В разделы использованы работы [KUZN01] и [MIND01]
Что такое информационная система?
Начнем с истории. Как известно, возникновение компьютеров главным образом стимулировалось необходимостью проведения расчетов для создания ядерного оружия и ракетной техники. Объемы требуемых вычислений просто не позволяли произвести их в приемлемое время традиционным коллективом расчетчиков.
Однако сразу же на появление компьютеров обратили внимание бизнесмены. Как правило, в гражданском бизнесе не требуются большие расчеты. Основной проблемой в нем являются объемы информации, которые необходимо собирать, надежно хранить и оперативно обрабатывать. Появление информационных систем, основным назначением которых было решение этой проблемы, было ответом компьютерной индустрии на требование мира бизнеса.
Информационной системой (ИС) называется программно-аппаратный комплекс, функционирование которого состоит (1) в надежном хранении информации в памяти компьютера, (2) выполнении специфических для конкретной предметной области преобразований информации и вычислений, (3) предоставлении пользователю удобного и легко осваемого интерфейса.
Области применения информационных приложений разнообразны: страхование, транспорт, образование и т. д. Трудно найти область деловой активности, в которой сегодня можно было бы обойтись без использования информационных систем. И конечно, в зависимости от конкретной области применения информационные системы очень сильно различаются по своим функциям, архитектуре, реализации. Но можно выделить два свойства, которые являются общими для всех информационных систем:
Любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда – совокупность ресурсов, предоставляемых в распоряжение пользователя системы. Среда должна обеспечить уровень надежности хранения и эффективность доступа, соответствующие области применения ИС.
ИС ориентируются на конечного пользователя, например, бухгалтера. Такие пользователи могут быть очень далеки от мира компьютеров. Для них персональный компьютер – всего лишь орудие собственной профессиональной деятельности. Поэтому ИС обязана обладать простым, удобным, легко усваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-то лишние действия. Обычно этот интерфейс является графическим: с меню, кнопками, подсказками и т. п.
Для функционирования ИС необходимы следующие основные компоненты:
база данных (БД);
схема базы данных;
система управления базой данных (СУБД);
приложения;
пользователи;
технические средства.
Рассмотрим кратко каждый из этих компонентов. Начнем с базы данных. Существует немало определений этого понятия. Вот нестрогое определение БД, которое Крис Дейт (С. J. Date), один из главных экспертов в области баз данных, дает в начале своего учебного курса: «Базу данных можно рассматривать как подобие электронной картотеки, то есть хранилище для некоторого набора занесенных в компьютер файлов данных».
Тогда получается, что база данных – это просто колоссальный набор данных? Да, многие люди так и думают. Но файл может содержать довольно большое количество данных и не быть базой данных. Важным свойством БД является то, что база данных может себя описать. Можно сказать, что БД обязательно содержит – данные и метаданные. Данные – это данные пользователя или предприятия, использующего систему, и связанные с его деятельностью. Например, данные о продукции, счетах, коровах. Метаданные – это данные о данных или схема базы данных, которая описывает структуру обычных данных и дает о них фундаментальную информацию. Обычно мы не видим эту схему, потому что она спрятана от нас программными средствами.
Пользователей можно разделить на три большие группы: (1) прикладные программисты, (3) пользователи, (3) администраторы.
Прикладные программисты – отвечают за написание бизнес-приложений, использующих базу данных (например, приложения по автоматизации бухгалтерского учета, маркетинга). Приложения выполняют над данными стандартные операции: выборку существующей информации, вставку новой информации, удаление или обновление существующей информации. Все эти функции выполняются через соответствующий запрос к СУБД.
Конечные пользователи (например, менеджер, бухгалтер) – работают с информационной системой непосредственно через рабочую станцию или терминал. Пользователь получает доступ к БД, используя одно из приложений.
В связи с тем, что данные одна из главных ценностей предприятия, администратор данных должен разбираться в данных и понимать нужды предприятия по отношению к данным на уровне управления высшего руководства предприятия. В его обязанности входят: принимать решения, какие данные необходимо вносить в БД, обеспечивать поддержание порядка при использовании их после занесения в базу данных.
Техническим специалистом, ответственным за реализацию решений администратора данных, является администратор БД. Его работа заключается в создании самой БД и техническом контроле, необходимом для осуществления решений администратора данных.
Между собственно БД (т. е. данными) и пользователями располагается уровень программного обеспечения – система управления базой данных. Все запросы пользователей на доступ к БД обрабатываются СУБД.
СУБД важный, но не единственный компонент программного обеспечения ИС. Среди других – упомянутые выше бизнес-приложения, утилиты, CASE-средства, генераторы отчетов и форм и т.д.
Технические средства информационных систем могут включать:
средства вычислительной техники (серверное оборудование, рабочие станции, принтеры и т.д.),
локальные вычислительные сети,
копировально-множительную аппаратуру,
средства связи (учрежденческие АТС, каналы связи и канальное оборудование, телефоны, факсимильные аппараты, мобильные средства связи).