Лабораторный практикум к модулю 1
Лабораторный практикум к теме 1.1.
Лабораторный практикум к теме 1.2.
Лабораторный практикум к теме 1.3.
Лабораторный практикум к теме 1.4.
Лабораторный практикум к теме 1.5.
О Законе «О недрах»
Закон «О недрах» по определению должен задействовать эффективные рыночные механизмы, регулирующие отношения государства и недропользователя в интересах всего общества, стимулировать расширенное воспроизводство запасов полезных ископаемых и их добычу в объемах, удовлетворяющих возраста- ющие потребности нашей страны с целью повышения уровня и качества жизни населения.
Удовлетворяет ли эти требования представленный Минприродой проект закона «О недрах»? Постараемся ответить на данный вопрос.
В проекте закона есть как позитивные, так и негативные по сравнению с действующим законом «О недрах» положения. К первым можно отнести следующие:
- гражданско-правовые отношения между государством и недропользователями, предусматривающие обоюдную ответственность недропользователей и госчиновников за причинение ущерба государству или недропользователям из-за их неправомерных действий;
- расширение форм недропользования (наряду с сохранением режима лицензирования предусматривается заключение договоров подряда, аренды, СРП);
- либерализация недропользования в части переуступки прав пользования недрами, переоформления лицензий, краткосрочного пользования недрами;
- восстановление справедливости и упрощение процедуры предоставления права пользования недрами конкретному субъекту при открытии месторождения за счет собственных средств;
- более четкое определение формы собственности на геологическую информацию (в том числе полученную в советское время).
К негативным можно отнести следующие положения.
- Законопроект не только не стимулирует воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), но и делает невыгодным недропользователю заниматься геолого-разведочными работами (ГРР). Усложнение доступа к геологическому изучению недр; плата за право производства ГРР предпринимателями на условиях риска за собственный счет; усложнение оформления факта открытия месторождения и постановки на государственный баланс вновь приращенных запасов; кабальный характер возмещения ранее произведенных затрат государства на ГРР (расчет исторических затрат ведется, начиная с первой половины прошлого столетия, хотя большинство исследований по старым технологиям в настоящее время уже и невозможно использовать, а затраты на них недропользователь должен компенсировать, причем, немедленно). За все вышеуказанное нужно платить деньги, и немалые, причем, не субъекту, а в Федеральный бюджет. Результат такого подхода мы уже видим: при сверхвысоких ценах на нефть компании не спешат вкладывать средства в ГРР, и эти исследования сегодня находятся в состоянии перманентного недофинансирования со стороны как государства, так и недропользователей.
- Законопроект не обеспечивает освоение маргинальных нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, доля которых в России составляет уже более 55 % общих разведанных запасов, продление срока эксплуатации истощенных месторождений, возможное при широком внедрении методов увеличения нефтеотдачи (МУН) на десятки и даже сотню лет, повышение нефтеизвлечения на поздней стадии разработки. Причина - отсутствие дифференцированной ставки НДПИ в зависимости от горно-геологических условий и истощенности месторождений.
Статья 48 действующего закона «О недрах» гласит: «Скидки за истощение недр с платежей за пользование недрами могут предоставляться:
- пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;
- пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения.
Решение об установлении скидки за истощение недр и о ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами».
Замечательная статья! Она позволяет дифференцировать налогообложение исходя из горно-геологических условий и качества самой нефти. Но она не работала все эти годы в России (кроме Республики Татарстан в 1995-2000 гг.) только по одной причине -Правительство РФ за 10 лет существования Закона не прописало механизма реализации этой великолепной статьи. А мы около трех лет на всех уровнях бьемся за дифференциацию НДПИ.
Если наконец-то одобренная Правительством РФ дифференциация НДПИ будет принята, то все равно статья 48 действующего закона «О недрах» будет исполнена (в виде определения механизма) только на треть, так как предложения Правительства не дают возможности при дифференциации НДПИ учесть разработку малоэффективных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти (ТЗН), что не позволяет развиваться в основном мелкому и среднему бизнесу; вести добычу нефтей более низкого качества, с более низкой потребительской стоимостью (тяжелые, высокосернистые нефти), по которым ставка НДПИ заведомо должна быть ниже, чем для легких, малосернистых нефтей.
Эксперимент по налоговому стимулированию в течение 5,5 лет проводился в Республике Татарстан, когда в 1 995-2000 гг. в рамках Федерального закона «О недрах» и предоставленных республике полномочий стимулировались добыча нефти по истощенным участкам недр, дополнительная добыча за счет внедрения МУН, добыча из вновь введенных малоэффективных месторождений с ТЗН. В результате дополнительно добыто 44,9 млн. т нефти (28,7 % общей добычи). Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составили 1 3,5 млрд. руб., сохранены в работе 10 тыс. скважин и 18,5 тыс. рабочих мест, экономия для нефтяных компаний составила 15 млрд. руб. Дополнительная добыча за счет новых МУН выросла в 6 раз, а ежегодная дополнительная добыча в результате внедрения всех передовых технологий составила около 40 % общей добычи.
Подсчитано, что при переходе на рентные платежи в комплексе со стимулированием разработки трудноизвлекаемых запасов и истощенных объектов только на одном супергигантском Ромашкинском месторождении можно дополнительно извлечь более 0,5 млрд. т запасов нефти.
- Законопроект не обеспечивает рациональное недропользование, и в частности рациональную разработку месторождений, из-за отсутствия регламентирующих положений и действенной роли госорганов в этом процессе. В настоящее время не действуют «Правила разработки нефтяных месторождений», по которым нефтяники работали более 70 лет. Рациональное недропользование в комплексе с научно обоснованными платежами при разведке и добыче нефти (рентные платежи) - ключ к решению проблемы стабилизации добычи нефти по РФ на высоком уровне и обеспечения необходимого ВМСБ.
- Оставление только аукционной формы доступа к недрам, абсолютно не снижая коррупции, дает огромную возможность прихода к недропользованию большой армии непрофессионалов, по существу не умеющих и не желающих рационально разрабатывать месторождения со всеми вытекающими негативными последствиями - так называемой «хищнической» эксплуатации недр. Необходимы имеющиеся в действующем законе «О недрах» конкурсные формы, а в некоторых случаях нужны и «прямые переговоры».
- В законопроекте установлена не государственная, как в действующей редакции Федерального закона «О недрах», а федеральная собственность на недра, что противоречит действующей Конституции Российской Федерации и исключает правовую возможность субъектов федерации выступать одной из равноправных сторон договора пользования участками недр. Поэтому проект закона «О недрах» резко снижает заинтересованность регионов в развитии ТЭР и ТЭК.
Неполное изложение негативных положений проекта закона «О недрах» показывает, что отрицательных последствий применения его будет существенно больше, чем положительных.
Хотелось бы в новом законе «О недрах» видеть следующие моменты.
- восстановить ранее содержавшееся в законе «О недрах» положение о целевых отчислениях на ВМСБ с паритетным (50 % х 50 %) распределением между федеральным центром и субъектом РФ;
- исключить положение о возмещении победителем аукциона расходов государства на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, которое позволяет требовать от недропользователей возмещения любых нерациональных расходов и резко сокращает число вовлекаемых в разведку и добычу участков недр;
- не обременять текущими сборами от недропользования стадии геологического изучения вплоть до подтверждения факта открытия месторождения, что будет являться компенсацией за условия риска, связанного с поиском и разведкой новых месторождений;
- включить в проект в качестве основания предоставления права пользования участками недр конкурсы и аукционы, указав, что допускается проведение отдельных конкурсов, в том числе закрытых, для субъектов малого предпринимательства;
- сохранить «заявочный» принцип получения прав на пользование недрами для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений на малоизученных площадях.
Обеспечение стабильной добычи нефти в старом нефтедобывающем регионе, каким является Республика Татарстан, не может быть достигнуто без мероприятий, направленных на повышение коэффициента извлечения нефти на эксплуатируемых месторождениях. Добыча нефти в республике за счет применения МУН увеличилась от 0,8 млн. в 1 994 г. до 5,6 млн. т в 2005 г. Для того, чтобы нефтеотдача не снижалась, необходимо применение современных МУН. Если раньше республика выделяла средства на разработку МУН, то сегодня внедрение МУН требует привлечения частных инвестиций со стороны тех же нефтяных компаний. Они могут быть предоставлены недропользователями при условии, что государство гарантирует им получение оптимальной прибыли на вложенный капитал. Пока действующее законодательство таких гарантий не устанавливает. Необходимое стимулирование можно дать в виде поправок к действующему закону «О недрах».
В проекте закона «О недрах» не установлен механизм, обеспечивающий социально-экономическое развитие регионов, на территории которых осуществляются разведка и добыча полезных ископаемых, путем возложения на пользователей недр дополнительных обязательств или путем соответствующего перераспределения налогов и сборов от деятельности пользователей недр.
Для государственной поддержки малых и средних нефтяных компаний необходимы законодательные меры, предусматривающие экономическое стимулирование разработки трудноиз-влекаемых и остаточных запасов нефти малыми нефтяными компаниями, а также проведение закрытых конкурсов и аукционов для них.
В законопроекте ничтожно мало положений прямого действия, а есть ссылки на подзаконные акты (около 50 документов), которые в основном должны быть приняты Правительством РФ. На это отводится полгода, хотя опыт показывает, что уйдет гораздо больше времени. Например, механизм налогового стимулирования (льготирования), предусмотренный действующим законом «О недрах», до сих пор не принят, поэтому нигде (за исключением Республики Татарстан и Оренбургской области) не применялся. Кроме того, подзаконные акты, на которые ссылается проект рассматриваемого закона, являются гораздо более значимыми для недропользования, чем сам закон.
Основные вопросы недропользования должны решаться в суде (20 ссылок на судебные решения), для всех участников процесса существенно (по сравнению с действующим Законом) ухудшаются условия недропользования, что свидетельствует о неконкретности большого числа статей законопроекта.
Все перечисленное позволяет уверенно говорить о том, что:
- новая редакция закона «О недрах» на практике будет реально работать только в части организации и проведения аукционов, а рассчитывать на конструктивное изменение в вопросах воспроизводства и эффективного использования минерально-сырьевой базы России не следует;
- законопроект нуждается в существенной переработке по отношению к предмету регулирования (изучение недр, ВМСБ, правила доступа к недрам, платежи за пользование недрами, рациональное недропользование и др.).
Ввод в действие рассмотренного законопроекта внесет практически очень мало позитивного в сферу недропользования. В то же время его принятие еще больше сузит возможности субъектов Российской Федерации реально владеть, пользоваться и распоряжаться недрами на своих территориях, что гарантировано им действующей Конституцией Российской Федерации, усложнит условия недропользования и ограничит добычные возможности страны.
Считаем целесообразным отказаться от рассмотрения этого законопроекта, а внести несколько назревших поправок (упрощение доступа к геологическим исследованиям за счет средств недропользователей и автоматической передаче им открытых ими же месторождений, упрощение доступа независимых нефтяных компаний к недропользованию) и сосредоточиться на профессиональной подготовке «Кодекса о недрах», т.е. на обеспечение основных положений Закона в виде прямого действия, не ожидая, когда будут разработаны и приняты Правительством Российской Федерации подзаконные акты.
Учитывая комплексную, многофункциональную значимость лесов, проблема рационального использования лесных ресурсов в сочетании с мерами по их охране и воспроизводству является актуальной в Томской области.
Лесистость области составляет 58,2%. Леса на территории области размещены неравномерно. Наиболее малолесные районы - Шегарский и Кожевниковский , наиболее лесистый - Первомайский. Лесные массивы представлены преимущественно хвойными насаждениями, занимающими 58% лесопокрытой площади. По условиям произрастания древесных пород Томская область отнесена к двум лесорастительным зонам: средней и южной тайги. Причем, зона средней тайги включает в себя две подзоны : кедрово-сосновых заболоченных лесов и березово - сосновых - темнохвойных лесов. К зоне средней тайги отнесены леса, находящиеся на западном побережье р. Оби и севернее р. Кеть . Все остальные леса отнесены к зоне южной тайги. Наибольшее распространение в лесах Томской области имеет зеленомошная группа типов лесов. Доля участия этой группы в лесопокрытой площади колеблется от 6,0% (зона средней тайги) до 35% (зона южной тайги). Второе и третье место по распространенности занимают сфагновая и разнотравная группа типов лесов. Остальные типы леса распространены в лесном фонде незначительно.
Лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд Томской области, составляют 29,2 млн. га. Площадь лесного фонда подведомственного ГУПР по Томской области равна 26,7 млн. га, в т.ч. площадь лесных земель - 17,6 млн. га (из них покрытых лесом - 17,4 млн. га), нелесных земель - 9,1 млн. га. Площадь лесного фонда подведомственного ФГУ " Томсксельлес " составляет 1,5 млн. га. К лесам не входящим в лесной фонд относятся леса обороны и городские леса.
Общий запас древесины достигает 2608,7 млн. куб. м.. От общего запаса спелые и перестойные насаждения составляют 63%, приспевающие -16%, средневозрастные - 18%, молодняки - 3%. Запас древесины на 1 га составляет в среднем 149 куб. м ., в том числе по хвойным породам - 153 куб. м ., по лиственным - 145 куб. м . Размер лесопользования регулируется расчетной лесосекой, которая утверждена по Томской области в объеме 26,9 млн. куб. м., в том числе, по хвойному хозяйству - 7,2 млн. куб. м.. Леса характеризуются невысокой производительностью. Средний класс бонитета хвойных пород равен IY,1, лиственных - III,2. Средний бонитет для всех насаждений - III,8. Преобладают насаждения с полнотой 05-07, занимающие 69% лесопокрытой площади.
В настоящее время в лесном хозяйстве накопилось ряд проблем, решение которых будет способствовать эффективному и рациональному использованию лесных ресурсов:
недоиспользуется основного лесного ресурса: фактически вырублено за 2001 год 1,7 млн. куб. м (6%), в т.ч. по хвойному - 1,2 млн. куб. м (15%);
сокращены объемы работ по лесоустройству, мониторингу лесов;
авиалесоохрана резко сократила налет часов на воздушных судах по охране лесов от пожаров, уровень лесопатрульных работ снизился на 80%;
практически прекращены мероприятия по строительству новых зданий пожарно-химических станций, авиаотделений , лесных кордонов, гаражей, складов взрывчатых веществ;
истощена материально-техническая база, в течение ряда лет подразделения лесопожарных служб не пополняются современными средствами пожаротушения, транспорта, связи;
сократился кадровый состав лесной службы.
Мониторинг лесных ресурсов возложен на Федеральную службу лесного хозяйства Российской Федерации.
Плата за лесные ресурсы.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации Правительство Российской
Федерации устанавливает не только систему платежей за пользование лесным фондом, условия и порядок их взимания, но и минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
В Лесном кодексе претерпели изменения система платежей за пользование лесным фондом, а также порядок их начисления и распределения полученных средств. В настоящее время платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей и арендной платы. Из системы платежей за пользование лесным фондом исключены специальные отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации потребовало внесения изменений и дополнений, а также принятия новых нормативных правовых актов конкретизирующих вопросы платежей за пользование лесным фондом.
Исходя из этого Правительство Российской Федерации своим распоряжением от
14 марта 1997 г. утвердило План подготовки проектов нормативных актов, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти поручалось в 3-х месячный срок привести ведомственные нормативные правовые акты в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Важную роль играют и правовые акты, принятые органами исполнительной власти. В их числе следует назвать Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ от
06.03.97 "О порядке применения раздела V "Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства" Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 ".
В соответствии с Основами лесного законодательства отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов в полном объеме должны были поступать в государственный внебюджетный фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов. Лесные подати и арендная плата поступали в бюджеты районов
(городов), на территориях которых осуществлялось пользование лесным фондом.
Согласно Лесному кодексу часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет (40 %) и бюджеты субъектов РФ (60 %).
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1199 утверждены минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню. При этом указанные минимальные ставки включают в себя налог на землю.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Сумма лесных податей составляет основную долю лесного дохода. Лесные подати являются платой, взимаемой за пользование лесными ресурсами. К ним относятся:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия лесных ресурсов.
Все эти платежи в совокупности и составляют лесные подати.
В свою очередь лесной доход включает в себя кроме суммы лесных податей и суммы, полученные от продажи древесины и лесопродукции, оставленной
(бесхозной) в лесу лесозаготовителями после истечения сроков их заготовки и вывозки, а также от продажи изъятой у лесонарушителей древесины и лесопродукции; суммы, полученные от продажи жилых, производственных и хозяйственных построек, оставленных лесозаготовителями после окончания срока проведения лесозаготовительных мероприятий и установленного срока нахождения их в лесу; пени за несоблюдение установленных сроков внесения платежей за пользование лесным фондом.
Плательщиками лесных податей являются все пользователи лесным фондом, за исключением арендаторов, а также лиц, которым предоставлены льготы по их уплате.
Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Форма внесения лесных податей определяется в разрешительном документе по каждому объекту пользования.
Древнейшие общества, очевидно, не рассматривали землю как достояние, и тем более товар. Для них, она была чем-то безстоимостным - как например, воздух, вода, или как элемент окружающей среды - как реки, животные, и т.п. Тем не менее, любое поселение ассоциировалось с определенной территорией. И понятие продажи земли другому племени было чем-то невообразимым, как теперь мы себе не можем вообразить торговлю территориями между государствами. Если племя должно было переезжать, его земля "путешествовала" вместе с ним. В древней Месопотамии земля понималась как подарок бога или богини, которые защищали этот народ. Таким образом, земля, люди, правительство и религия составляли единое целое.
Фактически, информация о формировании земельных отношений относится к периоду начинания сельскохозяйственной деятельности племен. И хотя существует мысль, что в то время, когда племена были малочисленными, земли хватало на всех, существуют исторические свидетельства, что даже в этот период велись войны за земли лучшего качества, при этом, некоторые племена специально кочевали для того, чтобы использовать по возможности большую земельную территорию. Часть этих народов и теперь сохранили подобный подход к владению землей. Другие племена кочевали не возвращаясь на уже "освоенные" участки.
Кадастры ведутся почти во всех странах мира и непосредственно связаны с понятиями учета, оценки состояния и использования естественных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и предусматривают выделение однородных за своими правовыми и экономическими условиями территориальных единиц, их картографирование и описание их количественных и качественных характеристик.
Термин "кадастр" распространен во всем мире. С кадастром тесно связан термин "кадастровая съемка" (Cadastral Survey), что предусматривает съемку границ участков недвижимой собственности. Понятие кадастра включает также систему данных, необходимых для налогообложения объектов недвижимости и регистрации юридических прав.
В англоязычных странах широко используются термины "земельный реестр" (Land Register) и "реестр собственности" (Property Register). Под земельным или юридическим реестром (Legal Register) понимают государственный реестр юридических прав и других юридических сведений о недвижимой собственности (Real Estate Register). Государственный реестр содержит описательные, геометрические, картографические и прочие сведения о недвижимой собственности.
Широко распространенный также термин многоцелевой кадастр (Multipurpose Cadastre), который используется для определения комплексной земельно-информационной системы (Land Information System), и который объединяет разные реестры и кадастры (например грунтов, землевладений, населения, инженерных сетей и др.).
Кадастр - итог длинного исторического развития. Анализ кадастровой деятельности в прошлом позволяет лучше организовать ее в настоящее время, и позволит с большей уверенностью прогнозировать будущие перспективы.
Необходимость гарантирования гражданам собственности на землю и обеспечения сборов налогов с античных времен стала основой для создания и поддержания земельного кадастра. Возможно древнейшие кадастровые съемки были проведены древними египтянами ок. 3000 года н.э. с целью установления границ участков, которые обрабатывались. Во время съемки регистрировались детальные сведения о земле, границе участков, имена их собственников. Около 1700 года до н.э. была проведенная новая съемка Египта с целью налогообложения и перераспределения земли.
Существовавшая в Греции около 600 года до н.э. общественная структура базировалась на целом наборе законов относительно собственности на землю, которые привели к тому, что мелкие землевладельцы попадали в долги и часто совсем теряли свою собственность. Достоверно известно о введении в 594 году до н.э. Законодательством Солона функционального кадастра Греции.
Первый римский кадастр под названием "Табулес Цензаалес" был введен в VI веке до н.э. Сервием Туллием. В этом кадастре выполнялась съемка периметра участка недвижимости и устанавливался налог с учетом типа грунта, обработки, качества и производительности земельного участка. Во времена Карла Великого в Швеции был введен налог на недвижимую собственность, известный как десятина. При феодализме в период с 900 по 1200 год н.э. сюзерены и духовенство поддерживали регистрацию недвижимого имущества с помощью подписания своего рода документа на владение.
Около 1162 года в Италии были разработаны земельные кадастры с фискальными целями. В Милане за период в 50 лет (1260-1310г.) была проведенная кадастровая съемка, однако в результате данные для установления системы взыскания налогов получены не были. В Англии первый кадастр датируется 1066 годом, его целью было введение налога на недвижимое имущество. Этот кадастр был назван в народе "Domesday book" или "Книга Судного Дня", поскольку со временем мог применяться для тех, кто обманывал налоговое ведомство.
Во Франции первые известные кадастры датируются 1269 годом. Кадастр, который назывался "Книгой расчетов", не имел успеха. Только при Людовике XIV французы смогли успешно ввести фискальную систему на основе кадастровой съемки.
В Испании во время правления Филлипа II были осуществленны первые значительные статистические работы по оценке недвижимого имущества.
В Милане с 1718 года Джованни Джакомо Мариони начинает разработку первого кадастра на основе применения строгих научных методов съемок границ участков, например, были примененны методы триангуляции и полигонометрии. Благодаря своей точности и качеству, этот кадастр стал образцом для Франции, Бельгии, Нидерландов, Пруссии, Швеции, которые позднее осуществляли свои кадастровые съемки.
Вторым типом кадастра, который сыграл особое значение для его развития, считается французский. В 1801 году Наполеон составил комиссию для изучения справедливого распределения налога на недвижимое имущество на французской территории. В 1800 представительных муниципальных округах были проведенные кадастровые съемки. На основе результатов увеличения налога в этих муниципальных округах предполагалось рассчитать путем экстраполяции величины налога для других муниципальных округов.
Конечно, задачи и структура кадастров, внедренных в минувшем веку, значительно изменились, что связано с развитием общества - индустриализацией и информатизацией, в последние декады этого столетия.
Кадастры природных ресурсов - совокупность достоверных сведений о хозяйственном, правовом, качественном и количественном состоянии природных ресурсов. В основе кадастра земли и лесов лежат данные учета, данные топографо-геодезических, картографических, геоботанических и других специальных исследований, получаемых в результате землеустройства, лесоустройства, а также данные мониторинга о качественном состоянии этих природных ресурсов и происходящих в них изменениях. Земельный и лесной кадастры ведутся соответственно органами Госкомзема и Рослесхоза. Наряду с ними действуют кадастры полезных ископаемых, животного мира (отдельно по рыбным запасам и наземным животным). Ведение кадастра объектов животного мира (наземных животных) возложено на Минсельхоз, а кадастра животного мира, принадлежащего к объектам рыболовства, - на МПР. Водным кадастром ведает МПР, а также Росгидромет. Отдельно ведется кадастр особо охраняемых природных территорий. Сбор и ведение реестра всех кадастровых сведений (включая денежную оценку особо охраняемых природных объектов) возложены на Госкомэкологию. территориальные органы, а также на Рослесхоз, его территориальные и другие федеральные органы исполнительной государственной власти.
Земельный кадастр - это совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Государственный земельный кадастр РФ включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Важнейшее значение земельного кадастра заключается в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.
Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов и сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания.
Данные земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны. Тем самым земельный кадастр приобретает большую значимость на разных уровнях народнохозяйственного планирования и управления земельными ресурсами.
Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является и в охране окружающей среды, да и в земельном праве одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы почвы, ее плодородия.
Писатель и агроном Сергей Зелыгин писал, что уникальный плодородный слой земли едва ли не главное чудо нашей планеты.
А основоположник науки о почве почвенник великий русский ученый В.В.Докучаев, говоря о русском черноземе, отмечал, что он (чернозем) дороже каменного угля, нефти, дороже золота.
Почва основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.
По существу почва является невозобновимым природным ресурсом. Для восстановления 1 кв. см. почвы требуется в зависимости от природно- климатических условий от нескольких до нескольких тысяч лет. Однако при правильном использовании почва, в отличии от других природных невозобновимых ресурсов, может не только не стареть, не изнашиваться, а даже улучшаться, возрастать, повышать свое плодородие.
Следовательно, стоит вопрос о правильном рациональном использовании земель, прежде всего сельскохозяйственных угодий, пашни, где вопросы почвы, ее плодородия имеют первостепенное значение.
Почва неотъемлемый компонент всех надземных экологических систем. Почва важнейший компонент биосферы.
Вместе с тем, площади плодородных почв катастрофически сокращаются.
Почвы загрязняются, разрушаются воздушной и водной эрозией, заболачиваются, засоляются, опустыниваются, выводятся из сельскохозяйственного оборота вследствие отчуждения.
Безвозвратные потери пашни только вследствие деградации почв достигли 1.5 млн гектар (га) в год. Денежное выражение этих потерь составляет не менее 2 млрд долларов.
Необходимо отметить, что большая часть потерь почв, их плодородия носит антропогенный характер, то есть обуславливается неразумной нерациональной деятельностью человека.
Таким образом постановка вопроса о решении проблемы рационального использования земельных ресурсов и охране их вполне правомерна и требует скорейшего разрешения.
Темпы и масштабы деградации почв достигли таких размеров, что это создает угрозу нашей национальной безопасности на перспективу.
Актуальна эта проблема и в правовом аспекте, так как в России до сих пор не принят закон “О почвах”. В правовом отношении почвы в России безнадзорны. Законодательно не установлено, что сохранение почв и их плодородия является одной из приоритетных задач государства и граждан России.
Государственный земельный кадастр представляет собой установленную государством систему учета, регистрации и оценки земель, направленную на регулирование земельных отношений. Она включает сведения о правовом, хозяйственном и природном состоянии земель (техническое, экономическое и правовое описание).
Таким образом, создание государственного земельного кадастра обеспечивает решения органов исполнительной власти, развитие рынка недвижимости и рыночных отношений в России, увеличение поступлений в бюджет и включает следующие основные функции: учет, регистрацию, качественную и экономическую оценку территорий. Государственный учет объекта недвижимости оформляется актом присвоения каждому сформированному объекту недвижимости кадастрового номера. В его функции входит также внесение сведений о пространственно-площадных и других физических характеристиках этого объекта в реестр объектов кадастра. Государственный учет объекта недвижимости является необходимым условием осуществления государственной регистрации права на данный объект. Уникальный, не повторяющийся во времени и единственный на территории Российской Федерации кадастровый номер присваивается объекту недвижимости на этапе его государственного учета и сохраняется за объектом до тех пор, пока он физически (юридически) существует как единое целое. Государственная регистрация прав на недвижимость оформляется актом, на основании и с момента подписания которого государством признаются за гражданами и юридическими лицами права на недвижимость. Государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется посредством внесения подтвержденной документально достоверной информации о правах граждан и юридических лиц в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Городской кадастр - территориальная информационная система, содержащая необходимые сведения о городском хозяйстве и природной среде. Система городского кадастра - представляет собой государственные мероприятия по изучению природного и хозяйственного положения городских земель, водоемов, зеленых насаждений, зданий и сооружений, коммуникаций, а также состояния экологических, геологических и социально-экономических условий городской территории. Система мероприятий предусматривает регистрацию пользователей городских земель (юридический аспект), учет количественных и качественных характеристик объектов (метрический и семантический аспекты) и их экономическую оценку (экономический аспект) для организации рационального ведения городского хозяйства.
Государственный кадастровый учет земельных участков описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
- государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- государственного контроля за использованием и охраной земель;
- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- землеустройства;
- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
- установления обоснованной платы за землю;
- иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного земельного кадастра, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» упразднено. В связи с ростом количества информации, подлежащей учету, при ведении земельного кадастра получили широкое распространение компьютерные программы на основе геоинформационных систем, а также АИС учета объектов недвижимости.
Лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальные органы. Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра. Министерство природных ресурсов РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством (Постановления Правительства РФ от 22.07.2004 N 370, от 16.06.2004 N 283 и от 30.07.2004 N 400).
Государственный водный кадастр - систематизированный документированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в РФ по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Обязательным является представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в Государственный водный кадастр. Данные Государственный водный кадастр являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов. Ведение Государственный водный кадастр осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).
Министерству природных ресурсов Российской Федерации и
Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды обеспечить:
- оценку текущего состояния и прогнозирование ресурсов
поверхностных и подземных вод и их качества, а также использования вод
по отраслям народного хозяйства, речным и морским бассейнам и их
отдельным участкам (для подземных вод - по гидрогеологическим
регионам), территориям субъектов Российской Федерации;
- разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа,
хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных
ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации
в целом, отдельным ее регионам, речным и артезианским бассейнам;
- ведение государственного водного кадастра Российской Федерации,
совместимого с кадастрами других природных ресурсов на единой
геоинформационной основе;
- подготовку к публикации и издание сведений государственного
водного кадастра Российской Федерации;
- предоставление представительным и исполнительным органам
государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, заинтересованным
юридическим лицам и гражданам данных государственного водного кадастра
Российской Федерации в установленном порядке.
Атмосфера внешняя газовая оболочка Земли, механическая смесь разных газов, водяных паров и твердых (аэрозольных) частиц.
Атмосферный воздух необходим для дыхания живых организмов (существ), используется в технологических процессах горения и плавки как сырье для получения кислорода, азота, инертных газов, оксида углерода. Атмосфера является средой для размещения газообразных отходов производства. Под действием атмосферных осадков, солнечной радиации и в результате ле¬са воздушных масс атмосферный воздух избавляется от посторонних примесей. Этот процесс называется самоочищением атмосферы.
Атмосфера выполняет следующие функции:
1.содержит кислород, необходимый для дыхания живых организмов;
2.является источником углекислого газа для фотосинтеза растений;
3.защищает живые организмы от космических излучений;
4.сохраняет тепло Земли и регулирует климат;
5.трансформирует газообразные продукты обмена веществ;
6.переносит водяные пары по планете;
7.является средой обитания летающих форм организмов;
8.служит источником химического сырья и энергии;
9.принимает и трансформирует газообразные и пылевидные отходы.
Состав атмосферы находится в состоянии динамического равновесия, поддерживаемого такими климатическими факторами, как перемещение воздушных масс (ветер и конвекция) и атмосферные осадки, жизнедеятельность животного и растительного миров, особенно лесов и планктона мирового океана, а также в результате космических процессов, геохимических явлений хозяйственной деятельности человека.
Общая масса атмосферы составляет 5,14-1015 т. Около 50% массы атмосферы приходится на нижний слой толщиной около 5 км. Масса слоя толщиной 30 км составляет 99% всей массы атмосферы.
По вертикали атмосфера имеет слоистое строение. Выделение отдельных слоев основано на изменении температуры с высотой.
Верхняя граница атмосферы четко не выделяется. Она переходит постепенно в космическое пространство.
Осредненная температура атмосферы на средних широтах уменьшается линейно с высотой до отметки 11 км. При этом средняя температура уровне моря принимается равной 288 К, а на высоте 11 км 216,7 К.
Различия в нагревании воздуха приводят к горизонтальным градиентам давления, которые, в свою очередь, являются причиною конвекций горизонтальных перемещений воздушных масс.
На перемещение воздушных масс воздействует также сила Кориолиса, возникающая в следствии вращения Земли; центробежное ускорение, возникающее районах, прилегающих к областям высокого и низкого давления; силы трения, замедляющие движение воздуха вблизи земной поверхности. В северном полушарии движение воздушных потоков вокруг центров высокого давления осуществляется по часовой стрелке с отклонением наружу и вниз от кругового движения. Этот поток получил название нисходящего и является одним из возможных препятствий для рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
При движении воздушных потоков вокруг центров низкого давления вектор скорости направлен внутрь и вверх от кругового движения против часовой стрелки. В этом случае загрязняющие вещества из нижних слоев атмосферы переносятся вверх и рассеиваются в больших объемах воздуха.
При движении воздуха в северном полушарии против часовой стрелки вокруг центра низкого давления формируется циклон, при движении в направлении часовой стрелки вокруг центра низкого давления формируется антициклон.
Классификация источников загрязнения:
Загрязнение атмосферы изменение состава атмосферы в результате попадания в нее примесей.
Примесь в атмосфере это рассеянное в атмосфере вещество, не содержащееся в ее постоянном составе.
Загрязняющее воздух вещество это примесь в атмосфере, оказывающая неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Поскольку примеси в атмосфере могут претерпевать различные превращения, их можно условно разделить на первичные и вторичные.
Первичная примесь в атмосфере примесь, сохранившая за рассматриваемый интервал времени свои физические и химические свойства.
Превращения примесей в атмосфере процесс, при котором примеси в атмосфере подвергаются физическим и химическим изменениям под влиянием природных и антропогенных факторов, а также в результате взаимодействия между собой.
Вторичная примесь в атмосфере это примесь в атмосфере, образовавшаяся в результате превращения первичных примесей.
По воздействию на организм человека загрязнение атмосферы подразделяют на физическое и химическое. К физическому относят: радиоактивное излучение, тепловое воздействие, шум, низкочастотные вибрации, электромагнитные поля. К химическому наличие химических веществ и их соединений.
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ характеризуются по 4 признакам: по агрегатному состоянию, химическому составу, размеру частиц и массовому расходу выброшенного вещества.
Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу в виде смеси пыли, дыма, тумана, пара и газообразных веществ.
Источники выбросов в атмосферу подразделяют на естественные, обусловленные природными процессами, и антропогенные (техногенные), являющиеся результатом деятельности человека.
|