, поэтому международное сотрудничество в области решения байкальских проблем будет расширено по самым различным аспектам.
|