В качестве классификационных признаков для ЭИС выступают:
характеристики объекта управления (масштаб, профиль деятельности, функции управления);
информационно-технологическая архитектура построения ЭИС;
особенности выполнения отдельных технологических операций обработки данных;
методы и средства проектирования, используемые при создании ЭИС и др.
Рассмотрим некоторые классификации ЭИС, которые относятся к категории фасетной классификации (одна и та же ЭИС может соответствовать нескольким классификационным признакам).
1. Сфера деятельности объекта управления:
ЭИС промышленных предприятий;
ЭИС предприятий сферы обращения (торговля, банки и кредитные организации);
ЭИС непромышленной сферы (социально-экономическая деятельность) и др.
2. Функциональная направленность ЭИС:
ЭИС технической подготовки производства;
ЭИС стратегического планирования;
ЭИС оперативного учета;
ЭИС бухгалтерского учета;
ЭИС финансового анализа;
ЭИС материально-технического обеспечения;
ЭИС маркетинга;
ЭИС сбыта готовой продукции;
ЭИС управления кадрами и т.д.
3. Организационная структура ЭИС:
ЭИС управленческого персонала (АРМ);
ЭИС структурного подразделения;
ЭИС масштаба предприятия;
корпоративная ЭИС крупномасштабного объекта управления (корпорации, финансово-промышленной группы);
отраслевая ЭИС;
общегосударственная ЭИС;
международная (транснациональная) ЭИС.
4 Информационная интеграция ЭИС:
локальные ЭИС – отдельно стоящие АРМы управленческого персонала, функционирующие в изолированных информационных пространствах (система документов, система классификации и кодирования, базы данных);
комплексные ЭИС – АРМы управленческого персонала, использующих общее информационное пространство;
интегрированная ЭИС.- АРМы управленческого персонала, использующие единое информационное пространство.
5. Информационно-технологическая архитектура ЭИС:
ЭИС с архитектурой "файловый сервер";
ЭИС с архитектурой "клиент-сервер" (разновидности).
6. Специализация ЭИС:
автоматизированные системы управления (АСУ);
проблемно-ориентированные системы (ПОС);
автоматизированные обучающие системы (АОС);
информационно-поисковые системы (ИПС) и информационно-справочные системы (ИСС);
интеллектуальные системы (см. далее) и др.
АСУ – наиболее распространенный термин для ЭИС, используемых для управления организационно-техническими объектами (коллективами людей, техническими комплексами). В рамках АСУ выделяют:
АСУ ОТ (организационного типа), предназначенные для реализации функций управления полного управленческого цикла;
АСУ ТП (технологического типа), предназначенные для управления протеканием технологическими процессами производства, работой машин и механизмов и т.п.
ПОС являются специализированными ЭИС, используются для информационной поддержки особых методов управления и технологий обработки данных. Отличительной особенностью систем данного класса является применение методо-ориентированных программных средств – системы имитационного моделирования, системы управления проектами, технология DataMining (извлечение знаний), статистическое прогнозирование и др.
В последнее время в связи с развитием систем дистанционного образования, реализации программы "открытого" образования возрастает интерес к АОС, имеющих модификации:
подготовка автоматизированных учебных курсов;
обучение по автоматизированным учебным курсам;
тестирование обучающихся по автоматизированным учебным курсам;
управление процессом обучения в системе дистанционного образования и др.
ИСС обеспечивает пользователей справочной информации различного вида:
ведение архивов документов;
управление системой документации;
ведение справочников, нормативов и т.п.
ИПС предназначены для реализации сложных поисковых запросов, формулируемых на языке запросов высокого уровня. Существует две разновидности ИПС:
документографического (результат поиска – комплект релевантных документов);
фактографического типа (результат поиска – искомые факты.
В Интернет используются различные классы ИПС (поисковые машины, поисковые роботы, поисковые порталы и т.п.).
В развитии ЭИС наблюдается следующие тенденции:
типизация областей применения ЭИС;
стандартизация информационных технологий;
повышение качества ЭИС.
Типизация состава и структуры ЭИС позволяет сократить затраты на создание и внедрение ЭИС за счет использования типовых разработок. Это так называемый "коробочный" вариант создания ЭИС, связанный с применением ППП (пакетов прикладных программ) функционального назначения, CASE-технологий для разработки программного и информационного обеспечения ЭИС, БД типовой структуры, унифицированных форм документов, переходом к единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации.
Другое направление – выработка требований к составу и содержанию операций обработки данных, программным и техническим средствам поддержки информационных технологий в ЭИС, стандартизация информационных технологий. Применение стандартов в сфере информационных технологий направлено на обеспечение гарантированного уровня качества информации и получение экономического эффекта от внедрения ЭИС.
Повышение качества ЭИС достигается за счет применения эффективных информационных технологий, включения в ЭИС интеллектуальных подсистем, например: системы поддержки принятия решений для определенного уровня (функции управления); системы, основанных на знании и др.
Системы поддержки принятия решений (СППР) приближаются к интеллектуальным ЭИС, отличительными особенностями этих систем являются:
сфера применения – подготовка решений стратегического уровня (перспективное планирование, инвестиционное проектирование и др.), решений, имеющих серьезные экономические последствия (оценка рисков, экономическая и информационная безопасность), социально-значимых решений;
дружественный интерфейс с элементами естественного или профессионального языка (пользователи СППР – управленческий персонал верхнего уровня управления);
особая форма организации информации – хранилище данных, киоски данных, репозитария объектов;
развитый инструментарий моделирования данных и бизнес-процессов, создания математических и статистических моделей анализа и прогнозирования, имитационного моделирования и др.
СППР реализуют поиск аналитических зависимостей, при использовании которых правила принятия решений становятся более простыми. Правила строятся как зависимости между наблюдаемыми фактами и выдвинутыми гипотезами. Информационные технологии на начальных этапах основаны на искусственном интеллекте, включая использование:
экспертных систем, с помощью которых на основе реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипотезы;
.ИПС для полнотекстового поиска (в перспективе ИПС объединяются с реляционными СУБД, образую новый класс постреляционных СУБД);
системы аналитических вычислений, основанные на применении методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозировнаия и др.
Интеллектуальные ЭИС
Интеллектуальные ЭИС (ИЭИС), часто называемые системами, основанными на знаниях, обеспечивают:
естественно-языковый интерфейс конечного пользователя (эксперта, когнитолога – специалиста по формализации знаний);
применение технологий искусственного интеллекта,
решение слабо структурированных, плохо формализованных задач;
формирование новой информации на основе логического вывода и базы знаний;
представление модели экономического объекта и его окружения в виде базы знаний и средств дедуктивных и правдоподобных выводов в сочетании с неполной или неточной информации.
На начальном этапе развития ИЭИС получили наибольшее распространение получили экспертные системы (ЭС), основные составляющие ЭС:
база знаний – представляет эвристическую и фактологическую информацию в виде фактов, утверждений и правил вывода;
машина вывода – применяет знания для вывода нового результата;
система естественно-языкового интерфейса (СЕЯИ) – преобразование запросов и формирование ответов для взаимодействия ЭС с человеком.
Для хранения и управления знаниями в ИЭИС применяется система управления базами знаний – СУБЗ.